СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Здоровый и безопасный образ жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на занятия с детьми 1-4 классов (внеурочная деятельность).

Просмотр содержимого документа
«Программа "Здоровый и безопасный образ жизни"»

29


Муниципальное образование город Армавир

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 7 имени Г.К. Жукова

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от « 29 » августа 2018 года протокол №1

Председатель ________Шаламов Р.Ю.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

тематическая

тип программы

факультатив

«Здоровый и безопасный образ жизни в социуме»

(наименование курса)

4 года

(срок реализации программы)

135 часов

(количество часов)

6,5 – 10 лет

(возраст обучающихся)


Бондарева Светлана Ивановна

(Ф.И.О. учителя, составителя)




Рабочая программа факультатива «Здоровый и безопасный образ жизни в социуме» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова) // Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. Ч 2./ – М.: Просвещение, 2011г.






  1. Пояснительная записка


Цель: подготовка обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.

Общими задачами выступают:

  • вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личном подготовки к их решению;

  • развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасности, и преодолении трудностей;

  • повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

  • формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;

  • формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий, оказания само- и взаимопомощи;

  • -совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности, формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.


Рабочая программа «Здоровый и безопасный образ жизни в социуме» составлена на основе примерной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России: «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне». Программа составлена на основе авторской программы по предмету: «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений: Л.П. Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год всего на курс — 135 ч.

2. Таблица распределения тем примерной программы по предмету по классам изучения учебного предмета

п/п

Разделы, темы примерной программы

Распределение тем по классам изучения учебного предмета

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Итого

1

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

6

6

6

7

25

2

Основы здорового образа жизни  

3

2

2

4

11

3

 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи    

4

10

1

6

21

4

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

20

16

25

17

78


ИТОГО:

33

34

34

34

135




3. Планируемые результаты освоения курса.



Личностные результаты обучения факультативного курса:


• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.


Метапредметные результаты:


• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


Предметными результатами обучения факультативного курса являются:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

К концу 1 класса обучающиеся должны знать:

      общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие;
      основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом;
      основные виды травм у детей. Что такое первая медицинская помощь (на примере ожога). Как уберечься от порезов и ожогов;
      общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;
      источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
      опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
      наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
      правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;
      правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;
      влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что значит одеться по сезону, правила поведения;
      чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;
      правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности;
      опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.

Практическая работа: к концу 1 класса обучающиеся должны уметь:

      составить распорядок дня. Ухаживать за полостью рта, руками, ногами;
      оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую медицинскую помощь при небольших кровотечениях, ожогах;
      безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;
      выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика;
      правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства. Принять безопасную позу при аварийной ситуации в транспорте;
      самостоятельно одеться по сезону;
      самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках, скверах, в лесу;
      правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами). Оказать первую медицинскую помощь при укусах насекомых.

К концу 2 класса обучающиеся должны знать:

      чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;
      правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
      правила безопасного поведения в лесу, в поле;
      возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
      ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
      от чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес;
      травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;
      какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;
      как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

Практическая работа: к концу 2 класса обучающиеся должны уметь:

      правильно перейти водоем по льду;
      правильно вести себя на пляже. Плавать техникой плавания «кроль на груди»;
      ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой;
      правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, защищаться от них;
      распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;
      оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;
      действовать по сигналу «Внимание всем!».

К концу 3 класса обучающиеся должны знать:

      правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;
      виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;
      правила движения пешеходов по загородной дороге;
      обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него;
      правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;
      меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;
      признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;
      правила обеспечения сохранности личных вещей; особенности поведения с незнакомыми людьми;
      как оповещают население о чрезвычайных ситуациях;
      о чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного происхождения:
      — ураган, буря, смерч (примеры, последствия);
      — лесной пожар. Действия по его предупреждению.

Практическая работа: к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

      переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
      оценить скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;
      правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;
      двигаться по загородной дороге, в том числе группой;
      правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте;
      разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
      соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;
      оказать первую помощь при отравлении угарным газом;
      действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.

Выпускник научится:

      правилам перехода дороги;
      правилам движения на велосипедах;
      правилам безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;
      основным правилам поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Узнает: способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;
      как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду;
      меры пожарной безопасности при разведении костра;
      когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова;
      основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).

Выпускник получит возможность научиться:

      правильно переходить дорогу, перекресток;
      ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам. Определять расстояние по карте и местности. Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву. Завязать 1—2 вида узлов, развести и погасить костер;
      вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа;
      оказать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колена).

