СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа здоровьесбережения "Здоровое поколение" для учащихся 6 - 8 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация поможет классному руководителю в организации работы в направлении здоровый образ жизни.

Просмотр содержимого документа
«Программа здоровьесбережения "Здоровое поколение" для учащихся 6 - 8 классов»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шацкая средняя школа»











Программа здоровьесбережения

«Здоровое поколение»

для учащихся 6-8 классов









Срок реализации 3 года

Разработчик:

Власова Валентина Николаевна -

классный руководитель 7б класса















Шацк 2020

Пояснительная записка

Здоровый образ жизни - это, прежде всего, культурный, активный образ

жизни, гуманистический и цивилизованный, напрямую связанный со здоровьем, долголетием, благополучием человека, его счастьем, почетом и богатством. Здоровый образ жизни — это жизненная позиция, поведение или деятельность человека, направленные на укрепление своего здоровья, это система поведения разумного человека, умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая необходима для физического, душевного, духовного и социального благополучия и активного долголетия.

Проблема сохранения и укрепления целостного здоровья учащихся и со-

здание условий, направленных на его укрепление, очень актуальны сегодня.

Стремительные изменения в социально-экономической сфере, повышение темпов жизни и ее стоимости, экстремальные социоэкологические условия накладывают определенный отпечаток на состояние здоровья людей, поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Наряду со знаниями, умениями, навыками и личностным ростом человека здоровье является одним из показателей качества образования.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье

определяется как полное телесное, душевное и социальное благополучие, а не только как отсутствие болезней или недомоганий. Это определение показывает, что здоровье человека является целостным многомерным понятием, в структуру которого входят соматические, психические, социальные и нравственные компоненты:

Физическое здоровье – состояние всех органов и систем организма, высо-

кий уровень его резервных возможностей, отсутствие или наличие физиче-

ских дефектов, хронических или генетических болезней;

Психоэмоциональное здоровье – состояние психики человека, отсутствие

или наличие нервно-психических отклонений, а также умение человека вы-

ражать и контролировать свои эмоции;

Социальное здоровье – отношение человека как субъекта с социумом;

Интеллектуальное здоровье – способность усваивать и эффективно исполь-

зовать нужную информацию;

Личностное здоровье – осознание себя как личности и поиск способов са-мореализации;

Духовное здоровье – формирование основных жизненных целей, мотивов и

систем ценностей, обеспечивая тем самым целостность личности, её разви-

тие.

Здоровьесберегающий образовательный процесс – это соответствие факто-

ров, сопровождающих образовательную деятельность (педагогических, психологических, социальных и др.) целям формирования, укрепления и сохранения здоровья. Формирование здоровьесберегающей среды в классе требует создания целостного здоровьесберегающего пространства, реализуемого в условиях взаимосвязи и взаимодействии всех блоков: управленческого, педагогического, психологического.

Одним из главных направлений по формированию здоровьесберегающего

пространства является не только формирование здорового образа жизни учащихся, но и профилактика асоциальных явлений в молодёжной среде. В числе мероприятий, направленных на профилактику асоциальных явлений, большую роль играет организация психолого-педагогической помощи по различным аспектам социально-психологических явлений.

Все это подтверждает, что в классе необходимо осуществлять меры по созданию образовательной среды способствующей сохранению и укреплению здоровья учащихся.


Нормативно-правовая база:

В соответствии с законом РФ "Об образовании'' здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Программа по здоровьесбережению составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании» (ст. 51).

  • Закон РФ «О физической культуре и спорте» (ст. 16, 33).

  • Конституции РФ;

  • Конвенции о правах ребенка;

  • закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка";

  • письма Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51 -513/16 "Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования";

  • письма Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 «Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ»;

  • ''Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02" ;

  • Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года

Участники программы:

  • Обучающиеся 5б класса

  • Учителя-предметники

  • врач, медсестра

  • родители

  • классный руководитель

  • учитель физкультуры

Особенности осуществления образовательного и воспитательного процесса:

В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:

  • 14 % детей практически здоровы;

  • 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

  • 35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.

Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, я исходила из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся: в 2018 году из 23 обследованных специалистами детской поликлиники обучающихся:

  • 1 группа здоровья 12 человек

  • 2 группа здоровья 4 человека

  • 3 группа здоровья 5 человек

  • 4 группа здоровья 2 человека

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы этой программы здоровьесбережения я определили заботу о сохранении здоровья обучающихся. Программа построена на сотрудничестве учителей, родителей, медицинского работника.

