СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Как люди научились считать"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Как люди научились считать" был представлен на городском конкурсе проектов.. Его можно использовать как дополнительный исторический материал по математике в 5-6 классах.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Как люди научились считать"»

   Автономного общеобразовательного учреждения муниципального образования  г. Долгопрудного  средней общеобразовательной школы № 6   Проект  Тема “Как люди научились считать.”     Выполнили ученицы 6 А класса Калбиева Сабина и Вартанова Юлия Учитель Кондрашова Светлана Ивановна  Город Долгопрудный февраль 2015 год

Автономного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Долгопрудного средней общеобразовательной школы № 6 Проект Тема “Как люди научились считать.”

Выполнили ученицы 6 А класса

Калбиева Сабина и Вартанова Юлия

Учитель Кондрашова Светлана Ивановна

Город Долгопрудный

февраль 2015 год

Содержание. 1. Вступление 2. Историческая часть 3. Теоретическая часть 4. Практическая часть 5. Применение 6. Заключение 7. Используемая литература

Содержание.

1. Вступление

2. Историческая часть

3. Теоретическая часть

4. Практическая часть

5. Применение

6. Заключение

7. Используемая литература

Вступление Мы выбрали тему

Вступление

  • Мы выбрали тему "Как люди научились считать" потому что нас заинтересовало то,  кто и как первым придумал числа и счёт.  Ещё нас заинтересовали записи счёта в разных странах. Мы хотим понять, связаны ли наши современные представления о числе и счёте с теми знаниями, которыми обладали наши далекие предки.

Историческая часть.  Математика каменного века.  Каменный век — древнейший культурно-исторический период в развитии человечества когда основные орудия труда изготовлялись главным образом из камня, но использовались также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глиняной посуды.  Первобытные люди не знали ни скотоводства, ни земледелия. Они охотились на диких зверей, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы и орехи.  Когда такой способ добычи стал трудным, люди стали возделывать землю и приручать некоторых животных.

Историческая часть. Математика каменного века.

Каменный век — древнейший культурно-исторический период в развитии человечества когда основные орудия труда изготовлялись главным образом из камня, но использовались также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глиняной посуды.

  • Первобытные люди не знали ни скотоводства, ни земледелия. Они охотились на диких зверей, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы и орехи.
  • Когда такой способ добычи стал трудным, люди стали возделывать землю и приручать некоторых животных.
Понадобились математические знания ведь без подсчета дней трудно было определять, когда надо засевать поля, когда начинать полив, когда ждать потомства от животных, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна.  Более 8 тысяч лет тому назад древние пастухи стали делать из глины кружки – по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по кружку каждый раз, когда очередное животное заходило в загон  Убедившись, что овец вернулось столько же, сколько кружков он спокойно шел спать.
  • Понадобились математические знания ведь без подсчета дней трудно было определять, когда надо засевать поля, когда начинать полив, когда ждать потомства от животных, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна.

Более 8 тысяч лет тому назад древние пастухи стали делать из глины кружки – по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по кружку каждый раз, когда очередное животное заходило в загон Убедившись, что овец вернулось столько же, сколько кружков он спокойно шел спать.

Получение имён. Перекладывать каждый раз глиняные фигурки было утомительно. Поэтому люди стали придумывать числам названия. Сначала получили названия только числа 1 и 2. а все, что шло после двух, называли «много». А когда придумали название для числа три, то его стали применять вместо слова «много».

Получение имён.

  • Перекладывать каждый раз глиняные фигурки было утомительно. Поэтому люди стали придумывать числам названия. Сначала получили названия только числа 1 и 2. а все, что шло после двух, называли «много». А когда придумали название для числа три, то его стали применять вместо слова «много».
Теоретическая часть С развитием скотоводства и земледелия люди все чаще начали сталкиваться с большими числами, запоминать которые стало трудно. Нужно было придумать, как их записать. В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов.

Теоретическая часть

  • С развитием скотоводства и земледелия люди все чаще начали сталкиваться с большими числами, запоминать которые стало трудно. Нужно было придумать, как их записать.
  • В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов.

Цифры Разных стран.  Египетские и Греческие цифры.  Древние египтяне, так же как и мы считали десятками. Но специальные значки-цифры у них были только для разрядов: единиц, десятков, сотен, тысяч. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры “3” – три палочки. А вот для десятков уже другой знак – вроде подковы.  У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах: “А” - это один, “Б” - два, “В” – три и т.д.

Цифры Разных стран. Египетские и Греческие цифры.

  • Древние египтяне, так же как и мы считали десятками. Но специальные значки-цифры у них были только для разрядов: единиц, десятков, сотен, тысяч. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры “3” – три палочки. А вот для десятков уже другой знак – вроде подковы.

У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах: “А” - это один, “Б” - два, “В” – три и т.д.

5 Китайские цифры. Система счисления в Китае , являлась одной из старейших и самых прогрессивных, поскольку в неё заложены такие же принципы, как и в современную арабскую. Возникла эта нумерация около 4 000 тысяч лет тому назад .   2 1 4 3 10 9 8 6 7

5

Китайские цифры.

  • Система счисления в Китае , являлась одной из старейших и самых прогрессивных, поскольку в неё заложены такие же принципы, как и в современную арабскую. Возникла эта нумерация около 4 000 тысяч лет тому назад .

2

1

4

3

10

9

8

6

7

Современные цифры.   Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими.      От арабов к нам пришло и слово “цифра” от слова “сифр”. Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, …….  Современное слово “нуль” появилось гораздо позже, чем “цифра”. Оно происходит от латинского слово “нулла” – “никакая”. Изобретение нуля считается одним из важнейших математических открытий. С помощью десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.

