Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Рассмотрено: На заседании МО учителей __________________ Руководитель МО _____________ /Обухова Н.В./ | Согласовано: Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №2 _____________ /Возная Т.Б./ | Утверждаю: Директор МАОУ СОШ №2 _____________ /Чумак Е.Л./ |
Рабочая программа
курса
«Удивительное рядом»
3 «А» класс
Учитель начальных классов
Поздеева М.В.
2021-2022 учебный год
1.Пояснительная записка
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с современными требованиями дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Основная идея первого класса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром; второй класс посвящён знакомству с нашим большим домом – планетой Земля; третий класс показывает роль жизни и живых организмов в поддержании порядка на нашей планете; четвёртый класс посвящён человеку и его месту на Земле. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир и человек» разработан с экологических позиций.
Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при выращивании различных растений дома, при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.
Ценностными ориентирами содержания кружка в начальной школе являются:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Основной акцент сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, ближайший парк, водоём и т. п.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Занятия в кружке «Удивительное рядом» проводятся один раз в неделю по 1 час. Срок реализации программы - 4 года, первый год обучения рассчитан на 33 часа, 2-4 годы по 34 часа, из которых 56 часов отводятся на теорию, а 79 часов – на овладение практическими навыками.
Состав групп постоянный, количество учащихся –20- 25 человек.
Тематический план программы
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Аудиторные | внеаудиторные |
| 1год обучения | 33 | | | Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. |
1 | Вводные занятия | | 1 | 2 |
2 | Окружающий нас мир | | 10 | 16 |
| Природа вокруг нас | | 1 | 3 |
| Животные вокруг нас | | 5 | 6 |
| Растения вокруг нас | | 4 | 7 |
3 | Итоговая работа по курсу | | 2 | 2 |
| 2год обучения | 34 | | | |
1 | Вводные занятия | | 1 | - | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в водоёме и в системе водоснабжения своего края. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности Эмоционально-эстетического характера. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны. |
2 | Планета Земля | | 13 | 14 |
| Наша земля на глобусе и карте | | 1 | 2 |
| Формы поверхности земли и родного края. | | 4 | 4 |
| Водоёмы. | | 4 | 4 |
| Заочное путешествие по родной стране. | | 2 | 2 |
| Обсуждаем примеры экологических катастроф. | | 2 | 2 |
3 | Итоговая работа по курсу | | 2 | 4 | |
| 3год обучения | 34 | | | |
1 | Вводные занятия | | 2 | 1 | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
2 | Поддержание порядка на нашей планете | | 11 | 16 |
| Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение. | | 2 | 4 |
| Изучаем способы охраны природы. | | 2 | 3 |
| Открываем жизнь в почве. | | 2 | 4 |
| Пополняем наши знания о разнообразии живой природы. | | 5 | 5 |
3 | Итоговая работа по курсу | | 1 | 3 | |
| 4год обучения | 34 | | | |
1 | Вводные занятия | | 2 | 1 | |
2 | Человек и его место на Земле | | 10 | 17 | Объяснять влияние человека на природу. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. |
| Изучаем экологические связи в живой природе. | | 3 | 5 |
| Знакомство с охраняемыми растениями и животными | | 3 | 5 |
| Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. | | 2 | 3 |
| Мы в борьбе за чистоту на планете. Экология на Кубани. | | 2 | 4 |
3 | Итоговая работа по курсу | | 1 | 3 | |
| ВСЕГО | 135 | 56 | 79 | |
3. Содержание программы
1-й класс (33 ч)
Вводное занятие(3)
Знакомство с миром природы.
Практическая работа: экскурсия в школьный парк. Определение объектов природы. Сбор природного материала.
Окружающий нас мир(26)
- Природа вокруг нас
Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Живая, неживая природа.
Практическая работа:
Экскурсия в природу. Составление таблицы «Живая и неживая природа». Изготовление природного лото.
- Животные вокруг нас
Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк?
Практическая работа:
Коллективная работа «Насекомые на лугу», чтение и обсуждение произведений Бианки о птицах, их отличительных признаках «Чей нос лучше?», «Лесные домишки». Посещение зоопарка. Конкурс рисунков о животных.
- Растения вокруг нас
Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Что это за листья? Что такое хвоинки? Что общего у разных растений? Выясняем, что такое экология.
Практическая работа:
Изготовление гербария из природного материала. Практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений по гербариям, выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Работа в парах и группах «Сложи из частей растение». Расскажи о значении корня для растений. Посадка комнатных растений.
Итоговая работа по курсу(4)
Подготовка выставки поделок из природного материала. Инсценирование сказки Г.К.Андерсена «Ель».
2-й класс (34ч)
Вводное занятие(1)
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля – планета.
Планета Земля(27)
Наша земля на глобусе и карте
Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Солнечная система. Наша Земля на глобусе и карте.
Практическая работа:
Игра с макетом Земли – глобусом. Работа со справочной литературой. Изображение Земли в рисунках детей. Моделирование Солнечной системы.
Формы поверхности земли и родного края.
Основные формы поверхности Земли. Горы, равнины, низменности, возвышенности нашего края.
Практическая работа:
Поделка из пластилина (ГОРЫ, ВУЛКАНЫ). Выставка рисунков на тему «Рельеф – лицо Земли».
