Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: [email protected]
«Рассмотрено» на заседании методического объединения протокол №___ от__________ | «Согласовано» зам. директора по УМР Бубеева З.Б. от____________ | «Утверждено» директор школы Сапожникова Е.Г. от___________ |
Дополнительная образовательная программа
«Волшебный клубок»
(направленность: художественно-эстетическое)
Учебный год: 2024-2025
Возраст обучающихся: 11 - 16лет
Срок реализации: 1 год
Педагог дополнительного образования: Иванова С.С.
НОВАЯ БРЯНЬ
2024
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Волшебный клубок» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2024-2025 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г.
3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №1026.
4. Учебного плана (вариант 1) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2024-2025 учебный год.
5. СанПиНа 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиНа 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Дополнительная образовательная программа «Волшебный клубок» предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования и разработана с учётом особенностей учащихся с ОВЗ (ИН): занятия развивают логическое мышление, внимание, память, воображение, творческие способности, способствуют эстетическому развитию и расширению кругозора учащихся. Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований. Программа «Волшебный клубок» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, математики.
Дополнительная образовательная программа «Волшебный клубок» рассчитана на 68 занятий и предназначена для обучающихся 3-9 классов (2 подгруппы по 6 учащихся), продолжительность обучения –1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. В группе дети не имеющие специальных навыков из области вязания.
Цель программы:
Формирование и развитие творческих способностей, обучающихся в процессе освоения вязального мастерства (крючок и спицы).
Задачи:
Образовательные:
познакомить с историей и развитием художественного вязания;
обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
научить чётко выполнять основные приёмы вязания;
научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
Воспитательные:
привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
привить основы культуры труда.
Развивающие:
развить образное мышление;
развить внимание;
развить моторные навыки;
развить творческие способности;
развить фантазию;
выработать эстетический и художественный вкус.
Место реализации:
Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Планируемые результаты:
Предметный результат:
В процессе освоения программы учащийся сможет:
Изготовить предметы быта, элементы одежды и декора;
Самостоятельно пользоваться инструментами для вязания;
Соблюдать технику безопасности при работе с инструментами и в процессе изготовления изделия
Метапредметный результат:
В процессе освоения программы учащийся сможет:
Взаимодействовать в паре, группе и коллективе;
Контролировать свои эмоции во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
Доводить начатое дело до конца;
Подбирать самостоятельно цветовую гамму и материал в одежде, быту и декоре;
Подготовить и убрать свое рабочее место.
Личностный результат:
В процессе освоения программы учащийся сможет:
Аккуратно выполнять любую работу;
Проявлять желание и инициативность в деятельности;
Оказать посильную помощь сверстникам в выполнении творческих работ;
Бережно относится к своему и чужому труду: не бросать, не ломать, не мусорить, поддерживать чистоту.
Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к сложному.
Формы проведения занятий.
Программой предусмотрена очная форма обучения (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (глава 2,ст.17, п. 2)
Представляет собой теоретическое, практическое, комбинированное занятие; индивидуальную работу;
творческая работа с консультацией и под наблюдением педагога;
Методы обучения:
− словесный (беседа, рассказ, сообщение);
− наглядный (использование мультимедийных устройств, личный показ педагога, подборки фоторабот, книги, журналы, альбомы и т.д.);
− практический (практические занятия).
Формы подведения итогов:
Самостоятельные творческие работы обучающихся, представляемые на выставках и конкурсных мероприятиях. Итоговый контроль приобретенных практических умений и навыков осуществляется по качеству изготовления итоговых работ за год, по результатам участия в выставках, творческих конкурсах.
Содержание программы
ТЕМА 1
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития художественного вязания. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом.
ТЕМА 2
ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
Теоретические сведения. Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязаного полотна. Свойства трикотажного полотна.
Практическая работа. Составление коллекции ниток с подписями под ними (вида ниток и сырья, из которого они изготовлены). Определение состава ниток органолептическим путём и по цвету пламени.
ТЕМА 3
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ
Теоретические сведения. Положение рук во время работы. Основные приемы вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полу петля, столбик без накида, полу столбик, столбик с накидом.
Практическая работа. Отработка приемов вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полу петля, столбик без накида, полу столбик, столбик с накидом.
I уровень. Вязание образцов.
II уровень. Вязание игрушек.
ТЕМА 4
УПРАЖНЕНИЯ ИЗ СТОЛБИКОВ И ВОЗДУШНЫХ ПЕТЕЛЬ.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Теоретические сведения. Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания: воздушных петель и столбиков. Зарисовка схемы для выполнения прихватки.
