Содержание.
Пояснительная записка. ----------2 стр.
Учебно-тематический план. ---4 стр.
Содержание. ------------------------4 стр.
Обеспечение программы. -------6 стр.
Мониторинг достижений. ------7 стр.
Календарный план. ---------------10 стр.
Литература. ------------------------ 13стр.
1.Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Занимательная математика» направлена на
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии,
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Занимательная математика». составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 года.
Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 года № 2227-р).
Концепция развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014года № 1726-р.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996-р).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 4 июля 2014 г. N 41).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05 мая 2018 г. №298н 2 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»).
Положение о персонифицированном дополнительном образования детей в городе Ярославле, утв. постановлением мэрии города Ярославля от 11.04.2019 года № 428.
Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ярославской области, утв. приказом департамента образования Ярославской области от 07.08.2018 года № 19-нп.
Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 31».
Актуальность программы. Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ГИА в 9 классе.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Основная идея кружка по математике – помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом среднего общего образования.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
Направленность (профиль) программы: естественно-математический.
Вид программы: модифицированная.
Категория обучающихся: 11-14 лет
дети с ОВЗ (нет).
Цель данного курса: Создание условий для интеллектуального развития учащихся к применению математических знаний при решении прикладных задач с использованием специализированных информационных приложений, развитие логического мышления, формирование творческого подхода к анализу и поиску решений в нестандартных ситуациях. |
Задачи | Ожидаемые результаты |
Обучающие | |
• привитие интереса к изучению предмета; • расширение и углубление знаний по предмету; • выявление математического таланта у детей; • умение выстраивать логическую цепочку рассуждений от начала условия к вопросу задачи и наоборот – от вопроса к началу условия; • формирование навыков научно-исследовательской работы. | Обучающийся научится: -приобретать навыки креативного мышления, нестандартных подходов при решении задач; -научаться мыслить, рассуждать, анализировать условия задания; -применять полученные на уроках математики знания, умения, навыки в различных ситуациях; -участвовать в проектной деятельности; -умения ясно и грамотно выражать свои мысли, выстраивать аргументацию, приводить примеры; -формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками, умение работать в группах и парах; -находить информацию в различных источниках и использовать ее в своей работе. |
| |
Развивающие | |
• формирование навыков поиска информации, работы с учебной и научно-популярной литературой, каталогами, компьютерными источниками информации; • формирование навыков использования функций специализированных интерактивных информационных систем; • формирование и развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе: эвристического (творческого), алгоритмического, абстрактного, логического; • развитие рациональных качеств мышления: порядок, точность, ясность, сжатость; • развитие воображения и интуиции, воспитание вкуса к исследованию и тем самым содействие формированию научного мышления. | |
Воспитательные | |
• воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний; • формировать дружеские, товарищеские отношения, толерантность, умение работать в группах; • воспитанию терпения, настойчивости, воли. | результатами изучения курса является формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; - выявлять закономерности и проводить аналогии; - создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. |
2.Учебно-тематический план.
№ п.п. | Тема | Количество часов |
1 | Решение занимательных задач. | 5 |
2 | Арифметическая смесь. | 5 |
3 | Окно в историческое прошлое. | 5 |
4 | Логические задачи. | 6 |
5 | Принцип Дирихле. | 3 |
6 | Комбинаторные задачи. | 5 |
7 | Конкурсы. Игры. Квест. | 6 |
8 | Итоговое занятие. | 1 |
3.Содержание.
1.Решение занимательных задач (5 часов).
Теория. Занимательные задачки (игры-шутки), задачки со сказочным сюжетом, старинные задачи.
Практика. Способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».
2.Арифметическая смесь (5 часов).
Теория. Задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние». Задачи на встречное движение, в противоположных направлениях, вдогонку. Задачи на движение по воде.
Практика. Движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Движение тел по течению и против течения. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методика решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.
3. Окно в историческое прошлое (5 часов).
Практика. Работа с различными источниками информации.
4. Логические задачи (6 часов).
Теория. Задачи олимпиадной и конкурсной тематики. Задачи на отношения «больше», «меньше». Задачи на равновесие, «кто есть кто?», на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой. Задачи по теме: «Сколько надо взять?
Практика. Решение задач различных международных и всероссийских олимпиад. Формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения.
5. Принцип Дирихле (3 часа).
Теория. Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.
Практика. Умение выбирать «подходящих кроликов» в задаче и строить соответствующие «клетки».
6. Комбинаторные задачи (5 часа).
Теория. Основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики.
Практика. Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями. Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями.
7. Конкурсы. Игры. Квест. (6 часов)
8. Итоговое занятие (1 час).
