СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по информатике "Информатика вокруг нас"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс внеурочной деятельности «Информатика вокруг нас» (на базе авторской программы Л.Л. Босовой) является благоприятным этапом для формирования инструментальных личностных ресурсов, благодаря чему он становится плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по информатике "Информатика вокруг нас"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»


Обсуждено

На заседании МО

Руководитель МО______________

Протокол № 1

от _____20 г.

Принято

Педагогическим советом

Протокол №1 от 25.08.2021


Утверждено

Директор МБОУ « Средняя

общеобразовательная школа№18»

_________ Улитушкина Т.А.

Приказ № от______20 г.









Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Информатика и мы»

(общекультурное направление)

5 класс








Программу составила:

учитель информатики Наумова Е.Ю.

.















Новокузнецкий городской округ, 2021

Курс внеурочной деятельности «Информатика вокруг нас» является благоприятным этапом для формирования инструментальных личностных ресурсов, благодаря чему он становится плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.


I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные образовательные результаты:

  • широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты:

Регулятивные:

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;

  • прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

Познавательные:

  • применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых; проводить сравнение; постановка и формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характер;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

  • умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;

  • принимать активное участие в работе парами и группами;

  • умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;

  • умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность;

  • умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

  • использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.


II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


п/п

Содержание курса

внеурочной деятельности

Формы организации и

виды деятельности

1

Информация вокруг нас

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат. Ребусы. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Рассказ. Беседа. Работа с раздаточным материалом.

Демонстрация, презентация

Практикум «Работаем с электронной почтой», «Черные ящики», «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

Творческое задание «Создание ребусов»

2

Компьютер для начинающих

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Рассказ. Беседа. Работа с раздаточным материалом. Работа с текстом

Демонстрация, презентация

Практикум «Вспоминаем клавиатуру», «Управление компьютером с помощью мыши»

3

Информационные технологии

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Создание движущихся изображений.

Создание анимации по собственному замыслу. Выполнение итогового мини-проекта.

Рассказ. Беседа. Работа с раздаточным материалом. Работа с текстом

Демонстрация, презентация

Практикум «Редактируем текст», «Работаем с фрагментами текста», «Форматируем текст», «Создаём списки», «Создаём простые таблицы», «Строим диаграммы», «Изучаем инструменты графического редактора», «Работаем с графическими фрагментами», «Создаём анимацию», «Создаем слайд-шоу»



III. Тематическое планирование


Тема урока

Количество часов


Информация вокруг нас

13

  1. .

Информация вокруг нас. Информация и информатика.

Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

1

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

1

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Практикум «Работаем с электронной почтой»

1

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат. Ребусы

1

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации

1

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации.

1

Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации.

1

Преобразование информации по заданным правилам. Практикум «Черные ящики»

1

Преобразование информации по заданным правилам.

Практикум «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

1

Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись.

1

Разработка плана действий. Задачи о переправах

1

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях

1


Компьютер для начинающих

8

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

1

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

1

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Практикум «Вспоминаем клавиатуру»

1

Управление компьютером. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Практикум «Управление компьютером с помощью мыши»

1

Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ.

1

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.

1

Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

1

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.


1


Информационные технологии.

13

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Практикум «Редактируем текст»

1

Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Практикум «Работаем с фрагментами текста»

1

Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет).

1

Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Практикум «Форматируем текст»

1

Списки – способ упорядочивания информации.

Создание и форматирование списков. Практикум «Создаём списки»

1

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными


1

Табличное решение логических задач.

Практикум «Создаём простые таблицы»

1

Разнообразие наглядных форм представления информации. Диаграммы. Практикум «Строим диаграммы»

1

Компьютерная графика. Простейший графический редактор Paint . Создание графических изображений.

Практикум «Изучаем инструменты графического редактора»

1

Преобразование графических изображений

Практикум «Работаем с графическими фрагментами»

1

Создание движущихся изображений.

Практикум «Создаём анимацию»

1

Создание анимации по собственному замыслу.

Практикум «Создаём анимацию»

1

Выполнение итогового мини-проекта.

Практикум «Создаем слайд-шоу»

1