СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "За страницами учебника биологии" 6 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на углубление и расширение знаний учащихся по ботанике, формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности, творческих способностей и исследовательских навыков школьников. Занятия способствуют развитию умения самостоятельно добывать знания, сравнивать, анализировать, обобщать полученные факты и явления природы.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "За страницами учебника биологии" 6 класс.»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Хабаровского края‌‌

Управление образования администрации города Хабаровска‌

МБОУ СОШ № 52





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

________________________

Кульманова С.А.

«___» августа 2025 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Якушин К.В.

приказ №__ от «___» августа 2025 г.







ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Общеинтеллектуального направления

«За страницами учебника биологии. Ботаника»


для обучающихся 6 классов

(1 час в неделю,1 год обучения)








Составитель: Карапиря В.Ю.,

учитель биологии и химии










г. Хабаровск, 2025г‌

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа направлена на углубление и расширение знаний учащихся по ботанике, формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности, творческих способностей и исследовательских навыков школьников. Занятия способствуют развитию умения самостоятельно добывать знания, сравнивать, анализировать, обобщать полученные факты и явления природы. Предусматривается выполнение практических работ, опытов, экскурсий и самостоятельных исследований, направленных на закрепление теоретического материала и приобретение практикоориентированных компетенций.

Курс «За страницами учебника биологии» разработан на основе следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании» (в действующей редакции).

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года, регистрационный № 19644.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный № 16299.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993.

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования».

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования.

  • Основная образовательная программа ОУ.

  • Программа развития и формирования универсальных учебных действий.

  • В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.


Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии» способствует формированию современной естественнонаучной картины мира. Занятия проводятся в разнообразных формах – экскурсии, практические и лабораторные занятия, наблюдения, создание и защита проектов.

Основными принципами, заложенными в программу, являются: принцип научности, принцип доступности, принцип систематичности и последовательности и принцип воспитывающего обучения.

  1. Принцип научности. В основе этого принципа лежат такие закономерности, как: мир познаваем, объективно верную картину развития мира дают знания, проверенные практикой; наука в жизни человека играет все более значимую роль.

  2. Принцип доступности, т.е. содержание, объем изучаемого и методы его изучения должны соответствовать возрастному, интеллектуальному уровню развития учащихся, а также учащиеся способны усвоить предлагаемый им материал.

  3. Принцип систематичности и последовательности в данной программе представлен тем, что предлагаемый материал поделен на связанные блоки, и каждая последующая тема блока является логическим продолжением предыдущей.

  4. Принцип воспитывающего обучения, т.е. обучения вне воспитания быть не может. Воспитание идет через содержание учебного материала, через отношения учителя к сообщаемому материалу.

Цель программы — создать условия для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся посредством изучения растений, процессов роста, развития и размножения растительных организмов.

Задачи программы:

  • Формирование целостного представления о мире растений и значении растительного покрова Земли.

  • Развитие интереса к изучению живой природы, активизация наблюдательности и мыслительной деятельности.

  • Ознакомление с разнообразием форм жизни растений, условиями их существования и способами адаптации.

  • Овладение основными методами научного познания мира: наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение.

  • Воспитание бережного отношения к природе, понимания роли растений в поддержании экосистем планеты.

Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей среднего школьного возраста и способствует формированию научных представлений о растительном мире, привитию любви к науке и осознанному отношению к окружающему миру.


Содержание курса

Основные темы курса:

  1. Мир растений вокруг нас: разнообразие видов, роль в природе и жизни человека: знакомство с многообразием растительного мира Земли, обзор основных групп растений — водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Важность растений в поддержании экологического равновесия планеты, производстве кислорода, формировании почв и обеспечении питанием животных и человека. Основные группы лекарственных растений и продукты питания растительного происхождения.

  2. Строение клетки растения: особенности строения, функции органелл: клеточные структуры и их функции, отличающие животную и растительную клетки. Строение и функции органоидов клетки: вакуоль, хлоропласты, митохондрии, цитоплазма, ядро и оболочка клеток.

  3. Ткани растений: виды тканей, строение и значение: типы тканей растений, такие как покровные, механические, проводящие, запасающие. Флоэма и ксилема. Функции каждого типа ткани, включая защиту, транспорт веществ, механическую поддержку и накопление питательных веществ.

  4. Органы растений: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя: органы высших растений, их анатомия и физиология. Термины и концепции, относящиеся к корням, побегам, листьям, цветкам, плодам и семенам. Изучение осуществляется через практический опыт наблюдений и лабораторных исследований.

  5. Рост и развитие растений: этапы жизненного цикла, факторы окружающей среды: стадии развития растений от зарождения до старения и смерти. Влияние факторов внешней среды (свет, вода, температура, почва), влияющих на развитие растений, и методы адаптации растений к неблагоприятным условиям.

  6. Способы питания растений: фотосинтез, дыхание, минеральное питание: механизмы питания растений: синтез органических соединений из минеральных солей и воды посредством энергии света (фотосинтез); получение необходимых элементов питания из почвы и воздуха; газообмен (дыхание) и транспирация.

