МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №12
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЮБЕРЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ ЛИЦЕЯ №12
____________________________А.И.Буданова
«____»_________20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Страна Геометрия»
для 1-г класса
2016-2017 учебный год
Учитель Кузнецова Екатерина Анатольевна
СТРАНА ГЕОМЕТРИЯ
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе:
Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
Программы формирования универсальных учебных действий.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.)
Основной образовательной программы начального общего образования МОУ лицея № 12.
Авторской программы Волковой С.И., Пчелкиной О.Л. Математика и конструирование. 1-4 класс.
Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения, но эффективно дополняющих друг друга школьных предмета: математику, которая имеет развитую теоретическую основу, но реализация практического и прикладного потенциала ее теоретических возможностей не всегда достаточно полно осуществляется в процессе обучения, и технология, которое носит ярко выраженный практический характер.
Цель определяется как расширение и уточнение геометрических представлений и знаний учащихся.
Для достижения поставленных целей изучения математики и конструирования необходимо решение следующих практических задач:
формирование у детей графических умений и навыков работы с чертежными инструментами,
развитие умений выполнять и читать чертежи, создавать модели различных объектов на основе изученного геометрического материала,
формирование элементов конструкторского мышления учащихся.
Материал курса «Математика и конструирование» представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями:
Место предмета в учебном плане
По учебному плану на изучение математики и конструирования во 1-4 классе отводится 33-34 часа (1 час в неделю), что совпадает с программой.
класс 33 часа ( 1 час в неделю)
класс 34 часа ( 1 час в неделю)
класс 34 часа ( 1 час в неделю)
класс 34 часа ( 1 час в неделю)
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
самостоятельно определяет и высказывает самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делает выбор, какой поступок совершить.
Коммуникативные результаты:
доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушает и понимает речь других;
выразительно читает и пересказывает текст;
совместно договаривается о правилах общения и поведения в школе и следует им; учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Познавательные результаты:
ориентируется в своей системе знаний: понимает, что
нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
делает предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
добывает новые знания: находит необходимую информацию, как в
учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
добывает новые знания: извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывает полученную информацию: наблюдает и делает самостоятельные выводы.
Регулятивные результаты:
самостоятельно;
учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
учится планировать учебную деятельность на уроке;
высказывает свою версию, пытается предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по предложенному плану, использует необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
Предметные результаты:
знает основные понятия курса: противоположные стороны прямоугольника, диагонали прямоугольника, стороны, углы и вершины многоугольника, окружность, круг, центр окружности (круга), радиус, диаметр окружность (круга), вписанный прямоугольник, описанная окружность;
знает свойства диагоналей прямоугольника (квадрата);
использует правила безопасной работы ручным и чертежным инструментом;
умеет чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата), круга;
изготавливает несложные изделия по технологической карте и по технологическому рисунку;
читает чертеж и изготавливает по чертежу несложные изделия;
делит фигуры на части по заданным условиям и составляет фигуру из частей.
Методы и формы контроля планируемых предметных результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития
учащихся;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Основное содержание 1 класс
Геометрическая составляющая
Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений.
Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без делений.
Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, ребра, вершины.
Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата). Свойства диагоналей прямоугольника.
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.
Свойства диагоналей квадрата.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь прямоугольного треугольника.
Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей.
Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.
Взаимное расположение двух окружностей на плоскости.
Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений. Вписанный в окружность треугольник.
Конструирование
Изготовление моделей треугольников различных видов.
Изготовление модели правильной треугольной пирамиды разными способами:
склеиванием из развертки, сплетением из двух полос бумаги, состоящих из четырех равносторонних треугольников.
Изготовление геометрической игрушки («гнущийся многоугольник») из бумажной полосы, состоящей из 10 равных разносторонних треугольников.
Изготовление по чертежам аппликаций («Дом», «Бульдозер») и чертежей по рисункам аппликаций («Паровоз»).
Изготовление композиции «Яхты в море».
Изготовление цветка на основе деления круга на 8 равных частей.
Изготовление модели часов.
Изготовление набора для геометрической игры «Танграм».
Изготовление изделия «Лебедь» способом оригами.
Техническое моделирование и конструирование. Транспортирующие машины: их особенности и назначение.
Изготовление из деталей набора «Конструктор» модели подъемного крана и модели транспортера.
.
Основные требования к концу учебного года
Учащиеся должны знать:
- термины: точка, прямая, отрезок, луч, угол, прямой угол, острый угол, тупой угол, ломаная линия, вершина ломаной, звено ломаной, длина ломаной, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, сантиметр, дециметр;
- отличия прямой от отрезка, отличие прямой от луча, луча от отрезка;
- основные свойства прямой; названия и назначение материалов (бумага, картон и др.);
- название и назначение каждого из инструментов и приспособлений (линейка, чертежный треугольник, циркуль, ножницы, гладилка, кисточка для клея и др.);
- правила безопасной работы перечисленными инструментами и правила их хранения;
- технологию сгибания и складывания бумаги, правила вырезания и склеивания деталей из бумаги.
