Программа воспитательной работы
"Лестница успеха"
Классный руководитель: Скрипко Анна Владимировна
Учителя, которым дети обязаны воспитанием,
почтеннее, чем родители:
одни нам дарят только жизнь,
а другие – добрую жизнь.
Аристотель
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.
Пояснительная записка
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления.
Программа “Лестница успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Данная программа рассчитана на учащихся 6 – 8 классов. Она перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной воспитательной программы.
Цели программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества;
Программа осуществляется:
через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
через систему дополнительного образования;
через систему КТД и традиционных дел ОУ;
в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
тренинги, занятия, курсы;
конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, представления, выступления, карнавалы, фестивали;
дебаты, дискуссии, круглые столы;
встречи с интересными людьми.
Направления деятельности, согласно воспитательной модели школы:
нравственно – правовое и гражданско - патриотическое
художественно-эстетическое
познавательная деятельность - интеллект.
формирование здорового образа жизни
психолого – педагогическое сопровождение индивидуальной работы с учащимися
взаимодействие с родителями учащихся
Организация работы с одаренными детьми
Отличительные особенности одаренных детей
Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
Имеют доминирующую, активную, познавательную потребность.
Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми.
Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки и секции, работу в НО.
Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной деятельности
Критерии | Показатели | Методики |
1. Интеллектуальная развитость | 1. Освоенность образовательной программы. 2. Развитость познавательных интересов. | Анализ текущей и итоговой аттестации. |
2. Нравственная развитость | 1. Сформированность основных нравственных качеств личности. 2. Социальная активность учащихся | Педагогическое наблюдение |
3. Коммуникативная развитость | 1. Сформированность коммуникативной культуры учащихся | Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение |
4. Развитость креативных способностей | 1. Способность к оригинальному мышлению. 2. Стремление к творчеству | Педагогическое наблюдение |
5. Сформированность классного коллектива | 1. Сформированность индивидуальности классного коллектива | Методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся своим коллективом. Социометрия |
6. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества | 1. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей | Методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения |
Содержание воспитательной работы
6 класс
Ступенька первая «Я + мои друзья – вместе классная семья»
Цель работы – формирование классного коллектива, становление дружеских партнёрских отношений. Развитие творческого потенциала.
Возрастные особенности
(11-13 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
Основные задачи развития:
формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
формирование интереса к другому человеку как к личности;
развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;
Направления работы | Наименование деятельности | Формы деятельности |
1. Познавательная деятельность-интеллект | 1. «Грамоте учиться – всегда пригодиться» 3. «Счастливый случай» 4. «Мир моих способностей» 5. «Я, мои успехи и неудачи» | Классный час Познавательная игра Викторина Классный час Тренинг |
2. Формирование ЗОЖ | «Что делает человека здоровым и счастливым» Малые Олимпийские игры «Мой режим дня» «Весёлые старты» «Организация питания» 7. День здоровья | Беседа Спортивные состязания Беседа Спортивная игра Классный час Мероприятие спорта |
3.Нравственно-правовое и гражданско-патриотическое | 1. «День знаний» 2. «Всё о вежливости» 3. «Мои права и обязанности» | Классный час Размышление Игра-викторина |
4. Художественно-эстетическое | День знаний «Неделя пятёрок» «Ярмарка ДО» «Новогодний карнавал» Неделя мальчишек Неделя девчонок «Мы вместе». Празднование 23 февраля и 8 марта. «Проводы зимы» День именинника | Торжественная линейка Акция Театрализованный праздник Праздничная акция Праздничная акция вечер Праздник вечер |
5.Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной работы с учащимися | анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования | семинары консультации, педсоветы, мастер-классы. Система КТД и традиционных дел ОУ;
|
6.Работа с родителями | 1. «Наказание и поощрение в семье» 2. «Друзья моего ребёнка» 3. «Компьютер в жизни школьника. «За» и «против» 4. «Достижения года» | Родительское собрание, Анкетирование, родительское собрание Итоговое собрание |
Дополнительно:
Организационные классные часы
Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
Индивидуальные встречи и беседы;
Тематические классные часы (по школьному плану);
Традиционные школьные мероприятия, предметные недели;
Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
7 класс
Ступенька вторая «По лестнице успеха»
Цель работы - гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания. Формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг к другу.
