СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Волшебная мастерская»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Волшебная мастерская» художественной направленности предназначена для использования в системе дополнительного образования детей. Данная программа имеет базовый уровень, предполагает самостоятельное создание и выполнение творческих заданий, изготовление изделий учащимися в техниках конструирование и моделирование из бумаги и картона. Настоящая программа призвана научить не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные технологии, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Волшебная мастерская»»

[Введите текст]






















Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Волшебная мастерская»














Возраст детей – 7-14 лет

Срок реализации - 2 года



Автор-составитель:

Касьянова Светлана Львовна

педагог дополнительного образования




п. Маго

2022 г

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная мастерская» разработана в соответствии с:

-Федеральным законом от 20 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

-Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-СанПином 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

-Распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 г. № 131 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края»;

-Приказом КГАОУ ДО РМЦ № 383 П от 26.09.2019 г. об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае,

-Уставом МБОУ ДОД ЦДТ п. Маго,

-Положением о дополнительной общеразвивающей программе МБОУ ДОД ЦДТ п. Маго.

Программа «Волшебная мастерская» художественной направленности предназначена для использования в системе дополнительного образования детей. Данная программа имеет базовый уровень, предполагает самостоятельное создание и выполнение творческих заданий, изготовление изделий учащимися в техниках конструирование и моделирование из бумаги и картона. Настоящая программа призвана научить не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные технологии, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Актуальность программы «Волшебная мастерская»

Перед системой дополнительного образования детей государством поставлена задача нравственно-духовного воспитания и развития творческих способностей личности. Занимаясь в объединение «Волшебная мастерская», делая первые шаги в мир декоративно-прикладного творчества, ребенок творит, фантазирует, узнает много нового об инструментах, необходимых для работы, материалах с которыми он работает, осваивает новые технологические приемы. Дети, занимающиеся этим видом творчества, как правило, становятся усидчивее, уравновешеннее психически и аккуратнее. Занятия способствуют развитию хорошего вкуса и творческого подхода в любой работе.

Педагогическая целесообразность программы. Комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов декоративно-прикладного искусства: конструирование и моделирование из бумаги и картона, оригами, аппликация, по главному признаку - «бумага»;

Опережающее знакомство с первоначальными знаниями по черчению, геометрии, математике.

Имеет межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, при выполнении эскизов изделия, при работе над композицией, изучая основы конструирование и моделирование, учащиеся применяют знания, полученные на уроках природоведения, естествознания, физики, химии, черчения, рисования и математики.

Новизна программы заключается в нескольких аспектах.

Во-первых, в данной программе предусмотрено моделирование и конструирование различных игрушек, сувениров, моделей животных и сказочных героев, архитектурных сооружений, в то время как в типовых программах по начальному моделированию, основной акцент делается на моделирование и конструирование технических объектов.

Во-вторых, при реализации программы учет возрастных и индивидуальных особенностей детей предполагает не только соответствие учебного материала возрастным нормам, но и возможность опережения отдельными учащимися своих сверстников (опережающее знакомство с первоначальными знаниями по черчению, геометрии, математике).

В-третьих, в настоящее время произошло обновление методического обеспечения образовательного процесса в связи с широким внедрением информационных технологий, таких как: мультимедийные презентации, использование чертежей и технологических карт в электронном виде, материалов сети Интернет.

Дополнительная программа «Волшебная мастерская», разработанная на основе программы «Конструирование из бумаги» автора Чвалун Ирины Ивановны. Отличительная особенность данной программы является увеличение количества учебных часов, за счет расширения всех разделов программы.

Адресат программы

Программа «Волшебная мастерская» разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и рассчитана на детей в возрасте 7-14 лет.

Оптимальная наполняемость группы 10 человек.

Для освоения содержания программы учащимся необходимы стартовые знания и умения. Дети должны уметь пользоваться ножницами и соблюдать при этом технику безопасности

Объем программы и режим работы Курс программы рассчитан на 2 учебных года:



Период

Продолжительность

занятий (часов)

Кол-во

занятий

в неделю

Кол-во

часов

в неделю

Кол-во

недель

Кол-во

часов

в год

1 год обучения

3

2

6

36

216

2 год обучения

3

2

6

36

216

Итого





432

Режим занятии

Структура занятия предусматривает 15 минут перерыва через каждые 45 минут.

