Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего общего образования Луганской Народной Республики
«Медвежанская общеобразовательная школа»
Утверждено
Директор ГБОУ «Медвежанская ООШ»
________________Т. А. Скуридина
« »______________2018 г.
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
5 - 9 КЛАССОВ
«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
Составитель: Сердюкова Оксана Валерьевна,
учитель английского языка,
классный руководитель 5 класса.
2018 год
I. Пояснительная записка
«Надо видеть себя в детях, помочь им стать взрослыми,
надо принимать их как повторение своего детства,
чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец,
жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».
Ш.А. Амонашвили
Программа направлена на воспитание, социально-педагогическую поддержу, становление и развитие интеллектуально развитой, физически и нравственно здоровой, культурной, творческой, свободной и ответственной личности гражданина и патриота своего Отечества.
Программа воспитания и социализации учащихся 5-9 классов ГБОУ «Медвежанская ООШ» разработана в соответствии с:
Закон от 18.05.2014 г. № 1-I «Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики с изменениями).
Закон от 24.09.2014 г. № 25- I «О Государственном флаге Луганской Народной Республике».
Закон от 28.10.2014 г. № 33- I «О Государственном гербе Луганской Народной Республики».
Закон от 29.04.2016 г. № 90-II « О государственном гимне Луганской Народной Республики».
Закон от 08.05.2015 г. № 25- II «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Закон от 30.06. 2015 г. № 51-II « О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики».
Закон «Об образовании» Луганской Народной республики, принятый Народным Советом Луганской Народной Республики от 30.09.2016г. №128 –II.
Государственным образовательным стандартом основного общего образования и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.
Программа рассчитана на 5 лет и призвана формировать актуальность и развитие коммуникативной культуры учащихся, мотивацию творческого самовыражения, является регулятором общения, обеспечивает такие условия и содержание деятельности, которые в наибольшей степени способствуют сплочению классного коллектива.
Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:
в программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности;
программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;
содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;
семья - равноправный участник воспитательного процесса в школе; программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрфессиональную;
программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.
Цель данной программы: формирование сплочённого коллектива, духовно-нравственное становление толерантной личности и активной гражданской позиции обучающихся на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения поставленной цели духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи:
Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.
Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
Формирование толерантности, подготовка учащихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми.
Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
Укрепление здоровья школьников, формирование отношения к своему здоровью как к ценности.
Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся
Эти результаты обобщены в двух «образах взросления» ученика основной школы:
1 «Образ личности» младшего подростка (5-7-е классы):
обученность и знание основ школьной программы, владение навыками самообразования;
позитивное отношение к процессу учебы, понимание необходимости разностороннего образования;
стремление к лучшим результатам и участие в различных соревнованиях и конкурсах;
желание активной творческой деятельности (как на уроках, так и во внеурочных мероприятиях);
дисциплинированность и осознанное принятие правил школьной жизни;
саморегуляция собственного отношения, поведения и потребностей;
уважение «другого мнения», умение аргументировать свою точку зрения;
потребность в физическом совершенствовании и укреплении здоровья.
2. «Образ личности» старшего подростка (8-9 классы)
овладение систематическими знаниями основ наук и представлениями о самовоспитания;
усвоение основ коммуникативной культуры: умение высказываться, отстаивать свою точку зрения, умение слушать и слышать других; уважение себя и других людей;
знание своих и чужих прав и умение их реализовывать и отстаивать;
развитие способности учащихся находить свое место в социуме, умение правильно выбрать свою будущую профессию;
осознание необходимости развития своих физических качеств и практическое следование этому осознанию.
Добиться таких результатов помогут различные виды деятельности, методы и формы занятий:
Вид деятельности | Методы | Формы |
Классные часы | Диагностика, педагогическое наблюдение, метод убеждения, метод коллективного творчества, метод сотрудничества учащихся друг с другом, с педагогом, метод личного примера. | Заочные путешествия, экскурсии, викторины, праздники, проекты, интеллектуальные и познавательные игры, игры по аналогии телевизионных, беседы, круглые столы, лекции, тренинги, диагностики, практикумы и т.д. |
Работа с родителями | Работа родительского комитета, родительские собрания, индивидуальная помощь в вопросах воспитания, работа с социальным паспортом семьи, класса, посещение семей, привлечение родителей к участию и организации мероприятий различного уровня, родительский патруль. |
Участие в мероприятиях разного уровня | Выставки, конкурсы , научно-практические конференции, семинары. |
Взаимодействие с социумом | Экскурсии, встречи с людьми разных профессий, с людьми села, организация праздников, участие в сельских мероприятиях разного направления и т.д. |
Кружковая работа | Посещение детьми кружков и секций |
Учебная деятельность | Интеграция содержания образования и воспитания |
Ученическое самоуправление | Работа органов классного самоуправления, классные собрания, отчеты,участие в школьной жизни . |
Индивидуальная работа с детьми | | Выявление и развитие интересов, таланта детей. Индивидуальная работа с детьми, имеющими проблемы в воспитании. |
Основными подходами в воспитании являются:
Личностно-ориентированный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.
Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной и нужной.
Дифференцированный подход к воспитанию детей – это отбор содержания, форм и методов воспитательной работы в соответствии с условиями социума и школы, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Природосообразность воспитания, учет половозрастных особенностей детей, динамики их возрастного развития.
Культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, привычки.
Социализация, предусматривающая непрерывность и открытость освоения подростком социального опыта, определение своего места социальной среде.
Принципы и особенности организации воспитания и социализации обучающихся
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.
Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим». Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.
Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
• общеобразовательных дисциплин;
• произведений искусства;
• периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
• духовной культуры и фольклора народов России;
• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
• жизненного опыта своих родителей и прародителей;
• общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
• других источников информации и научного знания.
Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.
Основные этапы реализации программы
Этапы | Сроки | Класс | Задачи этапа |
1 этап | 2018-2019 г. 2019-2020 г. | 5-6 | Организационно-аналитический этап становления коллектива, определения проблем, постановки задач Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям. Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни. |
2 этап | 2020- 2021г. 2021-2022 г. |
7-8 | Формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей. Создание условий для появления активности в организации жизни класса. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек. |
3 этап | 2022 - 2023г. |
9 | Формирование умения находить применение своим творческим способностям. Умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции. Формирование навыков самопознания, поощрение попыток самосовершенствования. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни. Анализ результатов реализации программы воспитания и социализации |
Портрет выпускника основной школы

II. Содержание воспитательного процесса
Программа ориентирована на учащихся 5-9 классов и включает в себя 9 направлений:
1.Гражданско-патриотическое воспитание
Ценности: любовь к Родине, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
Цели:
воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность;
отстаивать свои интересы, своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства;
формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям;
признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств.
Задачи воспитания:
формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;
формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
обучать решению задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;
проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
Виды деятельности:
изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;
организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;
изучение биографий выдающихся граждан своей страны - патриотов и борцов за Отечество;
развитие патриотических чувств учащихся через организацию проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;
организация встреч с представителями общества - истинными гражданами и патриотами своей страны;
создание условий для проявления истинного патриотизма учащихся, любви к Родине, школе, месту, в котором ученик растет;
посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;
демонстрация примеров проявления молодежью, учащимися гражданской позиции и мужества, патриотизма;
поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество и героизм;
активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся;
формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма.
Формы внеклассной работы:
тематические классные часы;
встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;
интерактивные игры (заочные путешествия, игры-путешествия по станциям);
участие в конкурсах и концертах, посвященных правовой и патриотической тематике;
походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме.
благотворительные акции ;
шефство над ветеранами войны и труда (встречи с ветеранами, чествование ветеранов, подготовка сувениров и подарков для людей, переживших тяготы войны);
Традиционные мероприятия: тематические классные часы, конкурсы, акции.
2. Нравственное и духовное воспитание
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
Цель:
Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Задачи воспитания:
создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;
знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;
развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков;
создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;
создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.
Виды деятельности:
изучение нравственной воспитанности учащихся, определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми методами и формами воспитательного воздействия;
изучение нравственного климата в семьях учащихся, консультирование родителей по изученной проблеме;
разностороннее развитие нравственного мышления учащихся, привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся, ответственности за свои поступки;
создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств;
поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки.
Формы внеклассной работы:
тематические классные часы;
тренинги нравственного самосовершенствования;
экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами
дискуссии по нравственной тематике;
изучение нравственного наследия;
праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы.
Традиционные мероприятия для учащихся:
установление благоприятного микроклимата в классе;
формирование представления учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения;
акции помощи ветеранам, пожилым, больным людям, детям в детских домах;
посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся;
создание соответствующего эмоционального настроя на участие в акции добрых дел, пробуждение чувства сопричастности, желания принять участие в акции.
