Министерство образования и науки РБ
Проект
«Юным умникам и умницам»
Перспективный проект,
планируемый к реализации с 2012 по2015год.

Автор: Щапова Елена Викторовна
учитель высшей категории
МАОУ «СОШ №57»
«Цель обучения ребёнка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя.»
(П. Хаббард.)
Вопрос, который рассматривается в данном проекте, один из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня. Это вопрос о развитии познавательных способностей человека. Каким образом, психологически правильно развивая память, мышление и воображение, обогащая духовный и культурный уровень, можно достичь качественного улучшения процесса образования?
На современном этапе перестройки системы образования возникла потребность в организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении таким образом, чтобы каждый ребёнок смог проявить активность в обучении, развить собственный стиль учебной деятельности. При обучении детей в центре внимания должно стоять развитие личности ребенка в целом, в совокупности - психические процессы, формирование общеинтеллектуальных умений и развитие личностной сферы.
В условиях социально-экономической жизни нашей страны сегодня следует не только давать глубокие и прочные знания, формировать умения и навыки, но и уделять пристальное внимание целенаправленному формированию у каждого учащегося социально-значимых качеств - научного мировоззрения, чувства ответственности, организованности, дисциплинированности и т.д. Сложившаяся обстановка ориентирует систему образования не на подготовку человека с определенным запасом знаний и умений, а на самостоятельную, творчески развитую личность.
Таким образом, возникла потребность для решения обозначившейся проблемы реализовать проект, позволяющий значительно перестроить образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях закрытого социума, каковым является посёлок Энергетик
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом проектной деятельности становится формирование компетенции личностного самосовершенствования, которая направлена на то, чтобы осваивать способы интеллектуального саморазвития. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Актуальность проекта определяется: социальным заказом общества на творческую личность, для формирования которой возникла потребность в разработке единой системы, развивающей познавательные способности дошкольников и младших школьников.
Выделенная актуальность проблемы привела к созданию проекта «Юным умникам и умницам».
Цель данного проекта: повышение качества образования через формирование у детей компетенции личностного самосовершенствования; осуществление преемственности между дошкольным образованием и школой.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. обеспечение готовности всех участников педагогического процесса к реализации проекта (диагностирующие, корректирующие мероприятия).
2. реализация курса «Юным умникам и умницам» в ДОУ №113
3. организация образовательного процесса с учётом осуществления преемственности дошкольного и начального образования.
4. создание благоприятного психологического климата.
Обоснование проекта.
Большую роль в процессе учебной деятельности, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдения, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной, организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
В сентябре среди первоклассников была проведена входная диагностика на предмет психологической готовности детей к обучению: развитие памяти, внимания, мышления.(см. приложение №1)
Из 27 человек :
Низкий уровень развития внимания – 9 человек – 33%
Низкий уровень развития памяти - 5 человек - 18%
Низкий уровень мышления - 6 человек - 23%
С такими данными сталкиваются все учителя начальной школы из года в год, принимая первоклассников. Можно предположить, что данная ситуация возникла оттого что в дошкольном учреждении уделяется недостаточно внимания развитию познавательных способностей. Учитывая сложившуюся тенденцию, в МОУ СОШ №57 с 2006 г. проходит апробация курса Холодовой О. «Юным умникам и умницам» (развитие познавательных способностей младших школьников), в процессе реализации которой решаются проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, что, в свою очередь, формирует нестандартное мышление.
Результатом работы по данной программе можно считать следующие показатели: дети принимают активное участие, являются победителями и призёрами конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Зимние интеллектуальные игры», школьных и городских олимпиад и конференций, творческих конкурсов, посещают школьный научный кружок.
Динамика развития познавательных способностей ребят – участников реализации курса «Юным умникам и умницам» представлена в приложении.
Работая по указанной программе, мы пришли к выводу, что начинать работу по формированию познавательных способностей необходимо не в школе, когда ребёнок сталкивается со следующими проблемами: увеличение нагрузки, смена видов деятельности, изменение режима дня и пр., а в дошкольном учреждении. Для этого и разработан курс «Юным умникам и умницам» по развитию познавательных способностей для дошкольников (подготовительная группа детского сада №113) (см. Приложение).
Этапы проекта:
2008-2009 год – подготовительный этап.
Цель: обеспечение готовности всех участников педагогического процесса к реализации проекта.
