Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шацкая средняя школа»
Программа здоровьесбережения
«Здоровое поколение»
для учащихся 6-8 классов
Срок реализации 3 года
Разработчик:
Власова Валентина Николаевна -
классный руководитель 7б класса
Шацк 2020
Пояснительная записка
Здоровый образ жизни - это, прежде всего, культурный, активный образ
жизни, гуманистический и цивилизованный, напрямую связанный со здоровьем, долголетием, благополучием человека, его счастьем, почетом и богатством. Здоровый образ жизни — это жизненная позиция, поведение или деятельность человека, направленные на укрепление своего здоровья, это система поведения разумного человека, умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая необходима для физического, душевного, духовного и социального благополучия и активного долголетия.
Проблема сохранения и укрепления целостного здоровья учащихся и со-
здание условий, направленных на его укрепление, очень актуальны сегодня.
Стремительные изменения в социально-экономической сфере, повышение темпов жизни и ее стоимости, экстремальные социоэкологические условия накладывают определенный отпечаток на состояние здоровья людей, поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
Наряду со знаниями, умениями, навыками и личностным ростом человека здоровье является одним из показателей качества образования.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье
определяется как полное телесное, душевное и социальное благополучие, а не только как отсутствие болезней или недомоганий. Это определение показывает, что здоровье человека является целостным многомерным понятием, в структуру которого входят соматические, психические, социальные и нравственные компоненты:
Физическое здоровье – состояние всех органов и систем организма, высо-
кий уровень его резервных возможностей, отсутствие или наличие физиче-
ских дефектов, хронических или генетических болезней;
Психоэмоциональное здоровье – состояние психики человека, отсутствие
или наличие нервно-психических отклонений, а также умение человека вы-
ражать и контролировать свои эмоции;
Социальное здоровье – отношение человека как субъекта с социумом;
Интеллектуальное здоровье – способность усваивать и эффективно исполь-
зовать нужную информацию;
Личностное здоровье – осознание себя как личности и поиск способов са-мореализации;
Духовное здоровье – формирование основных жизненных целей, мотивов и
систем ценностей, обеспечивая тем самым целостность личности, её разви-
тие.
Здоровьесберегающий образовательный процесс – это соответствие факто-
ров, сопровождающих образовательную деятельность (педагогических, психологических, социальных и др.) целям формирования, укрепления и сохранения здоровья. Формирование здоровьесберегающей среды в классе требует создания целостного здоровьесберегающего пространства, реализуемого в условиях взаимосвязи и взаимодействии всех блоков: управленческого, педагогического, психологического.
Одним из главных направлений по формированию здоровьесберегающего
пространства является не только формирование здорового образа жизни учащихся, но и профилактика асоциальных явлений в молодёжной среде. В числе мероприятий, направленных на профилактику асоциальных явлений, большую роль играет организация психолого-педагогической помощи по различным аспектам социально-психологических явлений.
Все это подтверждает, что в классе необходимо осуществлять меры по созданию образовательной среды способствующей сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Нормативно-правовая база:
В соответствии с законом РФ "Об образовании'' здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Программа по здоровьесбережению составлена на основании следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании» (ст. 51).
Закон РФ «О физической культуре и спорте» (ст. 16, 33).
Конституции РФ;
Конвенции о правах ребенка;
закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка";
письма Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51 -513/16 "Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования";
письма Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 «Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ»;
''Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02" ;
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
Участники программы:
Обучающиеся 5б класса
Учителя-предметники
врач, медсестра
родители
классный руководитель
учитель физкультуры
Особенности осуществления образовательного и воспитательного процесса:
В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:
14 % детей практически здоровы;
50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.
Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, я исходила из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся: в 2018 году из 23 обследованных специалистами детской поликлиники обучающихся:
1 группа здоровья 12 человек
2 группа здоровья 4 человека
3 группа здоровья 5 человек
4 группа здоровья 2 человека
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы этой программы здоровьесбережения я определили заботу о сохранении здоровья обучающихся. Программа построена на сотрудничестве учителей, родителей, медицинского работника.
Срок реализации программы 3 года.
Цель:
Создание здоровьесберегающей среды в 5-7 классе направленной на сохранение, укрепление, формирование культуры здоровья обучающихся и на повышение качества образования.
