СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по математике 5-7 класс "Занимательная математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Занимательная математика».  составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 года.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по математике 5-7 класс "Занимательная математика"»


Содержание.

  1. Пояснительная записка. ----------2 стр.

  2. Учебно-тематический план. ---4 стр.

  3. Содержание. ------------------------4 стр.

  4. Обеспечение программы. -------6 стр.

  5. Мониторинг достижений. ------7 стр.

  6. Календарный план. ---------------10 стр.

  7. Литература. ------------------------ 13стр.















































1.Пояснительная записка.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Занимательная математика» направлена на


- формирование и развитие творческих способностей учащихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии,

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры учащихся.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Занимательная математика». составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 года.

  2. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 года № 2227-р).

  3. Концепция развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014года № 1726-р.

  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996-р).

  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
    "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
    (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
    от 4 июля 2014 г. N 41).

  6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

  7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05 мая 2018 г. №298н 2 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

  8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»).

  9. Положение о персонифицированном дополнительном образования детей в городе Ярославле, утв. постановлением мэрии города Ярославля от 11.04.2019 года № 428.

  10. Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ярославской области, утв. приказом департамента образования Ярославской области от 07.08.2018 года № 19-нп.

  11. Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 31».


Актуальность программы. Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ГИА в 9 классе.

     Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

          Основная идея кружка по математике – помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а  ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её.  

         Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам  дополнительного образования  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

Новизна  данной программы определена федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов 

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.


Направленность (профиль) программы: естественно-математический.


Вид программы: модифицированная.


Категория обучающихся: 11-14 лет

дети с ОВЗ (нет).


Цель данного курса: Создание условий для интеллектуального развития учащихся к применению математических знаний при решении прикладных задач с использованием специализированных информационных приложений, развитие логического мышления, формирование творческого подхода к анализу и поиску решений в нестандартных ситуациях.


Задачи

Ожидаемые результаты

Обучающие


• привитие интереса к изучению предмета;

• расширение и углубление знаний по предмету;

• выявление математического таланта у детей;

• умение выстраивать логическую цепочку рассуждений от начала условия к вопросу задачи и наоборот – от вопроса к началу условия;

• формирование навыков научно-исследовательской работы.


Обучающийся научится:

-приобретать навыки креативного мышления, нестандартных подходов при решении задач;

-научаться мыслить, рассуждать, анализировать условия задания;

-применять полученные на уроках математики знания, умения, навыки в различных ситуациях;

-участвовать в проектной деятельности;

-умения ясно и грамотно выражать свои мысли, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

-формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками, умение работать в группах и парах;

-находить информацию в различных источниках и использовать ее в своей работе.




Развивающие


• формирование навыков поиска информации, работы с учебной и научно-популярной литературой, каталогами, компьютерными источниками информации;

• формирование навыков использования функций специализированных интерактивных информационных систем;

• формирование и развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе: эвристического (творческого), алгоритмического, абстрактного, логического;

• развитие рациональных качеств мышления: порядок, точность, ясность, сжатость;

• развитие воображения и интуиции, воспитание вкуса к исследованию и тем самым содействие формированию научного мышления.



Воспитательные


• воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;

• формировать дружеские, товарищеские отношения, толерантность, умение работать в группах;

• воспитанию терпения, настойчивости, воли.


результатами изучения курса является формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

- выявлять закономерности и проводить аналогии;

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

2.Учебно-тематический план.


п.п.

Тема

Количество часов

1

Решение занимательных задач.

5

2

Арифметическая смесь.

5

3

Окно в историческое прошлое.

5

4

Логические задачи.

6

5

Принцип Дирихле.

3

6

Комбинаторные задачи.

5

7

Конкурсы. Игры. Квест.

6

8

Итоговое занятие.

1





3.Содержание.


1.Решение занимательных задач (5 часов).

Теория. Занимательные задачки (игры-шутки), задачки со сказочным сюжетом, старинные задачи.

Практика. Способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».



2.Арифметическая смесь (5 часов).

Теория. Задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние». Задачи на встречное движение, в противоположных направлениях, вдогонку. Задачи на движение по воде.

Практика. Движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Движение тел по течению и против течения. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методика решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.



3. Окно в историческое прошлое (5 часов).

Практика. Работа с различными источниками информации.


4. Логические задачи (6 часов).

Теория. Задачи олимпиадной и конкурсной тематики. Задачи на отношения «больше», «меньше». Задачи на равновесие, «кто есть кто?», на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой. Задачи по теме: «Сколько надо взять?

