СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» для детей 5-6лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной задачей обучения математике является обеспечение начальной математической подготовкой учащихся. Детям предстоит научиться распознавать свойства предметов и геометрические фигуры; научиться правильно называть и обозначать числа, понимать смысл арифметических действий и отношений

Просмотр содержимого документа
«Программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» для детей 5-6лет»

Авторская программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Математика (28 занятий).

Программа включает логические упражнения для детей 5-6лет


Пояснительная записка

Основной задачей обучения математике является обеспечение начальной математической подготовкой учащихся. Детям предстоит научиться распознавать свойства предметов и геометрические фигуры; научиться правильно называть и обозначать числа, понимать смысл арифметических действий и отношений.

Программой предусмотрено научить ребенка выделять из группы предметов один в соответствии с выделяемыми свойствами: цвет, величина, форма, назначение. Перед учителем стоит цель научить детей правильно называть эталонные свойства предметов и правильно воспринимать эти свойства.

Основу начального курса математики составляют представления о натуральном числе и 0, (числа от 1 до 10). Одна из главных задач курса - формирование прочных вычислительных навыков - проводится в тесной взаимосвязи с развитием математического мышления детей, их познавательной самостоятельности.

В целях создания условий для развития у детей способности к обобщению и абстракции в курсе предлагается проведение систематических наблюдений и формирование на этой базе доступных обобщений.

Раскрытие смысла арифметических действий связано с решением простых задач. Задачи являются богатейшим материалом, на котором будет решаться важнейшая задача математики - развитие мышления и творческой активности учащихся.

Особое значение при изучении математики имеет игровая деятельность детей на занятиях.

При этом важнейшую роль в проведении занятий играет один из принципов Образовательной программы “Школа 2100” - принцип “минимакса”.Каждый дошкольник на занятиях может узнать все, что его интересует, но должен понять и запомнить сравнительно небольшой обязательный минимум.

Каждое занятие при тщательной подготовке его педагогом должно сохранять для детей элемент непредсказуемости, сюрприза новизны. В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой. В соответствии с возрастными особенностями форма организации занятий весьма разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма,

размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В курсе реализуется основная методическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.



Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать со счётным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на

уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.






Цели и задачи обучения математике в Школе раннего развития:

1. Научить детей считать в прямом и обратном порядке, соотносить количество предметов с числом, научить различать и называть цифры в пределах 10, устанавливать равенства и неравенства, познакомить со свойствами натурального ряда чисел.

2. Учить определять предметы по размеру (больше, меньше, длиннее, короче, толще, уже, выше, ниже), различать цвет, распределять предметы в возрастающем и убывающем порядке.

З. Знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, точка, овал, прямая, отрезок). Учить конструированию с этими фигурами.

4. Развивать умение ориентироваться в пространстве (вниз, вверх, слева, справа).

5. Развивать мыслительные операции (классификация, сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование).

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

К концу года дети должны знать:


  • последовательность чисел от 0 до 10, уметь считать предметы в пределах 10, уметь читать и записывать числа от 0 до 10;

  • таблицу сложения чисел в пределах 10.


Учащиеся должны уметь решать простые задачи на сложение и вычитание.

Содержание программы

Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий ; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.

Числа от 0 до 10 .Счёт предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте ни остановились.

Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.

Содержательно- логические задания на развитие:

-внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;

- воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;

- памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;

- мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.


Планируемые результаты:

- знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;

- знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.)

Основными задачами данного курса математики для дошкольников являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

  2. Развитие образного мышления (ощущение, восприятие, представление).

  3. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

  4. Развитие творческих способностей, фантазия, воображение.

  5. Увеличение объема памяти, внимания.

  6. Развитие речи, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

  7. Воспитание интереса к предмету и к процессу обучения в целом.

Необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей, является организация их самостоятельной поисковой деятельности.

В силу этого учебный материал строится не в виде готовых заданий, а в виде проблем,побуждающих к самостоятельному поиску,“открытию”.

Возрастные особенности детей определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. Однако использование большого количества игр вовсе не означает снижение уровня математического содержания.

Чтобы помочь ребенку справиться с большой трудной задачей по знанию, необходимо руководствоваться в работе определенными принципами:

  • Максимальное внимание следует уделять отстающим детям. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять).

  • Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому.

  • Исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий.

  • Сравнивать результаты ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей.

  • Принудительное обучение бесполезно.

В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания,занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой.

Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Количество часов

1.

Счет предметов. Квадрат.

1

2.

Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

Классификация геометрических фигур.

1

3.

Величина.

Определение предметов по размеру.

Больше, меньше, выше, короче.

1

4.

Величина.

Определение предметов по размеру.

Поровну, больше, меньше.

1

5.

Задача.

Ориентирование в пространстве.

Внизу, вверху, слева, справа.

1

6.

Ориентирование в пространстве.

Вертикальный, горизонтальный.

1

7.

Задача.

Форма и цвет.

Величина: больше, меньше, поровну.

Ориентация в пространстве: вверху, внизу.

1

8.

Задача.

Больше, меньше, столько же.

Счет предметов.

Конструирование из треугольников.

Ориентация в пространстве.

1

9.

Порядковый счет.

Сказка «Репка».

Первый, второй...

Величина: больше, меньше, столько же.

1

11.

«Веселые фигурки».