Формы организации занятий: групповые, индивидуальные, парные

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: Развитие творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, основанной на использование различных технологий обработки бумаги.

Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач:

-обучать навыкам изготовления изделий в техниках конструирование и моделирование из бумаги и картона;

- формировать эстетические знания, художественно-пластические навыки работы с бумагой;

-побуждать познавательные интересы обучающихся в овладении приемами и методами самостоятельной работы.

-воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.


1.3. Учебный план

Учебный план 1-ого года обучения

п./п.

Дата

Разделы программы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

всего

теория

практика

1


Вводное занятие

3

2

1

входящая диагностика

2


Оригами

60

15

45

Выставка, анализ выполнения практических работ

3


Конструирование и моделирование из бумаги и картона

60

17

43

промежуточная аттестация, Выставка, анализ выполнения практических работ

4


Квиллинг

69

24

45

Выставка, анализ выполнения практических работ

5


Аппликация

21

4

17

Итоговая аттестация, Выставка, анализ выполнения практических работ

6


Итоговое занятие

3

1

2

Выставка, анализ выполнения практических работ





Итого:

216

63

153



Учебный план 2-ого года обучения

п./п.




Разделы программы

Количествово часов

Формы аттестации, контроля


всего

теория

практика

1


Вводное занятие

3

2

1

входящая диагностика

2


Оригами

54

13

41

Выставка, анализ выполнения практических работ

3


Конструирование и моделирование из бумаги и картона

69

18

51

промежуточная аттестация Выставка, анализ выполнения практических работ

4


Квиллинг

66

17

49

Выставка, анализ выполнения практических работ

5


Аппликация

21

4

17

Итоговая аттестация, Выставка, анализ выполнения практических работ

6


Итоговое занятие

3

1

2

Выставка, анализ выполнения практических работ





Итого:

216

55

161





1.4. Содержание

Содержание первого года обучения

Раздел 1. Вводное занятие. (3 часа)

Темы: Теория: (2ч.) Цель и задачи. Режим работы. История возникновения и развития бумажного производства, знакомство с видами бумаги; направлениями бумажной пластики. Демонстрация изделий, выполненных из бумаги и картона. Значение изделий из бумаги и картона в быту, в жизни современного человека, в интерьере. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения для обучающихся. Устный опрос по правилам техники безопасности.

Практика: (1ч.) Презентации: «Презентация "Знакомство с бумагой"». Тестирование (выявление творческих способностей).

Раздел 2. Оригами(60ч.)

Темы: Теория: (15ч.) История возникновения и развития оригами. Инструкционные карты. Техника выполнения фигурок. Условные знаки. Базовые формы «треугольник», «воздушный змей», «книга», «дверь», «блинчик». История праздника «День Матери»..

Практика: (45ч.) Работа с бумагой. Знакомство с такими понятиями и операциями как: «складка», «базовая форма», «линия сгиба», «перегнуть», «согнуть», «вогнуть», «отрезать», «надрезать», «вставить одну деталь в другую», «оторвать (надорвать)». Выполнение фигурок, основанных на базовых формах, приёмы складывания, использование инструкционных карт. Изготовление подарков на «День Матери».

Итоговое занятие по разделу: выставка внутри объединения «Волшебная мастерская».

Раздел 3. Конструирование и моделирование из бумаги и картона. (60ч.)

Темы: Теория: (17ч.) Знакомство с разделом бумажной пластики и его понятиями: длина, высота, ширина, объем, плоскость. Демонстрация изделий и знакомство с техникой (способом их выполнения). Знакомство с операциями: разметка по линейке, умение сравнивать с образцом и т.д. Простой и сложный шаблон. Техника выполнения изделий, основой которых являются геометрические фигуры и тела. Конструирование с помощью шаблона. Новогодние сказки и история праздника.