Задачи программы:
1.Изучение и развитие индивидуальных творческих и спортивных способностей учащихся;
2.Подготовка учащихся к жизни в сложных условиях современной действительности ;
3.Воспитание спортивной культуры и потребности в здоровом образе жизни ;
4.Обобщение спортивного опыта семей по пропаганде здорового образа жизни ;
5.Отслеживание состояния здоровья , показателей физического развития и физической подготовленности детей с целью проведения работы по их улучшению.
Реализация программы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни «Здоровое поколение» рассчитана на 3 года.
1-й этап – подготовительный, который предполагает разработку, обсуждение и утверждение программы «Здоровое поколение», актуализацию, определение цели и задач её выполнения; мониторинг физического развития и здоровья учащихся;
2-й этап – формирующий – работа по реализации программы «Здоровое поколение» (внедрение системы мер по сохранению и укреплению здоровья обучающихся).
3-й этап – итогово-обобщающий предусматривает улучшение состояния здоровья обучающихся; отслеживание в динамике показателей их физического и психического развития.
Основные направления деятельности:
Медицинское направление предполагает:
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
проведение физкультминуток;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния класса;
планомерная организация питания учащихся;
реабилитационную работу: обязательное медицинское обследование.
Просветительское направление предполагает:
организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
проведение родительских лекториев по проблемам адаптации обучающихся на разных возрастных этапах;
пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, беседы, познавательные игры);
Психолого-педагогическое направление предполагает:
использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов организации учебной деятельности;
формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;
обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
развитие познавательной и учебной мотивации;
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
совершенствование деятельности психолого-педагогической
службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния обучающихся;
обучающимся.
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
организацию и проведение спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
эффективная работа с обучающимися на уроках физкультуры;
использование динамических пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
привлечение обучающихся, родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;
проведение спортивно – оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, туристических слётов);
привлечение системы кружковой, внеклассной и внеурочной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.
Диагностическое направление предполагает:
изучить представления обучающихся о здоровом образе жизни;
изучить особенности ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и мотивации здорового образа жизни;
изучить внешкольную занятость дополнительными занятиями.
Принципы реализации:
Соблюдение режима труда и отдыха обучающихся.
Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
Посильные домашние задания, которые должны составлять не более од ной трети выполняемой работы в классе.
Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
Проведение психологической диагностики, направленной на изучение ценностного отношения к своему здоровью обучающихся.
Привлечение обучающихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.
В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, тематических классных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением медицинских работников, родителей.
Создание комфортной атмосферы в классном коллективе, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. формирование устойчивого интереса и потребностей к здоровому и активному образу жизни;
2. приобретение учащимися устойчивых навыков обеспечения безопасной жизнедеятельности как важного условия самоактуализации личности;
3. снижение групп социального риска с девиантными формами поведения;
4. укрепление морально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, творческой инициативы, самостоятельности, нравственное совершенствование.
Система организации контроля за выполнением программы:
- посещение и взаимопосещение уроков;
- создание методической копилки опыта;
- мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в классе;
- сбор статистики о динамике развития мотивации к формированию здорового образа жизни;
- контроль за организацией учебного процесса, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
План мероприятий по реализации программы:
Мероприятия | Прогнозируемый результат | Ответственные | Сроки проведения |
