МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования администрации города Хабаровска
МБОУ СОШ № 52
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ________________________ Кульманова С.А. «___» августа 2025 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Якушин К.В. приказ №__ от «___» августа 2025 г. |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общеинтеллектуального направления
«За страницами учебника биологии. Ботаника»
для обучающихся 6 классов
(1 час в неделю,1 год обучения)
Составитель: Карапиря В.Ю.,
учитель биологии и химии
г. Хабаровск, 2025г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направлена на углубление и расширение знаний учащихся по ботанике, формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности, творческих способностей и исследовательских навыков школьников. Занятия способствуют развитию умения самостоятельно добывать знания, сравнивать, анализировать, обобщать полученные факты и явления природы. Предусматривается выполнение практических работ, опытов, экскурсий и самостоятельных исследований, направленных на закрепление теоретического материала и приобретение практикоориентированных компетенций.
Курс «За страницами учебника биологии» разработан на основе следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании» (в действующей редакции).
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года, регистрационный № 19644.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный № 16299.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования».
Фундаментальное ядро содержания общего образования.
Основная образовательная программа ОУ.
Программа развития и формирования универсальных учебных действий.
В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии» способствует формированию современной естественнонаучной картины мира. Занятия проводятся в разнообразных формах – экскурсии, практические и лабораторные занятия, наблюдения, создание и защита проектов.
Основными принципами, заложенными в программу, являются: принцип научности, принцип доступности, принцип систематичности и последовательности и принцип воспитывающего обучения.
Принцип научности. В основе этого принципа лежат такие закономерности, как: мир познаваем, объективно верную картину развития мира дают знания, проверенные практикой; наука в жизни человека играет все более значимую роль.
Принцип доступности, т.е. содержание, объем изучаемого и методы его изучения должны соответствовать возрастному, интеллектуальному уровню развития учащихся, а также учащиеся способны усвоить предлагаемый им материал.
Принцип систематичности и последовательности в данной программе представлен тем, что предлагаемый материал поделен на связанные блоки, и каждая последующая тема блока является логическим продолжением предыдущей.
Принцип воспитывающего обучения, т.е. обучения вне воспитания быть не может. Воспитание идет через содержание учебного материала, через отношения учителя к сообщаемому материалу.
Цель программы — создать условия для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся посредством изучения растений, процессов роста, развития и размножения растительных организмов.
Задачи программы:
Формирование целостного представления о мире растений и значении растительного покрова Земли.
Развитие интереса к изучению живой природы, активизация наблюдательности и мыслительной деятельности.
Ознакомление с разнообразием форм жизни растений, условиями их существования и способами адаптации.
Овладение основными методами научного познания мира: наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение.
Воспитание бережного отношения к природе, понимания роли растений в поддержании экосистем планеты.
Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей среднего школьного возраста и способствует формированию научных представлений о растительном мире, привитию любви к науке и осознанному отношению к окружающему миру.
Содержание курса
Основные темы курса:
Мир растений вокруг нас: разнообразие видов, роль в природе и жизни человека: знакомство с многообразием растительного мира Земли, обзор основных групп растений — водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Важность растений в поддержании экологического равновесия планеты, производстве кислорода, формировании почв и обеспечении питанием животных и человека. Основные группы лекарственных растений и продукты питания растительного происхождения.
Строение клетки растения: особенности строения, функции органелл: клеточные структуры и их функции, отличающие животную и растительную клетки. Строение и функции органоидов клетки: вакуоль, хлоропласты, митохондрии, цитоплазма, ядро и оболочка клеток.
Ткани растений: виды тканей, строение и значение: типы тканей растений, такие как покровные, механические, проводящие, запасающие. Флоэма и ксилема. Функции каждого типа ткани, включая защиту, транспорт веществ, механическую поддержку и накопление питательных веществ.
Органы растений: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя: органы высших растений, их анатомия и физиология. Термины и концепции, относящиеся к корням, побегам, листьям, цветкам, плодам и семенам. Изучение осуществляется через практический опыт наблюдений и лабораторных исследований.
Рост и развитие растений: этапы жизненного цикла, факторы окружающей среды: стадии развития растений от зарождения до старения и смерти. Влияние факторов внешней среды (свет, вода, температура, почва), влияющих на развитие растений, и методы адаптации растений к неблагоприятным условиям.
Способы питания растений: фотосинтез, дыхание, минеральное питание: механизмы питания растений: синтез органических соединений из минеральных солей и воды посредством энергии света (фотосинтез); получение необходимых элементов питания из почвы и воздуха; газообмен (дыхание) и транспирация.
Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения: характеристики разных типов растений, начиная от простейших одноклеточных организмов (водорослей) до сложных сосудистых растений (голосеменных и покрытосеменных). Эволюционная история растений и современные представления о классификации.