Возрастные особенности
(11-13 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.
Основные задачи развития:
развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки:
развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
Направления работы | Наименование деятельности | Формы деятельности |
1. Познавательная деятельность-интеллект | 1. «Урок знаний» 2. «Знатоки родного края» 3. «Учение с увлечением» | Классный час Игра Викторина |
2. Формирование ЗОЖ | 1. «Береги здоровье смолоду» 2. Малые Олимпийские игры 3. «Подросток и наркотики» 4. «О пользе здоровой пищи» 5. День здоровья | Классный час Спортивные состязания Круглый стол Мероприятие спорта |
3. Нравственно-правовое и гражданско-патриотическое | 1. «Все мы разные. Что такое толерантность?» 2. «Я и моя семья» 3. «Вверх по лестнице жизни» 4. «Семейные традиции и ценности» | Классный час Мастерская Диспут Беседа, тренинг |
4. Художественно-эстетическое | День знаний «Ярмарка ДО» «Осенний бал» «Новогодний карнавал» «Мы вместе». Празднование 23 февраля и 8 марта. Проводы зимы «День именинника» | Торжественная линейка Ключевое дело Театрализованный праздник Праздничная акция Танцевальный вечер праздник |
5.Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной работы с учащимися | анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования | семинары консультации, педсоветы, мастер-классы. Система КТД и традиционных дел ОУ;
|
6. Работа с родителями | 1. Переходный возраст. Особенности контакта с подростками» 2. «Молодежные субкультуры» 3. «Воля и пути её формирования» 4. « Год позади. Успехи и планы на будущее» | Родительское собрание |
Дополнительно:
Организационные классные часы
Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
Индивидуальные встречи и беседы;
Тематические классные часы (по школьному плану);
Традиционные школьные мероприятия, предметные недели;
Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
8 класс
Ступенька третья «Людей не интересных не бывает»
Цель работы – воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности;
Возрастные особенности
(13-14 лет) – начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо). В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.
Основные задачи развития:
развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
развитие воображения;
развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;
формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;
Направления работы | Наименование деятельности | Формы деятельности |
1. Познавательная деятельность-интеллект | 1. «Урок знаний» 2. «Кладезь народной мудрости» 3. «Интеллектуальная мозаика» 4. Счастливый случай» | Классный час Игра по истории края Викторина по предметам Игра по истории Амурской области |
2. Формирование ЗОЖ | 1. «Не нужен клад, коли в семье лад» 2. Малые Олимпийские игры 3. «Откровенный разговор с девушками-подростками» 4. «Разговор начистоту с юношами» 5. День здоровья 6. «Мифы и правда о курении и алкоголе» | Классный час Спортивные состязания Беседа с обсуждением Беседа Мероприятие спорта Беседа с обсуждением |
3. Нравственно-правовое и гражданско-патриотическое | 1. «Доброта спасёт мир» 2. «Страна, в которой бы мне хотелось жить» 3. «Люди, без которых мне одиноко» 4. «Ответственность и безответственность» 5. Портрет друга, которого я бы хотел иметь» 6. «Урок милосердия и доброты» | Диспут Беседа Мастерская Круглый стол Мастерская Диспут Классный час |
4. Художественно-эстетическое | День знаний «Ярмарка ДО» «Осенний листопад» «Новогодний карнавал» «Мы вместе». Празднование 23 февраля и 8 марта. Проводы зимы Неделя знаний «Людей не интересных не бывает» | Торжественная линейка Ключевое дело Театрализованный праздник Праздничная акция Праздничная акция Праздник Акция |
5.Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной работы с учащимися | анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования | семинары консультации, педсоветы, мастер-классы. Система КТД и традиционных дел ОУ;
|
6. Работа с родителями | 1. «Психологические и возрастные особенности подростка» 2. «Основы профессионального самоопределения» 3. «Если в семье конфликт» 4. «Родительский дом – начала начал» | Родительские собрания |
Дополнительно:
Организационные классные часы
Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
Индивидуальные встречи и беседы;
Тематические классные часы (по школьному плану);
Традиционные школьные мероприятия, предметные недели, социальные акции;
Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
Начало профориентационной работы
Ожидаемые результаты
Становление нравственных, гражданско-правовых основ.
Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
Формирование доброжелательного отношения друг к другу;
Активизация учебно-познавательной деятельности;
Правовая база для составления программы:
Конституция Российской Федерации.
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Трудовой кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации"
Законы Российской Федерации «Об образовании», «О воинской обязанности и военной службе»
Список литературы
Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 328 с.
Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. - М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 7-8 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123 с.
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.
Серов Б.Н. поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2005. – 192 с.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в школе. – М.: Генезис, 2005. – 167 с.
Приложения к программе.
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива.
2. Информация о состоянии здоровья учащихся.
Отклонения в состоянии здоровья | Количество заболеваний в классе |
| |
Вывод: в 6 классе на 2014-2015 учебный год абсолютно здоровых детей – 3 учащихся из 11. Таким образом, целесообразно формировать у учащихся знания о здоровом образе жизни: личной гигиене, здоровом питании, профилактики или избавление от вредных привычек.
3. Занятость учащихся 6 класса во внеурочное время.
№ | ФИ уч-ся | Кружок, секция | Место занятия |
1 | | Прикладное искусство, ИЗО, спортивные секции | школа |
2 | | Театральная студия, ИЗО, спортивные секции | Школа, СДК |
3 | | Вокал, театр, прикладное искусство, ИЗО, спорт.секции | Школа, СДК |
4 | | Театральная студия, спортивные секции | Школа, СДК |
5 | | Вокал, театральная студия, прикладное искусство, ИЗО, спорт.секции | Школа, СДК |
6 | | Вокал, театральная студия, прикладное искусство, ИЗО, спорт.секции | Школа, СДК |
7 | | прикладное искусство, ИЗО, спорт.секции | Школа, СДК |
Выводы:
во внеурочное время заняты в кружках художественно-эстетического направления и спортивных секциях.
Необходимо продолжить работу по сохранению имеющихся результатов.
4.Самоуправление класса.
5.План работы по месяцам
Октябрь.
Направления работы | Наименование деятельности | Сроки проведения |
1. Познавательная деятельность-интеллект | 1. Классный час «Грамоте учиться – всегда пригодиться» | 3 неделя |
2. Формирование ЗОЖ | 1. Беседа «Что делает человека здоровым и счастливым» 2. Дискуссия «Организация питания» | 2 неделя 1 неделя |
3.Нравственно-правовое и гражданско-патриотическое | Поздравление пожилых людей | 1октября |
4. Художественно-эстетическое | Поздравление учителей с праздником. День именинника | 4 октября |
5.Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной работы с учащимися | Тренинг «Мир моих способностей» | 4 неделя |
6.Работа с родителями | Родительское собрание «Наказание и поощрение в семье» | 1 неделя |
Ноябрь
Направления работы | Наименование деятельности | Сроки проведения |
1. Познавательная деятельность-интеллект | Познавательный час «День народного единства» | 2 ноября |
2. Формирование ЗОЖ | Встреча с родителями «Мой режим дня» | 3 неделя |
3.Нравственно-правовое и гражданско-патриотическое | Размышление вслух «Мои права и обязанности» | 3 неделя |
4. Художественно-эстетическое | День именинника | 4 неделя |
5.Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной работы с учащимися | Анкетирование «Что для меня означает слово Родина?» | 2 неделя |
6.Работа с родителями | Педагогическая встреча «Друзья моего ребёнка» | 4 неделя |
Декабрь
Направления работы | Наименование деятельности | Сроки проведения |
1. Познавательная деятельность-интеллект | Познавательный час «Портфолио моих достижений» | 1 неделя |
