№ | Содержание курса внеурочной деятельности | Форма организации | Вид деятельности |
1 | Мир образов. Мир разума | Беседа | Проблемно-ценностное общение |
Творчество: дух и формы (15 ч.) |
2 | Творец, творчество и творение. Творчество и созерцание. Творчество и обновление. | Беседа | Проблемно-ценностное общение |
3 | Талант, вдохновение и озарение – непременные спутники творчества. | Викторина | Досугово-развлекательная деятельность |
4 | Старания и его роль в обществе. Творчество, талант, вдохновение, озарение, старание. | Тематический диспут | Проблемно-ценностное общение |
5 | Исихазм в русской культурной традиции. Нил Сорский. | Беседа | Проблемно-ценностное общение |
6 | Подвижничество ученого. Н.М.Карамзин. | Беседа | Проблемно-ценностное общение |
7 | Индивидуальность и неповторимость человеческого голоса. Л. А.Русланова | Викторина | Досугово-развлекательная деятельность |
8 | Язык жестов. Летописец, историк, митрополит, епископ, князь, полководец, писатель, поэт | Викторина | Досугово-развлекательная деятельность |
9 | Жесты, сопровождающие речь, заменяющие её, регулирующие общение. Молчание. | Тренинг | Проблемно-ценностное общение |
10 | « Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Закон как форма, Благодать как дух. Ограниченность Закона и безграничность Благодати. | Беседа | Проблемно-ценностное общение |
11 | Любовь как мотив творчества | Круглый стол | Проблемно-ценностное общение |
12 | Любовь к ближнему, любовь к Отечеству. | Круглый стол | Проблемно-ценностное общение |
13 | Закон и Правда. Обычаи сообщества и Заповеди Божии. | Беседа | Познавательная дея Проблемно-ценностное общение |
14 | Долг и идеал. Традиции, законы, законодатели. Закон Божий, закон природы, закон гражданский. | Лекция | Познавательная деятельность |
15 | Честь и бесчестье, свобода, воля, доля, долг, благо. | Беседа | Познавательная деятельность |
16 | Всякое творение ведает творца. Плоды творчества. Творческий человек как Со-Творец. | Тематический диспут | Проблемно-ценностное общение. |
Истоки образа ( 9ч.) |
17 | Мир образов как отражение трёх миров. Диалог творца и зрителя. | Беседа | Проблемно-ценностное общение |
18 | Икона. Храм. Иконостас. | Беседа | Проблемно-ценностное общение |
19 | Художественное творение мира природного. Цвет, свет и форма. Пейзаж и натюрморт. | Тематический диспут | Проблемно-ценностное общение |
20 | Мир горний и дольний в творчестве художника. Мифопоэтические образы. | Интеллектуальный марафон | Досугово-развлекательная деятельность |
21 | Мир русского «узорочья»: резьба по бересте, резьба по дереву, вологодские кружева. Язык узоров. | Викторина | Досугово-развлекательная деятельность |
22 | Образы мира человеческого. Мир цивилизаций. | Тренинг | Проблемно-ценностное общение |
23 | Выразительные человеческие типажи. | Ролевая игра | Игровая деятельность |
24 | Образ мира невидимого. Град- Китеж. Метафорическое восприятие человека. | Круглый стол | Проблемно-ценностное общение |
25 | До – видение как дар художественного видения мира. | Викторина | Познавательная деятельность |
Истоки творческого разума (7 ч.) |
26 | Сущность научного творчества. Пути народного творчества. | Беседа | Проблемно-ценностное общение |
27 | Знания донаучные, вненаучные и научные. | Тренинг | Проблемно-ценностное общение |
28 | Систематизация и согласование как признак научного знания. Факты ,понятия, закономерности и теории. Гипотезы | Беседа | Проблемно-ценностное общение |
28 | Место науки в жизни человека. Моральная ответственность ученого. | Лекция | Познавательная деятельность |
29 | Творчество изобретателя: истоки, дела, благодарность. | Тренинг | Проблемно-ценностное общение |
30 | Книжники и летописцы древности. Учителя. Издатели. Духовные наставники. | Круглый стол | Проблемно-ценностное общение |
31 | Истоки творчества. | Тематический диспут | Проблемно-ценностное общение |
33-34 | Что значит быть творческим человеком? | Тематический диспут | Проблемно-ценностное общение |
35 | Промежуточная аттестация | Исследовательский проект | Познавательная деятельность |
№ п/п | Дата проведения | Тема | Кол-во часов | Форма организации | Виды деятельности |
Предполаг. | По факту |
Введение (1ч) |
1 | | | Форма и дух творчества | 1 | Беседа | Описывают, В чём земные дела человека проявляются |
Творчество: дух и формы (15 ч.) |
2 | | | О Творце, творчестве и творении | 1 | Беседа | Формируют отношение к творческому слову как отражению духовно-нравственных идеалов и земной действительности. Показывают, что творческое слово всегда вносит в жизнь много нового, оставляя след в наших душах. |
3 | | | О таланте | 1 | Викторина | Формируют представление о таланте, как особом даре Божием. |
