СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект как метод обучения.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на заседании УЦК. Ученик - это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь.

Просмотр содержимого документа
«Проект как метод обучения.»

Проект как метод обучения

преподаватель СПб СПОУ "СППК" Кораблёва Е.И.



"Ученик - это не сосуд, который надо наполнить,

а факел, который нужно зажечь."



"Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму".

Китайская пословица



"Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо

и где и как я могу эти знания применить".



Метод проектов возник ещё в начале 20 века в США. Его авторами были американский философ и педагог Джон Дьюи, а также его ученик Уильям Херд Килпатрик.

Идеи проектного обучения в России велись под руководством Станислава Теофиловича Шацкого.



Проект (от латинского projects, буквально - брошенный вперёд).

Проект - метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и её практическом достижении.



Проект - это специально организованный и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

Главная идея организации проектной деятельности развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве (умение вести диалог, координировать свои действия).

Требования к проекту.

  • Наличие социально значимой задачи (проблемы).

  • Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.

  • Каждый проект требует в той или иной мере исследовательской работы учащихся, поиска информации.

  • Результатом работы на проектом является продукт.

  • Проект на завершающем этапе требует презентации своего продукта.



Проект может использоваться в ходе изучения любого предмета, может являться межпредметным.

Учебный проект - это возможность максимально раскрыть творческий потенциал учащихся.

Учебный проект - это такая деятельность, которая позволит им проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, публично показать достигнутый результат.

Проекты классифицируются по целям и задачам (исследовательский, информационный, практико-ориентированный, творческий); по форме организации (индивидуальный, групповой); по продолжительности (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный).

Исследовательские: эссе, исследовательские рефераты и т.д.

Информационные: сообщения, доклады и т.д.

Творческие: газета, игра, подготовка выставки и т.д.

Практико-ориентированные: справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие, видео уроки, модели, физические опыты, опорные конспекты, шпаргалки.

Этапы работы над проектом:

  • Подготовительный (поиск проблемы; выбор темы и её конкретизация; формирование проектной группы).

  • Аналитический (сбор и изучение информации; анализ имеющейся информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта, построение алгоритма деятельности; составление плана реализации проекта; пошаговое планирование работ; анализ ресурсов).

  • Практический (выполнение запланированных технологических операций; текущий контроль качества; внесение изменений в конструкцию и технологию).

  • Презентационный (подготовка презентационных материалов; презентация проекта; изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация).

  • Контрольный (анализ результатов выполнения проекта; оценка качества выполнения проекта).







Работа с информацией -  это последовательные этапы (хотя каждый этап может выполняться параллельно с другими).

Все источники информации можно условно разделить на три категории.

Медийные (Интернет-издания, пресса, ТВ, радио).

Узкоспециализированные (Тематические сайты, блоги,

книги, научные труды и аналитические статьи отдельных авторов,

сайты конкретных компаний и финансовых субъектов).

Живые (Конкретные люди, которых вы считаете компетентными в нужном вам вопросе).

Работа над проектом.

Преподаватель - мотивирует, консультирует, наблюдает, оценивает.

Студент (субъект познавательной деятельности) - выбирает, принимает решения, выстраивает систему взаимоотношений с участниками проекта.

В процессе работы над проектом преподаватель выступает также в роли энтузиаста (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели); специалиста (компетентен в нескольких (не во всех) областях); консультанта (может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам); руководителя (помогает четко спланировать и реализовать проект); человека, который задает вопросы (организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь); координатора (поддерживает групповой процесс решения проблем); эксперта (дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов).

Позиция преподавателя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.

Критерии оценки.

1. Содержание (полнота использованной информации, разнообразие её источников).

2. Оформление ( правильность и эстетика оформления результатов проекта).

3. Работа в группе (характер общения, активность, сотрудничество).

4. Творческий и аналитический подход.

5. Качество защиты проекта.

Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 5-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Формы коллективных проектов.

  • Видеофильм, мультфильм (например, десять красивых физических экспериментов).

  • Устный журнал.

  • Создание экскурсии в форме радиопередачи.

  • Конференция.

  • Создание сценария литературной композиции.

  • Предметная декада.

  • Печатное издание индивидуальных проектов.

Формы индивидуальных проектов.

  • Опорный конспект.

  • Учебное пособие по теме.

  • Шпаргалка к экзамену.

  • Исторические справки.

  • Подбор видеороликов по теме.

  • Игровой материал (ребусы, кроссворды).

  • Проект в форме стихотворения, сказки, сочинения.

  • Физические явления в рисунках.

  • Буклет или презентация (например, уроки одной задачи, открытия, перевернувшие мир и т.д.).

  • Справочник по теме, разделу.

Достоинства проектного метода:

  • в центре внимания учащийся;

  • образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося;

  • индивидуальный темп работы обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;

  • комплексный подход в разработке учебных проектов способствует развитию физиологических и психических функций учащегося;

  • глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.



Недостатки проектного обучения:

  • низкая мотивация преподавателей и учащихся;

  • недостаточный уровень сформированности у учащихся умений исследовательской деятельности;

  • нечёткость определения критериев оценки, отслеживания результатов работы над проектом.

























5