СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Удивительное рядом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности расчитана на 33-34 часа с 1 по 4 класс. 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Удивительное рядом"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2


Рассмотрено:

На заседании МО учителей __________________

Руководитель МО

_____________

/Обухова Н.В./



Согласовано:

Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №2


_____________

/Возная Т.Б./



Утверждаю:

Директор

МАОУ СОШ №2


_____________

/Чумак Е.Л./







Рабочая программа

курса

«Удивительное рядом»

3 «А» класс






Учитель начальных классов

Поздеева М.В.












2021-2022 учебный год



1.Пояснительная записка

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с современными требованиями дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Основная идея первого класса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром; второй класс посвящён знакомству с нашим большим домом – планетой Земля; третий класс показывает роль жизни и живых организмов в поддержании порядка на нашей планете; четвёртый класс посвящён человеку и его месту на Земле. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир и человек» разработан с экологических позиций.

Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при выращивании различных растений дома, при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.

Ценностными ориентирами содержания кружка в начальной школе являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;

  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;

  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

  • вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Основной акцент сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, ближайший парк, водоём и т. п.).

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

Занятия в кружке «Удивительное рядом» проводятся один раз в неделю по 1 час. Срок реализации программы - 4 года, первый год обучения рассчитан на 33 часа, 2-4 годы по 34 часа, из которых 56 часов отводятся на теорию, а 79 часов – на овладение практическими навыками.

Состав групп постоянный, количество учащихся –20- 25 человек.



Тематический план программы


Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторные


внеаудиторные


1год обучения

33



Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Группировать (классифициро­вать) объекты живой или неживой природы по отличительным при­знакам.

1

Вводные занятия


1

2

2

Окружающий нас мир


10

16


Природа вокруг нас


1

3


Животные вокруг нас


5

6


Растения вокруг нас


4

7





3



Итоговая работа по курсу


2

2


2год обучения

34




1

Вводные занятия


1

-

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства во­ды, круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в водоёме и в системе водоснабжения своего края.

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребнос­тей людей от природы, включая потребности Эмоционально-эстетического характера.

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли.

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте ма­терики и океаны.


2

Планета Земля


13

14


Наша земля на глобусе и карте


1

2


Формы поверхности земли и родного края.


4

4


Водоёмы.


4

4


Заочное путешествие по родной стране.


2

2


Обсуждаем примеры экологических катастроф.


2

2

3

Итоговая работа по курсу


2

4



3год обучения

34




1

Вводные занятия


2

1

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на при­мере своей местности).

Извлекать (по заданию учите­ля) необходимую информацию из учебника и дополнительных источ­ников знаний (словарей, энцикло­педий, справочников) о природ­ных сообществах и обсуждать по­лученные сведения.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.


2

Поддержание порядка на нашей планете


11

16


Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение.


2

4


Изучаем способы охраны природы.


2

3


Открываем жизнь в почве.


2

4


Пополняем наши знания о разнообразии живой природы.


5

5

3

Итоговая работа по курсу


1

3



4год обучения

34




1

Вводные занятия


2

1


2

Человек и его место на Земле


10

17

Объяснять влияние человека на природу.

Извлекать (по заданию учите­ля) необходимую информацию из учебника и дополнительных источ­ников знаний (словарей, энцикло­педий, справочников) о природ­ных сообществах и обсуждать по­лученные сведения.



Изучаем экологические связи в живой природе.


3

5


Знакомство с охраняемыми растениями и животными


3

5


Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.


2

3


Мы в борьбе за чистоту на планете. Экология на Кубани.


2

4

3

Итоговая работа по курсу


1

3



ВСЕГО

135

56

79





3. Содержание программы

1-й класс (33 ч)

Вводное занятие(3)

Знакомство с миром природы.

Практическая работа: экскурсия в школьный парк. Определение объектов природы. Сбор природного материала.

Окружающий нас мир(26)

- Природа вокруг нас

Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Живая, неживая природа.

Практическая работа:

Экскурсия в природу. Составление таблицы «Живая и неживая природа». Изготовление природного лото.

- Животные вокруг нас

Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк?

Практическая работа:

Коллективная работа «Насекомые на лугу», чтение и обсуждение произведений Бианки о птицах, их отличительных признаках «Чей нос лучше?», «Лесные домишки». Посещение зоопарка. Конкурс рисунков о животных.

- Растения вокруг нас

Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Что это за листья? Что такое хвоинки? Что общего у разных растений? Выясняем, что такое экология.

Практическая работа:

Изготовление гербария из природного материала. Практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений по гербариям, выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Работа в парах и группах «Сложи из частей растение». Расскажи о значении корня для растений. Посадка комнатных растений.

Итоговая работа по курсу(4)

Подготовка выставки поделок из природного материала. Инсценирование сказки Г.К.Андерсена «Ель».


2-й класс (34ч)

Вводное занятие(1)

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля – планета.

Планета Земля(27)

Наша земля на глобусе и карте

Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Солнечная система. Наша Земля на глобусе и карте.

Практическая работа:

Игра с макетом Земли – глобусом. Работа со справочной литературой. Изображение Земли в рисунках детей. Моделирование Солнечной системы.

Формы поверхности земли и родного края.

Основные формы поверхности Земли. Горы, равнины, низменности, возвышенности нашего края.

Практическая работа:

Поделка из пластилина (ГОРЫ, ВУЛКАНЫ). Выставка рисунков на тему «Рельеф – лицо Земли».

