Образовательно-экологический проект «Пусть всегда будет чисто»
Наталья Малькова
Образовательно-экологический проект «Пусть всегда будет чисто»
Пояснительная записка
Жить в согласии с природой – необходимое условие сохранения цивилизации. В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Природа – источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на земле. Чтобы выжить человечество должно научиться жить на земле по-новому. Решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления – экологического, воспитания экологической культуры личности. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Экологический проект - эффективный метод воспитания экологической культуры и привития ребенку стремления к здоровому образу жизни. Детский сад сегодня – это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Эколого-ориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.
Усвоение знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой игры, вызывающей эмоциональный отклик, оказывает влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.
Таким образом, был сделан вывод, что наиболее эффективный способ реализации задач экологического воспитания – это организация сюжетно-ролевой игры через проектную деятельность.
Данный проект предназначен для детей и родителей. Содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:
- образовательная деятельность;
- опытно-экспериментальная деятельность;
- игры, развлечения;
- наблюдения и экскурсии;
- работа с родителями;
Тип проекта: воспитательно-образовательный.
Сроки реализации: долгосрочный (годовой).
Участники проекта: дети, родители воспитанников.
Цель проекта: Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так природоохранной. Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов, стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы. Формирование чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
1. Учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности;
2. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
3. Закреплять и углублять представления о животных, птицах, млекопитающих;
4. Формировать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;
5. Воспитывать разумное и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы;
6. Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
7. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Мы предположили к концу года получить следующие результаты:
•У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
•Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
•У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
•Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
•Обогащение уровня экологических знаний родителей.
•Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
•Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный:
- Повышение собственной профессиональной компетентности. Изучение методического материала по направлению работы. (сентябрь-октябрь)
- Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом.
- Обогащение игровой среды, создание новых пособий:
- сборник экологических сказок
- видеотека «Экологические мульты»
- уголок «Времена года»
- Совместно с родителями облагораживание и озеленение территории детского сада.
Исследовательский:
- Прогулка по территории детского сада с целью нахождения мусора. (ноябрь-июнь)
- Наблюдение “Что происходит в природе со старыми листьями?”
- Сбор мусора на экологической тропинке.
- Сортировка собранного мусора:
o металлический
o пластиковый
o бумажный и т. п.
-Выявление путей попадания его в природу. Может ли этот мусор навредить природе, её обитателям?
- Беседа о том, куда девается этот мусор? Что с ним произойдёт через год?
Обобщающий:
- Выставка поделок из бросового материала; (июнь-июль)
- Проведение опытов. - Составление правил поведения в природе и природоохранных знаков, на основе собственных исследований и выводов.
Материально-техническая база:
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
- Огород на участке;
- Огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, (птиц, растений, животных, времен года и т. д.);
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
Информационное обслуживание проекта:
Интернет-сайты;
Периодические издания.
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:
Познавательный интерес к природе и ее изучению;
Знания об окружающей природе;
Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
Проявление бережного отношения к природе;
Практические умения и навыки по охране природы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенная в течение года работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек - часть природы и подчиняется ее законам, о самоценности природы, положительное отношение к ней;
- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
При организации воспитательно - образовательного процесса было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта, и совместная деятельность позволила, в свою очередь:
- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Данный проект дает возможность при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.
ЛИТЕРАТУРА
Цель:
• Создание условий для воспитания осознанного, бережного отношения к земле и воде как источников жизни и здоровья человека.
• Активизировать познавательную деятельность участников проекта.
• Продолжать учить детей с помощью взрослых находить полезную информацию о живых объектах природы.
• Учить детей использовать полученные знания на практике во время экспериментальной деятельности
• Вызвать эмоциональный отклик во время наблюдений и экскурсий.
• Воспитывать у детей бережное отношение к природному миру.
Задачи:
• Учить детей объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
• Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
• Расширять представление детей о различных природных объектах (почва, вода.)
• Формировать представления детей о здоровом образе жизни.
• Расширять представления детей о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни.
• Приобщать детей к выполнению правил безопасного поведения человека в окружающей природе.
• Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим.
• Развивать интерес детей в процессе совместной деятельности.
• Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.
• Формировать у детей эстетическое отношение к явлениям живой природы.
• Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
Актуальность проекта:
В предметное окружение ребенка входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы, растениями, животными неизбежен – это естественный процесс познания и приобретение социального опыта.