Срок реализации программы 3 года.

Цель:

Создание здоровьесберегающей среды в 5-7 классе направленной на сохранение, укрепление, формирование культуры здоровья обучающихся и на повышение качества образования.

Задачи программы:

1.Изучение и развитие индивидуальных творческих и спортивных способностей учащихся;

2.Подготовка учащихся к жизни в сложных условиях современной действительности ;

3.Воспитание спортивной культуры и потребности в здоровом образе жизни ;

4.Обобщение спортивного опыта семей по пропаганде здорового образа жизни ;

5.Отслеживание состояния здоровья , показателей физического развития и физической подготовленности детей с целью проведения работы по их улучшению.

Реализация программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни «Здоровое поколение» рассчитана на 3 года.

1-й этап – подготовительный, который предполагает разработку, обсуждение и утверждение программы «Здоровое поколение», актуализацию, определение цели и задач её выполнения; мониторинг физического развития и здоровья учащихся;

2-й этап – формирующий – работа по реализации программы «Здоровое поколение» (внедрение системы мер по сохранению и укреплению здоровья обучающихся).

3-й этап – итогово-обобщающий предусматривает улучшение состояния здоровья обучающихся; отслеживание в динамике показателей их физического и психического развития.

Основные направления деятельности:

Медицинское направление предполагает:

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

  • проведение физкультминуток;

  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;

  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния класса;

  • планомерная организация питания учащихся;

  • реабилитационную работу: обязательное медицинское обследование.


Просветительское  направление предполагает:

  • организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

  • проведение родительских лекториев по проблемам адаптации обучающихся на разных возрастных этапах;

  • пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, беседы, познавательные игры);


Психолого-педагогическое направление предполагает:

  • использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов организации учебной деятельности;

  • формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;

  • обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

  • развитие познавательной и учебной мотивации;

  • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

  • совершенствование деятельности психолого-педагогической

службы школы для своевременной профилак­тики психологического и физиологического состояния обучающихся;

  • организация психолого-педагогической и коррекционной помощи

обучающимся.



Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  • организацию и проведение спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

  • эффективная работа с обучающимися на уроках физкультуры;

  • использование динамических пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • привлечение обучающихся, родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;

  • проведение спортивно – оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, туристических слётов);

  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внеурочной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.



Диагностическое  направление предполагает:


  • изучить представления обучающихся о здоровом образе жизни;

  •  изучить особенности ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и мотивации здорового образа жизни;

  • изучить внешкольную занятость дополнительными занятиями.



Принципы реализации:

  1. Соблюдение режима труда и отдыха обучающихся.

  2. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.

  3. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более од ной трети выполняемой работы в классе.

  4. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.

  5. Проведение психологической диагностики, направленной на изучение ценностного отношения к своему здоровью обучающихся.

  6. Привлечение обучающихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.

  7. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, тематических классных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением медицинских работников, родителей.

  8. Создание комфортной атмосферы в классном коллективе, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.

  9. Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.


Ожидаемые результаты реализации программы:


1. формирование устойчивого интереса и потребностей к здоровому и активному образу жизни;

2. приобретение учащимися устойчивых навыков обеспечения безопасной жизнедеятельности как важного условия самоактуализации личности;

3. снижение групп социального риска с девиантными формами поведения;

4. укрепление морально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, творческой инициативы, самостоятельности, нравственное совершенствование.

Система организации контроля за выполнением программы:

- посещение и взаимопосещение уроков;

- создание методической копилки опыта;

- мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в классе;

- сбор статистики о динамике развития мотивации к формированию здорового образа жизни;

- контроль за организацией учебного процесса, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.

План мероприятий по реализации программы:

Мероприятия

Прогнозируемый результат

Ответственные

Сроки проведения

«Влияние алкоголя на детский организм»

Классный час

Дети овладеют знаниями об отрицательном влиянии алкоголя на детский организм

Классный руководитель





5 класс

«Я и жизнь».

Социально-психологический практикум

У детей появится уверенность в себе

Психолог,

Классный руководитель


5 класс


«Курение, Влияние на организм человека»

Классный час

Дети овладеют знаниями об отрицательном влиянии курения на организм человека

Классный руководитель


5класс

Страшное слово «Наркотик».

Классный час

Конкурс плакатов

Дети овладеют знаниями об отрицательном влиянии наркотиков на детский организм

Классный руководитель


5 класс

«Всё имеет смысл , пока мы здоровы».

Урок-лекция

У детей сформируется правильное понятие о здоровом образе жизни

Классный руководитель


6 класс

«Курильщик-сам себе могильщик».

