Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Купянская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на МС «Утверждаю»
Директор МКОУ «Купянская ООШ»
МКОУ «Купянская ООШ» ____________________________
Руководитель МС Кравцова И П.
________ Гильманшина Т.А. «28» августа 2019 г
« 27» августа 2019г.
Рабочая программа
Внеурочной деятельности «Творческая мастерская»
Класс: 5
Учитель: Файкова Г.С
с. Купянка
2019-2020 учебный год
Содержание
1.Содержание курса внеурочной деятельности……………….………………………………………………………………………….3-6
2.Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности……………………………….……………………….6-7
3.Тематическое планирование………………………………………………………………………………………………………………8
Содержание курса внеурочной деятельности « Творческая мастерская».
Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская» разработана для занятий с учащимися 5 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Творческая мастерская» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Содержание программы составлено на 35 часов (1 час в неделю). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.
Цель программы: создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся посредством работы с разнообразным материалом.
Задачи: Приобщение учащихся к истокам традиционного народного искусства и культуре родного края.
Создание условий для формирования художественно- творческой активности учащихся.
Формирование навыков и приемов работы с бумагой, тестом, природным материалом.
Дети на протяжении года обучения должны научиться изготавливать разнообразные сувениры из соленого теста. Познакомиться с разнообразием аппликации и научиться выполнять аппликацию из бумаги и ткани, самостоятельно разбираться в предлагаемой работе, находить наиболее короткий и рациональный путь изготовления изделия, доводить работу до конца, осознанно выполнять правила безопасности труда, уважительно относиться к труду другого, познакомиться с разнообразием видов декоративно-прикладного искусства.
Вводное занятие.
История развития рукоделий. Знакомство с программой и правилами поведения в мастерской. Режим работы. Правила техники безопасности. Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни.
Поделки, панно из природного материала. Правила сбора, подготовки и хранения материала. Правила построения цветочной композиции. Разнообразие технологий, изготовление экибаны . Практические работы: Экибана «Осенняя фантазия», «Розы из кленовых листьев», «Каштановое дерево», Панно « морской рай», декор цветочных горшков и кашпо,
3. Изделия из гофрированной бумаги. Бумага и картон — самые доступные материалы. Из бумаги и картона можно сделать множество разнообразных вещей: модели и игрушки, другие полезные и интересные вещи. Работать с бумагой могут все. Сортов бумаги очень много. Они отличаются друг от друга прочностью и плотностью, толщиной, гладкой или шероховатой поверхностью, цветом и другими качествами. Практическая работа: Панно «Цветущая сакура».
4. Предновогодние хлопоты.
Символ года – крыса. Изготовление новогоднего сувенира. Анализ вариантов изделия. Выбор техники исполнения, композиции будущего изделия. Мастерская елочных украшений. Требования к ёлочным украшениям.
Практические работы
Изготовление сувенира к Новому году. Изготовление украшений на ёлку, « Елка из еловых шишек».
5. Работа с пряжей. Вязание пледа из пряжи «Ализе пуффи». Виды и свойства ниток. Способы изготовления изделий из ниток и пряжи.
6.Тестопластика. Лепка из соленого теста.
Из истории соленого теста.
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.
В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.
Как приготовить соленое тесто
Основной материал для изготовления изделий из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная пропорция для замеса соленого теста:на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции мягкого пластилина.
В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей ).
Для изготовления небольшой композиции замесите тесто в следующем количестве:
- Соль - 200 г;
- Мука - 500 г;
- Вода - примерно 250 мл (количество воды зависит от вида муки, необходимости добавки клея или масла);
- Клей - 2ст.ложки.
Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться эластичным.
Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.
Для раскраски просушенных изделий используют гуашь или природные красители. Конечный этап - изделия покрывается безцветным быстро сохнущим глянцевым лаком.
7. Изделия из атласных лент. Пракическая работа: « Георгиевская ленточка»
8. Итоговое занятие. Подведение итогов за прошедший учебный год, анализ выполненных работ. «Магия творчества в моем понимании»
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Творческая мастерская».
Предметные результаты:
• Изучение детьми различных видов народных промыслов;
• Понимание художественных свойств различных материалов, красоты формы изделий, ее украшения;
• Оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
• Владение приемами и техникой изготовления вышивки, лоскутной пластики, ткачества, низания бисера, методами художественного конструирования из бумаги;
• Применение различных технологий в создании изделий материальной культуры.
• Развитие пространственного художественного воображения, чувства цвета, гармонии, композиционного мышления.
Метапредметные результаты:
• Планирование процесса познавательной деятельности;
• Развитие творческих способностей у детей;
• Развитие художественного вкуса, внимания, памяти, образного мышления;
Развитие графических и конструктивных навыков и умений;
• Развитие способности к самостоятельной работе и анализу проделанной работы;
• Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности.
