МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКИЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ДОБРАЯ ДОРОГА ДЕТСТВА»
(социальное направление)
2 КЛАСС
Составитель:
Кудрявцева Снежана Александровна
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Курс IV
Группа 145
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждённого Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
Учебного плана МБОУ «СОШ № 1» на 2012-2013 учебный год.
Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и авторской программы начального общего образования Тошевой Л.И. («Основы безопасности дорожного движения» - М: «ВАКО», 2011г.).
Программа внеурочной деятельности «Добрая дорога детства» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения, учащихся на улицах и дорогах».
Программа модифицирована на основе программы «Азбука безопасности»: Внеурочная деятельность: теория и практика 1-11 классы/ Сост. А.В. Енин. – М.: ВАКО, 2016.
Направленность программы внеурочной деятельности - социальное; создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. Отличительной особенностью данной программы является подготовка пешехода-профессионала, умеющего обеспечить свою безопасность и способного позаботиться о других.
Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является одним из наиболее важных направлений деятельности не только сотрудников ГИБДД, но и работников системы образования. Поэтому важнейшая составная часть данной образовательной программы – формирование у детей транспортной культуры.
Представленная программа ориентирована на возрастную группу от 8-9 лет (2 класс).
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 22 (1 час в 2 недели)
Цель: создание условий для формирования навыков безопасного поведения на дорогах, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
- обучить Правилам дорожного движения;
- сформировать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, культуру участников дорожного движения;
- развивать умение предвидеть опасность и принимать меры по обеспечению личной безопасности;
- выработать привычку соблюдать Правила дорожного движения;
- научить реализовывать творческий потенциал, выявленный и развитый в ходе занятий, на практике.
Формы проведения занятий:
- игровые уроки;
- тематические занятия;
- практические занятия в «городках безопасности»;
- конкурсы;
- соревнования;
- викторины;
- тестирование;
- встречи с работниками ГИБДД.
Методы обучения:
В курсе обучения применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы. Метод использования слова – универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание занятия, и объясняются элементарные основы ПДД. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
- рассказ;
- беседа;
- обсуждение;
- объяснение.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым темам. К этим методам можно отнести: практические задания, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, просматривание презентаций видеороликов о ПДД.
Универсальные учебные действия
Личностные УУД:
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Добрая дорога детства»;
способность к самооценке;
навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные УУД:
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные УУД:
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
использование речи для регуляции своего действия
Познавательные УУД:
ориентироваться в системе дорожных знаков (разрешающие, предупреждающие, запрещающие), в литературе по правилам дорожного движения;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя и из документальных источников;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
Коммуникативные УУД:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные УУД:
самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог, пользоваться общественным транспортом, применять знания правил дорожного движения на практике.
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
читать информацию по дорожным знакам, оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему
Перечень разделов
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
| Внимание – дорога! | 9 |
| «Знайка ПДД» | 7 |
| Мы за безопасность движения | 6 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
Раздел: Внимание – дорога! – 9 часов |
| Вводный инструктаж. Улица полна неожиданностей | 2 |
| Транспорт | 2 |
| Правила поведения на улице | 1 |
| Встреча с инспектором ГИБДД | 2 |
| Особенности движения транспорта и пешеходов на осенних и зимних улицах | 2 |
Раздел: «Знайка ПДД» - 7 часов |
| Сигналы светофора | 2 |
| Это должны знать все | 2 |
| Дорожные знаки | 2 |
| Проведение экскурсии (самые опасные участки дороги). | 1 |
Раздел: Мы за безопасность движения – 6 часов |
| Мы пассажиры | 2 |
| Весенние дороги | 2 |
| Инструктаж перед летними школьными каникулами | 1 |
| Проведение социальной акции «Мы за безопасность движения!» | 1 |
Итого: | 22 |
Содержание курса
Тема 1. Вводный инструктаж. Улица полна неожиданностей. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? Безопасность на улице. Наш город, посёлок, где мы живём. Опасности на наших улицах. Мы идём в школу. Школа безопасности. Движение пешеходов и машин. Правила перехода через дорогу. Школа безопасности. Посвящение в пешеходы.
Тема 2. Транспорт. Какой транспорт ходит в нашем городе? Какие вы знаете автобусные маршруты. Как доехать до школы?
Тема 3. Правила поведения на улице. Как правильно вести себя на остановках. Опасность приближающегося транспорта. Правила поведения в автобусе, назначение мест, стоек, поручней. Где нужно ходить по улицам? Дисциплина на улице - залог безопасности движения.
Тема 4. Встреча с инспектором ГИБДД. Встреча с инспектором ГИБДД. Что такое ГИБДД? Архив ГАИ-ГИБДД – история создания службы в городе Благовещенске. Кто такой инспектор ДПС? Чем отличается работа инспектора в городской черте и на загородной дороге? Самые опасные участки дорог в нашем городе. Качество дорог в нашем районе. Самые страшные аварии, случившиеся в городе и районе.
Тема 5. Особенности движения транспорта и пешеходов на осенних и зимних улицах. Наиболее опасные и безопасные места для движения пешеходов. Опасность зонтов, капюшонов. правилах движения по дорогам во время гололеда.
Тема 6. Сигналы светофора. Архив светофора (первые семафоры и электрические светофоры, история применения технических средств для регулирования движения в мире, в России). Типы светофоров. Назначение сигналов светофора.
Тема 7. Это должны знать все. Правила движения в колонне. Где можно играть? Мы пассажиры общественного транспорта. Мы едем, едем, едем…Мы пассажиры личного транспорта. Загородная дорога. Пешеход на загородной дороге. Мой друг – велосипед. Учимся соблюдать ПДД.
Тема 8. Дорожные знаки. Рассказать, показать или нарисовать дорожные знаки, встречающиеся по дороге в школу, объяснить их значение. Рассказать о других дорожных знаках.
Тема 9. Проведение экскурсии (самые опасные участки дороги). Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы и с соответствующими мерами предосторожности; рассказать о различных способах ограждения опасных зон тротуара. Учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице, дороге, и стараться её избегать.
Тема 10. Мы пассажиры. Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна. В легковом автомобиле пристёгиваться ремнями безопасности. На переднем сиденье ребёнок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.
Тема 11. Весенние дороги. Особенности весенних погодных условий, затрудняющих дорожное движение (тающий снег, гололед, туман, дождь). Места для катания на самокатах, роликах, велосипедах.
Тема 12. Инструктаж перед летними школьными каникулами. О соблюдении правил дорожного движения во время каникул. Внимательность и осторожность при играх во дворах жилого сектора, особенности движения на загородных дорогах.
Тема 13. Мы за безопасность движения. Пропаганда ПДД среди населения. Подготовка и проведение акции «Мы за безопасность движения». Раздача листовок пешеходам и листовок-обращений водителям. Накопление социального опыта. Социальное закаливание, понимание социально значимых дел, поступков.
Информационно-методическая среда
Правила дорожного движения Российской федерации (основной текст с иллюстрациями).
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие / Под ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Третий Рим, 2005.
Рекомендации по проведению профилактической работы в школах с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. Оренбург, 1996.
Роль игры в профилактике ДТП: Методическое пособие. Оренбург, 1998.
Рубля В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение ПДД в школе: Пособие для учителей. – М.: Транспорт, 1991.
Рыбин А.Л. Велосипедистам о безопасном дорожном движении. – М.: Транспорт, 1991.
Стрелков В.А. Это должен знать каждый. – М.: ДОСААФ, 1981.
Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы / Сост. А.В. Енин. – М.: ВАКО, 2015.
Предполагаемые результаты курса
Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.