«Влияние алкоголя на детский организм» Классный час | Дети овладеют знаниями об отрицательном влиянии алкоголя на детский организм | Классный руководитель | 5 класс |
«Я и жизнь». Социально-психологический практикум | У детей появится уверенность в себе | Психолог, Классный руководитель | 5 класс |
«Курение, Влияние на организм человека» Классный час | Дети овладеют знаниями об отрицательном влиянии курения на организм человека | Классный руководитель | 5класс |
Страшное слово «Наркотик». Классный час Конкурс плакатов | Дети овладеют знаниями об отрицательном влиянии наркотиков на детский организм | Классный руководитель | 5 класс |
«Всё имеет смысл , пока мы здоровы». Урок-лекция | У детей сформируется правильное понятие о здоровом образе жизни | Классный руководитель | 6 класс |
«Курильщик-сам себе могильщик». Урок - практикум | Дети овладеют знаниями об отрицательном влиянии курения на организм человека | Классный руководитель Мед. работник | 6 класс |
«Вы не герой , вы человек…». Диспут | Сформирутся правильные понятия о взаимоотношениях детей с одноклассниками, взрослыми | Классный руководитель | 7 класс |
«Приятного аппетита». Кафе-беседа | Овладеют знаниями и приемами правильного питания и культуры питания | Классный руководитель | 6 класс |
«За здоровый образ жизни »! КВН | Разовьются творческие способности обучающихся, умение работать в команде | Классный руководитель | 7 класс |
«Береженого Бог бережет». Беседа | Появится уверенность в бережном отношении к своему зоровью | Классный руководитель | 5 класс |
«О , спорт! Ты - мир»! Проекты | Овладеют знаниями о занятиях разными видами спорта | Классный руководитель | 5-7 классы |
«Пить или не пить»? Деловая игра | Дети овладеют знаниями об отрицательном влиянии алкоголя на детский организм | Классный руководитель | 6 класс |
«Давление со стороны сверстников». Социально-психологический практикум | Повысится психолого- социальная компетентность | Психолог Классный руководитель | 5класс |
«Вымогатель и его жертва». Урок-практикум | Повысится психолого- социальная компетентность | Род.комитет | 5 класс |
«Самоуважение» Психологический практикум | Появится уверенность в себе | Психолог Классный руководитель | 5класс |
«Привычки. Их влияние на здоровье» Классный час | Улучшатся знания о влиянии различных привычек на здоровье | Классный руководитель | 5 класс |
«Пассивное курение» Классный час | Дети получат знания о значении пребывания в помещении где курят | Мед. работник | 5 класс |
«Реклама и антиреклама алкоголя и табака» Классный час | Дети овладеют знаниями об отрицательном влиянии курения, алкоголя на организм человека | Актив класса | 5 класс |
« Дружба.Кого можно назвать другом?» Урок-практикум | Повысится психологическая компетенность | Классный руководитель | 6 класс |
«Учусь сопротивляться давлению» Беседа | Повысится психологическая компетенность | Психолог Классный руководитель | 6 класс |
«Наркотики - путь в никуда» Круглый стол | Дети овладеют знаниями об отрицательном влиянии наркотиков на организм | Мед. работник | 6 класс |
«Мифы и правда об алкоголе» Урок здоровья | Дети овладеют знаниями об отрицательном влиянии алкоголя на детский организм | Библиотекарь | 5 класс |
Конкурс плакатов по теме: «Безопасная дорога детства» | | Классный руководитель | 5-7 классы |
«Остановись у преступной черты» Беседа | | Классный руководитель | 6 класс |
«Десять заповедей здоровья, или рецепт долголетия» Урок здоровья | Будут сформированы понятия о здоровом образе жизни | Классный руководитель | 6 класс |
«Как не стать жертвой преступления» Беседа | | Классный руководитель | 7 класс |
«Волнуйтесь спокойно! У вас экзамен» Классный час | Сформируется понятие о рациональном использовании своего времени | Классный руководитель Психолог | |
Алкоголь, табакокурение, наркотики и будущее поколение (их влияние на потомство)» Урок здоровья | Будут сформированы понятия о здоровом образе жизни | Классный руководитель Мед. работник | 7 класс |
«Алкоголизм- проблема социальная и экономическая» Проекты | Будут сформированы понятия о здоровом образе жизни | Актив класса | 6класс |
«Я выбираю жизнь» Деловая игра | Будут сформированы понятия о здоровом образе жизни | Классный руководитель | 6 класс |
«Будущее за нами» Дискуссия | Сформируется мотивация здорового образа жизни | Классный руководитель | 7 класс |
| |
Мероприятия | Планируемый результат | Ответственные | Сроки проведения |
«Неразлучные друзья - взрослые и дети». Спортивный праздник | Повысится психолого-педагогическая компетентность родителей в психолого-педагогических основах воспитания | Родительский комитет | 5 класс |
«Очумелые ручки». Конкурс на самую оригинальную фигуру из снега. | Повысится психолого-педагогическая компетентность родителей в психолого-педагогических основах воспитания | Родительский комитет | 5-7 классы |
