МБОУ «Чурапчинская средняя оющеоюразовательная школа имени С.А.Новгородова»
Программа для учащихся 8 класса
«Экологические проблемы современности»
Спиридонова А.А., учитель биологии
Чурапча
Аннотация курса
То состояние окружающей среды, которое мы имеем на сегодняшний день, принципиально отличается от того, что мы хотели бы иметь. Древняя китайская мудрость гласит: «Если не получаешь желаемого, измени свои действия». Следовательно, мы должны проанализировать привычный образ жизни, оценить свои поступки по отношению к окружающей среде и постараться изменить или даже вообще отказаться от тех из них, которые пагубно влияют на окружающую среду и на нас самих.
Сегодня экологи, врачи констатируют тот факт, что наше самочувствие во многом зависит от состояния окружающей среды. Как уберечь воздух, воду, почву, а значит и своё здоровье, от различных видов загрязнения? Задумываемся ли мы о существовании вокруг нас источников экологической опасности? Какие глобальные и региональные экологические проблемы особенно актуальны на сегодняшний день? Ответы на эти и другие вопросы учащиеся получат, посетив данный курс.
Пояснительная записка
Курс по выбору « Экологические проблемы современности» рассчитан на 18 учебных часа ( 1 час в неделю ). На теоретическую часть отводится – 7 часов, 11 часов – на практические работы.
Программа курса предназначена для учащихся 8 класса, которые собираются продолжать свое обучение в классах естественного профиля, а также для тех, кто интересуется экологической обстановкой в мире, в своем родном крае.
Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, ценностных ориентации, поведение и деятельности, обеспечивающих формирование экологической компетентности.
Экологическая культура выполняет функцию регулятора отношений между человеком и природой. На этой основе создается система экологических представлений и адекватной ориентации личности по отношению к окружающей среде, ответственность за её устойчивость.
Специфика курса обучения предполагает переход от общего к частному, от причин возникновения глобальных экологических проблем к изучению конкретных экологических ситуаций и проблем.
Программа имеет дифференцированный характер и предусматривает подготовку к профессиональному образованию и самообразованию.
Необходимость такой программы продиктовано тем, что ныне существующие программы по экологии носят, как правило, общенаучный характер и не отражает конкретных экологических проблем региона. Предлагаемый курс по выбору, в отличие от базового, содержит дополнительные сведения по экологии окружающей среды региона и проблеме охраны живой природы.
В процессе изучения данного курса важное место занимают практические работы, умение ставить опыты, проводить наблюдения обязательный компонент в формировании экологической компетентности.
Использование разнообразных форм организации учебно-воспитательного процесса - лекций, семинаров, практических работ, экскурсий – позволит связать изучаемый курс с жизнью, с практикой охраны природы в данном регионе. Работа учащихся с информацией, подготовка рефератов, проведение конкурсов на лучший из них будет способствовать развитию навыков самообразования, умения пропагандировать идеи оптимизации природопользования.
Цель курса: формирование у девятиклассников мотивации к естественнонаучному профилю через включение их в изучение современных глобальных и региональных экологических проблем.
Задачи курса:
1. Создать условия для формирования у учащихся интеллектуальных и практических умений в области исследования факторов, влияющих на состояние окружающей среды.
2. Развить мировоззренческие представления через изучение конкретных и частных явлений реального мира.
3. Научить выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека экологические проблемы.
4. Познакомить с методиками определения качественных и количественных показателей состояния окружающей среды.
5. Создать условия для развития навыков по прогнозированию дальнейших изменений окружающей среды и проектированию решений экологических проблем своего посёлка.
6. Создать условия воспитания экологической культуры учащихся.