Современные цифры.

Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими.

От арабов к нам пришло и слово “цифра” от слова “сифр”. Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, …….

Современное слово “нуль” появилось гораздо позже, чем “цифра”. Оно происходит от латинского слово “нулла” – “никакая”. Изобретение нуля считается одним из важнейших математических открытий. С помощью десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.

Римские цифры. У древних римлян были другие цифры. Хотя римская нумерация была не слишком удобной, она распространилась по всей ойкумене - так называли древние греки известный им обитаемый мир. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами.  В русском языке римские цифры используются в следующих случаях: Номер века или тысячелетия: XIX век, II тысячелетие до н. э. Порядковый номер монарха: Карл V, Екатерина II. Номер тома в многотомной книге и др.  

Римские цифры.

  • У древних римлян были другие цифры. Хотя римская нумерация была не слишком удобной, она распространилась по всей ойкумене - так называли древние греки известный им обитаемый мир. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами.  В русском языке римские цифры используются в следующих случаях:
  • Номер века или тысячелетия: XIX век, II тысячелетие до н. э.
  • Порядковый номер монарха: Карл V, Екатерина II.
  • Номер тома в многотомной книге и др.

 

Система эта довольно проста и основывается на применении 7 букв латинского алфавита: 1 I лат.  Unus 5 V лат.  Quinque 10 X лат.  Decem 50 L лат.  Quinquaginta 100 C лат.  Centum 500 D лат.  Quingenti 1000 M лат.  Мille

Система эта довольно проста и основывается на применении 7 букв латинского алфавита:

  • 1 I лат. Unus
  • 5 V лат. Quinque
  • 10 X лат. Decem
  • 50 L лат. Quinquaginta
  • 100 C лат. Centum
  • 500 D лат. Quingenti
  • 1000 M лат. Мille
Правила записи чисел  римскими цифрами : Сначала пишутся тысячи и сотни, а затем - десятки и единицы. Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются (принцип сложения), Если же меньшая - перед большей, то меньшая вычитается из большей (принцип вычитания).

Правила записи чисел римскими цифрами :

  • Сначала пишутся тысячи и сотни, а затем - десятки и единицы.
  • Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются (принцип сложения),
  • Если же меньшая - перед большей, то меньшая вычитается из большей (принцип вычитания).
Практическая часть. В каком году построено здание? Понятно, что это 1930 год

Практическая часть.

В каком году построено здание?

Понятно, что это 1930 год

Практическая часть Здесь зашифрованы римскими цифрами годы рождения  Александра Пушкина, Александра Герцена  и Александра Блока.  Решите сами, какому Александру принадлежит какая дата.  MDCCCXII  MDCCXCIX  MDCCCLXXX - 1812 (Герцен)  1799 (Пушкин)  1880 (Блок)

Практическая часть

Здесь зашифрованы римскими цифрами годы рождения

Александра Пушкина, Александра Герцена и Александра Блока.

Решите сами, какому Александру принадлежит какая дата.

MDCCCXII MDCCXCIX MDCCCLXXX

- 1812 (Герцен)

  • 1799 (Пушкин)
  • 1880 (Блок)
Практическая часть  Запишите римскими цифрами числа: Арабские числа Ответ  3527 MMMDXXVII  574 DLXXIV  1147 MCXLVII  1974 MCMLXXIV  5003 MMMMMIII  444 CDXLIV

Практическая часть Запишите римскими цифрами числа:

Арабские числа

Ответ

3527

MMMDXXVII

574

DLXXIV

1147

MCXLVII

1974

MCMLXXIV

5003

MMMMMIII

444

CDXLIV

Применение цифр.  Каждый день отмечен отдельным числом или каждый месяц.       Каждый дом имеет улицу и номер .

Применение цифр.

Каждый день отмечен отдельным числом или каждый месяц.

Каждый дом имеет улицу и номер .

 Каждый час или минута имеет свое место на часах.           Каждая машина имеет свой номер.

Каждый час или минута имеет свое место на часах.

Каждая машина имеет свой номер.

Заключение.  Мы поняли, что при помощи всего лишь десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что означает. Еще мы поняли что числа возникли из практических нужд человека , числа сыграли большую роль в развитии человечества.  На сегодняшний день цифры участвуют практически во всех сферах жизни человека. Но что же кроется за ними? Какие тайны они скрывают?   Это уже отдельная тема разговора

Заключение.

Мы поняли, что при помощи всего лишь десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что означает. Еще мы поняли что числа возникли из практических нужд человека , числа сыграли большую роль в развитии человечества.

На сегодняшний день цифры участвуют практически во всех сферах жизни человека. Но что же кроется за ними? Какие тайны они скрывают?

Это уже отдельная тема разговора

Используемая литература   http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%EC%E5%ED%ED%FB%E9_%E2%E5%EA  http://moi-mummi.ru/load/predmety_nachalnoj_shkoly/matematika/kak_ljudi_nauchilis_schitat/12-1-0-4486  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E8%EC%F1%EA%E8%E5_%F6%E8%F4%F0%FB#.D0.9F.D1.80.D0.B8.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5  http://irnik.narod.ru/htm/rim.htm http://irnik.narod.ru/htm/rim.htm

Используемая литература

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%EC%E5%ED%ED%FB%E9_%E2%E5%EA

  • http://moi-mummi.ru/load/predmety_nachalnoj_shkoly/matematika/kak_ljudi_nauchilis_schitat/12-1-0-4486

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E8%EC%F1%EA%E8%E5_%F6%E8%F4%F0%FB#.D0.9F.D1.80.D0.B8.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5

  • http://irnik.narod.ru/htm/rim.htm
  • http://irnik.narod.ru/htm/rim.htm