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.


Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

  • работа с дидактическим материалом (в игровой форме);

  • изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.


Формы контроля ЗУН:

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальный опрос;

  • практикум;

  • тестирование.


4. Содержание учебного предмета.

1 класс (33 часа)

       I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях-6ч
      1.1. Чрезвычайные ситуации. Общие понятия
      Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие.
      II. Основы здорового образа жизни-3ч
      2.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
      Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья, умственная и физическая работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления.
      2.2. Основы личной гигиены
      Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом.
      III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи-4ч
      3.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста
      Ожоги. Как уберечься от ожогов.
      3.2. Оказание медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых
      Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, укусах насекомых.
      IV. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся- 20 ч
      4.1. Безопасное поведение дома
      Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Не торопись быть взрослым.
      Электричество и газ как источники возможной опасности.
      Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.
      «Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.
      4.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре
      Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
      4.3. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
      Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть.
      4.4. Безопасное поведение на улицах и дорогах
      Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика.
      Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
      4.5. Безопасное поведение на природе
      Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения.

2 КЛАСС (34 часа)

       I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях-6ч
      1.1.  Чрезвычайные ситуации
      Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.
      1.2.  Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
      Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
      Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!». .

II. Основы здорового образа жизни-2ч
2.1 ЗОЖ. Что это такое? Три самые большие опасности, подстерегающие людей.
      III.  Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи- 10ч
      3.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни
      От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.
      Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.
      Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.
      Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
      3.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами
      Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.
      IV. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся- 16ч
      4.1. Безопасное поведение на воде
      Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
      Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.
      Уроки плавания:
      — подготовительные упражнения для освоения в воде;
      — техника спортивного плавания «кроль на груди».
      4.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения
      Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
      Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.
      Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.
      Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.
      Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
      4.3. Безопасное поведение на дорогах
      Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.
      Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.
      Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
      Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.

3 КЛАСС (34 часа)

      I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся-25 ч
      1.1. Безопасное поведение на дорогах
      Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.
      Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.
      Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.
      Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.
      1.2. Мы — пассажиры
      Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.
      1.3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре
      Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения.
      Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
      1.4. Безопасное поведение дома
      Лифт — наш домашний транспорт.
      Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений.
      Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.
      Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.
      1.5. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
      Правила обеспечения сохранности личных вещей.
      Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону.
      Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
      2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи- 1ч
      2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газами
      Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.
      3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях-6x
      3.1. Чрезвычайные ситуации
      Чрезвычайные ситуации природного происхождения — стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.
      Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.
      3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
      Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.

4.Основы здорового образа жизни (2 часа)

4.1.ЗОЖ. Что в себя включает? Живи разумом, так и лекаря не надо. Опасность вредных привычек.



4 КЛАСС (34 часа)

       I. Основы здорового образа жизни-4ч
      1.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
      Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.
      1.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
      Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.
      II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи-6ч
      2.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь
      Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок.
      Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
      Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь.
      Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.
      Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи.
      2.2. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи
      Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.
      Правила обработки ран. Перевязка ран.
      Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.
      Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
      Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).
      III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся-17ч
      3.1. Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного в 1—3 классах)
      Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.
      3.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—3 классах)
      Безопасность пешеходов при движении по дорогам.
      Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
      Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.
      Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
      Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.
      3.3. Безопасное поведение на природе
      Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам.
      Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер.
      Меры пожарной безопасности при разведении костра.
      3.4. Безопасное поведение на воде
      Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства.

IV. Защита человека в чрезвычайных ситуациях - 7 ч

4.1. Чрезвычайные ситуации мирного времени (аварии, катастрофы) Чрезвычайные ситуации военного времени (военные конфликты) .Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Учебная эвакуация детей из помещения.



5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

1 класс (33 ч)



Темы, входящие

в разделы

примерной программы

Темы

Кол-во час


Основные виды деятельности обучающихся

Аудит.

Внеауд.

Основы здорового образа жизни



1

2

Личностные результаты :


• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;




• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;




• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.


Метапредметные результаты:


• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;


• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;




• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;


• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;


• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;




• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;


• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


Предметные УУД:

• знания об опасных и

чрезвычайных ситуациях; о

влиянии их последствий

на безопасность

личности,

общества и государства;

о государственной

системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

о здоровом образе жизни;

об оказании первой

медицинской помощи

при неотложных состояниях;

о правах и обязанностях граждан

в области безопасности

жизнедеятельности.

Коммуникативные УУД:

Формирование умений

планировать общую цель и пути её достижения.