2. Формирование ЗОЖ | Спортивное мероприятие «День здоровья в классе» | 2 неделя |
3.Нравственно-правовое и гражданско-патриотическое | Игра-викторина по праву, к Дню Российской Конституции | 9 декабря |
4. Художественно-эстетическое | Новогодний карнавал | Последняя неделя года |
5.Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной работы с учащимися | Анкетирование «Что я знаю о толерантности» | 3 неделя |
6.Работа с родителями | Родительская дискуссия «Компьютер в жизни моего ребёнка. «За» и «против» | 2 неделя |
Январь
Направления работы | Наименование деятельности | Сроки проведения |
1. Познавательная деятельность-интеллект | | |
2. Формирование ЗОЖ | Лекция-презентация о вреде алкоголя для организма человека | 4 неделя |
3.Нравственно-правовое и гражданско-патриотическое | | |
4. Художественно-эстетическое | Татьянин день в классе | 3 неделя |
5.Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной работы с учащимися | | |
6.Работа с родителями | Посещение семей Мигалёвых и Гончарук с целью оказания психологической помощи в воспитании детей | 2 неделя |
Февраль
Направления работы | Наименование деятельности | Сроки проведения |
1. Познавательная деятельность-интеллект | Викторина, посвящённая Дню юного героя-антифашиста | 1 неделя |
2. Формирование ЗОЖ | Встреча с фельдшером: профилактика вирусных заболеваний | 2 неделя |
3.Нравственно-правовое и гражданско-патриотическое | День защитника Отечества в классе Участие класса в месячнике Военно-патриотического воспитания | 3 неделя |
4. Художественно-эстетическое | Участие в школьном вечере и волонтёрском концерте к 23 февраля | 3 неделя |
5.Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной работы с учащимися | Ранжирование: «Мои жизненные приоритеты» | 4 неделя |
6.Работа с родителями | Тренинг для родителей «Как выявить элементы одарённости моего ребёнка» | 1 неделя |
Март
Направления работы | Наименование деятельности | Сроки проведения |
1. Познавательная деятельность-интеллект | | |
2. Формирование ЗОЖ | Классный час в игровой форме «Путешествие в страну Здоровье» | 2 неделя |
3.Нравственно-правовое и гражданско-патриотическое | Диспут-презентация «Современный подросток» | 3 неделя |
4. Художественно-эстетическое | Выступление не линейке к Дню 8 марта, волонтёрский концерт в СДК | 7 марта |
5.Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной работы с учащимися | Анкетирование «Что значит быть современным» | 1 неделя |
6.Работа с родителями | Концерт для мам | 1 неделя |
Апрель
Направления работы | Наименование деятельности | Сроки проведения |
1. Познавательная деятельность-интеллект | День космонавтики в классе | 2 неделя |
2. Формирование ЗОЖ | День здоровья в классе | 1 неделя |
3.Нравственно-правовое и гражданско-патриотическое | Классный час, посвящённый 70-летию Победы «Помним о погибших» | 3 неделя |
4. Художественно-эстетическое | Игра «Последний герой» | 4 неделя |
5.Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной работы с учащимися | Диагностика «Уровень обученности» на конец года | 3 неделя |
6.Работа с родителями | Консультация «Права и обязанности родителей» | 4 неделя |
Май
Направления работы | Наименование деятельности | Сроки проведения |
1. Познавательная деятельность-интеллект | Классное собрание «Итоги учебного года» | 3 неделя |
2. Формирование ЗОЖ | День здоровья в классе | 4 неделя |
3.Нравственно-правовое и гражданско-патриотическое | Митинг, посвящённый 70-летию Победы, волонтёрский концерт | 9 мая |
4. Художественно-эстетическое | Подготовка классной комнаты к ремонту | 30 мая |
5.Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной работы с учащимися | Социометрия на конец года | 1 неделя |
6.Работа с родителями | Итоговое родительское собрание | 2 неделя |