Практика. Решение задач различных международных и всероссийских олимпиад. Формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения.



5. Принцип Дирихле (3 часа).

Теория. Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.

Практика. Умение выбирать «подходящих кроликов» в задаче и строить соответствующие «клетки».



6. Комбинаторные задачи (5 часа).

Теория. Основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики.

Практика. Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями. Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями.


7. Конкурсы. Игры. Квест. (6 часов)

8. Итоговое занятие (1 час).

4.Обеспечение программы.


Методическое обеспечение

реализуется через разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы и лекции, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, демонстрация наглядных пособий. Используются на занятиях мультимедийные средства, Интернет-ресурсы, цифровые образовательные ресурсы, библиотека изданий по экологии, биологии, географии ЯО, астрономии, литература по программе. Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности

Информационное обеспечение

программы осуществляется посредством информирования общественности о предоставляемых услугах через сайт учреждения, через ПФДО, перед набором обучающихся рекламная информация распространяется по школам района.


Организационное обеспечение

Расписание осуществляется посредством осуществления инструктажа обучающихся о правилах работы с инструментами и оборудованием на занятиях, правилами поведения на занятиях, безопасный маршрут в образовательную организацию

Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий необходим компьютер, колонки, проектор, магнитно-маркерная доска, принтер, макеты и модели, подборка видеофильмов и презентаций.

Кадровое обеспечение

Педагог, реализующий программу, на достаточно высоком уровне владеет естественнонаучными знаниями, имеет педагогическое образование, соответствующее профилю программы















5.Мониторинг освоения

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.


Результатом освоения программы (итоговая аттестация) является выполнение обучающимися исследовательских и практический работ по темам программы и их презентация.

При оценке степени освоения программы учитывается процент выполнения проектных работ и их презентации:

менее 49% - (низкий уровень)

50-70% - (достаточный уровень)

71-85% - (высокий уровень)

86-100% - (оптимальный уровень)

Уровень освоения образовательной программы

Количество

обучающихся

Процентное соотношение

Низкий уровень (менее 49%)



Достаточный уровень (50-70%)



Высокий уровень (71-85%)



Оптимальный уровень (85-100%)



Степень освоения тем программы (промежуточная аттестация)

Низкий уровень освоения темы – практические работы по теме выполнены при участии учителя; на низком уровне, качество работ низкое, с недостаточными элементами творчества, презентация работ на низком уровне, не отражена личная заинтересованность.

Достаточный уровень - практические работы по теме выполнены под контролем учителя, качество работ на достаточном уровне, с некоторыми элементами творчества, презентация работ на достаточном уровне, личная заинтересованность присутствует.

Высокий уровень – практические работы по теме выполнены в целом самостоятельно, на высоком уровне, качество и аккуратность работ на высоком уровне, с элементами творчества, презентация работ на высоком уровне. В работах не хватает элементов креативности, живости и уверенности в успехе деятельности в процессе презентации.

Оптимальный уровень - практические работы по теме выполнены самостоятельно, качество работ на высоком уровне, с элементами творчества, презентация работ на высоком уровне, личная заинтересованность работой на высоком уровне. В работе прослеживается креативный подход, живость, владение аудиторией и высокая заинтересованность в деятельности.

№ п/п

ФИО учащегося

Темы программы (уровень освоения)

Решение занимательных задач. Арифметическая смесь

Принцип Дирихле.

Окно в историческое прошлое.

Логические задачи.

Комбинаторные задачи.

Конкурсы. Игры. Квест. Итоговое занятие.

1







2







3







4







5







6







7







8







9







10







11







12







13







14







15

































6.Календарное планирование.


Содержание материала

Количество часов

Форма занятия, контроля

Характеристика основных видов

деятельности учащихся


1.Решение занимательных задач (5 ч.)



1

Математика в жизни человека. Отгадывание чисел.

1

Лекция. Игра «Отгадывание даты рождения».

Уметь анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков и реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ.

Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

2

Занимательные задачи. Некоторые приемы быстрого счета.

1

Практика. Решение задач-шуток, задач-загадок.

3

Некоторые старинные задачи.

1

Практика.

4

Решение задач на проценты.

1

Практика.

5

Задачи на составление уравнений.


1

Практика. Выполнение мини-проектов.

2.Арифметическая смесь (5 часов)


1

Задачи на решение «от конца к началу».


Лекция. Практика.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Выдвигать в дискуссии аргументы и контраргументы.

Обобщать и использовать полученную информацию при решении задач.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

2

Задачи на переливание.


Практика.

3

Задачи на складывание и разрезание.


Практическая работа.

