В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА внеурочной деятельности ФГОС ООО «Истоки» ( 5 класс)»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пст.Приуральский»
Утверждаю
__________________
Н.Л.Пешкова, директор
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности ФГОС ООО «Истоки»
5 класс

Учитель: Л.Т.Лапина
п.Приуральский
2015 год
Пояснительная записка.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Республике Коми.
Изучение родного края, национальных, этнокультурных традиций и обычаев- вот основные направления краеведческой деятельности. Кружковая работа по краеведению в школе позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает им импульс к самостоятельной деятельности.
Кружковая работа по историческому краеведению способствует развитию у учащихся любви к отечеству, к своей земле, родному дому, семье.
Активный воспитательный процесс позволяет наполнить реальным практическим содержанием категории «ТРУД ЗЕМНОЙ» и «ТРУД ДУШИ».
Универсальные учебные действия.
Регулятивные:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работ;
учитывать ориентиры, данные учителем;
выполнять действия в устной форме, в форме наблюдения;
планировать свою читательскую и поисковую деятельность;
использовать способы прогнозирования результата.
Познавательные:
наполнение и освоение социокультурных категорий;
расширение кругозора, словарного запаса;
развитие образного и логического мышления;
приобщение к культуре коми народа;
развитие умения работать с информацией, осуществлять выбор.
Коммуникативные:
распределять обязанности при работе в паре, группе;
формировать собственное мнение, позицию;
сотрудничать с одноклассниками при выполнении задания;
задавать вопросы, необходимые при работе в паре, группе;
владеть диалоговой формой речи;
быть терпимым к другим мнениям;
оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
работа в сотрудничестве с родителями и самостоятельно.
Личностные:
развитие способности присоединения;
развитие способности воспринимать значимые социокультурные результаты;
формирование чувства сопричастности с жизнью семьи;
создание положительного настроя на обучение;
создание позитивного настроя на общение в группе;
формирование ресурса успеха при совместной деятельности детей и родителей.
Формы проведения занятий:
Экскурсия.
Работа в архивах. Работа с документами из архива.
Исследовательская деятельность.
Просмотр видеофильмов.
Познавательные историко- краеведческие игры
Викторины
Конкурсы рисунков
Изучение краеведческой литературы
Режим работы кружка: 1 занятие в неделю. Рассчитана на учащихся 5 класса.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Тематическое планирование занятий
Название раздела | Тема | Формы занятий | Формы подведения итогов |
Краеведение (1) | Краеведение- наука о родном крае. | Инструкции по ТБ | |
Геральдика (2) | Геральдика. Республика Коми на карте России. Государственные символы РК (гимн, герб, флаг). Герб Троицко-Печорского района. | Беседа | рисунки |
Сыктывкар – столица Республики Коми. Города и районы РК. Их геральдика. | Работа в интернете | презентация |
Красная книга Родного Приуралья (4) | Поделки из осенних листьев. Сова. | Творческая мастерская | поделка |
Поделки из осенних листьев. Еж. | Творческая мастерская | поделка |
Знакомство с Красной Книгой Республики Коми | Беседа, просмотр презентации | Проект «Красная Книга родного Приуралья» |
Красная Книга родного Приуралья. | Рисование |
Духовный мир древних коми (3) | Духовный мир древних коми. | Эскурсия в музей | |
Мифология. Верования и культы. | презентация | рисунки |
Пермский звериный стиль. | Эскурсия в музей | |
Стефан Пермский и христианизация коми края (3) | Стефан Пермский и христианизация коми края (конец 14 века) | Просмотр видеофильма | |
Детство и юность Стефана. Миссионерский поход. Древнепермская письменность как памятник мировой культуры. | Беседа | |
Коми край в 15 веке (3) | Присоединение коми края к московскому государству. Коми край и соседние земли. | Беседа, презентация | |
Викторина «Что? Где? Когда?» | Беседа | викторина |
Коми край в составе Московского государства (6 ) | Коми край в составе Московского государства (16-17 века). | Лекция | |
Территория и население. Основные типы населённых пунктов. Уездные центры: Яренск и Пустозёрск. | | |
Основные занятия коми населения. Сельское хозяйство. Добывающие промыслы. | Просмотр видеофильма | рисунки |
Строгановы и Серёговский солеваренный завод. | Лекция | |
Храмостроительство. Монастыри. | Экскурсия | |
Составление кроссворда «Коми край в составе Московского государства» | Беседа | кроссворд |
Коми в Сибири (1) | Участие коми в заселении Сибири в 16 веке. | Беседа | |
Коми край в 18 веке (3) | Коми край в 18 веке. Усть-Сысольск –первый город в Коми крае. | | |
Сельское хозяйство и добывающие промыслы. Внедрение картофеля в коми крае. | Беседа | |
Промышленность. Фёдор Прядунов и основание нефтяного промысла на Ухте. | Лекция, презентация | |
История нашего поселка в истории Республики Коми (10) | Появление п. Приуральский на карте Республики Коми. | Экскурсия в музей | |
История Приуральского лесопункта. | Экскурсия в музей | |
История Приуральского лесопункта. | Творческая мастерская | презентация |
Люди и история страны. | Экскурсия в музей | |
История нашей школы. | Экскурсия в музей | |
История нашей школы. | Творческая мастерская | Сочинения, рисунки |
История нашей школы. | Творческая мастерская | презентация |
Эскурсия в Еремеево. | | фотографии |
Оформление стенда. Подведение итогов. | | Стенд |