Тематический план курса
Тема | Форма проведения и организация занятий | Кол-во часов |
Всего | в том числе |
теоретич. | практич. |
Введение. Экология как наука. Входная диагностика. | Беседа. Анкетирование. | 1 | 1 | |
1. Влияние человека на окружающую среду. 1.1. Виды загрязнений окружающей среды. 1.2. Мониторинг и нормирование загрязнения окружающей среды. Практическая работа№1,2. | Лекция. Составление таблицы. Урок - исследование | 2 | 1 | 1 |
2. Глобальные экологические проблемы современности. 2.1. Классификация и характеристика экологических проблем. 2.2. «Как освежить дыхание Земли?» (Глобальные экологические проблемы, причины возникновения и пути их решения). 2.3. «Мы, за чистую планету!» | «Мозговой штурм» Круглый стол Конференция, защита рефератов. | 3 | 2 | 1 |
3.Региональные экологические проблемы. 3.1. Геоэкологическая характеристика Оренбургской области. Практическая работа №3. 3.2. Заповедные территории Оренбургской области. 3.3. Экологическая ситуация в Оренбургской области. | Работа с информацией, исследование. Работа с информацией. Конференция, защита рефератов. | 3 | 1 | 2 |
4. Экологическая ситуация в Новосергиевском районе. 4.1. Общая характеристика экологической ситуации в Новосергиевском районе. 4.2. Антропогенное воздействие на состояние окружающей среды п. Новосергиевка. Экологически опасные объекты. 4.3. Влияние промышленности, сельского хозяйства на состояние окружающей среды в п. Новосергиевка и района. Практические работы №4. 4.4. Профессии группы «Человек – Природа». 4.5. Как улучшить экологию окружающей среды в Новосергиевке и районе? | Беседа. Составление таблицы. Экскурсия, «Мозговой штурм», составление отчета. Урок – исследование. Подготовка мини – проектов. Экскурсия. Составление отчета. Дискуссия. Защита проектов. | 5 | 1 | 4 |
5. Экологические проблемы природопользования. 5.1. Добыча и использование природных ресурсов в Новосергиевском районе. 5.2. Практическая работа №5. «Определение состояния древесных растений в разных зонах п. Новосергиевка». | Работа с информацией. Сообщения учащихся. Урок – исследование. Анализ данных и составление отчета. | 2 | 1 | 1 |
6. Экология жилья. 6.1.Экологическая характеристика места жительства. Практические работы № 6,7. 6.2. Акция «Живи родник!» Практическая работа№8. «Создание и презентация плаката о защите окружающей среды». | Исследование. Анализ результатов. Проведение природоохранных мероприятий (очистка родника). Подведение итогов. | 2 | | 2 |
Итого: | | 18 | 7 | 11 |
Содержание курса
Введение (1 ч)
Экология как наука. Задачи экологии. Окружающая среда. Среды жизни.
Экологические факторы.
Тема № 1.Влияние человека на окружающую среду ( 2 ч)
Виды загрязнения окружающей среды. Понятия: загрязнение и загрязнители. Мониторинг и нормирование загрязнения. ПДК(предельно - допустимая концентрация), ПДС (предельно – допустимый сброс). Химические загрязнения среды. Биологические загрязнения среды. Физические загрязнения среды.
Практические работы: № 1. «Определение наличия тяжелых металлов в почве»; №2. « Анализ качества питьевой воды».
Тема №2.Глобальные экологические проблемы современности ( 3 ч)
Классификация экологических проблем. Характеристика и причины возникновения экологических проблем. Глобальное потепление климата и его последствия. Влияние человека на целостность озонового экрана. Проблема опустынивания и недостаток пресной воды. Проблема сохранения видового разнообразия.
Реферативная работа: Озоновые дыры. Парниковый эффект. Кислотные дожди. Пресная вода - дороже золота.
Тема №3.Региональные экологические проблемы ( 3 ч)
Геоэкологическая характеристика Оренбургской области. Экологически опасные объекты Оренбургской области. Экологически неблагополучные районы Оренбургской области. Заповедные территории Оренбургской области. Оренбургский Государственный степной заповедник.
Памятники природы. Растения и животные Красной книги Оренбургской области.
Практическая работа №3. «Определение степени запылённости воздушной среды».
Реферативная работа: Влияние Оренбургского газзавода на состояние окружающей среды. Влияние металлургической промышленности Орска, Новотроицка, Медногорска на окружающую среду. Оренбургский Государственный степной заповедник.
Растения красной книги Оренбургской области. Животные красной книги Оренбургской области.
Тема №4.Экологическая ситуация в Новосергиевском районе ( 5 ч)
Экологически опасные объекты в Новосергиевском районе и в п. Новосергиевка. Влияние промышленности, сельского хозяйства на состояние окружающей среды в п. Новосергиевка и района в целом. Проблема бытового мусора.
Практические работы: №4. «Исследование загрязнения воздуха промышленными предприятиями и автотранспортом п. Новосергиевка»; Экскурсии:
« Профессия - лаборант-химик санитарно-гигиенической лаборатории»;
« Антропогенное воздействие на состояние окружающей среды п. Новосергиевка».
Тема № 5.Экологические проблемы природопользования в Новосергиевском районе (2 ч)
Памятники природы в Новосергиевском районе.
Практическая работа №5. «Определение состояния древесных растений в разных зонах п. Новосергиевка».
Тема №6.Экология жилья (2 ч)
Экология квартиры, жилого дома. Строительные материалы. Интерьер. Микроклимат. Комнатные растения и домашние животные. Бытовая техника.