Практическая работа. Вывязывание образца по схеме. Расчет петель для определения размера квадратной прихватки. Вязание и оформление прихватки.
ТЕМА 5
ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
Теоретические сведения. Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой оттенок, насыщенность. Теплые и холодные цвета, ахроматические и хроматические. Цветовой спектр. Основные и дополнительные цвета. Символическое значение цвета.
Практическая работа. Изображение круга с обозначением основных, двойных (составных) цветов. Определение наиболее удачных цветовых сочетаний.
ТЕМА 6
САЛФЕТКА
Теоретические сведения. Крючки и нитки для вязания салфетки. Два способа
Выполнения салфетки: на цепочке и по краю ткани. Зарисовка схем выполнения обвязки ткани и салфетки для отделки трикотажных изделий. Правила вязания по кругу и в двух направлениях.
Практическая работа. Подготовка ткани для обвязывания. Вязание салфетки по предложенной схеме.
ТЕМА 7
ДЕКОРАТИВНАЯ КОРЗИНКА
Теоретические сведения. Крючки и нитки для вязания корзинки. Плотные и ажурные корзинки. Различные формы дна: круглая, овальная, квадратная, прямоугольная. Правила вязания корзинки. Способы ВТО готовых изделий: накрахмаливаем, пропитывание сахарным сиропом.
Практическая работа. Расчет количества петель, кратного раппорту обвязки.
I уровень. Вязание и оформление плотной корзинки.
II уровень. Вязание и оформление ажурной корзинки.
ТЕМА 8
СУВЕНИРЫ
Теоретические сведения. Анализ моделей. Зарисовка схем выполнения закладки в книгу, футляра для очков. Подбор крючка и ниток.
Практическая работа. Расчет петель для футляра. Вязание и оформление изделий.
ТЕМА 9
КРУЖОК ДЛЯ СТУЛА
Теоретические сведения. Способы вязания кружка по выкройке в зависимости от узора. Зарисовка схем выполнения кружка. Запись выполнения кружка.
Практическая работа. Выполнение образцов для вязания
Вывязывание воротника.
ТЕМА 10
ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО
Теоретические сведения. Основы композиции. Анализ образцов. Правила вывязывания элементов растительного орнамента. Зарисовка схем цветков, соцветий, листьев, плодов.
Практическая работа. Вывязывание элементов растительного орнамента. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Оформление панно. Конкурс на составление наиболее интересной схемы цветка.
ТЕМА 11
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЯЗАНИЯ СПИЦАМИ
Теоретические сведения. Положение рук во время работы. Основные приемы вязания: набор петель, лицевая петля, изнаночная петля, накид, две петли, провязанные вместе.
Практическая работа. Отработка приемов вязания: набор петель, лицевые петли, изнаночные петли, вывязывание полотна.
ТЕМА
12 ШАРФИК
Теоретические сведения. Определение размера шарфика. Выбор узора с учётом имеющейся пряжи. Определение горизонтальной плотности вязания. Расчёт петель. Орнамент в изделии. Значение цвета в построении орнамента.
Практическая работа Проработка узора в виде резинки 1х1, 2х2, английской. Расчет петель для определения размера изделия. Вывязывание шарфика и оформление его кисточками.
I уровень. Вязание шарфика для куклы.
II уровень. Вязание шарфика на себя.
ТЕМА 13
ШАПОЧКА
Теоретические сведения. Построение чертежа для шапочки, выбор узора. Два способа вывязывания колпачка шапочки: с макушки и от ободка. Убавление и прибавление петель и мотивов. Геометрические узоры для отворота шапочки. Зарисовка схем выполнения узоров.
Практическая работа. Вязание образца и расчет петель. Упражнения по вязанию вытянутых петель «меха». Вывязывание и оформление шапочки.
I уровень. Вязание шапочки для куклы.
II уровень. Вязание шапочки на себя.
ТЕМА 14
ВАРЕЖКИ
Теоретические сведения. Способы вязания манжеты. Зарисовка схем выполнения узоров. Убавление петель.
Практическая работа. Вывязывание образца и расчет петель. Вывязывание варежек, вышивка их, отделка кисточками, помпонами.
I уровень. Вязание варежек для куклы.
II уровень. Вязание варежек на себя.
ТЕМА 15
НОСКИ, ТАПОЧКИ
Теоретические сведения. Два способа вязания носков. Зарисовка схем выполнения узоров. Последовательность выполнения изделия.
Практическая работа. Вязание образца, расчет петель. Вязание узоров для носков. Вывязывание и отделка изделий.
I уровень. Вязание изделий для куклы.