  7. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения: характеристики разных типов растений, начиная от простейших одноклеточных организмов (водорослей) до сложных сосудистых растений (голосеменных и покрытосеменных). Эволюционная история растений и современные представления о классификации.

  8. Растительные сообщества: леса, луга, водоемы, пустыни: различные типы природных сообществ, включающих разные виды растений, живущих совместно. Взаимосвязи между видами растений внутри одного сообщества и адаптационные стратегии растений к различным средам обитания.

  9. Охрана растений: Красная книга, редкие и исчезающие виды. Уникальные растения Хабаровского края. Важность охраны природы и сохранения редких видов растений. Особое внимание уделяется местным видам региона проживания школьников (растения Хабаровского края). Красная книга и меры защиты растений

  10. Практические задания и проекты: наблюдения, опыты, исследования: закрепление теоретических знаний путем практических занятий, экскурсий и экспериментов. Проведение учащимися самостоятельных исследований, собор гербарии, осуществление лабораторных работ, направленные на изучение растений своего региона. Презентация и защита проектов.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающиеся научатся:

  • Объяснять основные понятия ботаники и применять их в повседневной жизни.

  • Называть и описывать характерные признаки различных групп растений.

  • Применять методы наблюдений и экспериментов для выявления особенностей жизнедеятельности растений.

  • Понимать взаимосвязь между растениями и средой обитания.

  • Оценивать экологическое состояние местности, вести дневник наблюдений.

  • Создавать творческие проекты, презентации, научные отчёты.

  • Использовать справочную литературу и интернет-ресурсы для самостоятельного приобретения новых знаний.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ЧАСА)


Название раздела/темы

Кол-во часов

1

Что такое биология и ботаника

2

2

Клетка растения

3

3

Органы растений

7

4

Рост и развитие растений

4

5

Питание растений

4

6

Разнообразие растительного мира

6

7

Экология растений

4

8

Проектная деятельность

4



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема занятия

Раздел 1. Что такое биология и ботаника

1

Биология и её разделы. История науки ботаники.

2

Роль растений в биосфере и жизни человека.

Раздел 2. Клетка растения

3

Особенности строения растительной клетки.

4

Функции клеточных структур.

5

Лабораторная работа «Изучение клеток листа».

Раздел 3. Органы растений

6

Изучаем корень: функции, типы корней

7

Видоизменения корней

8

Изучаем стебель: внешнее и внутреннее строение.

9

Видоизменения побегов

10

Изучаем лист: виды, видоизменения

11

Фотосинтез и его космическая роль

12

Изучаем цветок и плод: строение цветка, опыление, образование плодов и семян.

Раздел 4. Рост и развитие растений

13

Этапы роста растений: эмбриогенез, ювенильный период, зрелость.

14

Физиологические процессы растений: влияние света, воды, температуры.

15

Экспериментальные исследования факторов роста.

16

Экспериментальные исследования факторов роста.

Раздел 5. Питание растений

17

Фотосинтез: механизм процесса, значение для живых организмов.

18

Минеральное питание растений: почва, удобрения.

19

Дыхание растений: обмен веществ, газообмен.

20

Дыхание растений: обмен веществ, газообмен.

Раздел 6. Разнообразие растительного мира

21

Низшие растения: водоросли, лишайники.

22

Высшие споровые растения: мхи, хвощи и папоротники

23

Высшие семенные растения: голосеменные и цветковые

24

Адаптации растений к различным условиям среды.

25

Адаптации растений к различным условиям среды.

26

Эволюция растительного мира.

Раздел 7. Экология растений

27

Лесные сообщества: структура и взаимодействие.

28

Луговые и водные сообщества.

29

Растения красной книги

30

Уникальные растения Хабаровского края

Раздел 8. Проектная деятельность

31

Работа над проектом: проведение эксперимента

32

Работа над проектом: оформление документа

33

Работа над проектом: создаем презентацию

34

Защита проектов


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


  1. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Биология. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2021.

  2. Школьная программа по биологии. Методические рекомендации. Под ред. Белоцерковцевой Н.И. М.: Русское слово, 2023.

  3. Кириленко А.А., Кучменко В.С. Готовимся к ОГЭ по биологии. 6–9 классы. М.: Экзамен, 2022.

  4. Соловьева Е.М. Исследовательская деятельность школьников. СПб.: Союз, 2022.

  5. Ресурс для педагогов. Электронный журнал «Биолог». URL: biolog.ucoz.ru (дата обращения: январь 2025).

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ УЧЕНИКОВ

  1. Хрестоматия по ботанике для младших школьников / сост. Савенков А.П. М.: Владос, 2022.

  2. Полезные и вредные растения. Энциклопедия школьника. М.: Росмэн, 2023.

  3. Исаев И.Н. Занимательная ботаника. Научно-популярное издание. Ростов-на-Дону: Феникс, 2021.

  4. Интернет-ресурс «Мир растений»: https://mir-rastenij.com (для самостоятельной подготовки).