МАОУ «Техно-Школа им. В.П. Савиных» г. Перми
ПРИНЯТО Методическим объединением Протокол № 4 от « 30» мая 2019 г. | | | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ______________/А.Н. Шабунин/ Приказ №СЭД-059-08/-129-01-183 от «09 » июля 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Знаток конструирования»
6 – 9 класс
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
Быстрых Надежда Ивановна,
учитель высшей категории
Пермь, 2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ – техническая.
АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, НОВИЗНА
Научно-технический прогресс влечет за собой современных детей, которые шагают в ногу со временем и стремятся, не отставая, идти вслед за ним. Ребенок нового времени – это исследователь и изобретатель.
В настоящее время, когда миром правит техника, существует огромное количество возможностей развития детей.
Реализация ФГОС образования требует создания инновационной образовательной среды для развития логического мышления детей, их интеллектуального, умственного, творческого развития.
В настоящее время получает развитие использование роботехники на каждом уровне развития ребёнка. Робототехника – это универсальный инструмент для образования от детского сада до института. В школе бучение детей с использованием робототехнического оборудования – это не только обучение в процессе игры, но и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, любознательных, увлеченных своим делом людей нового поколения.
Проблема развития логического мышления детей дошкольного возраста средствами робототехники и конструирования определяет возможности решения задач образовательной области «Познание» с помощью организации игрового обучения различными образовательными конструкторами и робототехническим оборудованием. Работа с таким оборудованием, дает ребенку возможность через познавательную игру легко овладевать различными способами и методами конструирования, сопоставления, проектирования. Ребенок учится наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки, классифицировать, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, делать простейшие выводы и обобщать – что являются основными главными критериями развития логического мышления. У детей развивается техническое мышление и техническая изобретательность.
Кроме того:
- дети обучаются умению находить выход из конкретной сложившейся ситуации;
- развивается смелость и неординарность мышления;
- развивается техническая и механическая смекалка;
- учатся разбираться в схемах;
- получают опыт в создании электросетей;
- познают законы физики;
- весело и с пользой проводится время!
Новизна данной программы состоит в том, что дети под руководством педагога смогут не только создавать различные конструктороры, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но, и проводя эксперименты, узнавать новое об окружающем их мире.
Следует также отметить, что применение робототехники обеспечивает равный доступ всех социальных слоев к современным образовательным технологиям.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Программа «Знаток конструирования» состоит из отдельных модулей:
Каждое занятие состоит из тем, расположенных по сложности изучаемого материала с увеличением доли практических занятий. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей, а также потребностей обучающихся. Изучение материала программы, направлено в основном на практическое решение поставленных задач, поэтому предваряется небольшим объемом теоретических знаний. Практическая часть занятий состоит из двух видов деятельности:
1. Работа по теме занятия с конструктором.
2. Творческие задания, занимательные упражнения на развитие пространственного и логического мышления с использованием конструктора.
Содержание Программы включает в себя:
знакомство с электронной схемой. Составление простых схем с использованием конструктора «Знаток»;
сбор механических моделей с использованием простейших микросхем;
закрепление полученных знаний и умений: презентация индивидуальных творческих работ.
Занимаясь конструированием и робототехникой, дети изучают основные принципы работы с простыми механизмами, модулями, схемами. Это позволяет им почувствовать себя настоящими инженерами-конструкторами. Перед детьми ставятся простые, понятные и привлекательные для них задачи, и они, решая их, сами того не замечая, обучаются. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Кроме того, у детей развиваются познавательные способности, мотивация и интерес к решению различных задач. Дети учатся принимать решения в многочисленных ситуациях.
Целенаправленное систематическое обучение конструированию и робототехнике играет большую роль в формировании умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания в окружающем мире, закладываются первые предпосылки профессии.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Целью программы «Знаток конструирования» является развитие научно-технического и творческого потенциала школьника, с использованием возможностей различных видов конструкторов и робототехники, обеспечивающих мотивацию, поддержку индивидуальности и позитивную социализацию детей, через игру, общение и другие формы активности.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Образовательные:
формировать первичные представления о законах физики, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;
развивать продуктивную (конструкторскую) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки электроприборов;
содействовать формированию элементов учебной деятельности (понимание задачи, инструкций и правил, осмысленное применение освоенного способа в разных условиях, навыки контроля, самооценки и планирования действий);
Развивающие:
развивать интерес к конструированию и моделированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;
формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании электро-моделей.
Воспитательные:
воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: 10 – 16 лет
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: 8 занятий.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:
В группе по 15 человек.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 60 минут.
Форма занятий – групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Презентация проводятся на заключительном занятии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Предметные результаты:
основные приемы и опыт конструирования электро-модели с использованием наборов конструктора «Знаток»;
конструктивные различных моделей и механизмов;
правила безопасной работы с оборудованием;
Личностные результаты:
умение творчески подходить к решению задачи;
умение довести решение задачи до работающей модели;
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Метапредметные результаты:
развитие логико-математического мышления, формирование элементов учебной деятельности, развитие интереса к моделированию и конструированию, получение знаний по предмету «физика».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы | Всего часов |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Знакомство с конструктором «Знаток». | 1 |
2. | Сборка на выбор учащихся простой электрической схемы. | 1 |
3. | Сборка электрической схемы средней сложности. | 1 |
4. | Работа в группе. Сборка схем конструктора «Знаток» по запросам детей. Презентация работы. | 1 |
5. | Работа в группе. Сборка схем конструктора «Знаток» по запросам детей. Презентация работы. | 1 |
6. | Работа в группе. Сборка схем конструктора «Знаток» по запросам детей. Презентация работы. | 1 |
7. | Соревнование по сборке схем. Презентация работы. | 1 |
8. | Итоговое занятие. Рефлексия. | 1 |
12. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Входной контроль: знание детей о принципах работы электричества и «электроцепи». Знакомство с конструктором «Знаток»: электрические схемы и обозначающие их символы, расположение деталей конструктора. |
2. | Сборка на выбор учащихся простой электрической схемы «Лампа», «Лампа, управляемая магнитом», «Летающий пропеллер». Работа в малых группах: распределение обязанностей («читающий схему», «подбирающий детали», «сборщик»). Контроль за правильностью сборки цепи. Испытание цепи. |
3. | Сборка электрической схемы средней сложности «Электрический вентилятор», «Светодиод», «Тестер электропроводности». Работа в малых группах: распределение обязанностей («читающий схему», «подбирающий детали», «сборщик»). Контроль и взаимоконтроль за правильностью сборки цепи. Испытание цепи. |
4. | Работа в группе. Сборка схем конструктора «Знаток» по запросам детей. Презентация работы. |
5. | Работа в группе. Сборка схем конструктора «Знаток» по запросам детей. Презентация работы. |
6. | Работа в группе. Сборка схем конструктора «Знаток» по запросам детей. Презентация работы. |
7. | Соревнование по сборке схем: выбор одной цепи для каждой команды, работа на время. Презентация работы. |
8. | Итоговое занятие. Рефлексия: подведение итогов курса, презентация курса для других учащихся школы. |