4.Обеспечение программы.
Методическое обеспечение | реализуется через разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы и лекции, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, демонстрация наглядных пособий. Используются на занятиях мультимедийные средства, Интернет-ресурсы, цифровые образовательные ресурсы, библиотека изданий по экологии, биологии, географии ЯО, астрономии, литература по программе. Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности |
Информационное обеспечение | программы осуществляется посредством информирования общественности о предоставляемых услугах через сайт учреждения, через ПФДО, перед набором обучающихся рекламная информация распространяется по школам района. |
Организационное обеспечение | Расписание осуществляется посредством осуществления инструктажа обучающихся о правилах работы с инструментами и оборудованием на занятиях, правилами поведения на занятиях, безопасный маршрут в образовательную организацию |
Материально-техническое обеспечение | Для проведения занятий необходим компьютер, колонки, проектор, магнитно-маркерная доска, принтер, макеты и модели, подборка видеофильмов и презентаций. |
Кадровое обеспечение | Педагог, реализующий программу, на достаточно высоком уровне владеет естественнонаучными знаниями, имеет педагогическое образование, соответствующее профилю программы |
5.Мониторинг освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Результатом освоения программы (итоговая аттестация) является выполнение обучающимися исследовательских и практический работ по темам программы и их презентация.
При оценке степени освоения программы учитывается процент выполнения проектных работ и их презентации:
менее 49% - (низкий уровень)
50-70% - (достаточный уровень)
71-85% - (высокий уровень)
86-100% - (оптимальный уровень)
Уровень освоения образовательной программы | Количество обучающихся | Процентное соотношение |
Низкий уровень (менее 49%) | | |
Достаточный уровень (50-70%) | | |
Высокий уровень (71-85%) | | |
Оптимальный уровень (85-100%) | | |
Степень освоения тем программы (промежуточная аттестация)
Низкий уровень освоения темы – практические работы по теме выполнены при участии учителя; на низком уровне, качество работ низкое, с недостаточными элементами творчества, презентация работ на низком уровне, не отражена личная заинтересованность.
Достаточный уровень - практические работы по теме выполнены под контролем учителя, качество работ на достаточном уровне, с некоторыми элементами творчества, презентация работ на достаточном уровне, личная заинтересованность присутствует.
Высокий уровень – практические работы по теме выполнены в целом самостоятельно, на высоком уровне, качество и аккуратность работ на высоком уровне, с элементами творчества, презентация работ на высоком уровне. В работах не хватает элементов креативности, живости и уверенности в успехе деятельности в процессе презентации.
Оптимальный уровень - практические работы по теме выполнены самостоятельно, качество работ на высоком уровне, с элементами творчества, презентация работ на высоком уровне, личная заинтересованность работой на высоком уровне. В работе прослеживается креативный подход, живость, владение аудиторией и высокая заинтересованность в деятельности.
№ п/п | ФИО учащегося | Темы программы (уровень освоения) |
Решение занимательных задач. Арифметическая смесь | Принцип Дирихле. Окно в историческое прошлое. | Логические задачи. | Комбинаторные задачи. | Конкурсы. Игры. Квест. Итоговое занятие. |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |
6 | | | | | | |
7 | | | | | | |
8 | | | | | | |
9 | | | | | | |
10 | | | | | | |
11 | | | | | | |
12 | | | | | | |
13 | | | | | | |
14 | | | | | | |
15 | | | | | | |
6.Календарное планирование.
