СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Удивительное рядом"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Удивительное рядом"»




Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Удивительное рядом»

(общеинтеллектуальное направление)

7 класс

1 час в неделю, всего 34 часа







Составитель:

учитель химии

Г.А.Яркушина





Пояснительная записка


Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство учащихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ и среды обитания. Знакомство детей с веществами и химическими явлениями начинается в раннем детстве, однако к началу изучения химии в 8 классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Перегрузка курса химии основной школы и сокращение объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей школе приводит к тому, что для многих учащихся изучение химии вызывает затруднения.

Программа ориентирована на обучающихся 7 класса, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний не хватает. Данная программа составлена на основе программы «Введение в химию» Чернобельской Г.М., и Дементьева А.И М. «Владос», 2008. и программы «Мир глазами химика» Чернобельской Г.М., и Дементьева А.И ( Чернобельская Г.М., и Дементьев А.И Мир глазами химика. Учебное пособие к пропедевтическому курсу химии 7 класса , Химия 1999)

С учетом психологических особенностей детей этого возраста курс построен по принципу позитивного эгоцентризма, то есть от ребенка: «Я и вещества вокруг меня».

Новизна программы состоит в личностно-ориентированном обучении. Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся все условия, для наиболее полного раскрытия и реализации его способностей. Создать такие ситуации с использованием различных методов обучения, при которых каждый обучающийся прилагает собственные творческие усилия и интеллектуальные способности при решении поставленных задач.

Программа рассчитана на 34 часа.


Главная цель курса— развивать личность ребенка, формируя и поддерживая интерес к химии, удовлетворять познавательные запросы детей, развивать исследовательский подход к изучению окружающего мира и умение применять знания на практике, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.

Задачи:

познавательные:

сформировать навыки элементарной исследовательской работы;

расширить знания учащихся по химии, экологии;

научить применять коммуникативные и презентационные навыки;

научить оформлять результаты своей работы.

развивающие:

развивать умение проектирования своей деятельности;

способствовать развитию логического мышления;

продолжить формирование навыков самостоятельной работы с разными источниками информации;

продолжить развивать творческие способности. ;

воспитательные:

продолжить воспитание навыков экологической культуры, бережного отношения к людям, природным богатствам;

совершенствовать навыки коллективной работы.

способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности.


Содержание курса носит межпредметный характер, так как знакомит учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (физика, биология, экология, социальные науки, история). Экология – понимание изменений в окружающей среде и организовать свое отношение к природе.Физика – физические свойства веществ, физические методы анализа вещества. История – исторические сведения из мира химии. Биология - химический состав объектов живой природы. Информатика – поиск информации в Интернете, создание и оформление презентаций, работа в текстовых и табличных редакторах.

В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы деятельности: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, консультация.

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, проведении экскурсий, работой над проектами.

Групповые формы применяются при проведении практических работ , выполнении творческих , исследовательских заданий.

Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях курса учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями.


Методы и приемы

 Программа предусматривает применение различных методов и приемов, что позволяет сделать обучение эффективным и интересным:

-сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов, СД);

- практические (лабораторные работы, эксперименты);

- коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);

-комбинированные (самостоятельная работа учащихся, экскурсии, инсценировки);

-проблемный (создание на занятии проблемной ситуации).


Прогнозируемые результаты освоения обучающимися программы 

в обучении:

- знание правил техники безопасности при работе с веществами в химическом кабинете;

- умение ставить химические эксперименты;

- умение выполнять исследовательские работы и защищать их;

- сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе.

в воспитании:

- воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно;

- воспитание воли, характера;

- воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Педагогические технологии, используемые в обучении.

Личностно – ориентированные технологии

Игровые технологии

Технология творческой деятельности

Технология исследовательской деятельности

Технология методов проекта.


Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности по химии

В качестве ценностных ориентиров выступают объекты, изучаемые на кружке, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как главная цель курса заключается в изучении природы.

Познавательные ценностные ориентации проявляются в признании:

ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

ценности химических методов исследования живой и неживой природы.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания внеурочной деятельности по химии позволяет сформировать:

уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

понимание необходимости здорового образа жизни;

потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Данный кружок обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляет процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

правильному использованию химической терминологии и символики;

развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

развитию умения открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.


Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы, общества);

  • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину , страну;

  • формулировать самому простые правила поведения в природе;

  • осознавать себя гражданином России;

  • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей Россией;

  • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

  • уважать иное мнение;

  • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Регулятивные результаты:

  • определять цель деятельности с помощью учителя или самостоятельно, искать средства её осуществления;

  • учиться обнаруживать и формулировать проблему . выбирать тему проекта;

  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

  • работая по плану , сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

  • работая по составленному плану, использовать наряду с основными , и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ)

  • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные результаты:

  • Предполагать какая информация нужна;

  • Отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

  • Сопоставлять и отбирать информацию полученную из различных источников

  • Выбирать основания для сравнения, классификации объектов4

  • Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

  • Выстраивать логическую цепь рассуждений;

  • Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.


Тематический план

Дата

Тема занятия

Содержание

Практические работы, опыты, демонстрации

Введение – 1 час

1


Будем грамотными

экспериментаторами

Значимость химических знаний в повседневной жизни человека.

Знакомство с раздаточным оборудованием и нагревательными приборами. Посуда, её виды и назначение.

Основной метод науки - эксперимент. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Д. Удивительные опыты

Л.Р. Важнейшее химическое оборудование и основные приемы обращения с ним.

Физические и химические явления – 2 часа

2


Физические явления

Физические явления. Уголь. Адсорбция. Аптечный Йод и его свойства. Почему йод нужно держать в плотно закупоренной склянке?

Д. Металлический звон (на примере алюминиевых предметов)

Д. Изгибание стеклянной трубки

Д. Возгонка йода

Д. Уголь как адсорбент

Д. Кукурузные палочки как адсорбент


3


Химические явления

Химические явления. Признаки химических явлений

Л.Р Химические явления. Признаки химических явлений

Увлекательная химия для экспериментаторов - 1час

4


Химия или магия?

Занимательные химические опыты

Д. получение молока и лимонада

Д. Несгораемый платочек

Д. Рана

Д. Волшебный сосуд

Д химическая тайнопись (конц. серной кислотой)

Вещества вокруг тебя, оглянись! - 9 часов

5


Самое необыкновенное вещество (вода)

Уникальность воды. Вода- растворитель. Цвет, мутность , запах.

Фильтрование, выпаривание, отстаивание. Минеральные и газированные воды.

Д. Некрасовской лечебной воды , её химический состав.

Л.Р. Очистка воды от нерастворимых веществ.

6,7


Химия на маминой кухне

Понятие о кислотах . Кислоты обнаружение кислот в растворе. Кислота в желудке человека. Лимонная кислота. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие. Действие кислотного загрязнения воздуха на растения.

Л.Р. Испытание индикаторами растворов кислот (лимонной, уксусной)

Л.Р. обнаружение кислот в продуктах питания «Испытание индикаторных свойств соков, отваров, варенья». Л.Р. Гашение пищевой соды уксусной эссенцией

Л.Р.Приготовление уксуса разной концентрации

Л.Р.Изготовление напитков для лечения простуды (чай с лимоном или с малиновым вареньем, молоко с медом).

8


Поваренная соль

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.

Лабораторная работа № 11 Мы получаем поваренную соль.

Д. фокус с картофелем, или почему картофель плавает в воде?

9


Пищевая сода

Пищевая сода и ее свойства . Применение.

Л.Р. Изготовление шипучего напитка (из пищевой соды, лимонной кислоты, сахара и аскорбиновой кислоты)

Л.Р. Свойства соды. Как сода способствует выпечке хлеба

10


Соли , но не все соленые


Понятие о солях.

Л.Р. знакомство с солями и свойствами растворов солей.

Д. Свойства нитратов. Их опасность при воспламенении

11


Школьный мел и мрамор


Л.Р. Карбонат кальция 1.Опыт с кусочком мела

2. Мрамор и гипс

3. Раковина улитки

Л.О. получение углекислого газа и изучение его свойств

Л.Р.Обнаружение углекислого газа в газировке

12


Спирт как объект изучения

Спирт и его свойства Влияние этилового спирта на живые организмы

Д. презентации «Влияние этилового спирта на человека»

Д. Спирт – растворитель. Денатурация белка при действии спирта.

Д. Извлечение зеленого пигмента листа – хлорофилла


13


Исследуем куриное яйцо и шерстяную нить

Белки в мясе, молоке , яйцах и других продуктах. Их свойства и значение для живых организмов

Д. Обнаружение белка

Экологический взгляд на вещества и явления вокруг нас – 6 часов

14,15


Препараты бытовой химии в нашем доме

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло». Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. Шампунь, гель для душа. Жесткость воды ее устранение

Л.Р. Испытание индикаторами растворов моющих средств

Л.Р. Растворение жидкого мыла в жесткой и дистиллированной воде.

