Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Увлекательное рукоделие» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования
(В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов - М.: Просвещение, 2010).
Актуальность программы: в наш век новых технологий развиваются и прикладные технологии по декоративно-прикладному искусству. Большое количество прикладных техник, мастер – классов, видеоуроков в интернете дают возможность осваивать современные технологии и доступно обучать детей прекрасному и востребованному.
Основная идея данной программы заключается в создании в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к самореализации, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования.
Новизна программы: включены новейшие технологии, которые не входят в программный материал учащихся, при реализации программы формируются ИКТкомпетенции, так как приоритетным направлением являются мастер-классы в интернете, расширение межнационального опыта в области прикладного творчества.
Цель программы: развитие личности школьников через воспитание интереса к ручному творчеству, вовлечение детей в активную творческую деятельность, формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения.
Задачи:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Одним из результатов освоение курса «Увлекательное рукоделие» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира.
Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.
Ценность искусства - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Общая характеристика курса
Методологическая основа в достижении ценностных ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.
Занятия практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации.
Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), ИЗО, литература - раздел народное творчество, география (изучение видов рукоделия мировых культур).
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, участие в конкурсах.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать аналогичные заданным материалы.
Основными методами преподавания являются наглядный и практический. Вся информация теоретического характера даётся в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, в виде работы с образцами, видеоматериалами (мастер-классы). Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе практической деятельности по каждой технологии. В программу включена тема по работе с вторичным сырьем. Она направлена на воспитание бережливости, умение давать вещи «вторую жизнь» и на развитие творческого воображения.
Способы определения результативности работы по программе
Опрос
Наблюдение
Диагностика создаваемых проектов
Внешняя оценка - выставки и конкурсное движение Условия реализации программы
Материально-технические: видеофильмы, интерактивный комплекс.
Методическая литература, художественная литература.
Внешние: участие в конкурсах школьного, городского, регионального и всероссийского уровней, проведение выставок, дизайнерство своего жилья, изготовление подарков на праздники.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом основного общего образования ГБОУ СОШ №2 программа внеурочной деятельности «Увлекательное рукоделие» реализуется в 5-6 классах. Объем времени составляет 68 часов (34 недели по 1 часу в неделю).
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Увлекательное рукоделие»
При прохождении курса внеурочной деятельности «Увлекательное рукоделие» в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материальнотехническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
Содержание программы
Раздел «Работа с природным материалом». (6 ч.)
Вводное занятие. Материалы и технологии. (1ч.)
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Сбор материалов для занятий.(1ч.)
Создание поделок из природного материала: Мозаика (с использованием семян, камешков, листьев); Аппликация из листьев и кленовых «парашютиков»; Объемные поделки («Ёжик», «Ёлочка» из шишек) (1ч.)
«Флористика». Создание «Осеннего букета». (1ч.)
Топиарий - дерево счастья. История топиария. Материалы, используемые при изготовлении топиария: бумага (бумажные салфетки, вырезанные цветочки, гофрированная бумага, бумага для квиллинга или сложенное оригами - кусудаму), цветы из холодного фарфора или полимерной глины, атласные и капроновые ленты, фетр или хлопок, пуговицы и бусины, кофе, ракушки, высушенные листья и другие природные материалы, а также многое, многое другое). Формы топиария (шар, сердце, цветок, имя и
т.д.). Способы крепления топиария на основе. Подставка для деревца или букета - обычный цветочный горшочек, железное ведерко (окрашенное красками) красивый плоский камень или ракушка. Техника безопасности (2ч. )
Раздел «Бумажные грани» (7 ч.)
Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.
Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.
Вводное занятие. Материалы и технологии. (1ч.)
Изготовление цветов из салфеток. (1ч.)
Объемная водяная лилия. Фантазии из «ладошек». Аппликация. (1ч.)
Цветы из креповой бумаги. Конфетные композиции. (4 ч.)
Раздел «Текстильная радуга» (7 ч.)
1.Текстильные материалы для игрушек. Изготовление игрушки-сувенира (1ч.)