№ | Содержание материала | Количество часов | Форма занятия, контроля | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1.Решение занимательных задач (5 ч.) | |
1 | Математика в жизни человека. Отгадывание чисел. | 1 | Лекция. Игра «Отгадывание даты рождения». | Уметь анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков и реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ. Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. |
2 | Занимательные задачи. Некоторые приемы быстрого счета. | 1 | Практика. Решение задач-шуток, задач-загадок. |
3 | Некоторые старинные задачи. | 1 | Практика. |
4 | Решение задач на проценты. | 1 | Практика. |
5 | Задачи на составление уравнений. | 1 | Практика. Выполнение мини-проектов. |
2.Арифметическая смесь (5 часов) | |
1 | Задачи на решение «от конца к началу». | | Лекция. Практика. | Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выдвигать в дискуссии аргументы и контраргументы. Обобщать и использовать полученную информацию при решении задач. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. |
2 | Задачи на переливание. | | Практика. |
3 | Задачи на складывание и разрезание. | | Практическая работа. |
4 | Танграм. | | Практическая работа. |
5 | Киоск математических развлечений. | | Практика. Индивидуальные проекты. |
3. Окно в историческое прошлое (5 часов) | |
1 | Из истории алгебры. | | Мини-сообщения. | Уметь осуществлять расширенный поиск информации, используя ресурсы библиотек и интернета. Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне. Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. |
2 | Выпуск экспресс-газеты по разделам: приемы быстрого счета, заметки по истории математики; биографические миниатюры; математический кроссворд. | | Индивидуальные мини-проекты. |
3 | Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим». | | Творческая работа. |
4 | Женщины-математики. | | Сообщения учащихся. |
5 | Интересные факты о математике. | | Индивидуальные мини-проекты. |
4. Логические задачи (6 часов) | |
1 | Задачи «Кто есть кто?». Метод графов. | 1 | Практика. | Уметь находить и устранять ошибки логического и арифметического характера. Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. |
2 | Задачи «Кто есть кто?». Табличный способ. | 1 | Практика. |
3 | Круги Эйлера. | 1 | Практика. |
4-6 | Задачи олимпиадной и конкурсной тематики. | 3 | Составление ребусов, головоломок, участие в конкурсе. |
5. Принцип Дирихле (3 часа) | |
1 | Обобщенный принцип Дирихле. | 1 | Лекция. | Уметь устанавливать аналогии для понимания закономерностей, использовать их в решении задач. Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне. |
1 | Принцип недостаточности. | 1 | Практика. |
1 | Раскраска. | 1 | Практика. Составление задач. |
6. Комбинаторные задачи (5 часа) | |
1 | Типы комбинаторных задач. | 1 | Творческая работа, групповые или индивидуальные проекты. | Уметь составлять комбинации элементов по определенному признаку. Осуществлять поиск рационального решения задачи. Решать комбинаторные задачи. |
2 | Перестановки. | 1 | Практика. |
3 | Сочетания. | 1 | Практика. |
4 | Размещения. | 1 | Практика. |
5 | Решение комбинированных задач | 1 | Практика | |
7. Конкурсы. Игры. Квест. (6 часов) | |
1 | Интеллектуальный марафон. | 1 | Командные соревнования. | Уметь выдвигать версии решения задач, выбирать средства для достижения цели в команде или индивидуально. Результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. Устанавливать аналогии для понимания закономерностей, использовать их в решении задач. Осуществлять поиск рационального решения задачи. |
2 | «Математическая карусель». | 1 | Блиц игра с участием 2-х команд. |
3 | Игры - головоломки и геометрические задачи. | 1 | Практикум-исследование. |
4 | Весёлый час. Задачи в стихах. | 1 | О занимательных и смешных фактах математики. Проектная работа «Задачи в стихах» |
5 | Олимпиада по математике. | | Международные, всероссийские. |
6 | Квест. | 1 | Игра-соревнование. |
8. Итоговое занятие (1ч.) | |
1 | Итоговое занятие. | 1 | Творческая работа | Уметь защищать проектные работы. |
7.Литература:
Для учителя.
1. Балаян Э.Н. 750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике./Э.Н. Балаян .-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-236с
2. Перельман Я.И. Живая математика.: матем. рассказы и головоломки/ Я.И.Перельман; под ред. В.Г.Болтянского.-15-е изд. М: Наука, 1994.-167с.
3. Смит, Курт. Задачки на математическую логику/ Курт Смит; пер с англ. Д.А. Курбатова. -М.: АСТ: Астрель, 2008,-95с.
4. Сборник задач и занимательных упражнений по математике, 5-9 классы/И.И. Баврин. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.-236с.
5. Чулков П.В. Математика. Школьные олимпиады 5-7 кл.: метод. пособие. М.:- Изд-во НЦ ЭНАС.2001.-88с
6. Балаян Э.Н. Тренировочные упражнения по математике. 5-11 классы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2011.
Для обучающихся.
1. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Кн. для учащихся 7-9 кл. ср. шк.- М.: Просвещение,1990.
2. Даан-Дальмедико А., Пейффер Ж. Пути и лабиринты. Очерки по истории математики: Пер. с франц. _ М.: Мир, 1986.
3. Никольская И.Л., Семёнов Е.Е. Учимся рассуждать и доказывать: Кн. для учащихся 6 – 10 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 1989.
4. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для уч-ся. – М.: Просвещение, 1988.
5. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука, 1988.
Для родителей.
Депман И.Я. За страницами учебника математики.-Москва, 1989
Пойа Д. Как решать задачу.-Львов, 1991
Миракова Т.Н. Развивающие задачи на уроках математики.-Львов, 1991
Ганс Ю. Айназек Проверьте свои способности.-Москва, 1992
Тарабарина Т. И. И игра и учеба.-Ярославль, 1997