Л.О. Определение и устранение жесткости воды , удаление накипи на внутренней поверхности эмалированной посуды

Л.Р.сравнение свойств мыла и моющих средств

16,17,18,19


Средства ухода за зубами

Что содержится в зубной пасте

Работа над проектом: сбор и обработка информации. Эксперименты с различными средствами по уходу за зубами.

Проектная деятельность

Химия и пищевая промышленность – 3 часа

20


Картофельные чипсы. Из чего они состоят

Картофельные чипсы. Из чего они состоят. Калорийность продуктов питания. Качественная реакция на крахмал. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.

Л.Р. Анализ чипсов (наличие масла, крахмала, хлорида натрия, расчет калорийности чипсов в сравнении с блюдами школьного меню)

21


Углеводы. Крахмал в картофеле и яблоке

Глюкоза, Сахар, крахмал, целлюлоза – углеводы сладкие и не очень. Их свойства и значение для живых. Крахмал и его свойства. организмов. Образование крахмала в листьях растений.

Л.Р. Свойства крахмала.

Л.Р. Определение качества мытья столовой посуды

Л.Р. Обнаружение глюкозы в продуктах питания

22


Экскурсия в музей «Космос»

Химия вчера, сегодня, завтра. Консерванты, ароматизаторы, красители. Их опасность.


Химия и медицина 4 часа

23,24


Самые простые из лекарств: перекись водорода, нашатырный спирт

Пероксид водорода, Свойства перекиси водорода. Нашатырный спирт

Д. Разложение пероксида водорода

Д. Свойства Нашатырного спирта

Д. Занимательный опыт «Дым без огня»

25


Марганцовка

Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка. Кислород и его свойства. Значение для живых организмов.

Л.Р.Получение кислорода из марганцовки

26


Аспирин

Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Опасность применения аспирина. Доказательство того, что аспирин является антибиотиком.

Л.О. изучение свойств ацетилсалициловой кислоты (аспирина)

Л.О. Изучение состава лекарственных препаратов содержащих аспирин разных производителей.

Чудеса своими руками- 3 часа

27,28,29


«Огонь- друг или враг»

Работа над социально-значимым проектом.


Подготовка и проведение отчетного внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы

Химия за пределами дома – 5 час

30,31,32


Экскурсия в музей пожарного дела

Причины возникновения пожара. Правила пожарной безопасности. Первая помощь.


33,34


Садовый участок.

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать. Минеральные удобрения. Медный и другие купоросы.

Экологический субботник на УОУ


Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень:достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень:свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.


Оценка эффективности работы:

Входящий контроль– определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контроль:коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в школьном научном обществе.

Формы подведения итогов реализации программы

·  Итоговые выставки творческих работ;

·  Портфолио и презентации исследовательской деятельности;

·  Участие в конкурсах исследовательских работ;

·  Презентация итогов работы на заседании школьного научного общества.


Список используемой литературы

  • Аксенова И.В., Остроумова И.Г., Сажнева Т.В. «Введение в химию вещества». Методическое пособие для учителя. Под редакцией О.С.Габриеляна. - Москва, «Сиренъпрема», 2006.

  • Алексинский В. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1980.

  • Аршанский Е.Я. «Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля». – Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2002.

  • Габриелян О.С., Остроумов И.Г. «Введение в химию в вещества». 7 класс Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – Москва, «Сиренъпрема», 2006.

  • Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю.. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. «ДРОФА», М., 2002

  • Тыльдсепп А.А., Корк В.А. «Мы изучаем химию». Книга для учащихся 7-8 классов средней школы. – Москва, «Просвещение», 1988.

  • Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. «Введение в химию. Мир глазами химика», 7 класс Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Москва, «Владос», 2003.

  • Штремплер Г.И., ПичугинаГ.А. «Дидактические игры при обучении химии». – «Дрофа», 2003.

  • Штремплер Г.И. «Химия на досуге». Загадки, игры, ребусы. Книга для учащихся. – Москва, «Просвещение», 1993.

  • Энциклопедия для детей . Том 17 Химия «Аванта», М.2003.



DVD – фильмы «Занимательная химия».

http://www. alhimik. ru

http://www. XuMuK.ru

http://www. chemistry. narod. ru/

http://it-n. ru/

http://school. edu. ru/