- диагностирование развития познавательных способностей у воспитанников ДОУ (память, мышление, внимание, воображение).
- корректировка программы курса «Юным умникам и умницам» (в соответствии с результатами диагностики).
Ведущие методы:
Стратегическое планирование (прогнозирование, проектирование).
2009 – 2010 год – экспериментальный этап.
Цель: апробация проекта
- освоение проекта в образовательном процессе ДОУ №113
- «погружение» в проектную деятельность, способствующую достижению основной цели.
- осуществление мониторинга эффективности проектной деятельности.
Ведущие методы: методы планирования, организации и анализа проектной деятельности.
2010 – 2011 год - обобщающий этап
Цель: объективное оценивание эффективности проектной деятельности.
- обобщение опыта и результатов осуществлённой деятельности по проекту.
- коррекция деятельности.
Ведущие методы: экспертная оценка, индивидуальная самооценка, анализ и обобщение опыта.
Прогнозируемые результаты.
Реализация проекта позволит создать социально – психологические условия для комфортного перехода дошкольника в школу, адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения, что позволит ребёнку успешно функционировать и развиваться на протяжении школьного обучения и далее.
Приложение 1



Содержание программы.
Курс «Юным умникам и умницам» представляет систему интеллектуально – развивающих занятий для детей в возрасте от 5 до 7лет, рассчитанный на 36 часов. ( см приложение)
Занятия проводятся один раз в неделю, Продолжительность занятий для дошкольников 25 -30 минут. Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.(см. приложение)
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающий аспект
Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
Развитие мышления ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Каковы же особенности этих занятий?
Ребёнку предлагается серьёзная работа в форме игры, что привлекает детей.
Все занятия для дошкольников направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и знаниям, помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности, Предлагаемые задания предполагают использование практических действий.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творчески – поисковых задач. Систематический курс создаёт благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка. На этих занятиях ребёнок учится самостоятельно оценивать свои успехи. Это создаёт особый положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Данный курс создаст условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы
Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год.
Модель занятия
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности.
Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитаные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.
ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (5 - 7минут). Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (2 минуты). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (5 минут).
На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка.
КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).
Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же Дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (7 минут). В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку».
Графические диктанты - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить.
ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ. (игры – путешествия, игры – беседы, игры – импровизации, этюды, упражнения для релаксации). Используются для развития творческого мышления и воображения.
|
| | | |
Содержание занятий "Юным умникам и умницам" (дошкольники) | |
Месяц | № занятия | Развиваемые способности | |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1 | Вводный урок. Выявление уровня развития внимания восприятия воображения, памяти и мышления. | |
2 | Упражнения на развитие восприятия. Творческая игра "Подарок" Графический диктант. Штриховка | |
3 | Развитие устойчивого внимания. Творческая игра "Волшебные очки" Графический диктант. Штриховка | |
4 | Совершенствование слуховой памяти. Творческая игра"Сочиним историю" Графический диктант. Штриховка | |
О К Т Я Б Р Ь | 5 | Развитие образного представления. Творческая игра "Фанты" Графический диктант. Штриховка | |
6 | Упражнения на развитие крупной моторики. Игра "Цвет, форма, вкус" Графический диктант. Штриховка | |
7 | Развитие умений характеризовать пространственные взаимоотношения предметов "Что и как использовать" Графический диктант. Штриховка | |
8 | Упражнения на развитие переключения и распределение внимания "На что похоже настроение"(развитие творческого воображения) Графический диктант. Штриховка | |