Учащиеся должны уметь:
- чертить отрезок по заданным размерам, чертить прямоугольник (квадрат) заданных размеров на клетчатой бумаге; чертить отрезок-сумму и отрезок-разность двух отрезков; обозначать буквами точки, отрезки, ломаную, многоугольник, угол многоугольника;
- делить фигуру на заданные части и собирать фигуру из заданных частей, преобразовывать фигуру по заданному условию;
- определять материал (бумага, картон и др.), из которого изготовлено изделие, определять назначение изготовленного изделия;
- сгибать бумагу, пользоваться гладилкой, резать бумагу ножницами по прямой, соблюдая правила безопасности, резать по линиям разметки, изготавливать несложные аппликации;
- поддерживать порядок на рабочем месте в течение всего урока.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность.
Ценность труда и творчества. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность.
Методы обучения:
учебная задача;
наблюдение, моделирование, упражнение;
Организационные формы обучения: урок (урок-игра, урок самостоятельной работы).
ЛИТЕРАТУРА:
С. И. Волкова. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»: 1-4 кл.: Пособие для учителя/ С. И. Волкова. М.: Просвещение, 2010.
Математика и конструирование. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина. — М.: Просвещение, 2012
Учебно-тематическое планирование. 1 класс
№ | Дата | Тема занятия |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 | | Точка. Линия. Изображение точки и линии на бумаге. Прямая. Кривая линия. Практическая работа с бумагой: получение прямой линии сгибанием бумаги. Точки пересечения прямых линий. Вертикальное и горизонтальное расположение прямых линий. Основное свойство прямых линий. Отрезок прямой Вычерчивание отрезков. Сравнение отрезков по длине. Обозначение геометрических фигур буквами. Схематический чертеж как результат сравнения двух групп предметов. Практическая работа. Конструирование модели самолета из полосок бумаги. Практическая работа. Конструирование аппликации песочницы. Луч. Сравнение прямой, отрезка и луча. Сравнение длин отрезков с использованием циркуля. Сантиметр как единица измерения длины. Вычерчивание отрезков заданной длины. Угол. Развернутый угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Сравнение и вычерчивание углов. Ломаная линия. Элементы ломаной: звено, вершина. Изготовление модели ломаной линии. Вычерчивание незамкнутой линии. Многоугольник - замкнутая линия. Углы. Вершины. Стороны многоугольника. Прямоугольник. Свойство сторон прямоугольника. Вычерчивание прямоугольника на клетчатой бумаге. Квадрат. Составление квадрата из заданных фигур. Вычерчивание квадрата на клетчатой бумаге. Изготовление моделей прямоугольника и квадрата заданных размеров. Дециметр и метр как единицы измерения длины. Практическая работа « Изготовление геометрического набора треугольников.» Практическая работа « Аппликации из геометрических фигур» Упражнения на закрепление изученного. Знакомство с технологией оригами. Изготовление способом оригами изделий « Гриб», « Бабочка», « Рыба», « Зайчик». |
№ п/ п | Тема урока | Колво часов | Тип урока | Вид контроля | Учебно-методические средства обучения | Домашнее задание | Дата проведения |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Повторение пройденного. | 1 | Урок повторения. Знакомство с новым учебником | Текущий контроль (устный опрос) | | с. 8 № 4,5 | 1 неделя | |
2 | Повторение пройденного. Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений. | 1 | Урок углубления знаний | Текущий контроль (устный опрос) | Циркуль, линейка без делений, учебник-тетрадь | С. 11 №6 | 2 неделя | |
3 | Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный равносторонний. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль (устный опрос) | Циркуль, линейка | С. 15 № 4 | 3 неделя | |
4 | Построение треугольника по трем | 1 | Комбинированн ый урок | Текущий контроль (устный опрос) | Циркуль, линейка | | 4 неделя | |
| сторонам. | | | | | | | |
5 | Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль (устный опрос) | Счётные палочки, циркуль, линейка | С. 19 № 5 | 5 неделя | |
| остроугольный. | | | | | | | |
6 | Конструирование различных треугольников. Знакомство с правильной треугольной пирамидой. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль (устный опрос) | Счётные палочки, циркуль, линейка | Изготовить модель пирамиды, взяв за исходный равносторонний треугольник со стороной 8 см | 6 неделя | |
7 | Практическая работа № 1 «Изготовление модели правильной треугольной пирамиды сплетением из двух полос». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Проверочная работа № 1. Тематический контроль | Цветная бумага, линейка, циркуль | Изготовить аналогичную модель, но больших размеров (по желанию) | 7 неделя | |