Урок - практикум

Дети овладеют знаниями об отрицательном влиянии курения на организм человека

Классный руководитель

Мед. работник

6 класс

«Вы не герой , вы человек…».

Диспут

Сформирутся правильные понятия о взаимоотношениях детей с одноклассниками, взрослыми

Классный руководитель


7 класс

«Приятного аппетита».

Кафе-беседа

Овладеют знаниями и приемами правильного питания и культуры питания

Классный руководитель


6 класс

«За здоровый образ жизни »!

КВН

Разовьются творческие способности обучающихся, умение работать в команде

Классный руководитель


7 класс

«Береженого Бог бережет».

Беседа

Появится уверенность в бережном отношении к своему зоровью

Классный руководитель


5 класс

«О , спорт! Ты - мир»!

Проекты

Овладеют знаниями о занятиях разными видами спорта

Классный руководитель


5-7

классы

«Пить или не пить»?

Деловая игра

Дети овладеют знаниями об отрицательном влиянии алкоголя на детский организм

Классный руководитель


6 класс

«Давление со стороны сверстников».

Социально-психологический практикум

Повысится психолого- социальная компетентность

Психолог
Классный руководитель

5класс

«Вымогатель и его жертва».

Урок-практикум


Повысится психолого- социальная компетентность

Род.комитет

5 класс

«Самоуважение»

Психологический практикум


Появится уверенность в себе

Психолог

Классный руководитель

5класс

«Привычки. Их влияние на здоровье»

Классный час

Улучшатся знания о влиянии различных привычек на здоровье

Классный руководитель

5 класс

«Пассивное курение»

Классный час

Дети получат знания о значении пребывания в помещении где курят

Мед. работник

5 класс

«Реклама и антиреклама алкоголя и табака»

Классный час

Дети овладеют знаниями об отрицательном влиянии курения, алкоголя на организм человека

Актив класса

5 класс

« Дружба.Кого можно назвать другом?»

Урок-практикум

Повысится психологическая компетенность

Классный руководитель


6 класс

«Учусь сопротивляться давлению»

Беседа

Повысится психологическая компетенность

Психолог

Классный руководитель

6 класс

«Наркотики - путь в никуда»

Круглый стол

Дети овладеют знаниями об отрицательном влиянии наркотиков на организм

Мед. работник

6 класс

«Мифы и правда об алкоголе»

Урок здоровья

Дети овладеют знаниями об отрицательном влиянии алкоголя на детский организм

Библиотекарь

5 класс

Конкурс плакатов по теме: «Безопасная дорога детства»


Классный руководитель


5-7

классы

«Остановись у преступной черты»

Беседа


Классный руководитель


6 класс

«Десять заповедей здоровья, или рецепт долголетия»

Урок здоровья

Будут сформированы понятия о здоровом образе жизни

Классный руководитель

6 класс

«Как не стать жертвой преступления»

Беседа


Классный руководитель

7 класс

«Волнуйтесь спокойно! У вас экзамен»

Классный час

Сформируется понятие о рациональном использовании своего времени

Классный руководитель

Психолог


Алкоголь, табакокурение, наркотики и будущее поколение (их влияние на потомство)»

Урок здоровья

Будут сформированы понятия о здоровом образе жизни

Классный руководитель

Мед. работник

7 класс

«Алкоголизм- проблема социальная и экономическая»

Проекты

Будут сформированы понятия о здоровом образе жизни

Актив класса

6класс

«Я выбираю жизнь»

Деловая игра

Будут сформированы понятия о здоровом образе жизни

Классный руководитель


6 класс

«Будущее за нами»

Дискуссия


Сформируется мотивация здорового образа жизни

Классный руководитель



7 класс





Мероприятия

Планируемый результат

Ответственные

Сроки проведения

«Неразлучные друзья - взрослые и дети».

Спортивный праздник

Повысится психолого-педагогическая компетентность родителей в психолого-педагогических основах воспитания

Родительский комитет

5 класс

«Очумелые ручки».

Конкурс на самую оригинальную фигуру из снега.

Повысится психолого-педагогическая компетентность родителей в психолого-педагогических основах воспитания

Родительский комитет

5-7 классы

«Зимние забавы».

Катание на коньках , на санках с горы .

Повысится психолого-педагогическая компетентность родителей в психолого-педагогических основах воспитания

Родительский комитет

5-7 классы

«Лыжный марафон».

