Программа воспитательной работы
«ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»
для 9 классов
Классный руководитель — Казанцева В.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Правовой базой для составления программы являются:
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников ( основание: Закон «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»)
Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Мин.образования России от 01.03.2003г. №30-51-131/1б).
Методические рекомендации Мин. Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Мин.образования России от 31.01.2001г. № 90/30-1б).
Результат воспитания — воспитанность как целостное жизненное поведение.
Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности обучающегося, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными воспитательными задачами и сам процесс их реализации.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности ребенка.
ЗАДАЧИ:
Оказывать помощь в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
Оказывать помощь подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
Формировать самостоятельность обучающихся, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
Способствовать развитию национального самосознания на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности.
Принципы воспитательного процесса
воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей социальной средой: потребности и мотивы ребёнка, определение того, что является главным для ребёнка на данный момент.
единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений…
эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.
Таким образом, осуществляются основные требования организации в целом образовательного процесса в классе:
Личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка, опора на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.
Педагогическая целесообразность: это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребёнка.
Природосообразность: воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психологических особенностей. Использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения.
Культуросообразность: рассматривается как формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействия с семьёй.
Введение в жизнь ребёнка эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцом и участником этих дел.
Интеграция и дифференциация совместной деятельности классного руководителя и обучающихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей. В основе — определение общих целей педагога и обучающихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Социальная адекватность воспитания требует создания таких условий, при которых дети, осознавая свою социальную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите.
Основные требования к организации и содержанию воспитательного процесса
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения становится для всех народов и государств одной из самых актуальных.
Что такое воспитание? Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности. В таком случае надо говорить о создании психолого-социально-педагогических условий, благоприятствующих развитию ребёнка, самоопределению в социуме. Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком в начале с помощью взрослых, затем — самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.. Воспитание происходит и на прошлом, и на устремлённом в будущее. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью. Особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы: от дошкольного детства к школьному, от детства к подростковому возрасту, от него к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Наличие такой личности делает возможными частное и коллективное преуспевание и развитие. При этом надо помнить, что человек становиться личностью только в обществе. Необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции. Преумножение российского народа в численности, повышение качества его жизни и труда, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие культуры и творчества — важнейшая национальная задача.
В соответствии с ней определяется и современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В Федеральных государственных стандартах общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и других ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности.
Личностная культура:
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — »становиться лучше«;
сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие и др.;
развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей.
Социальная культура
сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных и нравственных ценностей;
вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
готовность молодых россиян солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;
доверие к другим людям, общественным и государственным институтам;
забота о преуспевании и целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.
Семейная культура
сформированность отношения к семье как к основе российского общества;
приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших; бережное отношение к жизни человека, продолжение рода
В воспитательном процессе используются разнообразные средства воспитания: игра, познание, предметно-практическая и профессиональная деятельность, окружающие личность продукты материальной культуры, элементы духовно-нравственной культуры.
В воспитательном процессе выделяются факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура).
Формы организации воспитания: урочная, внеурочная, внешкольная.
В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил, и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, игровую, неформальную деятельность свободного общения.
Характер современной национальной идентичности, «как сплав, как органичное соединение универсальных, общечеловеческих ценностей с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем».
Источники человечности открываются на российской почве как сокровищницы национальных и общечеловеческих духовных ценностей:
1. ПАТРИОТИЗМ
Патриотизм — чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее. Патриотизм — это источник силы народа. Он выражается в ценностях:
Любовь к России;
Любовь к своему народу;
Любовь к своей малой родине;
Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ
В нашей стране коллективные формы жизнедеятельности всегда имели приоритет над индивидуализмом. Социальная солидарность не только наша национальная традиция, но и одно из важнейших условий модернизации страны. Ее следует рассматривать как возможность личности развиваться в неагрессивной, благоприятной социальной среде, как поддержку (социальную, педагогическую, духовную и т.д.), которую общество готово оказывать человеку, как заботу личности об интересах общества. Социальная солидарность раскрывается в ценностях:
Свобода личная и национальная;
Доверие на всех уровнях общества;
Справедливость;
Милосердие;
Доброта;
Честь и честность;
Достоинство.
3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
Российские народы образуют российскую гражданскую нацию. Их объединяет общая историческая судьба, культура, ментальность, русский язык. Россиян сплачивают глобальные вызовы эпохи, на которые можно ответить только сообща. Единство нации, в первую очередь, воплощается в российском государстве, которое необходимо рассматривать как исторически сложившийся способ взаимодействия и развития российских народов в общей социокультурной традиции. Гражданственность основана на ценностях:
Правовое государство;
Гражданское общество;
Долг;
Закон;
Правопорядок;
Межэтнический мир.
4. ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ
Традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, - это источники национальной духовности. Духовно-нравственное развитие личности чаще всего происходит в душевной сопричастности человека ценностям, которые лежат в их основе. Все государственные и муниципальные школы в нашей стране являются светскими учреждениями. Ценности российских религий могут быть представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В таком, культурологическом, контексте школьники могут иметь (усваивать) системные представления о:
5. СЕМЬЯ
Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми:
6. ТРУД И ТВОРЧЕСТВО
Нет средства более важного, чтобы стать человеком, личностью, семьянином и гражданином, сделать себя и окружающий мир лучше, чем свободное творчество и каждодневный труд. Это возможно, если человек принимает ценности:
Познание и истина;
Креативность и инновационность;
Целеустремленность и настойчивость;
Трудолюбие;
Бережливость
7. ПРИРОДА И ИСКУССТВО
Россияне вправе гордиться своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открыть для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ландшафты школьники могут, приобщаясь к ценностям:
Жизнь;
Родная земля;
Красота;
Гармония
8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Российская идентичность соотносится с системой общечеловеческих ценностей. Это одно из условий ее устойчивости. У россиянина необходимо воспитывать способность к духовно-нравственному развитию через обращение к другим национальным культурам и мировому культурному наследию. В то же время он сам должен быть понятен представителям других народов, открыт и дружелюбен по отношению к ним, что возможно через принятие ценностей:
Планета Земля;
Мир во всем мире;
Многообразие культур и народов;
Прогресс человечества;
Международное сотрудничество
Критерии качества воспитательной работы
Перечень основных критериев сводится к следующим:
Самочувствие ребёнка в школе (критерий отношений).
Уровень воспитанности (критерий факта).
Воспитательный коллектив (критерий коллектива).
Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
Подготовленность к жизни (критерий времени).
Единство воспитания и диагностики (критерий системности работы).
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, взаимоуважения и принятия мира ребенка как равного. Разработана для обучающихся 7 – 9 классов и рассчитана на три года. Оценка личностных достижений школьников в процессе духовно-нравственного развития может осуществлять с помощью портфолио. Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. Оценка личностных достижений школьников в процессе духовно-нравственного развития может осуществлять с помощью портфолио.
Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития.
Условия реализации программы:
1. создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
2. схема взаимодействия с социумом
Структура документа
Программа состоит из трёх ступеней:
I ступень — 7 класс — направленность тематики — «Мой дом — моя крепость»;
I I ступень — 8 класс — направленность тематики — «Мир человеческих чувств»;
I I I ступень — 9 класс — направленность тематики — «От культуры внешнего вида до культуры взаимоотношений».
Направления воспитательной программы “ Лестница успеха”:
“ мы и здоровье, мы и спорт»
“мы и Родина, мы и закон, мы и общество”
“мы и наша семья, мы и родители”
“мы и культура, мы и наши интересы”
“мы и учеба”
“мы отдыхаем, мы трудимся”
Структурными составляющими настоящей программы являются следующие компоненты:
пояснительная записка; основные требования к содержанию и организации воспитательного процесса; критерии качества воспитательной работы; условия реализации программы; возрастные особенности подростков (учащихся 7-9 классов); характеристика класса; сведения об учащихся; содержание программы; планирование работы с классным коллективом по ступеням; диагностика изучения личности воспитанника; приложения.