Водоёмы

Куда текут реки? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Признаки реки и озера. Разнообразие водоёмов. Водоёмы нашего края. Загрязнения природной воды и последствия такого загрязнения.

Практическая работа:

Экскурсия к реке. Фотогазета «Берег реки Чамлык». Коллективная работа по составлению правил сохранения водоёмов. Организация поста «Береги воду» по бережному использованию питьевой воды в школе.

Заочное путешествие по родной стране

Главный город страны – Москва. Краснодар – столица Кубани.

Практическая работа:

Экскурсия по городу Краснодару. Обмен мнениями об экскурсии с одноклассниками. Создание альбома «Краснодар – град казачий».

Обсуждаем примеры экологических катастроф

Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Практическая работа:

Мастерим поделки из бросового мусора.

Итоговая работа по курсу(6)


3-й класс (34ч)

Вводные занятия (3)

Наша планета Земля. Условия жизни на Земле. Экология - наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.

Практическая работа:

Выпуск стенгазеты «Экологический вестник».

Поддержание порядка на нашей планете (27)

Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение

Представители редких организмов (грибов, растений, животных), причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры по их охране.

Практическая работа:

Работа с «Красной» книгой России и Кубани. Выпуск журнала «Редкие животные нашего края». Выступление перед одноклассниками со своими сообщениями.

Изучаем способы охраны природы

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказнки, национальные парки. Памятники природы, ботанические сады и зоопарки, питомники. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира.

Практическая работа:

Экскурсия в Кавказский биосферный заповедник.

Открываем жизнь в почве

Разнообразие живых обитателей почвы, особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.

Практическая работа:

Работа со справочной литературой. Игра – конференция «Будь природе другом», участие в научно-практической конференции школьников «Я исследователь».

Пополняем наши знания о разнообразии живой природы.

Многообразие растений: знакомство с интересными представителями (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами. Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные, паукообразные. Грибы и лишайники как особые группы живых существ, их разнообразие.

Практическая работа:

Работа со справочной литературой, работа с гербарием. Обмен информацией с одноклассниками.

Итоговая работа по курсу(4ч)

Участие в научно-практической конференции школьников.


4-й класс (34ч)

Вводные занятия (3)

Человек – часть живой природы. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия.

Практическая работа:

Составление режима дня.

Человек и его место на Земле (27)

Изучаем экологические связи в живой природе

Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая сеть, экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой.

Практическая работа:

Составление пищевых цепей, экологических пирамид. Работа со справочной литературой (защитные приспособления у растений и животных).

Знакомство с охраняемыми растениями и животными

Охраняемые растения, особенности их распространения. Лекарственные растения, их охрана. Охраняемые животные, причины сокращения их численности и меры охраны. История спасения бобра, соболя, стерха – примеры активных действий человека по охране животного мира. Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам.

Практическая работа:

Экскурсия в ботанический сад г. Краснодара. Сбор цветков, листьев одуванчика, листьев мать-и-мачехи. Обработка собранного сырья, определение готовности к хранению, упаковка лекарственного сырья для хранения.

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека

Влияние природы на человека и человека на природу. Как отрицательное воздействие на природу влияет на здоровье человека. Охрана воздуха. Охрана воды. Охрана почв.

Практическая работа:

Экскурсия вдоль дороги и в парковой зоне с целью выявления влияния человека на воздух. Посадка комнатных растений.

Мы в борьбе за чистоту на планете. Экология на Кубани.

Загрязнение черноморского побережья, опустынивание плодородных земель, загрязнение реки Чамлык.

Практическая работа:

Трансляция знаний через выпуск экологических листовок. Мастерим скворечники. Уборка школьной территории от мусора. Посадка деревьев на пришкольном участке.

Итоговая работа по курсу(4ч)

Подготовка устного журнала «Юный эколог». Выставка поделок. Участие в научно-практической конференции.


4. Предполагаемые результаты реализации программы


Личностными результатами освоения программы кружка являются:

—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.


Метапредметными результатами являются:

—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков ;

—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.


Предметными результатами являются:

—в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

—в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениями, за домашними питомцами;

—в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

—в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

Особенности содержания обучения. Объектом изучения является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
















Календарно-тематическое планирование

Тема занятия



Дата проведения


План

Факт

1 подгруппа

1.

Введение. Правила по ТБ. Свойства жидкости.

11-15 янв.


2.

Теплота - основа жизни.

18-22 янв.


3.

Звук вокруг нас.

25-29 янв.


4.

Магнетизм.

1-5 февр.


5.

Электростатика.

8-12 февр.


6.

Свет.

15-19 февр.


7.

Механика.

22-26 февр.


8.

Игра «Самый умный».

1-5 март.
















Тема занятия



Дата проведения


План

Факт

2 подгруппа

1.

Введение. Правила по ТБ. Свойства жидкости.

29 март. - 2 апр.


2.

Теплота - основа жизни.

5-9 апр.


3.

Звук вокруг нас.

12-16 апр.


4.

Магнетизм.

19-23 апр.


5.

Электростатика.

26-30 апр.


6.

Свет.

4-7 мая


7.

Механика.

11-14 мая


8.

Игра «Самый умный».

17-21 мая






Список литературы.

  1. Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.

  2. Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.

  3. Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002г.

  4. Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.

  5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000

  6. Приёмы и формы в учебной деятельности. Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г