Договариваться в отношении целей и способов действия.

Распределять функции и роли в совместной деятельности.

Конструктивно разрешать конфликты.

Осуществлять взаимный контроль.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра.

Вносить необходимые коррективы

в интересах достижения общего результата.


 Режим дня школьника, профилактика переутомления.

1


Основы личной гигиеныУмывание и купание. Как ухаживать за своим телом.


1


Здоровье – это бесценный дар.


1

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи


2

2

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста Ожоги. Как уберечься от ожогов.   Первая медицинская помощь при ожогах.


1

Первая медицинская помощь при кровотечениях, укусах насекомых.

1


Первая медицинская помощь при солнечном и тепловом ударе.

1


Как себя вести, чтобы не случилось беды.


1

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся



10

10

Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика.

1


Как вести себя, когда ты дома один. Не торопись быть взрослым.


1

Электричество и газ как источники возможной опасности.

1


Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.


1

«Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.


1

Пожарная безопасность и поведение при пожаре. Учебная эвакуация из здания школы.


1

Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Конкурс рисунков «Спички не тронь! В спичках – огонь!

1


Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.

1


Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, если звонят в дверь.

1



Где можно и где нельзя играть.

1



Наиболее безопасный путь в школу и домой.

1



Правила перехода дорог. Движение пешеходов.


1


Дорожные знаки.

1



Сигналы светофора и регулировщика.


1


Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.


1


Конкурс рисунков «Соблюдай правила дорожного движения»

1



Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека


1


Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения.


1


Если началась гроза. Правила поведения.

1



Правила поведения в воде и возле водоемов


1

Защита человека в чрезвычайных ситуациях


3

3

Чрезвычайные ситуации. Общие понятия.

1


 Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие.

1


Игра «Зарница»


1

Веселые старты


1

Мы за ЗОЖ. Конкурс плакатов и рисунков.

1


Праздник День защиты детей.


1




2 класс -34 часа

Основы здорового образа жизни


1

1

Личностные результаты :


• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;




• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;




• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.


Метапредметные результаты:


• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;




• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;


• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;


• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;


• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;


• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;


• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


Предметные УУД:

• знания об опасных и

чрезвычайных ситуациях; о

влиянии их последствий

на безопасность

личности,

общества и государства;

о государственной

системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

о здоровом образе жизни;

об оказании первой

медицинской помощи

при неотложных состояниях;

о правах и обязанностях граждан

в области безопасности

жизнедеятельности.

Коммуникативные УУД:

Формирование умений

планировать общую цель и пути её достижения.

Договариваться в отношении целей и способов действия.

Распределять функции и роли в совместной деятельности.

Конструктивно разрешать конфликты.

Осуществлять взаимный контроль.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра.

Вносить необходимые коррективы

в интересах достижения общего результата.


ЗОЖ. Что это такое?

1


Три самые большие опасности, подстерегающие людей.


1

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи



5

5

Болезни, их причины и связь с образом жизни.

1


От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека

1


Наши органы.

1


Мозг – наш главный командир.

1


Почему нельзя долго сидеть за компьютером.

1


Чтобы зубы были здоровы.


1

Почему нельзя питаться чипсами и увлекаться газированной водой.


1

Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.


1

Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Первая помощь.


1

Отравления. Причины и признаки отравлений. Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами, грибами.


1

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся


8

8

Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

1


Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.

1


Если кто-то тонет. Правила поведения. Как делать искусственное дыхание.

1


Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Правила закаливания.

1


Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.

1


Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.


1

Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.


1

Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.

1


Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.


1

Безопасное поведение на дорогахДвижение пешеходов по дорогам.


1

Элементы дорог.


1

Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.


1

Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства.


1

Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

1


Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.


1

Конкурс рисунков «Я знаю и соблюдаю правила дорожного движения»

1


Защита человека в чрезвычайных ситуациях


3

3


Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения.


1


Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.


1


Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

1



Игра «Зарница»


1


Экологическая безопасность. Тест.

1



Природные стихийные бедствия. Тест

1


3 класс- 34 часа



Основы здорового образа жизни



1

1

Личностные результаты :


• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;






• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;




• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.


Метапредметные результаты:


• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;


• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;






• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;




• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;




• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;




• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;




• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.






Предметные УУД:

• знания об опасных и

чрезвычайных ситуациях; о

влиянии их последствий

на безопасность

личности,

общества и государства;

о государственной

системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

о здоровом образе жизни;

об оказании первой

медицинской помощи

при неотложных состояниях;

о правах и обязанностях граждан

в области безопасности

жизнедеятельности.