II уровень. Вязание изделий на себя.
ТЕМА 16
КОСЫНКА ИЛИ ШАЛЬ ДЛЯ КУКЛЫ
Теоретические сведения. Вязание шали с угла и сверху из ниток одного и нескольких цветов. Вязание шали и косынки из отдельных мотивов и с вышивкой. Зарисовка схем выполнения узоров и мотивов.
Практическая работа. Выполнение образца и расчета петель.
Вязание косынки. Снятие узоров для косынки. Оформление изделий.
ТЕМА 17
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Дата проведения |
| | | | | |
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | | 1 | | |
2 | Виды декоративно прикладного искусства Основы материаловедения. | | 1 | | |
| | | | | |
3 | Знакомства с основным узором вязания - воздушными петлями. | | | 1 | |
4 | Основы цветоведения. | | 1 | | |
5 | Знакомство с новым элементом вязания - полустолбиком | | | 1 | |
6 | Отработка выполнения полу столбиков | | | 1 | |
7 | Знакомство с новым элементом - столбиком с накидом | | | 1 | |
8 | Отработка выполнения полу столбиков, столбиков с накидом | | | 1 | |
9 | Вязание простых полотен из полу столбиков и столбиков с накидом. | | | 1 | |
10 | Отработка вязания салфетки | | | 2 | |
| | | | | |
11 | Набор цепочки из воздушных петель | | | 1 | |
12 | Вязание петель по кругу | | | 1 | |
13 | Выполнение учащимися круга для стула | | | 2 | |
14 | Декоративная корзинка. | | | 2 | |
15 | Вывязывание прихватки | | | 2 | |
16 | Обвязывание изделия | | | 1 | |
17 | Сувениры. Вывязывание петельки вешалки | | | 1 | |
18 | Вязание спицами, история возникновения | | 1 | | |
| | | | | |
19 | Набор петель, образование начального ряда | | | 1 | |
20 | Образование изнаночной петли, кромочная петля | | | 1 | |
21 | Способы вязания лицевой петли | | | 1 | |
22 | Особенности вязания изнаночных и лицевых петель | | | 1 | |
23 | Вязание резинки 1х1 | | | 2 | |
24 | Вязание резинки 2х2 | | | 2 | |
25 | Декоративное панно. | | | 2 | |
26 | Виды женского рукоделия | | 1 | | |
27 | Вязание рисунка «Путанка» | | | 2 | |
28 | Вязание английская резинка | | | 2 | |
29 | Вязание футляра для сотового телефона. | | | 2 | |
| | | | | |
| | | | | |
30 | Вязание детских пинеток | | | 4 | |
31 | Вязание детских носочков | | | 4 | |
32 | Вязание детской сумочки | | | 2 | |
33 | Вязание детской игрушки | | | 3 | |
34 | Вязание детских варежек | | | 4 | |
35 | Шарфик. | | | 2 | |
36 | Шапочка. | | | 2 | |
37 | Вязание подростковых носков | | | 4 | |
38 | Вязание подростковых тапочек | | | 4 | |
39 | Итоговое занятие. Выставка лучших работ учащихся | | | | |
| Итого: | 68 | 5 | 63 | |
Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Оборудование: −
− стол письменный 1 шт.;
− стол ученический 12 шт.;
− стул ученический лабораторный 15 шт.
- канцелярские принадлежности
- швейная иголка
- журналы и книги по вязанию крючком и спицами
- клей ПВА
- крючки и спицы нескольких размеров
- Шерстяная и хлопчатобумажная пряжа различной толщины, цвета и фактуры
Учебные и методические пособия:
- научная, специальная, методическая литература
Дидактические материалы:
- инструкционные карты и схемы вязания крючком и спицами;
- инструкционные схемы изделий
- схемы создания изделий вязания крючком и спицами
- образцы изделий;
-электронные образовательные ресурсы.
Литература для педагога
Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС».
Журналы «Вязание». – Нижний Новгород, ООО «Слог».
Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с.
Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2018. - 250 с.
Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с.
Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 2021. – 173с.
Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком: Научно-популярная литература, 2016. – 96 с.
Вязаные цветы и плоды. – АРТ-РОДНИК, 2017. – 64 с.
Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2016. – 64 с.
Вязаные прихватки. - АРТ-РОДНИК, 2017. – 64 с.
Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2021. – 128 с.
Литература для детей:
Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС».
Журналы «Вязание». – Нижний Новгород, ООО «Слог».
Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2018.- 216 с.
Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 2021. – 336с.
Вязаные цветы и плоды. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2016. – 64 с.
9. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2021. – 128 с.