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
Цель:
создание условий для осуществления практической деятельности учащихся, направленной на приобретение социальных навыков. Усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда, составляющим всю среду обитания, все достижения науки и искусства, техники и технологии; все великие духовно-нравственные прорывы в понимании сущности человека и человечества.
Задачи воспитания:
организовать общественно- полезную социальную деятельность;
создать отношения партнерства и сотрудничества в ходе осуществления общественно- полезной деятельности;
формировать гуманистическое отношение к миру;
знакомить учащихся с интеллектуальными достижениями различных людей;
создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию;
давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за его пределами;
усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда, составляющим всю среду обитания, все достижения науки и искусства, техники и технологии;
разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и
физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии;
создавать возможности для приобретения опыта собственного участия в различных коллективных работах;
формировать нетерпимое отношение к лени, небрежности, незавершенности дела, к небрежному отношению к результатам человеческого труда независимо от того, в какую историческую эпоху этот труд был совершён;
воспитывать безусловное уважение к любому честно трудящемуся человеку, способность к признательному восхищению теми, кто занимается творчеством –изобретательством, творчеством в сфере науки, архитектуры, литературы, музыки и других видов искусства и пр.;
поощрять и поддерживать самообразование посредством Интернета, занятий в библиотеках и т.п.
Виды деятельности:
изучение интеллектуальных возможностей учащихся школы;
формирование культуры умственного труда средствами воспитательной работы;
развитие всестороннего и глубокого интереса к интеллектуальной деятельности, потребности в развитии собственного интеллекта;
развитие творческой инициативы и активности учащихся в интеллектуальной деятельности;
создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности' учащихся в подготовке воспитательных мероприятий;
стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении;
всемерная поддержка проявления таланта и незаурядности мышления (в рамках программы «Одаренные дети»);
приобщение к социально- значимой деятельности.
Формы внеклассной работы:
интеллектуальные бои, ринги, дебаты;
творческие объединения по интересам в классе и в школе;
творческие конкурсы;
интеллектуальные викторины;
предметные вечера;
экскурсии, посещение выставок;
часы общения и беседы.
Традиционные мероприятия для учащихся:
часы общения, тренинги, беседы и др.;
конкурсы, праздники, путешествия, конференции, выставки;
акции;
классные часы.
4. Здоровый образ жизни
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Цель:
формирование и развитие у обучающихся установок активного, здорового и безопасного образа жизни, понимание личной и общественной значимости приоритета здоровья, создание мотивации быть здоровым и обеспечение условий для ведения здорового образа жизни.
Задачи воспитания:
формирование у обучающихся здоровьеполагающего мышления на основе знаний о человеческом организме, о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
формирование представления об основных компонентах экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
воспитание ценностного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающего сообщества путем соблюдения гигиенических, профилактических и эпидемиологических правил поведения;
формирование способности делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
формирование способности самовоспитания и укрепления воли обучающегося путем внутренней установки личности поступать не во вред здоровью и вопреки пагубным желаниям, привычкам и модным тенденциям.
Формы внеклассной работы:
плановый медосмотр обучающихся;
инструктажи по охране труда;
дни здоровья;
спортивные праздники;
спортивные соревнования ;
профилактические беседы о здоровом образе жизни;
беседы о внешнем виде и личной гигиене обучающихся;
беседы о предупреждении травматизма.
Традиционные мероприятия для учащихся:
классные часы, беседы, соревнования.
5. Экологическое воспитание
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Цель:
воспитание любви к родному краю, умения и желания любоваться природой, охранять её и защищать; формирование культуры трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков.
Задачи воспитания:
Прививать навыки экологического воспитания и бережного отношения к природе.
Знать законы живой природы, понимать сущность взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и человеком.
Развивать навыки коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности.
Виды деятельности:
развитие и углубление опыта непосредственного эмоционально-чувственного взаимодействия с реальной живой и страдающей природой в месте жительства и его ближних окрестностях;
получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.);
усвоение принципов экологически грамотного поведения в природе (в ходе целевых экскурсий, походов и путешествий по родному краю).
Формы внеклассной работы:
классные часы о природе и экологии;
участие в конкурсах;
выставки поделок;
акции помощи птицам, бездомным животным;
экологические субботники;
экскурсии.
Традиционные мероприятия для учащихся:
классные часы, беседы, акции.
6. Культуротворческое и эстетическое воспитание (информационное)
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, формирование навыка культуры цивилизованного общения и норм социального поведения, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.
Цели:
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание.
