Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Подросток и закон»
в 6 классе
| Разработчик Белоконь П.Г., учитель истории и обществоведения |
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты :
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Содержание курса
Вводное занятие
Составление плана работы на учебный год. Определение состава и структуры клуба. Знакомство, распределение обязанностей.
«Права и обязанности школьников»
Положение о педагогических требованиях к учащимся.
«Конвенция ООН о правах ребенка»
Основные права ребенка. Применение их в жизни. Отношение к человеческой жизни со стороны государства и общества.
«Человек. Личность. Гражданин.»
Гражданско-правовое образование учащихся. Активная гражданская позиция. Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.
Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек»
Влияние вредных привычек на организм подростка. Быть здоровыми – это необходимость.
«Диагностика»
Выявление интересов, проблем, конфликтных ситуаций у подростков.
«Здоровый образ жизни. Вредным привычкам скажем нет!»
Формирование понятия «здоровый образ жизни». Влияние вредных привычек на организм человека. Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. Выявление его преимуществ для личности и общества. Борьба против негативных явлений.
«Стоит ли идти за Клинским?»
Вредные привычки. Преступления, совершаемые подростками.
«Влияние молодежных групп»
Различные молодежные группы. Их возникновение, основатели.
Неформалы – кто они?
«Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ.»
Что такое наркотики? Формирование зависимости от наркотиков. Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Признаки использования наркотических или токсических веществ. Способы лечения. Анкетирование (отношение к наркотикам). Игра «Наркоманы – особые, особенные или…». Игра-обсуждение «Эпидемия». Меры наказания за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ. Посещение Центра медицинской профилактики.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Зачем нам необходимо знать законы? (знакомство, распределение обязанностей) | 2 | 2 | |
2. | Права и обязанности школьников | 2 | 2 | |
3. | Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. «Я - игра» | 2 | 1 | 1 |
3. | Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 12, 13, 15, 17, 18) | 1 | 1 | |
5. | Викторина «Человек. Личность. Гражданин» | 1 | | 1 |
6. | Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек» | 2 | | 2 |
7. | Круглый стол «Я – гражданин России» | 2 | | 2 |
8. | Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации) | 2 | | 2 |
9. | Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам скажем нет» | 2 | | 2 |
10. | Круглый стол «Курить бросим – яд в папиросе!» | 2 | 1 | 1 |
11. | «Стоит ли идти за Клинским?» Преступления, совершаемые подростками. | 2 | 2 | |
12. | Влияние молодежных групп. Неформалы. | 2 | 1 | 1 |
13. | Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ. | 2 | 1 | 1 |
14. | Формирование зависимости от наркотиков. | 1 | 1 | |
15. | Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Просмотр презентаций. | 1 | 1 | |
17. | Анкетирование (отношение к наркотикам) Итоговое занятие | 1 | | 1 |
18 | Встреча с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних | 1 | 1 | |
19 | Конкурс газет «Есть выбор – жизнь без наркотиков» | 1 | | 1 |
20 | Правовая игра «Большой круг» | 1 | | 1 |
21 | Игра – тренинг «Как не стать жертвой преступления?» | 1 | | 1 |
22 | Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» | 1 | | 1 |
23 | Взыскания и наказания | 1 | 1 | |
24 | О правопорядке. Правонарушения и преступления. | 1 | 1 | |
25 | Итоговое занятие – практикум «Защити свои права» | 1 | | 1 |
| Всего | 35 часов | 16 часов | 19 час |
Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема занятия | Количество часов |
Теория | Практика |
| Водное занятие. Знакомство с программой. Правила т\б при работе на ПК. | 1 | |
| Зачем нам необходимо знать законы? | 1 | |
| Права и обязанности школьников | | 1 |
| Знакомство с Уставом школы | | 1 |
| Что такое вина? Что такое ответственность? | 1 | |
| Виды юридической ответственности. «Я - игра» | | 1 |
| Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 12, 13, 15, 17, 18) | 1 | |
| Викторина «Человек. Личность. Гражданин» | | 1 |
| Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек» | | 1 |
| Просмотр презентаций «Влияние вредных привычек на организм человека» | | 1 |
| Круглый стол «Я – гражданин России» | 1 | |
| Знакомство с Конституцией РФ. | 1 | |
| Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации) | | 1 |
| Тренинг «Выход из конфликтных ситуаций» | | 1 |
| Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам скажем нет» | 1 | |
| Просмотр презентаций «Курить – здоровью вредить» | | 1 |
| Круглый стол «Курить бросим – яд в папиросе!» | 1 | |
| Просмотр презентаций «К чему приводят вредные привычки?» | | 1 |
| «Стоит ли идти за Клинским?» | 1 | |
| Преступления, совершаемые подростками. | 1 | |
| Влияние молодежных групп. | 1 | |
| Неформалы. | | 1 |
| Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ. | 1 | |
| Игра «Злой волшебник - наркотик» | | 1 |
| Формирование зависимости от наркотиков. | 1 | |
| Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. | 1 | |
| Просмотр презентаций. | | 1 |
| Анкетирование (отношение к наркотикам) Итоговое занятие | | 1 |
| Встреча с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних | 1 | |
| Конкурс газет «Есть выбор – жизнь без наркотиков» | | 1 |
| Просмотр презентаций «Наркотики – взлёт или падение?» | | 1 |
| Правовая игра «Большой круг» | | 1 |
| Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. | | 1 |
| Игра – тренинг «Как не стать жертвой преступления?» | | 1 |
| Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» | | 1 |
| Взыскания и наказания | 1 | |
| О правопорядке. Правонарушения и преступления. | 1 | |
| Итоговое занятие – практикум «Защити свои права» | | 1 |
| Всего: | 16 часов | 19 час |