Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе:
Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
Программы формирования универсальных учебных действий.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.)
Основной образовательной программы начального общего образования МОУ лицея №12
Авторской программы Волковой С.И., Пчелкиной О.Л. Математика и конструирование. 1-4 класс.
Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения, но эффективно дополняющих друг друга школьных предмета: математику, которая имеет развитую теоретическую основу, но реализация практического и прикладного потенциала ее теоретических возможностей не всегда достаточно полно осуществляется в процессе обучения, и технология, которое носит ярко выраженный практический характер.
Цель определяется как расширение и уточнение геометрических представлений и знаний учащихся.
Для достижения поставленных целей изучения математики и конструирования необходимо решение следующих практических задач:
формирование у детей графических умений и навыков работы с чертежными инструментами,
развитие умений выполнять и читать чертежи, создавать модели различных объектов на основе изученного геометрического материала,
формирование элементов конструкторского мышления учащихся.
Материал курса «Математика и конструирование» представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями:
Место предмета в учебном плане
По учебному плану на изучение математики и конструирования во 1-4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю), что совпадает с программой.
класс 34 часа ( 1 час в неделю)
класс 34 часа ( 1 час в неделю)
класс 34 часа ( 1 час в неделю)
класс 34 часа ( 1 час в неделю)
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
самостоятельно определяет и высказывает самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делает выбор, какой поступок совершить.
Коммуникативные результаты:
доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушает и понимает речь других;
выразительно читает и пересказывает текст;
совместно договаривается о правилах общения и поведения в школе и следует им; учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Познавательные результаты:
ориентируется в своей системе знаний: понимает, что
нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
делает предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
добывает новые знания: находит необходимую информацию, как в
учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
добывает новые знания: извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывает полученную информацию: наблюдает и делает самостоятельные выводы.
Регулятивные результаты:
самостоятельно;
учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
учится планировать учебную деятельность на уроке;
высказывает свою версию, пытается предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по предложенному плану, использует необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
Предметные результаты:
знает основные понятия курса: противоположные стороны прямоугольника, диагонали прямоугольника, стороны, углы и вершины многоугольника, окружность, круг, центр окружности (круга), радиус, диаметр окружность (круга), вписанный прямоугольник, описанная окружность;
знает свойства диагоналей прямоугольника (квадрата);
использует правила безопасной работы ручным и чертежным инструментом;
умеет чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата), круга;
изготавливает несложные изделия по технологической карте и по технологическому рисунку;
читает чертеж и изготавливает по чертежу несложные изделия;
делит фигуры на части по заданным условиям и составляет фигуру из частей.
Методы и формы контроля планируемых предметных результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития
учащихся;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Основное содержание 4 класс
Геометрическая составляющая
Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда:
грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер. Развертка прямоугольного параллелепипеда.
Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер куба. Развертка куба.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольного треугольника. Площадь параллелограмма и равнобочной трапеции.
Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях.
Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда.
Чертежи в трех проекциях простых композиций из кубов одинакового размера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии. Представления о прямом круговом цилиндре, шаре, сфере. Развертка прямого кругового цилиндра.
Деление на части плоскостных фигур и составление фигур из частей.
Конструирование
Изготовление каркасной и плоскостной моделей прямоугольного параллелепипеда (куба). Изготовление модели куба сплетением из полосок.
Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж).
Изготовление моделей цилиндра, шара.
Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (карандашница, дорожный каток).
Вычерчивание объектов, симметричных заданным, относительно оси симметрии.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса
Учащиеся должны уметь:
-конструировать модели плоскостных геометрических фигур, чертить их на бумаге; конструировать модель прямоугольного параллелепипеда (куба);
-делить фигуры на части и составлять фигуры из частей;
-конструировать объект по технологическому чертежу, по технологической карте, по техническому чертежу;
-чертить фигуру, симметричную заданной, относительно заданной оси симметрии;
-рационально расходовать используемые материалы; работать с чертежными и трудовыми инструментами;
-контролировать правильность изготовления деталей конструкции и всей конструкции по чертежам;
-оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к моделям изделий различных видов;
-вычислять площади фигур, равновеликих прямоугольникам (параллелограмм, равнобочная трапеция);
-соотносить детали чертежа и детали модели объекта;
-поддерживать порядок на рабочем месте. Учащиеся должны знать:
-таблицы единиц измерения величин;
-геометрические термины и термины, используемые в трудовом обучении: точка, линия, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник и др.; технологическая карта, чертеж, развертка и др.
Учащиеся должны иметь представления:
-о таких многогранниках, как прямоугольный параллелепипед, куб; развертках этих фигур и чертеже прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях и о таких телах, как цилиндр, шар;
-об осевой симметрии.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность.
Ценность труда и творчества. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность.
Методы обучения:
учебная задача;
наблюдение, моделирование, упражнение;
Организационные формы обучения: урок (урок-игра, урок самостоятельной работы).