развитие представлений о душевной и физической красоте человека; о своеобразии критериев человеческой красоты у разных народов и в разные исторические эпохи; представления об эволюции этих представлений на примере европейской моды от античности до наших дней;
- продолжение формирования чувства прекрасного; практическое развитие умения видеть красоту природы, труда и творчества; развитие способности отличать подлинное искусство от его суррогатов;
- поощрение и поддержка собственных занятий подростков художественным творчеством в различных областях (включая моду, дизайн собственного жилища и территории дома и школы и др.).
Задачи воспитания:
формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе
Виды деятельности и формы занятий:
использование местного материала в качестве своеобразной «образовательной программы» по истории культуры народа;
организация экскурсий на художественные выставки, к памятникам зодчества;
обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой и последующее обсуждение;
поддержка подростковой творческой деятельности посредством вынесения ее в публичное пространство, развитие умения выражать себя вербально;
способность к признательному восхищению теми, кто занимается творчеством;
конкурсы на украшение класса, школы
Формы работы:
познавательные беседы;
классные часы;
проектная и творческая деятельность;
выставки рисунков, поделок, открыток, фотографий;
проблемно-ценностное общение;
акции;
участие в областных и городских творческих конкурсах рисунков;
конкурсы инсценировок.
Традиционные мероприятия для учащихся:
классные часы, беседы, акции, конкурсы.
7. Правовое воспитание и профилактика правонарушений
Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Цель: способствовать формированию правовой культуры детей, профилактика правонарушений.
Задачи воспитания:
Организация повышения правовой грамотности обучающихся;
Создание условий деятельности органов ученического самоуправления;
Обеспечение физической, информационной и психологической безопасности обучающихся.
Виды деятельности:
• осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;
• усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;
• освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
• приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
• осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:
— социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);
— социальные роли в классе: лидер — ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;
— социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;
• формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.
Формы внеклассной работы:
Традиционные мероприятия для учащихся:
классные часы, беседы, конкурсы.
8. Воспитание семейных ценностей
Ценности: любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.
Цель: формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям.
Задачи воспитания:
создать условия для активного и полезного взаимодействия с родителями по вопросам воспитания учащихся;
влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях;
способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
создавать условия для духовного общения детей и родителей;
создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей.
Виды деятельности:
создание банка данных о семьях учащихся;
изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребенка в семье;
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель — ученик — родитель»;
разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания.
Формы внеклассной работы:
День открытых дверей
Индивидуальные консультации
Родительский лекторий
Групповые консультации
Тематические консультации
Внеклассные мероприятия с участием родителей
Тренинги
Родительские собрания с участием детей
Тематические мероприятия, проводимые родителями.
Традиционные мероприятия:
родительские собрания, беседы, консультации, лектории, индивидуальные консультации педагога, посещения на дому.
Взаимодействие с родителями
Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;
Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку;
Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Исходя из этого, содержание сотрудничества с родителями включает 3 основных направления:
психолого-педагогическое просвещение родителей :
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
дни творчества детей и их родителей;
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;
участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе;
9. Работа с одаренными и ученическое самоуправление
Цель: выявление учащихся, имеющих лидерские качества, с целью вовлечения в работу ученического самоуправления.
Виды деятельности:
непрерывность и усложненность совместной деятельности по содержанию и с позиции личностного роста по ступеням «лестницы успеха» в различных направлениях работы ученического соуправления;
контроль за выполнением решений, их пропаганда, информирование о работе органа школьного самоуправления –Ученического совета Школы;
взаимодействие с классами.
Формы воспитательной работы:
организация культурно-досуговых и спортивных мероприятий, участие в волонтерской благотворительной деятельности;
участие в патриотических акциях;
участие в слетах, форумах, конференциях, совместных социальных проектах и акциях;
заседания Ученического Совета Школы – органа ученического самоуправления;
проведение ролевой игры «День школьного самоуправления»;
проведение школьных рейдов;
активизация творческих способностей и интереса учащихся к изучению наук;
изучение интеллектуальных возможностей учащихся;
формирование культуры умственного труда;
развитие творческой инициативы и активности учащихся;
поддержка проявления талантливого и незаурядного мышления;
ученические предметные олимпиады, предметные декады, творческие конкурсы, игры, интеллектуальные марафоны.
Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего общего образования
Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания обучающихся выступают:
1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся:
— принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;
— принцип личностно — социально - деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;
— принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;
— принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;
— принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания, социализации обучающихся
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.
Для изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся и эффективности реализуемой школой программы результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной программы), изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования (после апробирования основных направлений воспитательной программы). Таким образом, при описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.
Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.