Содержание программы «Лестница успеха»
I ступень «Мой дом – моя крепость» (7 класс)
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
Мы и здоровье, ,мы и спорт | -воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность, что здоровый жизни делает человека свободным и независимым. | « В здоровом теле – здоровый дух» « За здоровый образ жизни!» «Спорт в моей семье» «Олимпийские чемпионы – в спортивной истории Новосибирской области» | спортивный праздник конкурс рисунков классный спортивно- познавательный турнир викторина выпуск классного листка «История олимпийского движения» |
Мы и Родина, мы и закон, мы и общество | -формировать у обучающихся понимание и осознание исторического прошлого; | «Край родной навек любимый» «В моей стране – выборы» «Герои города» «Ветеран живёт рядом» «Участники войны – наши выпускники» | Конкурс сочинений Тематический классный час Кл. час Операция Экскурсия в музей Трудовая акция |
Мы и наша семья, мы и родители | - способствовать направлению семейного воспитания на всестороннее развитие детей | « Кто я своему ребёнку?» «Дочки – матери» «Символы моей семьи» «Возрастные особенности среднего возраста 12-13 лет» | Анкета для родителей Конкурс Круглый стол Родительское собрание |
Мы и учеба | - создать комфортные условия для реализации права ребенка на получение образования, формирования и развития мотивации учебной деятельности, интересов детей и их потребностей в самосовершенствовании | «Зачем я хожу в школу» «Что? Где? Когда?» «Воспитание в семье культуры внешнего вида» «Откуда мы родом?» «Что в моем портфолио?» | Кл. час (анкета), беседы, родительское собрание Конкурс Викторина Род. Собрание Поисковая работа Работа с личным портфолио каждого учащегося |
Мы и культура, мы и наши интересы | -формировать эстетический вкус, помочь детям овладеть начальными навыками традиций | «Рождество в культуре нашего народа» «Мировая история Нового года» «Традиции нашей семьи» «Расскажи мне обо мне» «Пушкинские вечера» | Тематич. кл. час (возможен просмотр детского фильма «Хроники Нарнии» Род. Собр. Конкурс в классе Классный листок Диспут, Литер-ная игра |
- создавать дружескую и творческую атмосферу, побуждающую у детей интерес к различным видам деятельности | «День рождения только раз в году» «Моё хобби» «Защитник Отечества» «Мама всякие важны, мамы всякие нужны» «Кладовая мудрости» | Праздник Поездка в театр, посещение картинной галереи Тематический классный час «Мужская профессия – защищать Отечество» Концерт для мам и бабушек Экскурсия в районную библиотеку р.п. Коченево |
Мы отдыхаем, мы трудимся | - создавать условия для творческой самореализации обучающихся, развития трудовых навыков | «Ярмарка чудес» «Алло, мы ищем таланты!» «Тропинка школьная моя» «Праздник осени» «Мы дежурим» «Что такое уют и как его сделать?» «Трудовой десант» «Игры и забавы на природе: жила зима в избушке…» | Час творчества Концерт Конкурс рисунков, фотографий уборка классной комнаты, беседы, классный листок участие в общешкольном субботнике экскурсия в зоопарк поход в зимний лес (возможно на лыжах), либо зимняя прогулка , составление презентации зимних пейзажей. Конкурс классных сочинений |
I I ступень «Мир человеческих чувств» (8 класс)
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
Мы и здоровье, ,мы и спорт | - формировать у ребёнка понимания значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения | «Табак – наш враг» «Наша семья – здоровая семья» «Скажем «НЕТ» вредным привычкам!» «Фито – бар» « Вредные или полезные продукты?» «Спортсмены нашего класса» | Акция Спорт. Праздник Викторина. Конкурс рисунков, плакатов Чаепитие Тематический классный час, классный листок Классный спортивно-познавательный турнир |
Мы и Родина, мы и закон, мы и общество | -воспитать культуру гражданственности, желание изучать историю и законы государства, . | «Мой любимый поселок» «Герб, флаг, гимн моей страны» Посещение краеведческого музея | Конкурс рисунков Тематический кл. час Экскурсия |
Мы и наша семья, мы и родители | - обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы | «Семейный альбом» «Научитесь сами и научите детей» «Без матери нет ни поэта, ни героя» «Права и обязанности детей» | Круглый стол Род. Собрание Оформление альбома Род. Лекторий |
Мы и учеба | - способствовать развитию учебной мотивации, способствовать созданию условия для реализации интересов детей и их потребностей | «В мире науки ХХI века» «Мои интересы, мои потребности» «Мой характер» «Родители и дети» «Что такое хорошо? А что такое плохо?» «Необычные открытия и изобретения» | Игра Беседа Круглый стол Род. Собрание Диспут Оформление презентации, темат-кий классный час |
Мы и культура, мы и наши интересы | - формировать у обучающихся понимание того, что история культуры России развивается, благодаря многонациональным связям | «История национальных праздников народов России» «Последний подвиг» «Мамины руки» «Все девчонки хороши и мальчишки тоже» | Тематич. Кл. час Мини-диспут Конкурс сочинений Парад костюмов Поездка в театр, экскурсия по художественной выставке в г. Новосибирске |
