СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа занятий по интересам "Успех"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой программу занятий по интересам "Успех", направленную на формирование (восстановление) социально-бытовых умений и навыков инвалидов и лиц с ОВЗ.  

Просмотр содержимого документа
«Программа занятий по интересам "Успех"»

ГосуДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ профессиональное

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«сЕРГИЕВО-пОСАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»









Адаптированная программа

занятий по интересам «УСПЕХ» для инвалидов и лиц с ОВЗ .













Рассмотрена на заседании ЦМК



« 28 » августа------------201 г.



Протокол №



Руководитель ЦМК



----------------------

Колпакова Т.В.



Составила Порошина О.Н.























2015



Вопросы воспитания и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества.

Цель воспитания учащихся –создание условий для формирования и развития личности, гармонизация личности, развитие умений и навыков, позволяющих наиболее успешно адаптироваться в обычную социокультурную среду, принять социальную роль, достигнуть позитивных изменений образа жизни, что является очень важным моментом для учащихся нашего учебного заведения, так как для многих детей в силу их физического и психического здоровья – нахождение в техникуме, в общежитии - это первый опыт тесного общения со сверстниками, с преподавателями, первый опыт проживания вне дома без помощи родных и близких. Работая над методической проблемой «Социализация инвалидов и лиц с ОВЗ» была разработана программа занятий по интересам «Успех» , направленная на успешную социальную адаптацию , «Социальная адаптация – это система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности [22, c.53].

В технологии социальной реабилитации можно выделить два направления:

- социально – бытовая реабилитация;

- социально – средовая реабилитация, которые будут осуществляться путем ориентации, образования и устройства в социальной среде [19, c.52].

Социально – бытовая реабилитация заключается в восстановлении и приобретении утраченных в результате болезни, деятельности и навыков самообслуживания в быту, приспособление к новым условиям жизни.

Социально – бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования инвалида.

Были разработаны рекомендации по реализации программы занятий по интересам «Успех», разработан цикл занятий , способствующих социально-бытовой реабилитации и адаптации.

Программа была составлена после устного опроса учащихся, в ходе которого и были выяснены наиболее интересующие вопросы и темы, которые бы ,по мнению опрошенных, содействовали бы успешной социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья .Поэтому программа состоит из нескольких блоков:

-«Уютный дом», в котором рассматриваются вопросы о необходимости соблюдения санитарно- гигиенических норм ведения домашнего хозяйства, нравственные аспекты семейного «общежития» , умения разрешать конфликты и избегать ситуаций, приводящих к стрессам;

-«Люблю готовить», в котором рассматриваются основы рационального питания и приобретаются элементарные практические навыки приготовления пищи и навыки самообслуживания в организации питания;

Если хочешь быть красивой», в ходе работы над которым приобретаются и формируются практические навыки и умения ухода за собой, развивается уверенность в себе, происходит выработка неприятия вредных привычек, воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни, приобретаются элементарные навыки здоровьесбережения в различных жизненных ситуациях.

Программа предназначена для воспитателей общежитий, преподавателям дополнительного образования.

Цель программы:  изучить, обосновать возможности программы занятий по интересам «Успех» как средства социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями; формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), обеспечивающих возможность сохранения здоровья, использование полученных знаний на практике.
Задачи:

формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;

расширить знания и практические навыки по предложенной программе;

формировать настойчивость и терпение во время выполнения практических заданий;

воспитывать самостоятельность , трудолюбие, аккуратность;

развивать эстетический вкус и творческую инициативу;

развивать и коррегировать мелкую моторику и координацию рук;

воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;

умело использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни.

Принципы организации занятий:

1.Взаимоотношения воспитателя и учащегося основываются на гуманном сотрудничестве и поддержке, носят личностно-ориентированный характер.

2.Организация занятия строится с учетом разновозрастного и разноуровневого развития учащихся.

3.Содержание занятий подбирается , прежде всего, с учетом реальных жизненных потребностей учащихся , обеспечивается их практическая направленность.

По целевой направленности программа развивающая и коррегирующая.

Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся ,занятия рекомендуется проводить, применяя разнообразные методы и формы организации занятий:

  • рассказ,диалог,беседа,проблемно-игровыеситуации,конкурсы-соревнования,практическая деятельность, коллективно-творческие дела;

  • популярные психологические тесты, анкетирование – всегда желанное занятие, способствующее самопознанию;


при этом необходимо активно использовать наглядные материалы и образцы. Широко используется выпуск различных бюллетней, листов здоровья, пропагандирующих здоровый образ жизни. В ходе работы планируются групповые занятия, а по мере необходимости будут проводиться и индивидуальные занятия по соблюдению режима труда и отдыха, рациональному питанию, обучению навыкам самооздоровления и сохранения активного образа жизни.

Приоритетной является реализация индивидуального подхода к осуществлению адаптационных и реабилитационных мероприятий.

Учащиеся должны быть не только зрителями и слушателями, но и активными участниками, готовыми применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Предполагаемый результат реализации программы:

в содержание каждого занятия включается материал по формированию навыков личной безопасности, заложены возможности формирования у учащихся универсальных навыков:

личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных и ключевых компетенций:



личностные -

ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание;

способность к самооценке;



коммуникативные универсальные учебные действия-

умение выражать свои мысли;

. постановка вопросов;

 способность учащихся к индивидуальной и коллективной форме работы;

планирование совместной деятельности;

управление поведением;



регулятивные-

целеполагание;

волевая саморегуляция;

коррекция;



познавательные универсальные:

общеучебные- умение структурировать знания; планирование деятельности;

формулирование цели,

логические- анализ объектов;

синтез;

классификация объектов;

доказательство;

построение логической цепи рассуждений.

К концу освоения программы учащиеся должны

знать:

что такое здоровый образ жизни,

элементарные правила здоровьесбережения,

основные санитарно-гигиенические нормы ведения домашнего хозяйства ,

основы рационального питания, способствующие нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;

основные правила и требования ухода за собой;

пагубное влияние вредных привычек на организм.

Уметь:

-соблюдать правила по техники безопасности;

- соблюдать санитарно-гигиенические и экологические требования;

-ухаживать за своей внешностью;

-готовить определенные блюда;

 - правильно вести себя за столом;

- сервировать стол.

Условия реализации программы.

Методическое и дидактическое обеспечение:

-методические разработки, планы-конспекты, методические указания и рекомендации;

-методическая, дополнительная литература;

-развивающие и диагностические процедуры: тестовые задания, анкеты, игры, викторины;

-дидактические материалы;

-видео-фото каталоги: фотографии, репродукции, альбомы;

-литературные источники: стихи, легенды, сказки, высказывания, рассказы;

-популярные журналы («Люблю готовить», «Лучшие рецепты» и мн. др.)

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач;

•умение использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни.


Способ оценки - как правило, устный. При изложении оценки воспитатель отмечает недостатки выполненной работы, но основной аспект делает на ее достоинства, чтобы у учащихся сформировалось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.

Эффективность программы оценивается по результатам сравнения результатов диагностик , анкет , тестирований , бесед , проведенных перед началом проведения занятий и после;

в сформированности навыков личной гигиены;

деятельного подхода к своему здоровью;

умение использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни.

Техника безопасности во время работы:

-Учащиеся могут приступать к работе только после предварительного вводного инструктажа по охране труда и личной безопасности, подробного объяснения воспитателем безопасных приемов работы.

-Соблюдение правильного режима отдыха и труда, проведения физкульминуток.

-По окончании работы учащиеся должны убрать весь используемый инвентарь .

Достоинством программы является формирование потребностей в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи, которые позволяют человеку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование ,приобрести чувство уверенности. Таким образом,у учащиехся, в особенности у учащихся с ограниченными возможностями, уменьшается опасность «невыживания» в отсутствии взрослых в самостоятельной жизни, что значительно повышает уровень адаптации и содействует успешной социализации.



Срок реализации 1 год - 20 занятий по 2 часа.










ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ



СОДЕРЖАНИЕ


КОЛ-ВО ЧАСОВ


ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ


Знакомство учащихся с программой клуба по интересам «Успех».


«В здоровом теле-здоровый дух».

Жизнь и здоровье: проблема здоровьесбережения.

10 правил здоровьесбережения-выпуск информационного листа.