(лыжные прогулки, участие в соревнованиях)

Овладеют опытом участия в массовых соревнованиях

Учитель физкультуры

Классный руководитель


5-7 классы

«Фигурное катание»

Выход на каток



5-7 классы

«Олимпийские школьные игры надежд».

Познавательно-спортивная игра



Классный руководитель


5 класс

Посещение игр футбольной и баскетбольной команд в ГАУ ДО «ДЮСШ «Атлет»

Повысится чувство коллективизма, сопереживания

Классный руководитель


5-7 классы

Участие во всех спортивных общешкольных мероприятиях



Классный руководитель

Служба сохранения здоровья класса

5-7 классы



Мероприятия

Планируемый результат

Ответственные

Сроки проведения

«Физическое развитие школьника».

Родительское собрание

(Дискуссионный клуб)

Сформируется правильное отношение к занятиям физкультурой как одной из форм сохранения зоровья

Классный руководитель

Учитель физкультуры

5 класс

«Курение и статистика».

Родительское собрание

(Обмен мнениями)

Будут сформированы понятия о ЗОЖ

Род. комитет

5 класс

«Признаки надвигающейся беды».

Родительское собрание

(Круглый стол)

Будут сформированы понятия о ЗОЖ

Классный руководитель

Психолог

6 класс

«Компьютер в жизни школьника».

Родительское собрание

(Встреча)

Будут сформированы понятия о ЗОЖ

Род. комитет

Учитель информатики

5 класс

Оформление семейных папок, «раскладушек» по привитию здорового образа жизни.

Родительские собрание

(Обмен опытом)

Будут обобщены знания, умения, навыки о ЗОЖ

Классный руководитель

В течении

2018-2020гг

Подготовка к экзамену. Как противостоять стрессу.

Родительское собрание

Повысится психолого-педагогическая компетентность родителей в психолого-педагогических основах воспитания

Классный руководитель

Психолог


«Современные подростки выбирают пирсинг»

Родительское собрание


Классный руководитель

Род.комитет

6 класс

«О подростковых неврозах»

Родительское собрание

(психологическая беседа)


Повысится психолого-педагогическая компетентность родителей в психолого-педагогических основах воспитания

Психолог

Классный руководитель


5 класс

«Наши трудные дети»

Родительское собрание

(лекторий)

Повысится психолого-педагогическая компетентность родителей в психолого-педагогических основах воспитания

Психолог

Классный руководитель


6 класс

«Спид – реальность или миф?»

Родительское собрание

(беседа)

«Характер моего ребёнка»

родительское собрание

(родительско-ученический ринг)





Повысится психолого-педагогическая компетентность родителей в психолого-педагогических основах воспитания

Классный руководитель

Род.комитет

6класс

«Как уберечь своих детей от наркотиков?»

Родительское собрание

(беседа)

Повысится психолого-педагогическая компетентность родителей в психолого-педагогических основах воспитания

Психолог

Медицинский работник

7 класс

Выступление на педагогическом совете по теме : Воспитательная программа «Здоровое поколение», срок реализации 3 года


Классный руководитель

2018-2020 уч.год



Методическое обеспечение:

  1. Конспекты классных часов по темам.

  2. Сценарии родительских собраний.

  3. Памятки о рациональном питании.

  4. Сценарии спортивных праздников.

  5. Сценарии деловых игр.

  6. Психологические практикумы.

  7. Система оценивания развития компетенций у учащихся в области здоровьесбережения.

  8. Компетентностно-ориентированные задания и тесты в области здоровьесбережения.

  9. Сценарии педагогических советов по здоровьесбережению.

  10. Положения конкурсов, викторин и спортивных мероприятий.

Литература:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.- М.: ТЦ Сфера, 2013

  2. Кучегура Л.А., КривопаленкоЕ.И., Васильева Н.В. Школа здоровья: методические рекомендации по формированию культуры здорового образа жизни у детей. - Омск: БОУ ДПО ИРООО, - 2011.

  3. Пашкевич А.В. Создание системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы: Монография. - М.: РИОР: ИНФРА – М, 2013г.

  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос», 2002. Интернет ресурс: http: //www.eidos.ru/gournal /2002 /0423.htm

  5. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006

  6. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технгологии. –

  7. М.: Академия, 2011.

  8. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельностьи развитие личности // Тревога и тревожность/ под ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001.

  9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной

  10. школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с

  11. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного

  12. процесса» 1982г. – 480 с.

  13. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

  14. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

  15. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере­грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

  16. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

  17. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147

  18. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

  19. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

  20. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

  21. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.










18