Учебно-тематическое планирование. 4 класс
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | Учебно-методические средства обучения | Дифференцированный подход к детям с различными образовательными потребностями | Домашнее задание | Примечание |
план | факт |
1 | 1 неделя | | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | Текущий контроль (устный опрос) | набор объемных фигур, , цв. Бумага, счетные | | С. 7 № 3 | |
2 | 2 неделя | | Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, ребра, вершины. | 1 | Текущий контроль (устный опрос) | набор объемных фигур, цв. Карандаши, счетные палочки | | С. 10 № 4,5 | |
3 | 3 неделя | | Развертка прямоугольного параллелепипеда, изготовление модели прямоугольного параллелепипеда. | 1 | Текущий контроль (устный опрос) | счетные палочки, линейка | | С. 12 № 4 | |
4-5 | 4,5 неделя | | Закрепление пройденного. | 2 | Текущий контроль (устный опрос) | счетные палочки, линейка | С. 85-86 №1,2,3 | С. 14 № 4 С. 17 № 4 | |
6 | 6 неделя | | Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. Развертка куба. | 1 | Текущий контроль (устный опрос) | набор объемных фигур, цв. Карандаши | | С. 20 №6 | |
7-8 | 7,8 неделя | | Закрепление пройденного. | 2 | Текущий контроль (устный опрос) | набор объемных фигур, цв. Карандаши, счетные палочки | С. 87-88 № 4, 5 | С. 22 № 4 С. 24 № 5 | |
9 | 9 неделя | | Практическая работа №1. Изготовление куба сплетением из трех полосок. | 1 | Проверочная работа № 1. Тематический контроль | Инструкция к работе | | Доделать работу | |
10 | 10 неделя | | Закрепление пройденного. | 1 | Текущий контроль (устный опрос) | Учебник тетрадь | С. 86 № 2, 3 | С. 28 № 1, 2 | |
11 | 11 неделя | | Практическая работа №2. Изготовление модели платяного шкафа. | 1 | Проверочная работа № 2. Тематический контроль | Инструкция к работе | | Доделать работу | |
12 | 12 | | Площадь прямоугольника (квадрата). Единицы | 1 | Текущий | Учебник тетрадь, | | С. 31 № 4 | |
| неделя | | площади. | | контроль (устный опрос) | линейка | | | |
13 | 13 неделя | | Расширение представлений о способах вычисления площади. | 1 | Текущий контроль (устный опрос) | Учебник тетрадь, линейка | | С. 33 № 3 | |
14 | 14 неделя | | Изображение прямоугольного параллелепипеда на чертеже в трех проекциях. | 1 | Текущий контроль (устный опрос) | Учебник тетрадь, линейка, цв. карандаши | | | |
15 | 15 неделя | | Закрепление пройденного. | 1 | Текущий контроль (устный опрос) | Учебник тетрадь, линейка, цв. карандаши | С. 87-88 №4, 5 | С. 38 № 3, 4 | |
16 | 16 неделя | | Чтение чертежа прямоугольного параллелепипеда в трех проекциях, соотнесение чертежа и рисунка прямоугольного параллелепипеда. | 1 | Текущий контроль (устный опрос) | Учебник тетрадь, линейка | | С. 40 3 4 | |
17 | 17 неделя | | Чертеж куба в трех проекциях. | 1 | Текущий контроль (устный опрос) | Учебник тетрадь, линейка | | С. 42 № 3, 4 | |
18 | 18 неделя | | Закрепление пройденного. | 1 | Текущий контроль | Учебник тетрадь, | С. 89 № 6 | С. 44 № 4 | |
| | | | | (устный опрос) | линейка, счетные палочки | | | |
19 | 19 неделя | | Практическая работа 3 «Изготовление модели гаража». | 1 | Проверочная работа № 3. Тематический контроль | Инструкция к работе | | Доделать работу | |
20 | 20 неделя | | Закрепление пройденного. | 1 | Текущий контроль (устный опрос) | Учебник тетрадь, линейка | | С. 49 № 6 | |
21- 22 | 21, 22 неделя | | Осевая симметрия. | 2 | Текущий контроль (устный опрос) | Учебник тетрадь, линейка, циркуль | | С. 51 № 3 | |
23- 27 | 23,24,25 ,26,27 неделя | | Закрепление пройденного. | 5 | Текущий контроль (устный опрос) | Учебник тетрадь, линейка, циркуль | С. 90-91 № 1 С. 92 -93 | С. 54 № 4 С. 56 № 4 С. 59 № 4 С. 62 № 6,7 С. 67 № 7,8 | |
28 | 28 | | Представления о цилиндре. | 1 | Текущий | учебник- | | С. 70 № 3 | |
| неделя | | | | контроль (устный опрос) | тетрадь, линейка, циркуль | | | |
29 | 29 неделя | | Практическая работа №4. Изготовление карандашницы. | 1 | Проверочная работа № 4. Тематический контроль | Инструкция к работе | | Закончить работу | |
30 | 30 неделя | | Знакомство с шаром и сферой. | 1 | Текущий контроль (устный опрос) | Учебник тетрадь, линейка, пластилин | | С. 73 № 4 | |
31- 33 | 31,32, 33 неделя | | Закрепление пройденного. | 3 | Текущий контроль (устный опрос) | Учебник тетрадь, линейка | С. 94-95 | С. 80 №1,2,3,4 | |
34 | 34 неделя | | Практическая работа №5 Изготовление модели асфальтового катка. | 1 | Проверочная работа № 5. Тематический контроль | Инструкция к работе | | Закончить работу | |
Описание материально-технической базы
1.Учебное пособие:
Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование. 2 класс. М.: Просвещение, 2010.
2. Интернет-ресурсы:
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов : http://school-
collection.edu.ru
Справочно-информационный Интернет-портал : http://www.gramota.ru 3. Презентации уроков «Начальная школа» : http://nachalka.info/about/193
Наглядные пособия.
Технические средства обучения: 1. интерактивная доска (экран)
проектор.
компьютер.
колонки 5. Учебно-практическое оборудование:
Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.