Практика: (43ч.) Работа с бумагой и картоном. Приемы симметричного вырезания. Изготовление изделий, основой которых являются геометрические фигуры и тела. Изготовление изделий простой конструкции. Соединение деталей и сборка различных изделий с помощью клея. Самостоятельная сборка и оформление полученных изделий. Изготовление поделок для новогоднего оформления (снежинки, елочные игрушки, гирлянды...). Выполнение подарков к Новому году

Итоговое занятие по разделу: выставка внутри объединения «Волшебная мастерская».

Раздел 4. Квиллинг(69ч.)

Темы: Теория: (24ч.) История возникновения техники квиллинг, ее особенности. Инструменты и материалы. Плоскостной способ. Открытки. Рамки. Объемный способ. Объемные поделки из гофрированного картона. История праздника «8 Марта»

Практика: (45ч.) Работа с бумагой. Изготовление изделий в технике квиллинг плоскостным способом. Основные формы. Эскиз. Фон. Изготовление изделий простой конструкции. Оформление готовых изделий. Изготовление подарков к празднику «8 Марта»

Итоговое занятие по разделу: выставка внутри объединения «Волшебная мастерская».

Раздел 5. Аппликация. (21ч.)

Темы: Теория: (4ч.) Виды аппликации. Плоская аппликация. Знакомство с приемами выполнения одинаковых и симметричных деталей. «9 мая» история праздника.

Практика: (17ч.) Работа с бумагой и картоном. Изготовление поделок. Презентация Победа. Аппликация «9 мая»

Раздел 6. Итоговое занятие(3ч.)

Тема: Выставка в центре детского творчества.

Теория: (1ч.) Обсуждение результатов выставки, подведение итогов.

Практика: (2ч.) Организация выставки работ учащихся.


Содержание второго года обучения

Раздел 1. Вводное занятие. (3ч.)

Темы: Теория: (2ч.) Ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы второго года обучения. Организация рабочего места. Инструктаж по техники безопасности и пожарной безопасности. Устный опрос по правилам техники безопасности.

Практика: (1ч.) Работа с бумагой. Выполнение самостоятельной работы на свободную тему.

Раздел 2. Оригами(54ч.)

Темы: Теория: (13ч.) Повторение пройденного материала. Базовые формы «рыба», «двойной треугольник», «двойной квадрат», «домик», «птица», «катамаран», «лягушка». Условные знаки. Самостоятельное изготовление поделок на основе базовой форм, используя инструкционные карты и схемы. Оригами из двух деталей. Оригами из нескольких деталей. Модульное оригами. Самостоятельное изготовление поделок. Викторина «День Матери».

Практика(41ч.): Работа с бумагой. Знакомство с такими понятиями и операциями как: «складка-молния», «невидимая или воображаемая линия», «вогнутый угол», «линия сгиба долиной», «линия сгиба горкой», «двойная складка», с техникой их выполнения. Изготовление поделок на основе базовой форм, используя инструкционные карты и схемы. Оформление полученных изделий. Складывание фигурок, основой которых не являются базовые формы. Разработка собственных поделок. Изготовление подарков на «День Матери». Выполнение подарков к Новому году.

Итоговое занятие по разделу: выставка внутри объединения «Волшебная мастерская», участие в выставках ЦДТ, города.

Раздел 3. Конструирование и моделирование из бумаги и картона. (69ч.)

Темы: Теория: (18ч.) Повторение пройденного материала. Основные технологические операции. Сложный шаблон. Чертеж.

Практика: (51ч.) Работа с бумагой и картоном. Изготовление изделий простой конструкции. Соединение деталей и сборка различных изделий с помощью клея, ниток, проволоки, винтов, гаек и т.д. Закрепление знаний и умений. Самостоятельная сборка и оформление полученных изделий.

Итоговое занятие по разделу: выставка внутри объединения «Волшебная мастерская», участие в выставках ЦДТ, города.

Раздел 4. Квиллинг(66ч.)

Темы: Теория: (17ч.) Повторение пройденного материала. Объемный способ. Знакомство с изготовлением объёмных поделок из широких и узких полосок; закручивание надрезанных полосок, выдавливание конуса. Усложненные ажурные элементы, выпуклые детали, плоские детали. Оформление готовой композиции. Викторина «Мамины помощники»

Практика: (49ч.) Работа с бумагой. Изготовление изделий различными способами кручения. Оформление готовых изделий. Самостоятельная работа детей. Изготовление подарков к празднику «8 Марта» (изготовление цветов, оформление).