4 | | | Спутники творчества | 1 | Тематический диспут | Описывают необходимые спутники творчества: вдохновение, озарение, старание. |
5 | | | Языки творчества. Язык духа. | 1 | Беседа | Характеризуют язык творчества (язык духа, язык разума, языки звуков, языки жестов), как их почувствовать и прочитать |
6 | | | Язык разума | 1 | Беседа | Приводят примеры того, что Язык творчества охраняет ум и сердце от злых помыслов |
7 | | | Язык звуков | 1 | Викторина | Описывают индивидуальность и неповторимость человеческого голоса |
8 | | | Языки без слов | 1 | Викторина | Характеризуют язык жестов |
9 | | | Как прочитать жест | 1 | Тренинг | Проводят поиск необходимой информации |
10 | | | Мотивы творчества. К творчеству призвало сердце | 1 | Беседа | Описывают понятие о мотивах творчества (к творчеству призвала любовь, к творчеству призвало сердце, к творчеству призвало Отечество), как первом шаге в человеческом творчестве. Определяют, как возникает потребность творить, во имя чего человек вступает на этот путь. |
11 | | | К творчеству призвала любовь | 1 | Круглый стол | Определяют Любовь как основной мотив творчества |
12 | | | К творчеству призвало Отечество | 1 | Круглый стол | Проводят поиск необходимо информации |
13 | | | Истоки законотворчества | 1. | Беседа | Осознают что означает «жить по закону и в согласии с совестью», почему необходимо научиться управлять собой |
14 | | | Жить по справедливости | 1 | Тренинг | Формируют представление того, что значит жить по справедливости. Дать представление об идеалах в отношениях между людьми. |
15 | | | О правде | 1 | Беседа | Формируют представление о правде, как основе отношений между людьми. |
16 | | | Творение образов Божественного мира | 1. | Тематический диспут | Определяют, что включает в себя мир образов, как в человеческом творчестве может отражаться мир духовный, божественный. |
Истоки образа ( 9ч.) |
17 | | | Храм как образ Божественного мира | 1 | Беседа | Описывают образы Божественного мира, мира природного, человеческого. Узнают, что служит истоками образа, как он создается. |
18 | | | Образ Божественного мира | 1. | Беседа | Формируют понимание того, что для создания образов Божественного мира нужно единение художественного дара, разума и сердца |
19 | | | Образы мира природного. Инструментарий художника. | 1 | Тематический диспут | Определяют Какими средствами художник населяет земной мир новыми образами. В чём заключается сила мифопоэтических образов |
20 | | | Образы мира дольнего | 1 | Интеллектуальный марафон | Формируют представление об образах мира дольнего и мифопоэтического. Раскрывают социокультурный смыл образов. |
21 | | | «Мир узорочья» | 1 | Викторина | Описывают образы мира «узорочья». Раскрывают социокультурный смыл образов. |
22 | | | Образы мира человеческого. | 1 | Тренинг | Формируют представление о том, что дают душе и разуму образы прошлого. Определяют, как в прошлые времена каждое сословие создавало собственный образ, каким образом человеческое тело становится источником поучительных метафор и сравнений |
23 | | | Как каждое сословие творило свой образ | 1 | Ролевая игра | Характеризуют Образ сословий, образ власти, выразительные человеческие типажи |
24 | | | Как творили образ невидимого | 1 | Круглый стол | Формируют представление о том, как творили образ невидимого и о Китеж –граде как святом месте, как граде истинной веры и спасения от греховного мира. |
25 | | | Посмотри на самого себя | 1 | Викторина | Формируютпредставление о человеке, как образе Божием |
Истоки творческого разума (7 ч.) |
26 | | | О сути научного творчества | 1 | Беседа | Характеризуют истоки творческого разума, описывают пути научного творчества. Описывают различные стратегии творческого научного мышления |
27 | | | Знания донаучные и вненаучные | 1 | Тренинг | Характеризуют знания донаучные, научные и вненаучны |
28 | | | Научные знания | 1 | Лекция | Узнают систематизацию и согласование как признак научного знания |
29 | | | Во имя чего наука познаёт мир | 1 | Круглый стол | Формируют представление о том, как наука познаёт мир, путях познания окружающего мира |
30 | | | Техническое творчество. Изобретатель. | 1 | Тренинг | Дают представление о техническом творчестве. Определяют, чем отличается научное творчество от технического. |
31 | | | Творчество просветителя. Духовные просветители | 1 | Круглый стол | Осознают понимание вечной миссии просветителя просвещать мир. |
32 | | | Истоки творчества | 1 | Тематический диспут | Обобщают знания об истоках творчества |
Заключение (3ч.) | | | |
33-34 | | | Что значит быть творческим человеком? | 2 | Тематический диспут | Показывают место науки и искусства в ценностном «ядре» цивилизации |
35 | | | Промежуточная аттестация | 1 | Исследовательский проект | Создают исследовательский проект |