Из истории мягкой игрушки. Мягкая игрушка и современность. Виды ткани для игрушки. Работа с шаблоном. Выполнение обмеловки деталей. Раскрой деталей с учетом припусков на швы. Прямые стежки и строчки. Смётывание деталей, прошивание, набивка, сборка. Оформление работы (к готовому изделию пришить глаза, нос, рот, выполнить декоративные швы).(2ч.)
Цветы из шелковых лент. Виды лепестков по способу складывания. Изготовление украшения.(3 ч.)
Красота и изящество этих удивительных шпилек из Японии завораживает. Из истории складывания Канзаши. Современные способы складывания лент в цветок. Материалы и инструменты (ножницы, атласная лента (2,5 и 5 см),нитки в тон ленты, швейная игла, клей, бусины, пуговицы, бисер т.д.), необходимые для выполнения цветов. Подготовка лепестков из лент одной длины. Соединение лепестков между собой с помощью клея или ниток с иголкой. Наклеивание заготовки на основу. Прикрепление изделия к резинке, ободку, заколке, булавке. Окончательное оформление изделия.
Аксессуары в одежде: брошки, брелоки из текстильных материалов (2ч.)
Аксессуары призваны дополнить образ так, чтобы он приобрел законченный вид. Знакомство с основными видами аксессуаров, познакомимся с их краткой историей. Аксессуар – слово французского происхождения и обозначает мелкую деталь, дополнение к какому-нибудь предмету. Для чего нужны аксессуары в одежде? Какие вам знакомы аксессуары? когда человек начал украшать свое тело, свою одежду? почему человеку хотелось украшаться? Из чего человек делал свои украшения? Этапы изготовления брошки: подбор рисунка, подбор материала, перевод выкройки изделия на ткань, раскрой деталей, соединение деталей. Оформление брошки. Прикрепление застежки.
Раздел «Рукоделие из фетра». (8 ч.)
Приемы работы с фетром. Виды фетра. Жесткий и мягкий фетр. Техника
безопасности. (1ч.)
Коллективная работа «Корзина с цветами». Способы создания цветов. Способы крепления к основе. (3ч.)
Аксессуары из фетра (Заколки для волос, ободки, закладки для книг, чехлы для телефонов, сумочки и т.д.) (4ч.)
Раздел «Свободная техника» (6 ч.)
1.Вторая жизнь вещей. Изготовление совы-органайзера из дисков (2 ч.)
Проблема утилизации отработанного сырья. Материалы и инструменты, необходимые для изготовления органайзера. Работа с CD – диском и фетром: вырезание фетра по шаблону, приклеивание. Оформление изделия. Техника безопасности.
1. Основы бисероплетения. Цепочка "в крестик". Цепочка "колечки".
Изготовление изделий
Из истории бисероплетения. С чего начинается бисероплетение. Освоение базовых техник - изготовление мелких сувенирных и декоративных изделий, изучение небольших хитростей и секретов мастерства бисероплетения. Что еще может понадобиться для бисероплетения (разнообразие бисера для поделок (размер, цвет, качество), материал для нанизывания бисера (нити, лески, проволока), инструменты для работы (ножницы, пинцет, иглы) Техники плетения бисером. Цепочка "в крестик". Цепочка "колечки".
Схемы плетения. Техника безопасности. (2 ч.)
Раздел «Итоговое занятие» (2 ч.)
Выставка работ. Презентация своих работ. Ярмарка рукоделия.