Итоговое занятие по разделу: выставка внутри объединения «Волшебная мастерская», участие в выставках ЦДТ, города.

Раздел 5. Аппликация. (21ч.)

Темы: Теория: (4ч.) Объемная аппликация. Технология выполнения объемной аппликации. Презентация «Победный май»

Практика: (17ч.) Работа с бумагой и картоном. Изготовление изделий простой конструкции. Самостоятельная сборка и оформление полученных изделий. Аппликация «День Победы»

Раздел 6. Итоговое занятие(3ч.) Выставка в центре детского творчества.

Тема 6. Теория: (1ч.) Обсуждение результатов выставки, подведение итогов.

Практика: (2ч.) Организация выставки работ учащихся.


1.5. Планируемые результаты

Планируемые результаты 1 года обучения

Учащиеся будут знать

Учащиеся будут уметь

- различать изученные виды декоративно-прикладного творчества;

- материалы, инструменты и приспособления для работы с бумагой;

- правила техники безопасности при работе с ручным инструментом;

- свойства различных видов бумаги;

- технологию изготовления изделий в техниках конструирование и моделирование из бумаги и картона, оригами, квиллинг, аппликация;

- знать основы композиции;


- организовать свое рабочее место;

  • уметь использовать различные инструменты и приспособления при создании работ;

- распределять труд по операциям;

  • - использовать простейшие инструкционные карты, чертежи и схемы для создания моделей;

  • - работать коллективно.


Планируемые результаты 2 года обучения

Учащиеся будут знать

Учащиеся будут уметь

- инструкционные карты;

- технику выполнения фигурок;

-условные знаки и базовые формы оригами;

- технику выполнения изделий, основой которых являются геометрические фигуры и тела;

- конструирование с помощью шаблона;

- основы чертежа (линии, размеры);

- операции при изготовлении плоскостных и объёмных поделок из бумаги;

- технологию выполнения объемной аппликации.

  • - пользоваться чертежными инструментами, уметь выполнять простейшие геометрические построения;

  • - технологически верно выполнять работы в техниках конструирование и моделирование из бумаги и картона, оригами, квиллинг, аппликация;

  • - самостоятельно работать по схемам, чертежам;

  • - уметь оформлять изделия из бумаги.


Результаты освоения курса

  • Уметь использовать инструкционные карты, чертежи и схемы для создания моделей.

  • осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников, включая энциклопедии, словари и интернет-ресурсы.


У ученика будут сформированы:

- практические умения и навыки при изготовлении работ из бумаги и картона.


Личностные:

- различать изученные виды декоративно-прикладного творчества, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности деятельности.


Метапредметные результаты:

- устойчивый познавательный интерес к творческой деятельности;

  • коллективное взаимодействие через вовлечение в общее творческое дело;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности.



Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Для того, чтобы продуктивно реализовать программу необходимы следующие условия:

-учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитар­ными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и на­глядных пособий, образцов изделий, оформленные стенды;

-аудио и видео аппаратура, компьютер;


Материалы и инструменты (в достаточном количестве на 12 учащихся):

- Цветная и белая бумага, белый и цветной картон, бумага для квиллинга, ватман, гофрированная бумага, калька, копировальная бумага, фольга, клей ПВА, клей – карандаш, клей «Момент», фломастеры, простые карандаши, цветные карандаши, акварель, кисти, ножницы, канцелярский ножи, салфетки, тетради, линейки, линейки для квиллинга, угольники, альбомы, нитки, иголки, медная и стальная проволока диаметром от 0,5 мм до 1,2 мм, рамки, картонные коробки, термопистолет.

Информационное обеспечение:

-специальная и методическая литература (см. список литературы), презентации и мастер-классы, викторины.

– стенды (Правила техники безопасности; демонстрационные работы и образцы; коллекция цветовой гаммы бумаги и др.);

– инструкционные карты и схемы (базовые формы, швы оригами, цветовая карта, схема сочетания цветов, геометрические фигуры), чертежи и шаблоны поделок, иллюстрации животных и цветов.