- повышать мастерство и содействовать развитию творческих способностей | «Мисс «Осень»» «Волшебница златая Осень!» Операция «Новый год» Фестиваль детского творчества: «Прощай зима!» «Мои достижения» | Праздник Классный конкурс стихов, прогулка в осенний лес, классный конкурс фотографий, рисунков Подготовка к новому году, конкурс в классе Работа с портфолио |
Мы отдыхаем, мы трудимся | - способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей | «В мире Интернета» «Что сделано своими руками?» «Поле чудес» «Чистая улица» «Без труда…» | Викторина Выставка поделок Игра Трудовая акция Декада труда в классе (диспут, творческие работы), экскурсия на предприятия Коченевского района |
I I I ступень «От культуры внешнего вида до культуры взаимоотношений » (9 класс)
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
Мы и здоровье, мы и спорт | -воспитывать личностную рефлексию обучающихся по проблеме (коррекция мнения о себе и своём здоровье) | «Мы против наркотиков!» «Гармония общения – это залог психического здоровья ребёнка» «Свет мой, зеркальце, скажи…» или «встречают по одежке?..» «За здоровый образ жизни!» Посещение Ледового городка | Устный журнал Род. Собрание Диспут – викторина (классный конкурс) Конкурс плакатов Спортивная экскурсия |
Мы и Родина, мы и закон, мы и общество | - воспитывать патриотические чувства у обучающихся; - обучать пониманию смысла человеческого существования | «Гражданин и его права» «Улицы нашего города» «У войны не женское лицо» Оказание помощи ветеранам войны «Жизнь дана на добрые дела» Посещение краеведческого музея Уралкалия «Мой край родной – Прикамье!» | Ролевая игра (с участием учителя обществознания) Беседа, составление презентации Тематич. Кл. час Трудовой десант Сбор в кругу друзей Экскурсия Составление презентации |
Мы и наша семья, мы и родители | - создать атмосферу заинтересованности друг в друге; - направить семейное воспитание на всестороннее развитие детей | «Отцы и дети» «Её величество женщина» «Что я знаю о своей семье?» | Ролевая игра Устный журнал для родителей Род. Собрание |
Мы и учеба | - создать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии | «Мои интересы, мои возможности» «Типы характера человека» «Чувство времени» «Хлеб – всему голова» «Зачем нужны миру ученые?» | Беседа Диспут Анкетирование Тематич. кл.час Интеренет-путешествие |
Мы и культура, мы и наши интересы | - мотивация познавательного интереса к истории культуры семьи, народа через раскрытие понятия «богатство» как критериально-ценностной основы культуры | «Что твое богатство человека?» «Семейные традиции и праздники» «Города – герои» «Вещи наших бабушек» «Можно ли стать героем в мирное время?» «Крошка хлеба – ценнее злата-серебра» «Музыка в жизни человека» | Диспут Род. Собрание Заочное путешествие Выставка Круглый стол Посещение хлебопекарни в р.п. Коченево Музыкальный вечер (возможно посещение концерта в Культурно-деловом центре– по выбору учащихся и родителей) |
- развивать творческую личность обучающегося в процессе культурно-досуговой деятельности | Поход в г.Усолье «Новогодний карнавал» «Юмор и смех достойны всех» Посиделки «Праздник красоты» | Экскурсия Праздник КВН Размышления на заданную тему Конкурс |
Мы отдыхаем, мы трудимся | - формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни | «Вспомните, ребята, песни о войне» «Наши братья меньшие» «Сделай мир добрее» «Танцуй пока молодой» Посещение выставок «Как прекрасен этот мир и человек в нем!» «Кем мне быть? Как выбрать?» | Литературно-музыкальная гостиная Беседа Акция Конкурс, классная дискотека Экскурсия, конкурс сочинений – отзывов Посещение ярмарки учебных (рабочих) мест в Центре занятости, либо в г. Пермь |
Литература:
Дереклеева Н.И. «Организация родительских собраний в 1 – 11 классах», М., «Русское слово», 2000.
Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности.», М., «Вербум», 2001.
Журнал «Классный руководитель», № 1, 4, 7\2000, № 6\2003
Зюзько М.В. «Пять шагов к себе», М., «Просвещение», 1992.
Ковалёв С.В. «Подготовка старшеклассников к семейной жизни», М., «Просвещение», 1990.
Кудрявцева Т.С., Пухаева Л.С. «Деловое общение», С.-П., «Специальная литература», 1997.
Петрусинский В.В. «Игры: обучение, тренинг, досуг», М., «Гуманитарный центр ЭНРОФ», 1995.
Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. «Воспитание личности в коллективе», М., «Педагогический поиск», 2001.
Селевко Г.К. «Руководство по организации самовоспитания школьников», журнал «Школьные технологии», № 6\ 1999,.
Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности», М., «Сфера», 2001.
Степанов С.С. «Что вы знаете и не знаете о себе и других», психологические тесты и наблюдения, г.Дубна, «Феникс», 1996.
Фридман Л.М. и др. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов», М., «Просвещение», 1988.
Педагогика Орленка в терминах и понятиях. Собеседник, 2005 год.
1