4

Танграм.


Практическая работа.

5

Киоск математических развлечений.


Практика. Индивидуальные проекты.

3. Окно в историческое прошлое (5 часов)



1

Из истории алгебры.


Мини-сообщения.

Уметь осуществлять расширенный поиск информации, используя ресурсы библиотек и интернета.

Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.

Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.


2

Выпуск экспресс-газеты по разделам: приемы быстрого счета, заметки по истории математики; биографические миниатюры; математический кроссворд.


Индивидуальные мини-проекты.

3

Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим».


Творческая работа.

4

Женщины-математики.


Сообщения учащихся.

5

Интересные факты о математике.


Индивидуальные мини-проекты.

4. Логические задачи (6 часов)



1

Задачи «Кто есть кто?». Метод графов.

1

Практика.

Уметь находить и устранять ошибки логического и арифметического характера.

Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

2

Задачи «Кто есть кто?». Табличный способ.

1

Практика.

3

Круги Эйлера.

1

Практика.

4-6

Задачи олимпиадной и конкурсной тематики.


3

Составление ребусов, головоломок, участие в конкурсе.

5. Принцип Дирихле (3 часа)



1

Обобщенный принцип Дирихле.

1

Лекция.

Уметь устанавливать аналогии для понимания закономерностей, использовать их в решении задач.

Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.


1

Принцип недостаточности.

1

Практика.

1

Раскраска.

1

Практика. Составление задач.

6. Комбинаторные задачи (5 часа)



1

Типы комбинаторных задач.

1

Творческая работа, групповые или индивидуальные проекты.

Уметь составлять комбинации элементов по определенному признаку.

Осуществлять поиск рационального решения задачи.

Решать комбинаторные задачи.

2

Перестановки.

1

Практика.

3

Сочетания.

1

Практика.

4

Размещения.

1

Практика.

5

Решение комбинированных задач

1

Практика


7. Конкурсы. Игры. Квест. (6 часов)



1

Интеллектуальный марафон.


1

Командные соревнования.

Уметь выдвигать версии решения задач, выбирать средства для достижения цели в команде или индивидуально. Результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.

Устанавливать аналогии для понимания закономерностей, использовать их в решении задач.

Осуществлять поиск рационального решения задачи.


2

«Математическая карусель».


1

Блиц игра с участием 2-х команд.

3

Игры - головоломки и геометрические задачи.

1

Практикум-исследование.

4

Весёлый час. Задачи в стихах.

1

О занимательных и смешных фактах математики. Проектная работа «Задачи в стихах»

5

Олимпиада по математике.


Международные, всероссийские.

6

Квест.

1

Игра-соревнование.

8. Итоговое занятие (1ч.)



1

Итоговое занятие.


1

Творческая работа

Уметь защищать проектные работы.














































7.Литература:


Для учителя.

1. Балаян Э.Н. 750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике./Э.Н. Балаян .-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-236с

2. Перельман Я.И. Живая математика.: матем. рассказы и головоломки/ Я.И.Перельман; под ред. В.Г.Болтянского.-15-е изд. М: Наука, 1994.-167с.

3. Смит, Курт. Задачки на математическую логику/ Курт Смит; пер с англ. Д.А. Курбатова. -М.: АСТ: Астрель, 2008,-95с.

4. Сборник задач и занимательных упражнений по математике, 5-9 классы/И.И. Баврин. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.-236с.

5. Чулков П.В. Математика. Школьные олимпиады 5-7 кл.: метод. пособие. М.:- Изд-во НЦ ЭНАС.2001.-88с

6. Балаян Э.Н. Тренировочные упражнения по математике. 5-11 классы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2011.




Для обучающихся.

1. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Кн. для учащихся 7-9 кл. ср. шк.- М.: Просвещение,1990.

2. Даан-Дальмедико А., Пейффер Ж. Пути и лабиринты. Очерки по истории математики: Пер. с франц. _ М.: Мир, 1986.

3. Никольская И.Л., Семёнов Е.Е. Учимся рассуждать и доказывать: Кн. для учащихся 6 – 10 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 1989.

4. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для уч-ся. – М.: Просвещение, 1988.

5. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука, 1988.



Для родителей.

  1. Депман И.Я. За страницами учебника математики.-Москва, 1989

  2. Пойа Д. Как решать задачу.-Львов, 1991

  3. Миракова Т.Н. Развивающие задачи на уроках математики.-Львов, 1991

  4. Ганс Ю. Айназек  Проверьте свои способности.-Москва, 1992

  5. Тарабарина Т. И. И игра и учеба.-Ярославль, 1997