«Зимние забавы». Катание на коньках , на санках с горы . | Повысится психолого-педагогическая компетентность родителей в психолого-педагогических основах воспитания | Родительский комитет | 5-7 классы |
«Лыжный марафон». (лыжные прогулки, участие в соревнованиях) | Овладеют опытом участия в массовых соревнованиях | Учитель физкультуры Классный руководитель | 5-7 классы |
«Фигурное катание» Выход на каток | | | 5-7 классы |
«Олимпийские школьные игры надежд». Познавательно-спортивная игра | | Классный руководитель | 5 класс |
Посещение игр футбольной и баскетбольной команд в ГАУ ДО «ДЮСШ «Атлет» | Повысится чувство коллективизма, сопереживания | Классный руководитель | 5-7 классы |
Участие во всех спортивных общешкольных мероприятиях | | Классный руководитель Служба сохранения здоровья класса | 5-7 классы |
Мероприятия | Планируемый результат | Ответственные | Сроки проведения |
«Физическое развитие школьника». Родительское собрание (Дискуссионный клуб) | Сформируется правильное отношение к занятиям физкультурой как одной из форм сохранения зоровья | Классный руководитель Учитель физкультуры | 5 класс |
«Курение и статистика». Родительское собрание (Обмен мнениями) | Будут сформированы понятия о ЗОЖ | Род. комитет | 5 класс |
«Признаки надвигающейся беды». Родительское собрание (Круглый стол) | Будут сформированы понятия о ЗОЖ | Классный руководитель Психолог | 6 класс |
«Компьютер в жизни школьника». Родительское собрание (Встреча) | Будут сформированы понятия о ЗОЖ | Род. комитет Учитель информатики | 5 класс |
Оформление семейных папок, «раскладушек» по привитию здорового образа жизни. Родительские собрание (Обмен опытом) | Будут обобщены знания, умения, навыки о ЗОЖ | Классный руководитель | В течении 2018-2020гг |
Подготовка к экзамену. Как противостоять стрессу. Родительское собрание | Повысится психолого-педагогическая компетентность родителей в психолого-педагогических основах воспитания | Классный руководитель Психолог | |
«Современные подростки выбирают пирсинг» Родительское собрание | | Классный руководитель Род.комитет | 6 класс |
«О подростковых неврозах» Родительское собрание (психологическая беседа) | Повысится психолого-педагогическая компетентность родителей в психолого-педагогических основах воспитания | Психолог Классный руководитель | 5 класс |
«Наши трудные дети» Родительское собрание (лекторий) | Повысится психолого-педагогическая компетентность родителей в психолого-педагогических основах воспитания | Психолог Классный руководитель | 6 класс |
«Спид – реальность или миф?» Родительское собрание (беседа) «Характер моего ребёнка» родительское собрание (родительско-ученический ринг) | Повысится психолого-педагогическая компетентность родителей в психолого-педагогических основах воспитания | Классный руководитель Род.комитет | 6класс |
«Как уберечь своих детей от наркотиков?» Родительское собрание (беседа) | Повысится психолого-педагогическая компетентность родителей в психолого-педагогических основах воспитания | Психолог Медицинский работник | 7 класс |
Выступление на педагогическом совете по теме : Воспитательная программа «Здоровое поколение», срок реализации 3 года | | Классный руководитель | 2018-2020 уч.год |
Методическое обеспечение:
Конспекты классных часов по темам.
Сценарии родительских собраний.
Памятки о рациональном питании.
Сценарии спортивных праздников.
Сценарии деловых игр.
Психологические практикумы.
Система оценивания развития компетенций у учащихся в области здоровьесбережения.
Компетентностно-ориентированные задания и тесты в области здоровьесбережения.
Сценарии педагогических советов по здоровьесбережению.
Положения конкурсов, викторин и спортивных мероприятий.
Литература:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.- М.: ТЦ Сфера, 2013
Кучегура Л.А., КривопаленкоЕ.И., Васильева Н.В. Школа здоровья: методические рекомендации по формированию культуры здорового образа жизни у детей. - Омск: БОУ ДПО ИРООО, - 2011.
Пашкевич А.В. Создание системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы: Монография. - М.: РИОР: ИНФРА – М, 2013г.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос», 2002. Интернет ресурс: http: //www.eidos.ru/gournal /2002 /0423.htm
Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006
Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технгологии. –
М.: Академия, 2011.
Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельностьи развитие личности // Тревога и тревожность/ под ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной
школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с
Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного
процесса» 1982г. – 480 с.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
18