Конструирование из кругов.

Счет предметов.

Порядковый счет.

1

12.

Классификация геометрических фигур по цвету и форме.

Сравнение предметов.

Конструирование из палочек.

Задача.

1

13.

Сравнение предметов.

Счет предметов.

Порядковый счет.

Решение занимательных задач на умозаключение.

1

14.

Задача.

Цифры 1, 2, обозначающие количество предметов.

Пара.

1

15.

Цифры 1, 2, 3, обозначающие количество предметов.

Задачи, знаки «+», «-».

1

16.

Задача.

Составные части задачи (условие, вопрос, решение, ответ).

Обозначение количества предметов цифрами 1, 2, З.

наки «+», «-», «=».

1

17.

Задача и ее составные части.

Цифры 1, 2, 3, 4.

Счет предметов.

Конструирование из квадратов.

1

18.

Задача и ее составные части, деление целого на 2, 4 части.

Цифры 1, 2, З, 4.

Счет предметов.

1

19.

Числовые выражения.

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

1

20.

Обозначение количества предметов цифрами 1, 2, 3, 4, 5.

Установление равенств и неравенств.

Состав чисел 4 и 5.

1

21.

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Время.

Циферблат.

Цифры 4, 5, 6.

Состав чисел 5 и б.

1

22.

Цифры 1, 2, З, 4, 5, 6, 7.

Счет предметов.

Установление равенств и неравенств.

Состав чисел 5, 6, 7.

Решение примеров 01.

1

23.

Состав чисел 8, 7, 6.

Обозначение количества предметов цифрами 6, 7, 8.

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Предыдущее и последующее число.

Решение примеров 1.

1

24.

Состав чисел 5, 6, 7, 8.

Расположение предметов в порядке возрастания (убывания).

Понятия: точка, линия, отрезок.

Решение примеров 0-+2.

1

25.

Состав чисел 9 и 10.

Решение примеров 01, 0+2.

Выкладывание геометрических фигур из палочек.

Задачи.

1

26.

Состав чисел 7, 8, 9, 10.

Расположение чисел в порядке возрастания (убывания).

Игра «Танграмм».

1

27.




28.

Решение примеров 0+1, 0+2

Расположение чисел в порядке возрастания (убывания).

Определение предметов по размеру (короче, длиннее, толще, уже).

Конструирование из счетных палочек и геометрических фигур.


1


1


Предметные результаты


Обучающийся научится:

*различать понятия «число» и «цифра»;

*читать числа первого десятка и записывать их с помощью цифр;

*сравнивать изученные числа с помощью знаков;

*понимать и использовать термины «равенство» и «неравенство»;

*упорядочить натуральные числа и число «нуль» в соответствии с указанным порядком

*понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием;

*выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток на уровне автоматического навыка;


*восстанавливать сюжет по серии картинок;

*составлять по рисунку математический рассказ;

*изменять математический рассказ в зависимости от выбора недостающего рисунка;

*выбирать действие для решения задач;

*распознавать геометрические фигуры;

*получать информацию из рисунка. Текста, схемы;

*изменять объект в соответствии с закономерностью.


Обучающийся получит возможность научиться:

*образовывать числа первого десятка;

*использовать термины равенство и неравенство;

*понимать и использовать терминологию сложения и вычитания;

*рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и составлять по нему разные математические рассказы;

*распознавать пространственные геометрические тела, находить в пространстве предметы и части предметов, похожие по форме на изучаемые геометрические тела;


Метапредметные УУД

регулятивные


Обучающийся научится:

*принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

*понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

*адекватно воспринимать предложения учителя;

*проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

*осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

*оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

*принимать разнообразные учебно – познавательные задачи и инструкции учителя;

*в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

*первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

*осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;

* адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.


познавательные:

Обучающийся научится:

*ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;

*использовать рисунчатые и простые символические варианты математической записи;

*читать простое схематическое изображение;

*понимать информацию в знаково – символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию( с использованием 2-5 знаков или символов, 1-2 операций);

*на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий;

*проводить сравнение(по одному из оснований, наглядное и по представлению);

*выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки(для изученных математических понятий);

*под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов(проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);

*под руководством учителя проводить аналогию;

*понимать отношения между понятиями (родо – видовые, причинно – следственные).

Обучающийся получит возможность научиться:

*строить небольшие математические сообщения в устой форме(2-3 предложения);

*строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;

*выделять несколько существенных признаков объектов;

*под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;

*понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы;

*проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


коммуникативные


Обучающийся научится:

*принимать участие в работе парами и группами;

*воспринимать различные точки зрения;

*воспринимать мнение других людей о математических явлениях;

*понимать необходимость использования правил вежливости;

*использовать простые речевые средства;

*конструировать свои действия в классе;

*понимать задаваемые вопросы.

Обучающийся получит возможность научиться:

*использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

*следить за действиями других участников учебной деятельности;

*выражать свою точку зрения;

*строить понятные для партнёра высказывания;

*адекватно использовать средства устного общения.


Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

*положительное отношение к школе, к изучению математики;

*интерес к учебному материалу;

*представление о причинах успеха в учебе;

*общее представление о моральных нормах поведения;

*уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.

Обучающийся получит возможность для формирования:

*начальной стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе;

*первоначального представления о знании и незнании;

*понимания значения математики в жизни человека;

*первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;

*первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.