Тест «Образ жизни»,

«Сколько лет вы проживете?».


1ч.



1ч.



Первая неделя сентября



Третья неделя сентября


1БЛОК

«УЮТНЫЙ ДОМ»



1.1 «Мой мир» или «Дом, в котором мы живем»:

чистота- залог здоровья;

создание благоприятного психологического климата.


1.2.Домохозяйка- хорошо или плохо? Или умеете ли вы вести домашнее хозяйство.

Тест «Хорошая ли вы хозяйка?»


1.3. «Экономика семьи»:

Правила ведения семейного бюджета.

Тест «Тест для начинающего миллионера».



1.4. «Что такое этикет?

Основные правила хорошего тона.


1.5.«Жизнь семьи, или будьте,

пожалуйста, счастливы!»:

этика семейных отношений;

кризис семьи; конфликты-стрессы…Пути выхода из стресса.

Тест «Подвержены ли вы стрессу?».

Выпуск информационного листа «Осторожно- стресс»





2ч.





2 ч.





2 ч.




2ч.



2ч.


Первая неделя октября





Третья неделя октября





Первая неделя ноября






Третья неделя ноября



Первая неделя декабря


2БЛОК «ЛЮБЛЮ ГОТО -ВИТЬ»



2.1.Соблюдение правил безопасности во время приготовления пищи, при работе с электроприборами, с колюще-режущими предметами .Соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе с продуктами питания.Спецодежда.Аптечка.


Новогодний стол:

традиции праздника; меню, приготовление новогодних блюд; украшение стола.


2.2.Основы здорового питания:

рациональное питание-одно из основных условий ЗОЖ;

состав пищи(белки, жиры, углеводы, минеральные соли);

режим питания.

Диета-«за» и «против»


Сервировка стола.

Правила поведения за столом. Основные правила хорошего тона.


2.3.Чай-здоровье. Целебные свойства чая. Сервировка чайного стола, заваривание различного вида чая. Этикет гостеприимства.

Чаепитие «Диалог за чашкой чая».


2.4.Изделия из творога и яиц: приготовление сырников, ленивых вареников, омлета. Пищевая ценность блюд из творога и яиц.


2.5.Праздник блинов.

Масленица: традиции праздника. Разнообразие рецептов блинов.

Культура приготовления и поедания блинов.

Чаепитие с блинами «Души не чаю…»


2.6.Первые блюда. Разнообразие первых блюд, их значение в рационе человека.

Приготовление куриного супа.


2.7.Изделия из круп: питательная ценность круп, обработка, способы приготовления различных каш.

Гарниры.Приготовление картофельного пюре.


2.8.Разнообразие салатов .Витаминная ценность , рецепты популярных салатов.

Приготовление салата( по выбору учащихся).


2.9.Волшебные превращения: свинка, грибок из яйца и помидора, «веселая глазунья» и мн. другое.


2.10.Блюда из мяса: виды мяса, питательная ценность, хранение и обработка мяса.

Приготовление котлетной массы и блюд из нее.


2 ч.











2ч.
















2 ч

























Третья неделя декабря











Вторая неделя января











Третья неделя января






Первая неделя февраля





Третья неделя февраля







Четвертая неделя февраля



Первая неделя марта





Третья неделя марта





Первая неделя апреля




Третья неделя апреля

3БЛОК «Если хочешь быть красивой»

3.1.«Кто я?» Самооценка. Самые распространенные заблуждения в оценке себя.

Тест «Твоя самооценка».


3.2. «Береги здоровье смолоду»:

Влияние вредных привычек на внешний вид.


3.3.Секреты красоты. (уход за кожей лица, тела, рук, ног, за полостью рта и зубами, за ресницами, за бровями).

Макияж- это настоящее искусство. Косметика на каждый день. Как правильно подобрать цветовую гамму.Мини-тест «Разбираешься ли ты в косметике?»


3.4. «Быть не рабыней моды, а повелительницей!» Рационально о моде. Стили одежды.














Первая неделя мая




Третья неделя мая



Первая неделя июня








Третья неделя июня


Библиографический список:

  1. Андреева О.С. Актуальные проблемы инвалидности и пути медико-социальной реабилитации инвалидов / О.С. Андреева // М., 2013. – 122 с.