кадровое обеспечение:

Программу реализует педагог дополнительного образования Касьянова Светлана Львовна, квалификационная категория первая.

2.2 Форма аттестации

Результаты отслеживания осуществляются путем проведения входящей диагностики, промежуточного и итогового этапов аттестации.

Входящая диагностика проводится в начале учебного года. Его цель – определение уровня подготовки детей в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование. В ходе проведения этого этапа диагностики осуществляется прогнозирование возможности успешного обучения.

Промежуточная аттестация проводится в конце первого полугодия. Ее цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения учащихся. Данный этап позволяет оценить успешность выбора технологии и методики, откорректировать учебный процесс.

Цель проведения итогового этапа аттестации – подведение итогов завершающегося года обучения. На этом этапе анализируются результаты обучения, оценивается успешность усвоения учащимися учебной программы. Итоговая аттестация проводится в конце учебного года.

Педагогический контроль знаний умений и навыков учащихся осуществляется по трём уровням: низкий, средний и высокий,

Основный принцип контроля – сравнение результатов учащегося с его собственными, предыдущими результатами от темы к теме, от года к году.


Формы представления результатов

Текущий контроль: Эффективность образовательной программы прослеживается по качеству выполняемых работ. Выставки работ внутри объединения и районные выставки и конкурсы. Творческие интернет-конкурсы для детей и педагогов.




2.3 Оценочные материалы

Для определения уровня освоения предметной области и степени сформированности основных общеучебных компетентностей используется «Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе» который отражает изменения личностного развития учащихся в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы «Волшебная мастерская».

Первая группа показателей — теоретическая подготовка ребенка включает:

- теоретические знания по программе – то, что обычно определяется словами «Дети должны знать»;

- владение специальной терминологией по тематике программы — набором основных понятий,

отражающих специфику изучаемого предмета.

Вторая группа показателей – практическая подготовка ребенка включает:

Практические умения и навыки, предусмотренные программой – то, что определяется словами “Дети должны уметь”.

Владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса.

Творческие навыки обучающегося – Креативность в выполнении практических заданий

Третья группа показателей — общеучебные умения и навыки ребенка. В этой группе представлены:

- учебно-интеллектуальные умения

- учебно-коммуникативные умения

- учебно-организационные умения и навыки

2.4 Методические материалы

Принципы реализации программы

В основе программы «Волшебная мастерская» лежат следующие принципы:

Развивающего и воспитывающего обучениядостижение цели всестороннего развития личности.

Гуманностипризнание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому сознания собственной неповторимости, развитие в каждом ребёнке стремления стать лучше, знать больше; развитие его творческих способностей.

Доступностипрограмма «Волшебная мастерская» разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (организация обучения с постепенным нарастанием трудности учебного материала).

Сотрудничество – объединение целей учащихся и педагога, общая деятельность, взаимоуважение, взаимопомощь.

Принцип наглядности данной программы – обучение проводится на конкретных образцах (образцы изделий, практические упражнения, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения).

Принцип связи теории с практикой –использование теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях.


Интеграция различных видов и форм обучения:

Для успешной реализации данной программы используются разные методы и формы занятий, которые помогают сформировать устойчивый интерес к разным видам деятельности, связанных с бумагой. Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части, причём большее количество времени занимает практическая часть. Выбор метода или приёма обучения осуществляется в зависимости от содержания занятия и года обучения.

В процессе обучения используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования, творческие мастерские, исследование, беседы и другие. Такие занятия способствуют творческому развитию детей. А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция, объяснение, работа с книгой и т. д.);

-наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом и др.);

-практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых берется характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых в усвоении ими изучаемого материала.:

-объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-репродуктивный (работа по образцам) - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично-поисковый (выполнение вариативных заданий) - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

-исследовательский (исследование свойств бумаги, красок, а также других материалов для работы) опора на собственный опыт решения творческих задач, создание проблемных ситуаций;

- проблемного изложения – это ступень для перехода от исполнительской работы к творческой (творческие задания, эскизы, проекты);

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

-фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися

-индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

- групповой - организация работы в группах

-индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем обучения в сотрудничестве и другие.

