ПРОГРАММА
воспитания и социализации обучающихся 5 классов
1. Пояснительная записка
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Настоящая программа воспитания и социализации создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Занятия проводятся в форме КТД, экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, научных исследований и т.д.
Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.
2. Цели, задачи, принципы программы
Цель - социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
- создание условий для самоопределения и самореализации;
- формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
- усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
- укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
воспитание качеств, присущих:
- гражданину: чувство долга перед страной, чувство национальной гордости, уважение к символике государства и законам, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к языку, культуре и традициям, общественная активность, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;
- работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;
- семьянину: трудолюбие, культура общения, умение держаться в обществе, здоровый образ жизни, умение организовать свой досуг, знание норм и законов семейного права, знание психологии и этики, умение воспитывать собственных детей, уважение к родителям, старикам.
Цели внеурочной деятельности
Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Задачи внеурочной деятельности
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом.
Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
Организация информационной поддержки учащихся.
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Реализация основных программ по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному.
9. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в гимназии.
Основные принципы программы
Включение учащихся в активную деятельность.
Преемственность, доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
3. Сроки реализации программы
Учебный год - 2015-2016.
4. Предполагаемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня (приобретение учащимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения учащихся к базовым общественным ценностям и к социальной реальности в целом).
Результаты третьего уровня (приобретение учащимися опыта самостоятельного социального действия).
Формы реализации программы
Спортивно-оздоровительное направление |
Цель | Создание условий, обеспечивающих становление физически здоровой личности школьника на основе развития его индивидуальности |
Задачи | (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни. Формирование негативного отношения к вредным привычкам. Повышение активности обучающихся в делах класса, формирующих умение и потребность вести здоровый образ жизни. |
Формы реализации программы | Участие учеников класса в занятиях спортивных секций, проведение физкультминуток на уроках; беседы о ЗОЖ (серия классных часов и информационных устных справок, выпуск классных листовок: «Как относиться к курению?», «Жвачка: за и против», «Для чего надо соблюдать режим дня», «Горячее питание - правильное питание», «Витамины на страже здоровья», «Как сохранить иммунитет»); участие в спортивных мероприятиях (Туристический слет, День здоровья, командные игры «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья»); занятия по программе первичной профилактики химической зависимости «Полезные навыки» (программа Крюковой Е.И.). |
Ожидаемые результаты | Улучшение показателей физического здоровья. Овладение культурой здоровья. Формирование негативного отношения к вредным привычкам. Умение вести здоровый образ жизни. |
Социальное направление |
Цель | Создание условий, обеспечивающих социальную активность школьника на основе развития его индивидуальности |
Задачи | общении с другими людьми, терпимое отношение к людям). класса, школы, посёлка, страны. педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем. |
Формы реализации программы | Работа над оформлением классного уголка; проведение классных часов о символике РФ, ЯНАО и Пуровского района, Уставе школы; подготовка и участие в концертах для родителей и учителей; поздравление ветеранов труда с государственными и профессиональными праздниками; беседа «Учись учиться: где же взять время?»; беседы о правилах безопасного поведения дома и в общественных местах, классный час «Они сражались за Родину», посвящённый Дню Победы; серия классных часов, приуроченных Дню Героев России; организация и проведение классных праздников, посвященных Дню матери, 8 Марта и 23 Февраля; участие в субботниках и благотворительных акциях; индивидуальная работа с родителями обучающихся; адаптационные занятия «Тропинка к своему я» педагога-психолога Чаусенко Л.А.; занятие в клубе «Безопасное колесо» Закавова А.П.; система классных часов «Этикет поведения и общения» (ответственный – классный руководитель). |