  2. Андреева О.С. Принципы формирования и реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида. Медико-социальная экспертиза и реабилитация / О.С. Андреева // – М., 2012. – №4. – 154 с.

  3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева // - М.: Аспект Пресс, 2013. - 363 c.

  4. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Андриенко. Под ред. В.А. Сластенин // - М.: ИЦ Академия, 2012. - 264 c.

  5. Антонов В.А. Социальная работа с инвалидами / В.А. Антонов // СПб.: Питер, 2012. – 201 с.

  6. Богданова О.А. Организация социальной работы в психоневрологических интернатах / О.А. Богданова // Вологда 2013. – 58 с.

  7. Веракса, Н.Е. Социальная психология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // М.: ИЦ Академия, 2011. - 224 c.

  8. Гераськина, М.Г. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / М.Г. Гераськина; Под ред. А.Н. Сухова // - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 615 c.

  9. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина // – СПб.: Питер, 2013. – 400 с.

  10. Дементьева Н.Ф. Социально-трудовая реабилитация нетрудоспособных граждан, находящихся в защищенных условиях. Медико-социальная экспертиза и реабилитация / Н.Ф. Деменьтева // – 2012. – №1- 142 с.

  11. Дементьева Н.Ф., Холостова Е.И. /Социальная реабилитация. Учебное пособие / Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова // Москва, 2013. – 300 с.

  12. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Социальная работа в учреждениях здравоохранения / Н.Ф. Дементьева, Е.Ю. Шаталова // Москва, 2013. – 220 с.

  13. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов. Человек: его сущность, развитие и проблемы. / Б.А. Долгалев, В.Н. Ладикова // М.: 2013. - №1. – 268 с.

  14. Ежев С.В. Методические основы социальной реабилитации с инвалидами / С.В. Ежев // СПб.: Питер, 2006. – 301 с.

  15. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев // - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 c.

  16. Ефимова Н.С. Социальная психология: Учебник для бакалавров / Н.С. Ефимова // М.: Юрайт, 2012. - 442 c.

  17. Иванов И.С. Общественные организации инвалидов в России / М.С. Иванов // М.: Инфра-М, 2011. – 97 с.

  18. Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации. ДЦП. / В.А. Качесов // Москва, 2000. – 367 с.

  19. Маршинин Б.А. Оккупационная терапия: курс лекций. / Б.А. Маршинин // – М.,2002.

  20. Матафонова Т.Ю., Бронников В.А., Надымова М.С. Психологические аспекты инвалидности. XX Мерлиновские чтения. Материалы межрегиональной юбилейной научно-практической конференции, 19-20 мая 2005 г., / Т.Ю. Матрафанова, В.А. Бронников, М.С. Надымова // Пермь, 2005. – 276 с.

  21. Модестов А.А. Дома-интернаты: От призрения к реабилитации / А.А. Модестов // Красноярск, 2013. – 159 с.

  22. Реабилитация инвалидов с нарушенными функциями опоры и движения / Под ред. Л.В. Сытина, Г.К. Золоева, Е.М. Васильченко // Новосибирск, 2003. – 384 с.

  23. Сидоренков А.В. Социальная психология малых групп: Учебное пособие / А.В. Сидоренков // Рн/Д: Феникс, 2012. - 381 c.

  24. Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов / Э.В. Устинова // Тюмень, 2011. – 367 с.

  25. Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан / Э.В. Устинова // М., 2011. – 230 с.

  26. Холостова Е.И. Словарь – справочник по социальной работе / Е.И. Холостова // Москва: Юрист, 2013. – 115 с.

  27. Холостова Е.И. Оккупационная терапия как новое направление реабилиталогии. Развитие социальной реабилитации в России / Е.И. Холостова // М., 2012. – 245 с.

  28. Холостова Е.И. Технологии социальной работы / Е.И. Холостова // М:ИНФРА, 2013–400 с.

  29. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация / Е.И. Холостова, Н.Ф. Деменьтева // М., 2012. – 274 с.

  30. Шаталова Е.Ю. Организационно – методические аспекты деятельности социального работника / Е.Ю. Шаталова / Москва, 2013. – 236 с.

  31. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина // СПб.: Питер, 2005. – 316 с.