8 | Изготовление каркасной модели правильной треугольной пирамиды. | 1 | Комбинированн ый урок | Текущий контроль (устный опрос) | Счётные палочки, набор геометрических тел | С. 27 № 7 | 8 неделя | |
9 | Практическая работа № 2 «Изготовление геометрической игрушки на основе | 1 | Урок проверки и коррекции | Проверочная работа № 2. | Лист белой бумаги, линейка, циркуль, цветные карандаши | с. 30-31, № 1,2,3,5 | 9 неделя | |
| равносторонних треугольников». | | знаний и умений | Тематический контроль | | | | |
10 | Периметр многоугольника. | 1 | Урок повторения. | Текущий контроль (устный опрос) | Счётные палочки, линейка, циркуль | С. 31 № 4 | 10 неделя | |
11 | Свойства диагоналей прямоугольника. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль (устный опрос) | Линейка, циркуль, ножницы | С. 38 №6 | 11 неделя | |
| | | | | | | | |
12 | Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. | 1 | Урок повторения. | Текущий контроль (устный опрос) | Линейка, циркуль, чертёжный треугольник | | 12 неделя | |
13 | Практическая работа № 3 «Изготовление аппликации «Домик». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Проверочная работа № 3 Тематический контроль | Цветная бумага, клей, ножницы | | 13 неделя | |
14 | Свойства диагоналей квадрата. | 1 | Урок повторения. | Текущий контроль (устный опрос) | Линейка, ножницы, лист белой бумаги | | 14 неделя | |
15 | Закрепление | 2 | Урок | Текущий контроль | Линейка, счётные палочки | с. 49 № 4, 5,6 | 15-16 неделя | |
| изученного. | | закрепления. | (устный опрос) | | | | |
16 | Практическая работа № 4 «Изготовление аппликации «Бульдозер». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Проверочная работа № 4 Тематический контроль | Цветная и белая бумага, циркуль, линейка | С. 52 №1,2,3,4 | 17 неделя | |
17 | Закрепление изученного. | 1 | Урок закрепления. | Текущий контроль (устный опрос) | Линейка, циркуль, | С.54-55 №4,7 | 18 неделя | |
18 | Практическая работа № 5 «Изготовление композиции «Яхты в море». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Проверочная работа № 5 Тематический контроль | Белая бумага, цветная бумага, линейка, ножницы | | 19 неделя | |
19 | Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника. | 1 | Комбинированн ый урок | Текущий контроль (устный опрос) | Линейка | С. 60 № 5 | 20 неделя | |
| | | | | | | | |
20 | Закрепление изученного. | 2 | Урок закрепления. | Текущий контроль (устный опрос) | Счётные палочки, линейка | С. 63 №5 С. 66 № 6 | 21-22 неделя | |
21 | Разметка окружности. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль (устный опрос) | Лист белой бумаги, циркуль, линейка | С. 69 № 2 | 23неделя | |
22 | Деление окружности (круга) на 2, 4, 8 равных частей. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль (устный опрос) | Лист белой бумаги, циркуль, линейка | с. 72 № 4 | 24 неделя | |
23 | Практическая работа № 6 «Изготовление цветка из цветной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Проверочная работа № 6 Тематический контроль | Папиросная бумага, циркуль, проволока | С. 75 № 2,3,4 | 25 неделя | |
24 | Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль (устный опрос) | Лист белой бумаги, циркуль, линейка | Составить геометрический ребус | 26 неделя | |
25 | Практическая работа № 7 «Изготовление модели часов». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Проверочная работа № 7 Тематический контроль | Циркуль, картон, проволока, шайба, | Закончить модель часов | 27 неделя | |
26. | Взаимное расположение окружностей на плоскости. | 1 | Комбинированн ый урок | Текущий контроль (устный опрос) | Циркуль, линейка | С. 83 № 3,5 | 28 неделя | |
27 | Деление отрезка пополам с использованием | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль | Циркуль, линейка без делений | С. 87 №7 | 29 неделя | |
Описание материально-технической базы
1.Учебное пособие:
Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование. 2 класс. М.: Просвещение, 2010.
2. Интернет-ресурсы:
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов : http://school-
collection.edu.ru
Справочно-информационный Интернет-портал : http://www.gramota.ru 3. Презентации уроков «Начальная школа» : http://nachalka.info/about/193
Наглядные пособия.
Технические средства обучения: 1. интерактивная доска (экран)
проектор.
компьютер.
колонки 5. Учебно-практическое оборудование:
Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей начальных классов
от «____» ________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
__________________/ Бочарова А.С./
«____» _________ 20_____г.