При работе с детьми используются различные педагогические технологии:

В учреждении дополнительного образования детей в отличие от школы имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.

Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в своей работе использую следующие современные образовательные технологии:

Технологии личностно ориентированного обучения направлена на максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта. В центре внимания – личность ребенка, который должен реализовать свои возможности. На своих занятиях я использую методы позитивной психологической поддержки учащихся, учитываю индивидуальные особенности ребёнка и дифференцированно подхожу к детям с разными возможностями, а также использую принцип двигательной активности. В результате введения видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, меняется микроклимат на занятии. Атмосфера становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения.

Технология индивидуализации обучения. Педагогическая практика постоянно сталкивается с тем, что дети существенно различаются друг от друга по таким характеристикам, как работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания, узнавания, актуализации знаний, скорость мыслительной деятельности и т. д., а также по динамическим особенностям эмоционально-волевой сферы. Игнорирование природных особенностей приводит к тому, что многие дети вынуждены обучаться в таких условиях, когда, например, способы преподавания, темп прохождения учебного материала не соответствуют их индивидуальным возможностям. Главным достоинством индивидуального обучения считаю то, что оно позволяет мне адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого учащегося, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию.

Технология коллективной творческой деятельности - организую выставки, праздничные и игровые мероприятия, акции, турниры-викторины, театрализованные постановки. КТД технологии обладают богатейшими возможностями для развития у детей таких качеств личности, как целеустремленность, наблюдательность и любознательность, творческое воображение.

Игровые технологии (интеллектуальные игры, физкультурные игры, игры-драматизации, сюжетные игры др). Применение игровых технологий позволяет мне глубже и интереснее построить содержание работы с детьми. Также в своей работе использую разнообразные игры для развития мелкой моторики. Это способствует хорошему эмоциональному настрою, снижает психоэмоциональное напряжение, стимулирует умственную деятельность. Дидактический материал к занятию подбирается строго с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Большое внимание уделяется принципу наглядности. На своих занятиях создаю условия для развития памяти, внимания, воображения, восприятия и мышления. Делаю презентации в программе «Power Point». Они не только помогают обучающимся усвоить материал, но и формируют положительное отношение к занятиям

Здоровьесберегающие технологии позволяют соблюдать охранительный режим обучения, равномерно во время занятий распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, что способствует сокращению числа пропусков занятий по болезни. На занятиях провожу инструктаж и опрос по технике безопасности и пожарной безопасности, беседы о здоровом образе жизни; провожу физкультминутки, динамические паузы, зарядку для глаз. В кабинете проводится влажная уборка, организуется сквозное и угловое проветривание (в отсутствие детей), поддерживается температурный режим воздуха. Структура занятия предусматривает 15 минут перерыва через каждые 45 минут работы. Сочетаю 3-4 вида деятельности во время занятия. Средняя продолжительность каждого вида деятельности соответствует нормам. Статические и динамические виды деятельности чередуются. Таким образом, создание здоровьесберегающей среды образовательного процесса формирует культуру здоровья, позволяет соблюдать соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям детей; сохраняет их умственную и физическую работоспособность, способствует реализации целей обучения, развития и воспитания здоровой личности.

Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками. Образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. Из безусловных плюсов технологии проблемного обучения – возможность варьировать сложность задания от постановки проблемных вопросов до самостоятельного выявления учащимися проблемы и ее решения. Актуальность использования технологии проблемного обучения состоит в том, что в отличие от традиционного, оно ставит ученика в активную позицию, доставляет учащимся радость самостоятельного поиска и открытия знаний, и обеспечивает развитие их творческой активности.

Активное внедрение информационных и коммуникационных технологии в процесс обучения активизирует мотивационный, познавательный, деятельностный компоненты учебной деятельности.

Применение информационных технологий различного назначения на занятиях предоставляют возможности совершенствования со­держания, методов, организационных форм, технологий, средств подготовки обучающихся.

Электронные образовательные ресурсы на занятиях использую: на этапе изучения нового материала – информационные (изучение новой темы); на этапе повторения – практические (выполнение учебных заданий); на этапе контроля - контрольные электронные образовательные ресурсы, которые используются для самоконтроля, что помогает ребенку стать активным участником образовательного процесса.

