Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» разработана для занятий с учащимися 5-7 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Нормативная база, обеспечивающая реализацию данной программы:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
3. СанПиН 2.4.2. 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении» (с изменениями № 2 от 25.12.2013г).
Специфика работы состоит в том, что она строится на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая является необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. Занятия детей в кружке продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Главная задача руководителя, проводящего занятия, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребёнок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Цель курса:
- Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.
Работа кружка “Творческая мастерская” направлена на решение следующих задач:
-развитие творческих способностей обучающихся;
-привитие интереса к искусству, развитие познавательной активности детей;
-воспитание эстетических представлений и трудолюбия, умения наблюдать и выделять характерные черты изготавливаемой поделки;
-совершенствование трудовых умений и навыков.
Ценностные ориентиры на которых построена программа: творческое развитие личности, совершенствование взаимоотношений с самим собой и миром; нахождение каждым ребенком своего места в этом мире, развитие личностных качеств, формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи, человека с природой.
Место курса в базисном плане
В базисном учебном плане в 5-7 классах на изучение курса «Творческая мастерская» отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.
Календарно — тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»
№ | Тема | Кол-во часов |
| Флористика. Работа с природным материалом. | 6 |
1 | Вводное занятие. ТБ на рабочем месте. Флористика. | 1 |
2 | Заготовка природных материалов. Правила засушивания. | 1 |
3 | Изготовление цветов из листьев. | 1 |
4 | Изготовление объемной аппликации | 1 |
5-6 | Изготовление поделки из природного материала | 2 |
| Бумагопластика. Работа с бумагой. | 10 |
7. | Цветы из салфеток. | 1 |
8. | Объемные цветы из бумаги. | 1 |
9. | Открытка ко дню Матери. | 1 |
10 | Плетение из бумажной лозы, как вид рукоделия | 1 |
11-12 | Заготовка бумажных трубочек | 2 |
13-14 | Плетение из бумажных трубочек | 2 |
15-16 | Корзиночка из бумажных трубочек. | 2 |
| Пэчворк. Работа с тканью | 10 |
17 | Лоскутная техника | 1 |
18 | Узор «спираль» | 1 |
19 | Узор «Изба» | 1 |
20 | Лоскутное шитье по шаблонам | 1 |
21-23 | Технология изготовление лоскутного изделия | 3 |
24-25 | Аппликация | 2 |
| Вышивка | 8 |
26 | История вышивки. Подготовка к работе. | 1 |
27 | Выполнение шва «Крест» | 2 |
28-29 | Паспарту для фото. Технология выполнения паспарту | 2 |
30-31 | Бискорню. Что это такое? | 1 |
32-33 | Выполнение бискорню. | 2 |
34 | Итоговое занятие | 1 |
Содержание программы курса
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, природным материалом, бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. Содержание работы кружка имеет практико-ориентированную направленность. Однако выполнение практических работ и изготовление изделий не являются самоцелью. Практическая деятельность рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств учащихся.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Поделки идеальны в качестве украшений для декорирования интерьера помещения. Такие изделия сохраняют свой внешний вид достаточное количество времени, и к тому же, их изготовление занимает всего лишь несколько минут.
Работая с бумагой, дети учатся оформлять открытки к памятным датам (день учителя, день матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта), а также получают навыки плетения из газетных трубочек.
Работа с тканью, позволяет закрепить начальные технологические знания о материалах: ткани из натуральных волокон (хлопчатобумажные и льняные), нитки (швейные, вышивальные, вязальные), об инструментах приспособлениях, о способах декоративного оформления изделий из ткани: вышивка, лоскутная техника, аппликация.
Распределение учебных часов по разделам программы
Разделы | Количество часов |
всего | теория | практика |
Флористика | 6 | 1 | 5 |
Бумагопластика | 10 | 1 | 9 |
Работа с тканью | 9 | 1 | 8 |
Вышивка | 8 | 2 | 6 |
Экскурсия на выставку | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 5 | 29 |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
«Творческая мастерская»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
Учебно-методическое обеспечение
Самородский П.С. Подготовка учителя технологии [Текст] // Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства / П.С.Самородский. - Б.: Издательство БГПУ, 2000. - 68с.
Рогозина Т.М. Технология [Текст] : 2 кл.: учебник / Т.М.Рогозина, А.А.Гринева / под. Ред. Чураковой. - М.: Академкнига / Учебник.2009.-80с: цв. ил.;
Гринева А.А. и др. Азбука мастерства [Текст] : 2 кл. : Учебник / А.А.Гринева, Т.М.Рогозина, И.Л.Голованова. - Изд. 3, испр. - М.: Академкнига/Учебник, 2006. - 80с: ил.;
Рогозина Т.М. и др. Технология [Текст] : Учебник : 3 кл. / Т.М.Рогозина, А.А.Гринева, И.Б. Мылова. - Изд. 2, испр. - М.: Академкнига / Учебник.2007.-112 с: ил.;
Рогозина Т.М. и др. Технология [Текст] : Учебник : 4 кл. / Т.М.Рогозина, А.А.Гринева, И.Б. Мылова. - Изд. 2, испр. - М.: Академкнига / Учебник.2008.-112с: ил.;
Нагибина М.И. Поделки [Текст] // М.И. Нагибина Из простой бумаги мастерим как маги.- Я.: Академия развития, 2001.-137с: ил.;
Щеблыкин И.К. Поделки [Текст] // И.К. Щеблыкин, В.И. Романина, И.И. Кагакова Аппликационные работы в начальных классах.- М.: Просвещение, 1983.-91с: ил.; Ю.Афонькин СЮ. Поделки [Текст] // СЮ. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. Уроки оригами в школе и дома.- М.: Аким, 97.-143с: ил.;
Электронные ресурсы. Работа с тканью. http://www illionpodarkov.ru./podelki/podelki-na-urokah-truda-v-nachalnoj-shkole-dekorativnyefrukty.htm;
Электронные ресурсы. Уроки труда в начальных классах. http://paroh