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «Увлекательное рукоделие»
1ы год реализации
Дата | № занят ия | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание деятельности |
Теоретическая Практическая часть часть занятия занятия |
Раздел «Работа с природным материалом». (6 ч.) |
| 1 | Вводное занятие. Материалы и технологии. | 1 | Беседа о современных видах рукоделия. Знакомство с техникой безопасности на уроках. | |
| 2 | Сбор материалов для занятий. | 1 | | Прогулка в осеннем парке. Сбор материалов для дальнейшей работы. |
| 3 | Создание поделок из природного материала | 1 | | Практикум. поделок | Создание |
| 4 | «Флористика». Создание «Осеннего букета» | 1 | Беседа об особенностях флористического искусства | | |
| 5-6 | Топиарий - дерево счастья. | 2 | | Практикум. топиария. | Создание |
Раздел «Бумажные грани» (7 ч.) | |
| 7 | Вводное занятие. Материалы и технологии. | 1 | Беседа о современных видах рукоделия, о видах бумаги. Знакомство с техникой безопасности на уроках. | | |
| 8 | Изготовление цветов из салфеток | 1 | | Практикум. поделок. | Создание |
| 9 | Объемная водяная лилия. Фантазии из «ладошек». Аппликация. | 1 | | Практикум. поделок. | Создание |
| 10-13 | Цветы из креповой бумаги. Конфетные композиции. | 4 | Беседа об истории возникновения бумаги. | Практикум. Создание конфетной композиции. |
Раздел «Текстильная радуга» (8 ч.) |
| 14 | Вводное занятие. Текстильные материалы для игрушек. | | 1 | Беседа о современных видах рукоделия. Знакомство с техникой безопасности на уроках. | |
| 15-16 | Изготовление игрушкисувенира | | 2 | | Практикум. Изготовление игрушки-сувенира. |
| 17-19 | Цветы из шелковых лент. Виды лепестков по способу складывания. Изготовление украшения. | | 3 | Беседа о «Канзаши» | Практикум. Изготовление украшения. |
| 20-21 | Аксессуары в одежде: брошки из текстильных материалов. | | 2 | | Практикум. Изготовление аксессуаров для одежды. |
Раздел «Рукоделие из фетра». (8 ч.) | |
| 22 | Приемы работы с фетром. Виды фетра | | 1 | Беседа «Фетр. Виды фетра». Знакомство | с | |
| | | | | техникой безопасности уроках. | на | |
| 23-25 | Коллективная работа «Корзина с цветами» | | 3 | | | Творческое задание «Корзина с цветами» |
| 26-29 | Аксессуары из фетра | | 4 | | | Практикум. Изготовление аксессуаров из фетра. |
Раздел «Свободная техника» (4 ч.) | | |
| 30-31 | Вторая жизнь вещей. Изготовление совы- органайзера из дисков. | | 2 | | | Практикум. Изготовление органайзера. |
| 32-33 | Основы бисероплетения. Цепочка "в крестик". Цепочка "колечки". Изготовление | | 2 | Беседа «Бисероплетение. Виды бисера» | Практикум. Изготовление браслетов. |
| | изделий. | | | |
Итоговое занятие (2ч.) | | |
| 34-35 | Выставка работ. Ярмарка рукоделия | 2 | | Ярмарка рукоделия. |
Литература
Каминская Е. А. Игрушки и сувениры из бисера. [Текст]/ Е. А. Каминская . М.: РИПОЛ- классик, 2011.-256 с.
Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы объемного конструирования. Ярославль.: Академия развития. Академия Холдинг, 2001.- 144 с. 3. Проснякова Т. Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2011.- 104 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (М., Просвещение, 2011)
Шнуровозова Т. В. . Фигурки из бисера. Уроки для начинающих.- Ростов- на- Дону,
ООО ИД «Владис», 2011.-191 с
Интернет- ресурсы:
1. http://www.chudo-_mastera._melnikova_i._p._g._leninsk-_kuzneckiy.docx
2.
http://www.rabochaya_programma_po_vd_tvorch._mast._5_kl.doc http://www.youtube.com/watch?v=yxw6hyG8UnQ Модульное оригами
http://www.youtube.com/watch?v=R5UZxs3eq14 Оригами Кусудама
http://www.youtube.com/watch?v=CW4abJs2KO4 Топиарий
http://www.youtube.com/watch?v=8xyLdXG-6hs Плетение из газет
Интернет-журнал «Крестик»: вышивка крестом и другие виды рукоделия
Источник: http://nacrestike.ru/publ/interesnoe/brosh_svoimi_rukami/10-1-0-1087
© nacrestike.ru
Источник: http://nacrestike.ru/publ/master_klassy/cvety_iz_atlasnykh_lent/9-1-0-921
© nacrestike.ru
Источник: http://masterclassy.ru/ Папье- маше
http://www.youtube.com/watch?v=Gm3lUNLDuR4 воздушная петля, столбики без накида
http://www.happy-giraffe.ru/community/24/forum/post/49779/