Занятия для учащихся в объединении на базе использования информационных и коммуникационных технологии позволяют достичь более быстрого включения обучаемого в учебно-познавательную деятельность за счет: акцентирования на интересы учащихся; создание мотивационно - проблемных ситуаций при практической реализации изучаемой темы; подготовки дидактических материалов с применением информационных технологий. Широкое использование анимации, моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.


В основу всех форм учебных занятий заложены общие характеристики:

-каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогического процесса;

-любое занятие имеет определённую структуру, т. е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

-построение учебного занятия осуществляется по определённой логике, когда тип занятия соответствует его целям и задачам.

Метод интегрированного обучения.

Принцип интеграции и взаимосвязи с разными видами художественно-эстетической деятельности, внешкольными и школьными видами работы:

-знакомство с мировой культурой (искусство оригами пришло из Японии и широко распространилось по всему миру, оригами используется в определенных японских церемониях и ритуалах, в образовательных целях, в реабилитационный период после некоторых болезней, элементы складывания в стиле оригами находят место даже в космических технологиях).

-взаимосвязь с общественными предметами:

математика - счет, сложение, вычитание, умножение при работе с модулями, в модульном оригами.

геометрия - знакомство с различными геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, многоугольник, ромб) и их элементами (биссектриса, угол, диагональ), геометрическими понятиями (симметрия, параллель, прямой угол и др.)

черчение - умение читать чертежи, самим чертить схемы.

изодеятельность - оформление работ, знание основных цветов спектра,

литература - создание сюжетов по сказкам (аппликация), сказочных и литературных героев (оригами, конструирование).

окружающий мир - знакомство с растениями, деревьями, цветами, складывание животных, птиц, создание композиций.





Список литературы

Литература для педагога:


  1. Агапова И., Давыдова М. Аппликация. М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2008

  2. Бондаренко О. Поделки из бумаги. Подарки, игрушки, забавные зверушки. Ярославль: Академия развития, 2010

  3. Букина, С., Букин, М. «Квиллинг: волшебство бумажных завитков» - Феникс, 2010

  4. Гагарин, Б. Г. «Бумагопластика: учебное пособие» Сп.-б.: Феникс, 2009

  5. Зайцева А. Бумажное кружево. Традиционные техники вырезания. М:. Эксмо, 2010

  6. Зайцева А. Искусство квиллинга: Магия бумажных лент. М. Эксмо, 2010

  7. Зайцева А. Техники работы с бумагой: большая энциклопедия. М.: Эксмо, 2010

  8. Зайцева, А.А. «Секреты модульного оригами» - М.: Эксмо,2013

  9. Люцкевич Д. Открытки к любому празднику своими руками. М.: Эксмо, 2007

  10. Beech Rick, «Практическая иллюстрированная энциклопедия Origami: Полное руководство по изготовлению моделей из бумаги» - Lorenz Books, 2009



Литература для учащихся:


  1. Выгонов В. Летающие и плавающие модели.- М. - АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2008

  2. Дай Нгуен. Оригами. Интересные модели для начинающих. М.: АСТ: Астрель, 2010

  3. Дженкинс Д. Поделки и сувениры из бумажных ленточек. М.: Мой мир, 2008

  4. Коротеев И.А. Оригами техника и люди.- М.: Эксмо,2010.-96с.: ил.

  5. Махмутова Х. Аппликация для детей. - М.: Издательство «Ниола-пресс», 2008

  6. Новикова И. Конструируем из бумаги. Большой альбом поделок из бумаги. Ярославль, « Издательство Астрель», 2010

  7. Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010

  8. Румянцева Е. Аппликация. Простые поделки. М.: Айрис-пресс, 2011

  9. Ступак Е. Оригами. Игры и конкурсы. М.: Айрис-пресс, 2008

  10. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. М.: ООО «Издательство Мир книги», 2009

  11. Юртакова А.Э., Юртакова Л.В. Объемные фигурки животных из бумаги. - М.: Эксмо; Донецк; СКИФ, 2009




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!