Проект как метод обучения
преподаватель СПб СПОУ "СППК" Кораблёва Е.И.
"Ученик - это не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который нужно зажечь."
"Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму".
Китайская пословица
"Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо
и где и как я могу эти знания применить".
Метод проектов возник ещё в начале 20 века в США. Его авторами были американский философ и педагог Джон Дьюи, а также его ученик Уильям Херд Килпатрик.
Идеи проектного обучения в России велись под руководством Станислава Теофиловича Шацкого.
Проект (от латинского projects, буквально - брошенный вперёд).
Проект - метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и её практическом достижении.
Проект - это специально организованный и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.
Главная идея организации проектной деятельности развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве (умение вести диалог, координировать свои действия).
Требования к проекту.
Наличие социально значимой задачи (проблемы).
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
Каждый проект требует в той или иной мере исследовательской работы учащихся, поиска информации.
Результатом работы на проектом является продукт.
Проект на завершающем этапе требует презентации своего продукта.
Проект может использоваться в ходе изучения любого предмета, может являться межпредметным.
Учебный проект - это возможность максимально раскрыть творческий потенциал учащихся.
Учебный проект - это такая деятельность, которая позволит им проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, публично показать достигнутый результат.
Проекты классифицируются по целям и задачам (исследовательский, информационный, практико-ориентированный, творческий); по форме организации (индивидуальный, групповой); по продолжительности (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный).
Исследовательские: эссе, исследовательские рефераты и т.д.
Информационные: сообщения, доклады и т.д.
Творческие: газета, игра, подготовка выставки и т.д.
Практико-ориентированные: справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие, видео уроки, модели, физические опыты, опорные конспекты, шпаргалки.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный (поиск проблемы; выбор темы и её конкретизация; формирование проектной группы).
Аналитический (сбор и изучение информации; анализ имеющейся информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта, построение алгоритма деятельности; составление плана реализации проекта; пошаговое планирование работ; анализ ресурсов).
Практический (выполнение запланированных технологических операций; текущий контроль качества; внесение изменений в конструкцию и технологию).
Презентационный (подготовка презентационных материалов; презентация проекта; изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация).
Контрольный (анализ результатов выполнения проекта; оценка качества выполнения проекта).

Работа с информацией - это последовательные этапы (хотя каждый этап может выполняться параллельно с другими).

Все источники информации можно условно разделить на три категории.
Медийные (Интернет-издания, пресса, ТВ, радио).
Узкоспециализированные (Тематические сайты, блоги,
книги, научные труды и аналитические статьи отдельных авторов,
сайты конкретных компаний и финансовых субъектов).
Живые (Конкретные люди, которых вы считаете компетентными в нужном вам вопросе).
Работа над проектом.
Преподаватель - мотивирует, консультирует, наблюдает, оценивает.
Студент (субъект познавательной деятельности) - выбирает, принимает решения, выстраивает систему взаимоотношений с участниками проекта.
В процессе работы над проектом преподаватель выступает также в роли энтузиаста (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели); специалиста (компетентен в нескольких (не во всех) областях); консультанта (может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам); руководителя (помогает четко спланировать и реализовать проект); человека, который задает вопросы (организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь); координатора (поддерживает групповой процесс решения проблем); эксперта (дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов).
Позиция преподавателя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.
Критерии оценки.
1. Содержание (полнота использованной информации, разнообразие её источников).
2. Оформление ( правильность и эстетика оформления результатов проекта).
3. Работа в группе (характер общения, активность, сотрудничество).
4. Творческий и аналитический подход.
5. Качество защиты проекта.
Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 5-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.
Формы коллективных проектов.
Видеофильм, мультфильм (например, десять красивых физических экспериментов).
Устный журнал.
Создание экскурсии в форме радиопередачи.
Конференция.
Создание сценария литературной композиции.
Предметная декада.
Печатное издание индивидуальных проектов.
Формы индивидуальных проектов.
Опорный конспект.
Учебное пособие по теме.
Шпаргалка к экзамену.
Исторические справки.
Подбор видеороликов по теме.
Игровой материал (ребусы, кроссворды).
Проект в форме стихотворения, сказки, сочинения.
Физические явления в рисунках.
Буклет или презентация (например, уроки одной задачи, открытия, перевернувшие мир и т.д.).
Справочник по теме, разделу.
Достоинства проектного метода:
в центре внимания учащийся;
образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося;
индивидуальный темп работы обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
комплексный подход в разработке учебных проектов способствует развитию физиологических и психических функций учащегося;
глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
Недостатки проектного обучения:
низкая мотивация преподавателей и учащихся;
недостаточный уровень сформированности у учащихся умений исследовательской деятельности;
нечёткость определения критериев оценки, отслеживания результатов работы над проектом.
5