Практические работы:
№6. «Экологическая характеристика места жительства»;
№ 7. «Экологическая характеристика жилища и образа жизни»;
№8. «Создание и презентация плаката о защите окружающей среды».
Акция «Живи родник!»
Методические рекомендации
Девятиклассники, не редко, плохо понимают роль человека в сохранении целостности окружающей среды, не умеют анализировать собственное поведение в природе. Предлагаемый курс позволяет: раскрыть механизм и причины возникновения экологических проблем разного масштаба;
предполагать, находить пути решения экологических проблем; развивать у учащихся навыки по проектированию и моделированию мероприятий направленных на сохранение окружающей среды; развивать умения находить выход из сложившейся ситуации; формировать экологическую культуру, экологическое мировоззрение.
В преподавании данного курса возможны следующие виды деятельности учащихся:
- практические работы;
- дискуссии;
- диспуты;
- мозговые штурмы;
- самостоятельная работа с информацией;
- создание мини – проектов, рефератов, их защита;
- творческие работы: экологические плакаты, буклеты и др.
- участие в экологических акциях.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Определение науки экология, основные её задачи.
Определение понятия « окружающая среда».
Виды экологических факторов.
Основные экологические проблемы биосферы, причины их возникновения.
Основные источники загрязнения окружающей среды.
Геоэкологическую характеристику
Экологически неблагополучные районы
Охраняемые территории виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Источники антропогенного загрязнения окружающей среды Новосергиевского района и посёлка.
Памятники природы
Составляющие микроклимата жилья.
Элементы мониторинга окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
Анализировать экологическую ситуацию, делать соответствующие выводы.
Выявлять причины возникновения экологической проблемы, находить пути решения.
Моделировать, составлять план по реализации мероприятий направленных на сохранение окружающей среды.
Осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках и применять её.
Проводить отбор проб почвы, воды, и др. для определения степени загрязнения окружающей среды.
Оформлять результаты исследования и составлять отчет.
Представлять полученную информацию в виде сообщений, рефератов, мини-проектов, презентаций и т.д.
Представлять и отстаивать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам.
Находить причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы.
Литература для учащихся:
Алексеев С.В. Экология: учебное пособие для 10-11 классов средней школы. – СПб.: СМИО ПРЕСС, 1999.
Атлас Оренбургской области. Под ред. Чибилева А.А. – М.: Просвещение, «ДИЭМБИ», 2003.
Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. – М.: Новая школа, 1997.
Демина Л.А. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах. – М.: МИРОС, 1994.
Колодина О.А. География Оренбургской области. Население и хозяйство. Учебное пособие. – Оренбург: Оренбургское литературное агентство, 2006.
Колтун М. Земля. – М.: МИРОС, 1994.
Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология 9 класс. – М.: Дрофа, 1999.
Новосергиевский район: Карта.- Оренбург: Оренбургское литературное агенство, 2006.
Рагузин В.Н. Ключ и врата. Фотоальбом Оренбуржья.- Оренбург: ИПК «Южный Урал», 2002.
Черняев В.А., Плужнова Л.А., Протасов А.П., и др. Новосергиевке 265 лет. – Оренбург: Оренбургское литературное агентство, 2003.
Чибилев А.А., Мусихин Г.Д., Петрищев В.П., Павлейчик В.М., Сивхип Ж.Т. Геологические памятники природы Оренбургской области. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2000.
Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопасности. – Волгоград: Центр экологического обучения, 2001.
Литература для учителя:
Алексеев С.В., Грузднева Н.В. Практикум по экологии.- АО «МДС», 1996.
Воронцов Н.Н. Экологические кризисы в истории человечества // Сороссовский образовательный журнал. - №10. - 1999. – С. 2 – 10.
Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебеное пособие. – М.: Новая школа, 1997.
Гирусов Э. Как важно быть в согласии с биосферой // Наука и жизнь. – 1989. - №2.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. – М.: АО МДС, 1996.
Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: практические занятия для учащихся 9 – 10 классов. – М.: Новая школа, 1996.
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. М.: Новая школа, 1994.
Черняев В.А., Дедловский В.М., Мстиславский М.Ю. Новосергиевский район. История и современность. Люди и факты. – Оренбург: Оренбургское литературное агентство,2004.
Чибилев А.А. Природное наследие Оренбургской области. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996.
Чибилев А.А., Петрищев В.П. География Оренбургской области. Природа. Учебник для 8 – 9 классов общеобразовательной школы. – Оренбург: Оренбургское литературное агентство, 2006.
14
Спиридонова А.А. - 14 -