Ожидаемые результаты | Активное участие школьников в социальной жизни класса, школы, посёлка, страны. Развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем. Формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам. Повышение уровня социальной комфортности в коллективе. |
Общеинтеллектуальное направление |
Цель | Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности |
Задачи | самовоспитывающей деятельности. деятельности, способствующим постоянному саморазвитию. проектах, конкурсах, викторинах, олимпиадах, интеллектуальных играх |
Ожидаемые результаты | Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время. Интерес учащихся в разносторонней интеллектуальной деятельности. Повышение мотивации к участию в викторинах, познавательных играх, предметных неделях, олимпиадах, внешкольных интеллектуально-творческих проектах. Использование кейс-метода (портфолио) для демонстрации достижений школьников в интеллектуально-творческих проектах. |
Духовно-нравственное направление |
Цель | Создание условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности |
Задачи | семье и обществе. народа. |
Формы реализации программы | Классные часы «Человек в обществе: обязанности и права», «У войны не детское лицо»; культпоходы в школьный и поселковый музеи, на выставки; участие в работе предметных недель гуманитарных дисциплин, конференций; подготовка классных часов духовно-нравственной тематики, бесед о правилах безопасного поведения дома и в общественных местах; клуб «Я – гражданин России». |
Ожидаемые результаты | Повышение уровня духовно-нравственной культуры школьников. Развитие потребности жить по законам добра и милосердия, уважать общечеловеческие ценности. |
Общекультурное направление |
Цель | Создание условий, обеспечивающих общекультурное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности |
Задачи | Формирование представления о культуре личности. Расширение знаний о культурных ценностях народов мира. Развитие потребности соблюдать «золотые правила» взаимоотношений с окружающими. |
Формы реализации программы | Система классных часов по культуре общения; посещение школьного и поселкового музеев; участие в проектах общекультурной направленности; |
Ожидаемые результаты | Повышение уровня общей культуры школьников. Развитие потребности соблюдать «золотые правила» этикета, повышать уровень своей культуры, расширять свои знания о культурных ценностях народов мира. |
5. Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
6. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
Кадровое обеспечение программы:
7. Методическое обеспечение программы
Н.А. Касаткина «Уроки знаний, классные часы» Волгоград «Учитель»2001г.; журнал «Классный руководитель» №4,5 .2004г. Центр «Педагогический поиск»; Аралова М.А. «Классный час». Творческий центр «Сфера» М. 2004г.
Горина Т.В. Дневник классного руководителя. – М.: «Айрис-пресс», 2004.
Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя. – Центр «Педагогический поиск», 2000.
Гуткина Л.Д. Спутник классного руководителя. – М.: «Педагогический поиск», 2002.
8. Материально-техническое обеспечение программы
выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
материалы для оформления и творчества детей,
канцелярские принадлежности,
аудиоматериалы и видеотехника,
компьютеры,
телевизоры,
мультимедийные проекторы,
интерактивная доска и др.
9. Критерии оценки результатов
Критерии оценки результативности воспитательного процесса в рамках предлагаемой воспитательной системы:
1. Критерий здоровья:
показатели физического здоровья;
овладение культура здоровья;
умение вести здоровый образ жизни.
2. Критерий психологического комфорта:
чувство защищенности, уверенности, оптимистичности;
познавательная активность, инициатива;
стремление к совместной деятельности;
открытость к другим лицам вне коллектива;
позитивность эмоционального отношения к будущему.
3. Критерий развития:
коммуникативность, трудолюбие;
потенциала;
уважительное отношение к закону);
нравственные качества (устойчивость, умение сотрудничать, забота о людях);
сформированность представления о жизненных целях;
формирование представлений о возможном выборе профессий;
выявление индивидуального своеобразия личности.
4. Критерий воспитания:
ориентация на позитивную оценку своего поведения со стороны взрослых;
стимулирование личностно- поведенческого совершенствования;
развитие самоорганизации, самодисциплины;
развитие сложностей с учетом принципа индивидуальной дифференциации
в образовании.
5. Критерии социальной устойчивости:
престиж класса, школы, педагогов;
показатель социальной адаптации после окончания школы;
наличие презентабельных результатов деятельности (выставки, доклады,
выступления и т.д.).
7