Растительные сообщества: леса, луга, водоемы, пустыни: различные типы природных сообществ, включающих разные виды растений, живущих совместно. Взаимосвязи между видами растений внутри одного сообщества и адаптационные стратегии растений к различным средам обитания.
Охрана растений: Красная книга, редкие и исчезающие виды. Уникальные растения Хабаровского края. Важность охраны природы и сохранения редких видов растений. Особое внимание уделяется местным видам региона проживания школьников (растения Хабаровского края). Красная книга и меры защиты растений
Практические задания и проекты: наблюдения, опыты, исследования: закрепление теоретических знаний путем практических занятий, экскурсий и экспериментов. Проведение учащимися самостоятельных исследований, собор гербарии, осуществление лабораторных работ, направленные на изучение растений своего региона. Презентация и защита проектов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся научатся:
Оценивать экологическое состояние местности, вести дневник наблюдений.
Создавать творческие проекты, презентации, научные отчёты.
Использовать справочную литературу и интернет-ресурсы для самостоятельного приобретения новых знаний.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ЧАСА)
№ | Название раздела/темы | Кол-во часов |
1 | Что такое биология и ботаника | 2 |
2 | Клетка растения | 3 |
3 | Органы растений | 7 |
4 | Рост и развитие растений | 4 |
5 | Питание растений | 4 |
6 | Разнообразие растительного мира | 6 |
7 | Экология растений | 4 |
8 | Проектная деятельность | 4 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия |
Раздел 1. Что такое биология и ботаника |
1 | Биология и её разделы. История науки ботаники. |
2 | Роль растений в биосфере и жизни человека. |
Раздел 2. Клетка растения |
3 | Особенности строения растительной клетки. |
4 | Функции клеточных структур. |
5 | Лабораторная работа «Изучение клеток листа». |
Раздел 3. Органы растений |
6 | Изучаем корень: функции, типы корней |
7 | Видоизменения корней |
8 | Изучаем стебель: внешнее и внутреннее строение. |
9 | Видоизменения побегов |
10 | Изучаем лист: виды, видоизменения |
11 | Фотосинтез и его космическая роль |
12 | Изучаем цветок и плод: строение цветка, опыление, образование плодов и семян. |
Раздел 4. Рост и развитие растений |
13 | Этапы роста растений: эмбриогенез, ювенильный период, зрелость. |
14 | Физиологические процессы растений: влияние света, воды, температуры. |
15 | Экспериментальные исследования факторов роста. |
16 | Экспериментальные исследования факторов роста. |
Раздел 5. Питание растений |
17 | Фотосинтез: механизм процесса, значение для живых организмов. |
18 | Минеральное питание растений: почва, удобрения. |
19 | Дыхание растений: обмен веществ, газообмен. |
20 | Дыхание растений: обмен веществ, газообмен. |
Раздел 6. Разнообразие растительного мира |
21 | Низшие растения: водоросли, лишайники. |
22 | Высшие споровые растения: мхи, хвощи и папоротники |
23 | Высшие семенные растения: голосеменные и цветковые |
24 | Адаптации растений к различным условиям среды. |
25 | Адаптации растений к различным условиям среды. |
26 | Эволюция растительного мира. |
Раздел 7. Экология растений |
27 | Лесные сообщества: структура и взаимодействие. |
28 | Луговые и водные сообщества. |
29 | Растения красной книги |
30 | Уникальные растения Хабаровского края |
Раздел 8. Проектная деятельность |
31 | Работа над проектом: проведение эксперимента |
32 | Работа над проектом: оформление документа |
33 | Работа над проектом: создаем презентацию |
34 | Защита проектов |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Биология. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2021.
Школьная программа по биологии. Методические рекомендации. Под ред. Белоцерковцевой Н.И. М.: Русское слово, 2023.
Кириленко А.А., Кучменко В.С. Готовимся к ОГЭ по биологии. 6–9 классы. М.: Экзамен, 2022.
Соловьева Е.М. Исследовательская деятельность школьников. СПб.: Союз, 2022.
Ресурс для педагогов. Электронный журнал «Биолог». URL: biolog.ucoz.ru (дата обращения: январь 2025).
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ УЧЕНИКОВ
Хрестоматия по ботанике для младших школьников / сост. Савенков А.П. М.: Владос, 2022.
Полезные и вредные растения. Энциклопедия школьника. М.: Росмэн, 2023.
Исаев И.Н. Занимательная ботаника. Научно-популярное издание. Ростов-на-Дону: Феникс, 2021.
Интернет-ресурс «Мир растений»: https://mir-rastenij.com (для самостоятельной подготовки).