Коммуникативные УУД:

Формирование умений

планировать общую цель и пути её достижения.

Договариваться в отношении целей и способов действия.

Распределять функции и роли в совместной деятельности.

Конструктивно разрешать конфликты.

Осуществлять взаимный контроль.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра.

Вносить необходимые коррективы

в интересах достижения общего результата.



ЗОЖ. Что в себя включает?

1



Живи разумом, так и лекаря не надо. Опасность вредных привычек.


1


Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской


1



Причины отравлений газообразными токсическими веществами. Признаки, профилактика и первая помощь при отравлении угарным газом.

1



Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся


15

10


Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.


1


Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.


1


Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.


1


Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля.

1



Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.

1



Мы — пассажирыБезопасность пассажиров. Обязанности пассажиров.


1


Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.     


1


Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила эвакуации из здания школы.


1


Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения.

1



Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.

1



Безопасное поведение дома. Лифт — наш домашний транспорт.


1


Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений.

1



Домашняя аптечка. Польза и опасность.

1



Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. Поражение электрическим током.

1



Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.

1



Правила обеспечения сохранности личных вещей.

1



Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону.


1


Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.


1


Профилактика укусов насекомых. Первая помощь при укусе осы, клеща.

1



Почему нельзя грызть ногти.

1



Лекарственные растения.


1


Ядовитые растения.

1



Профилактика инфекционных заболеваний.

1



Личная гигиена.

1



Всем ли хорош твой сотовый телефон.

1



Защита человека в чрезвычайных ситуациях



3


3


Стихийные бедствия: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.

1



Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.

1



Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.

1



Игра «Зарница»


1


Я выбираю здоровый образ жизни. Конкурс рисунков.


1


Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»


1


4 класс (34 часа)


Основы здорового образа жизни


2

2

Личностные результаты :


• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;




• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;




• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.




Метапредметные результаты:


• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;




• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;


• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;




• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;




• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;




• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;


• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


Предметные УУД:

• знания об опасных и

чрезвычайных ситуациях; о

влиянии их последствий

на безопасность

личности,

общества и государства;

о государственной

системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

о здоровом образе жизни;

об оказании первой

медицинской помощи

при неотложных состояниях;

о правах и обязанностях граждан

в области безопасности

жизнедеятельности.

Коммуникативные УУД:

Формирование умений

планировать общую цель и пути её достижения.

Договариваться в отношении целей и способов действия.

Распределять функции и роли в совместной деятельности.

Конструктивно разрешать конфликты.

Осуществлять взаимный контроль.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра.

Вносить необходимые коррективы

в интересах достижения общего результата.



Основы здорового образа жизни и безопасность человека.


1


Курение и его влияние на состояние здоровья. Профилактика вредных привычек.

1



Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.

1



Плохие привычки хороших детей


1


Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 




4

2


Основные виды травм у детей: переломы, вывихи и растяжения связок.  Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

1



Кровотечение, первая медицинская помощь. Правила обработки и перевязки ран.

1



Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая медицинская помощь.


1


Первая медицинская помощь при укусах насекомых, змей, собак, кошек.Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи.


1


Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.

1



Когда следует вызывать «скорую помощь», порядок ее вызова. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.

1



Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся


10

7


Безопасное поведение в быту. Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту.

1



Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—3 классах)Безопасность пешеходов при движении по дорогам.


1


Схема безопасного маршрута в школу.


1


Элементы дорог. Дорожная разметка.


1


Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.


1


Дорожные знаки.


1


Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма


1


Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

1



Железная дорога – место повышенной опасности.

1



Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке


1


Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства.

1



Безопасное поведение на природе. Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по местным признакам.


1


Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы.

1



Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.

1



Безопасное поведение во время грозы.

1



Внимание: ядовитые растения.

1




Съедобные и несъедобные грибы.

1



Защита человека в чрезвычайных ситуациях


4

3


Чрезвычайные ситуации мирного времени (аварии, катастрофы)

1



Чрезвычайные ситуации военного времени (военные конфликты)

1



Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

1



Учебная эвакуация детей из помещения.


1


Спортивный праздник «От игры к спорту»


1


Викторина «ЗОЖ»


1


Скажем вредным привычкам: «Нет!». Тест-тренинг

1










СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов

МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова

от 28 августа 2018 года № 1

___________ Кузьмичева М.Д.

подпись руководителя МО Ф.И.О.





СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по ВР

_______________ Степанова Я.Ю.

подпись Ф.И.О.

29 августа 2018 года