СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Математические софизмы"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Математические софизмы" позволяет взглянуть на математику с другой стороны

Просмотр содержимого документа
«Проект "Математические софизмы"»

Математические софизмы Подготовила ученица лицея №17 11«А» класса Ершова Анастасия Руководитель проекта: Ситникова Елена Григорьевна Калининград 2017

Математические софизмы

Подготовила ученица лицея №17

11«А» класса

Ершова Анастасия

Руководитель проекта: Ситникова Елена Григорьевна

Калининград

2017

 Цель проекта  Изучить данную тему и сформировать умение находить ошибки в рассуждениях, давать строгие математические обоснования

Цель проекта

Изучить данную тему и сформировать умение находить ошибки в рассуждениях, давать строгие математические обоснования

Задачи Дать определение софизмам Ознакомиться с их классификацией  Привести примеры софизмов Рассмотреть несколько примеров, понять ошибки и разобрать их

Задачи

  • Дать определение софизмам
  • Ознакомиться с их классификацией
  • Привести примеры софизмов
  • Рассмотреть несколько примеров, понять ошибки и разобрать их
 Определение  Софизм - формально кажущееся правильным, но по существу ложное умозаключение, основанное на неправильном подборе исходных положений.  Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки. Особенно часто в софизмах выполняют

Определение

Софизм - формально кажущееся правильным, но по существу ложное умозаключение, основанное на неправильном подборе исходных положений.

Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки. Особенно часто в софизмах выполняют "запрещенные" действия или не учитываются условия применимости теорем, формул и правил.

Классификация софизмов  Алгебраические софизмы – это умозаключения, в которых намеренно скрытые ошибки содержатся в уравнениях, числовых или алгебраических выражениях.  Например:  65 = 64  Отрицательное число больше положительного  Все числа равны между собой  2 * 2 = 5

Классификация софизмов

Алгебраические софизмы – это умозаключения, в которых намеренно скрытые ошибки содержатся в уравнениях, числовых или алгебраических выражениях.

Например:

65 = 64

Отрицательное число больше положительного

Все числа равны между собой

2 * 2 = 5

 Геометрические софизмы – это умозаключения или рассуждения, обосновывающие какое-нибудь заведомо парадоксальное утверждение, связанное с геометрическими фигурами и действиями над ними.   Например:  Сумма длин двух сторон треугольника равна длине третьей стороны  Все треугольники - равнобедренные

Геометрические софизмы – это умозаключения или рассуждения, обосновывающие какое-нибудь заведомо парадоксальное утверждение, связанное с геометрическими фигурами и действиями над ними.

Например:

Сумма длин двух сторон треугольника равна длине третьей стороны

Все треугольники - равнобедренные

Зачем нужны софизмы  Приучают тщательно следить за точностью формулировок Приучают ко внимательности при построении чертежей Развивают наблюдательность, логику, навыки правильного мышления, критическое отношение к изучаемому

Зачем нужны софизмы

  • Приучают тщательно следить за точностью формулировок
  • Приучают ко внимательности при построении чертежей
  • Развивают наблюдательность, логику, навыки правильного мышления, критическое отношение к изучаемому

Способ нахождения ошибки в софизмах

  • Лучше начать поиск ошибки с условия предложенного софизма, внимательно прочитав его. В некоторых софизмах абсурдный результат получается из-за противоречивых или неполных данных в условии, неправильного чертежа, ложного первоначального предположения, а далее все рассуждения проводятся верно. Все привыкли, что задания, предполагаемые в различной литературе, не содержат ошибок в условии и, поэтому, если получается неверный результат, то ошибку они ищут непременно по ходу решения.
  • Установите темы, которые отражены в софизме, предложенных преобразованиях
  • Выясните, соблюдены ли все условия применимости теорем, правил, формул, соблюдена ли логичность. Некоторые софизмы построены на неверном использовании определений, законов, на «забывании» условий применимости. Очень часто в формулировках, правилах запоминаются основные, главные фразы и предложения, всё остальное упускается. И тогда второй признак равенства треугольников превращается в признак «по стороне и двум углам».
  • Проверяйте результаты преобразования обратным действием.
  • Часто следует разбить работу на небольшие блоки и проконтролировать правильность каждого такого блока.

А теперь перейдем к практике!

2+2=5  Чтобы доказать, что   2+2=5 , можно всего лишь доказать, что   4=5    Начнём с равенства: 16-36=25-45    Прибавим к обоим частям  20,25 , получим:  16-36+20,25=25-45+20,25    Заметим, что в обоих частях равенства можно вывести полный квадрат: 4²-2*4*4,5+4,5²=5²-2*5*4,5+4,5²    Преобразуем выражение: (4-4,5)²=(5-4,5)²    Извлекаем корень из обоих частей равенства, получим:  4-4,5=5-4,5  4=5    Что и требовалось доказать.