Водоёмы
Куда текут реки? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Признаки реки и озера. Разнообразие водоёмов. Водоёмы нашего края. Загрязнения природной воды и последствия такого загрязнения.
Практическая работа:
Экскурсия к реке. Фотогазета «Берег реки Чамлык». Коллективная работа по составлению правил сохранения водоёмов. Организация поста «Береги воду» по бережному использованию питьевой воды в школе.
Заочное путешествие по родной стране
Главный город страны – Москва. Краснодар – столица Кубани.
Практическая работа:
Экскурсия по городу Краснодару. Обмен мнениями об экскурсии с одноклассниками. Создание альбома «Краснодар – град казачий».
Обсуждаем примеры экологических катастроф
Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Практическая работа:
Мастерим поделки из бросового мусора.
Итоговая работа по курсу(6)
3-й класс (34ч)
Вводные занятия (3)
Наша планета Земля. Условия жизни на Земле. Экология - наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.
Практическая работа:
Выпуск стенгазеты «Экологический вестник».
Поддержание порядка на нашей планете (27)
Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение
Представители редких организмов (грибов, растений, животных), причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры по их охране.
Практическая работа:
Работа с «Красной» книгой России и Кубани. Выпуск журнала «Редкие животные нашего края». Выступление перед одноклассниками со своими сообщениями.
Изучаем способы охраны природы
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказнки, национальные парки. Памятники природы, ботанические сады и зоопарки, питомники. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира.
Практическая работа:
Экскурсия в Кавказский биосферный заповедник.
Открываем жизнь в почве
Разнообразие живых обитателей почвы, особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
Практическая работа:
Работа со справочной литературой. Игра – конференция «Будь природе другом», участие в научно-практической конференции школьников «Я исследователь».
Пополняем наши знания о разнообразии живой природы.
Многообразие растений: знакомство с интересными представителями (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами. Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные, паукообразные. Грибы и лишайники как особые группы живых существ, их разнообразие.
Практическая работа:
Работа со справочной литературой, работа с гербарием. Обмен информацией с одноклассниками.
Итоговая работа по курсу(4ч)
Участие в научно-практической конференции школьников.
4-й класс (34ч)
Вводные занятия (3)
Человек – часть живой природы. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия.
Практическая работа:
Составление режима дня.
Человек и его место на Земле (27)
Изучаем экологические связи в живой природе
Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая сеть, экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой.
Практическая работа:
Составление пищевых цепей, экологических пирамид. Работа со справочной литературой (защитные приспособления у растений и животных).
Знакомство с охраняемыми растениями и животными
Охраняемые растения, особенности их распространения. Лекарственные растения, их охрана. Охраняемые животные, причины сокращения их численности и меры охраны. История спасения бобра, соболя, стерха – примеры активных действий человека по охране животного мира. Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам.
Практическая работа:
Экскурсия в ботанический сад г. Краснодара. Сбор цветков, листьев одуванчика, листьев мать-и-мачехи. Обработка собранного сырья, определение готовности к хранению, упаковка лекарственного сырья для хранения.
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека
Влияние природы на человека и человека на природу. Как отрицательное воздействие на природу влияет на здоровье человека. Охрана воздуха. Охрана воды. Охрана почв.
Практическая работа:
Экскурсия вдоль дороги и в парковой зоне с целью выявления влияния человека на воздух. Посадка комнатных растений.
Мы в борьбе за чистоту на планете. Экология на Кубани.
Загрязнение черноморского побережья, опустынивание плодородных земель, загрязнение реки Чамлык.
Практическая работа:
Трансляция знаний через выпуск экологических листовок. Мастерим скворечники. Уборка школьной территории от мусора. Посадка деревьев на пришкольном участке.
Итоговая работа по курсу(4ч)
Подготовка устного журнала «Юный эколог». Выставка поделок. Участие в научно-практической конференции.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Личностными результатами освоения программы кружка являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков ;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
—в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
—в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениями, за домашними питомцами;
—в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
—в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Особенности содержания обучения. Объектом изучения является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата проведения |
План | Факт 1 подгруппа |
1. | Введение. Правила по ТБ. Свойства жидкости. | 11-15 янв. | |
2. | Теплота - основа жизни. | 18-22 янв. | |
3. | Звук вокруг нас. | 25-29 янв. | |
4. | Магнетизм. | 1-5 февр. | |
5. | Электростатика. | 8-12 февр. | |
6. | Свет. | 15-19 февр. | |
7. | Механика. | 22-26 февр. | |
8. | Игра «Самый умный». | 1-5 март. | |
№ | Тема занятия | Дата проведения |
План | Факт 2 подгруппа |
1. | Введение. Правила по ТБ. Свойства жидкости. | 29 март. - 2 апр. | |
2. | Теплота - основа жизни. | 5-9 апр. | |
3. | Звук вокруг нас. | 12-16 апр. | |
4. | Магнетизм. | 19-23 апр. | |
5. | Электростатика. | 26-30 апр. | |
6. | Свет. | 4-7 мая | |
7. | Механика. | 11-14 мая | |
8. | Игра «Самый умный». | 17-21 мая | |
Список литературы.
Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.
Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002г.
Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000
Приёмы и формы в учебной деятельности. Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г