Личностные результаты:
• Бережное отношение к своему труду;
• Развитие трудолюбия и усидчивости;
• Овладение способностью самим создавать композиции работ;
• Воспитание умения прислушиваться к мнению других, уважения к их точке зрения;
• Проявление технологического мышления при организации своей деятельности;
• Самооценка своих способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации.
В процессе обучения используются методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельный, эвристический, исследовательский. Программа предусматривает использование: фронтальной, индивидуальной и групповой форм, работы обучающихся.
Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.
Групповая работа позволяет выполнять наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, т.е. каждый учащийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:
-типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение),
-собеседование, консультация, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное изготовление конкретного изделия, экскурсия, учебная игра, «творческие минутки», в ходе которых педагог знакомит учеников с творчеством художника или группы художников, чьё творчество объединено общей тематикой, знакомит с видами декоративно-прикладного искусства.
3. Тематический план.
№п./п. | Тема | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Вводный инструктаж. Правила ТБ и ОТ на занятиях художественным трудом. | 1 |
2 | Поделки, панно из природного материала. | 7 |
3 | Изделия из гофрированной бумаги. | 4 |
4 | Предновогодние хлопоты. | 4 |
5 | Работа с пряжей. Вязание пледа из пряжи «Ализе пуффи». | 6 |
6 | Тестопластика. Лепка из соленого теста. | 6 |
7 | Изделия из атласных лент. | 6 |
8 | Итоговое занятие: «Магия творчества в моем понимании» | |
| Всего: | 35 |
Приложение к рабочей программе внеурочной деятельности «Творческая мастерская» 5 класс
Календарно-тематическое планирование 2019-2020 г.
№ п.п | Тема | Дата проведения |
По плану | Факт. |
1. | Вводное занятие. Вводный инструктаж. Правила ТБ на занятиях художественным трудом. | 03.09 | |
2. | Экибана « Осенняя фантазия». «Розы из кленовых листьев». | 10.09 | |
3. | Экибана « Осенняя фантазия», « Розы из кленовых листьев». | 17.09 | |
4. | Каштановое дерево. | 24.09 | |
5. | Каштановое дерево. | 01.10 | |
6. | Декор цветочных горшков и кашпо. | 08.10 | |
7. | Декор цветочных горшков и кашпо. | 15.10 | |
8. | Панно: «Морской рай» | 22.10 | |
9. | « Цветущая сакура» в оформлении интерьера. | 29.10 | |
10. | «Цветущая сакура» в оформлении интерьера. | 12.11 | |
11. | « Цветущая сакура» в оформлении интерьера. | 19.11 | |
12. | « Цветущая сакура» в оформлении интерьера. | 26.11 | |
13. | Предновогодние хлопоты: изготовление сувениров | 03.12 | |
14. | Предновогодние хлопоты: изготовление сувениров | 10.12 | |
15. | Сувенир « Елка из еловых шишек» | 17.12 | |
16. | Сувенир « Елка из еловых шишек» | 24.12 | |
17. | Работа с пряжей. Вязание пледа из пряжи «Ализе пуффи». | 14.01 | |
18. | Вязание пледа из пряжи «Ализе пуффи». | 21.01 | |
19. | Вязание пледа из пряжи «Ализе пуффи». | 28.01 | |
20. | Вязание пледа из пряжи «Ализе пуффи». | 04.02 | |
21. | Вязание пледа из пряжи «Ализе пуффи». | 11.02 | |
22. | Вязание пледа из пряжи «Ализе пуффи». | 18.02 | |
23. | Лепка из соленого теста «Корзинка с грибочками» | 25.02 | |
24. | Лепка из соленого теста «Корзинка с грибочками» | 03.03 | |
25. | Лепка из соленого теста « Мое любимое животное» | 10.03 | |
26. | Лепка из соленого теста « Мое любимое животное» | 17.03 | |
27. | Окрашивание изделий, фигур животных. | 31.03 | |
28. | Окрашивание изделий, фигур животных | 7.04 | |
29. | Изделия из атласных лент « Георгиевская ленточка» | 14.04 | |
30. | Изделия из атласных лент « Георгиевская ленточка» | 21.04 | |
31. | Изделия из атласных лент « Георгиевская ленточка» | 28.04 | |
32. | Техника канзаши своими руками. | 05.05 | |
33. | Техника канзаши своими руками. | 12.05 | |
34. | Техника канзаши своими руками. | 19.05 | |
35. | Итоговое занятие «Магия творчества в моем понимании». | 26.05 | |