2+2=5

Чтобы доказать, что   2+2=5 , можно всего лишь доказать, что   4=5 Начнём с равенства: 16-36=25-45

Прибавим к обоим частям  20,25 , получим:

16-36+20,25=25-45+20,25

Заметим, что в обоих частях равенства можно вывести полный квадрат: 4²-2*4*4,5+4,5²=5²-2*5*4,5+4,5²

Преобразуем выражение:

(4-4,5)²=(5-4,5)²

Извлекаем корень из обоих частей равенства, получим: 4-4,5=5-4,5 4=5

Что и требовалось доказать.

 Найдем ошибку в доказательстве  Извлечение корня не является равносильным преобразованием, поэтому правильное решение следующее: (4-4,5)²=(5-4,5)²  Извлекаем корень и получаем:  Запомни!!   a^2=b^2 a=+-b При извлечении квадратного корня нарушено тождество

Найдем ошибку в доказательстве

Извлечение корня не является равносильным преобразованием, поэтому правильное решение следующее: (4-4,5)²=(5-4,5)² Извлекаем корень и получаем:

Запомни!!  

a^2=b^2

a=+-b

При извлечении квадратного корня нарушено тождество

Катет равен гипотенузе   Проведем биссектрису угла В и серединный перпендикуляр к стороне АС. Точку их пересечения обозначим О. ОМ перпендикулярна АВ, ОL перпендикулярна ВС. ∆ LВО = ∆ МВО (ОВ – общая, ∠СВО = ∠МВО), тогда ВL = ВМ, ОМ = ОL  Т.к. CKOL – прямоугольник, то ОМ = ОL = СК = КА По гипотенузе и острому углу По гипотенузе и катету  ∆ КОА = ∆ ОМА (ОА - общая сторона, КА = ОМ, угол ОКА и угол ОМА - прямые)  Тогда ОК = МА = СL,  ВА = ВМ + МА, ВС = ВL + LС, но ВМ = ВL, МА = СL, и потому  ВА = ВС, значит, катет равен гипотенузе.

Катет равен гипотенузе

Проведем биссектрису угла В и серединный перпендикуляр к стороне АС. Точку их пересечения обозначим О. ОМ перпендикулярна АВ, ОL перпендикулярна ВС.

∆ LВО = ∆ МВО (ОВ – общая, ∠СВО = ∠МВО), тогда ВL = ВМ, ОМ = ОL

Т.к. CKOL – прямоугольник, то ОМ = ОL = СК = КА

По гипотенузе и острому углу

По гипотенузе и катету

∆ КОА = ∆ ОМА (ОА - общая сторона, КА = ОМ, угол ОКА и угол ОМА - прямые)

Тогда ОК = МА = СL,

ВА = ВМ + МА, ВС = ВL + LС, но ВМ = ВL, МА = СL, и потому

ВА = ВС, значит, катет равен гипотенузе.

Найдем ошибку в доказательстве   Ошибка в чертеже!   Серединный перпендикуляр к стороне и биссектриса противоположного ей угла для неравнобедренного треугольника, пересекаются вне этого треугольника

Найдем ошибку в доказательстве

Ошибка в чертеже!

Серединный перпендикуляр к стороне и биссектриса противоположного ей угла для неравнобедренного треугольника, пересекаются вне этого треугольника

          Спасибо за внимание  Всегда будьте внимательны и не дайте себя обмануть!

Спасибо за внимание

Всегда будьте внимательны и не дайте себя обмануть!

Используемые источники информации: Https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%8 4 %D0%B8%D0%B7%D0%BC http://anadra.ru/sitemath/ http://festival.1september.ru/articles/313456/ Брадис В. М., Харчева А. К. Ошибки в математических рассуждениях. – М., 1938 Мадера А.Г., Мадера Д.А. Математические софизмы. – М.: Просвещение, 2003 Обреимов В. И. «Математические софизмы», 2-е изд., СПб., 1889г.

Используемые источники информации:

Https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%8 4 %D0%B8%D0%B7%D0%BC

http://anadra.ru/sitemath/

http://festival.1september.ru/articles/313456/

Брадис В. М., Харчева А. К. Ошибки в математических рассуждениях. – М., 1938

Мадера А.Г., Мадера Д.А. Математические софизмы. – М.: Просвещение, 2003

Обреимов В. И. «Математические софизмы», 2-е изд., СПб., 1889г.