Н О Я Б Р Ь | 9 | Совершенствование зрительной памяти. Упражнение для изучения межличностных ролей Графический диктант. Штриховка | |
10 | Упражнения на развитие умения анализировать(сравнивать, обобщать). Творческая игра "Угадайка" Графический диктант. Штриховка | |
11 | Развиваем речь(упражнения для закрепления правильного произношения). Упражнение на развитие несловесных «языков общения» Графический диктант. Штриховка | |
12 | Развитие логического мышления. Развитие творческого воображения"Портрет" Графический диктант. Штриховка | |
Д Е К А Б Р Ь | 13 | Упражнения для развития мелкой моторики. Игра"Закончи рисунок" Графический диктант. Штриховка | |
14 | Развитие умения классифицировать фигуры по форме, размеру и цвету. Творческая игра "Общий признак" Графический диктант. Штриховка | |
15 | Развитие произвольного внимания(наблюдательности).Игра "Лишнее слово" Графический диктант. Штриховка | |
16 | Развиваем память(игра. «Изобразить, а не сказать») Графический диктант. Штриховка | |
Я Н В А Р Ь | 17 | Игры на развитие мышления. Творческая игра "Оживи картинку" Графический диктант. Штриховка | |
18 | Развитие логического мышления. Творческая игра "Три краски" Графический диктант. Штриховка | |
19 | Тренировка внимания. Игры на воображения «Тактильный образ» Графический диктант. Штриховка | |
20 | Развитие творческого воображения. Игра "Больше-меньше" Графический диктант. Штриховка | |
Ф Е В Р А Л Ь | 21 | Задание по перекладыванию спичек. Игра "Мотылек" Графический диктант. Штриховка | |
22 | Развитие аналитических способностей. "Можно ли обидеться на маму?" (инсценировка сказки) Графический диктант. Штриховка | |
23 | Развитие умения находить часть целого, достраивать фигуры по схеме. Игра"Счастливый сон" Графический диктант. Штриховка | |
24 | Сравнение предметов. Творческая игра "Сочинялки". Графический диктант. Штриховка | |
М А Р Т | 25 | Развиваем память. Игра "Одинокая звезда" Графический диктант. Штриховка | |
26 | Конструирование фигур из деталей. Творческая игра"Что я делаю?" Графический диктант. Штриховка | |
27 | Упражнения на развитие произвольного внимания. Творческая игра "Волшебная котомка" Графический диктант. Штриховка | |
28 | Упражнения на развитие умения определять место звука в слове. Творческая игра "Посочиняем" Графический диктант. Штриховка | |
А П Р Е Л Ь | 29 | Развитие быстроты реакции. Творческая игра "Доброе животное" Графический диктант. Штриховка | |
30 | Упражнения на развитие образного представления. Игра-беседа "Бездомному всегда плохо" Графический диктант. Штриховка | |
31 | Упражнения на совершенствования слуховой и зрительной памяти. Творческая игра "Умел – умею - буду уметь" Графический диктант. Штриховка | |
32 | Упражнения по развитию речи. Творческая игра "Противоположности" Графический диктант. Штриховка | |
М А И | 33 | Упражнения на развитие восприятия. Игра -импровизация"Стрекоза" Графический диктант. Штриховка | |
34 | Развитие памяти. Творческая игра "Фантазеры" Графический диктант. Штриховка | |
35 | Упражнения на развитие связной речи. Творческая игра "Линия времени" Графический диктант. Штриховка | |
36 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения и мышления на конец года. | |

















Занятие №19
Ход занятия.
Мозговая гимнастика.
а) Качание головой ( упражнение стимулирует мыслительные процессы).
б) Ленивые восьмёрки( упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).
в) Шапка для размышления(улучшает внимание, ясность восприятия и речь).
г) Моргания( полезно при всех видах нарушения зрения).
Разминка ( вопросы с «хитринкой»).
- Сколько глаз у одной мыши?
- Какой сейчас идёт месяц? Как назывался месяц перед ним? Какой будет следующий?
- Сколько пальцев на левой руке человека? А на правой?
- Сколько братьев у Ниф – Нифа? Кто они?
- Как звали друга Карлосона?
3. Тренировка внимания.
1. Дорисуй то, чего не хватает у второго предмета пары.




2. Буквы обводи в кружок, цифры - зачёркивай.
Н | Т | 1ё | Ф | 2 | Б | Г | Д | 5 | Ю | Т | 4 |
Я | Ю | К | 6 | Л | М | 9 | Р | Ш | 6 | Э | Н |
Т | 3 | В | О | 7 | Е | Ж | 8 | Я | Т | 1 | С |
Ъ | И | 4 | П | Т | Д | 5 | Х | 6 | Н | М | У |
С | К | Е | 7 | Н | Б | Т | 3 | Л | 8 | Я | З |
| | | | | | | | | | | |
3. Найди шесть отличий.
Весёлая переменка( Возьмите в каждую руку по карандашу, попытайтесь обеими руками нарисовать треугольник в одном направлении).
Графический диктант. Штриховка.
Игры на воображение( «Тактильный образ», «Угадай группу»).
Упражнение на расслабление «Золотая рыбка».
Итог занятия.
Динамика развития памяти
Динамика развития внимания
Динамика развития мышления