В нормативном документе Министерства образования Российской Федерации «Концепция дошкольного образования» - дошкольный возраст определен, как начальный этап позитивного отношения к природе, «к рукотворному миру», к себе и людям, начале ценностной ориентации в окружающей действительности.
Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Дети задают много вопросов о мире природы. Ответы, на которые направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями, на систематизацию представлений о живых и неживых объектах.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.
Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи.
Идеи проекта:
Вся деятельность направлена на подведение детей к пониманию основ экологического воспитания.
Соблюдение основных норм поведения в природе.
Формирование умения находить причинно- следственные связи.
Непосредственно образовательная деятельность:
- Совместная деятельность взрослого и ребенка
- Самостоятельная деятельность детей
- Экскурсии и наблюдения
- Чтение художественной литературы
- Изобразительная деятельность
Работа педагога с родителями включает:
- Анкетирование родителей
- Подбор материалов для фоторепортажа
Конечный результат:
оформление фоторепортажа «Мы любим родную природу»
Этапы реализации проекта
Экологический проект
«Мусор Земле не к лицу!»
(для детей 6 - 7 лет)
Автор: Молькова Вера Геннадьевна – педагог дополнительного образования
р. п. Сосновское 2014 г.
Тип проекта: информационно – исследовательский.
Участники проекта: дети (6 -7 лет) – педагоги – родители.
По продолжительности реализации проекта: август – октябрь 2014 (среднесрочный)
Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».
Актуальность проблемы
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Конец 20 и начало 21 века стали переломными для жителей планеты Земля: катастрофы природные и техногенные, появление новых болезней, исчезновение лесов, засыхание рек и морей. Всё это привело к тому, что проблема не только экологической безопасности, но и экологическойграмотности встало на первое место.
Начальным звеном непрерывной системы экологического образования по праву необходимо рассматривать дошкольное экологическое образование. Ведь именно дошкольное детство является базовым, исходным этапом формирования личности. Дошкольный возраст – это период, когда ребенок делает первые шаги «по пути постижения мира природы». Поэтому в нашем детском саду уделяется большое внимание формированию экологической культуры детей. Для этого мы используем всё новые и новые формы и методы работы с детьми. На вооружение мы взяли проектный метод и стали активно его внедрять.
Используя проектный метод в деятельности нашего ДОУ, в качестве объекта исследований мы выбрали «мусор», так как проблема отходов сейчас остро стоит во многих странах. И решать ее нужно комплексно: не только путем поиска новых технологий переработки мусора, но и с помощью экологического воспитания. Причем чем раньше мы начнем это делать, тем больше шансов сформировать поколение с новой культурой поведения. Однако для этого недостаточно просто призывать детей не сорить, не обрывать на клумбах цветы, не разводить костры и т. д. поведение даже маленького человека должно быть осознанным, мотивированным. И к выводам о том, что мусору не место в лесу, на поляне, улицах посёлка, он должен прийти самостоятельно, хотя и под чутким руководством взрослого.
Для решения данной проблемы был задуман и реализован в нашем детском саду экологический проект «Умный взгляд на мусор».
Цель проекта: Формирование у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.
Задачи проекта:
- расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;
- формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, опытным путём выявить, какие отходы разлагаются быстрее, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
- учить выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;
- развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.
Предполагаемый результат:
понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям;
умение сортировать мусор из разного материала;
применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.
На первом этапе был составлен план работы по данной теме, запланирована индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, подобрано дидактическое и методическое оснащение проекта. Так же на данном этапе проводилось анкетирование родителей с целью выявления их отношения к теме проекта.
Перспективный план реализации экологических занятий
“Умный взгляд на мусор ”
№ Мероприятия Дата Исполнители
1. Беседа «Планета Земля в опасности!» Август Педагог дополнительного образования, дети
2. Прогулка по экологической
тропинке в лесопарк.
(Приложение 1) Август Педагог дополнительного образования, воспитатель, дети
3. Экологическая акция «Мы порядок наведем и планету сбережём»
Трудовой десант «Береги природу»
(Приложение 2) Сентябрь Воспитатель,
Педагог доп. образования,
дети
4. Исследовательский подпроект «Такой разный мусор»
- Откуда берется мусор?
- Каким бывает мусор?
- Сортируем мусор из мусорной корзины нашей группы
- Как можно использовать предметы, которые попали в мусорную корзину?
- Самый опасный мусор
- Экологические знаки на упаковках
(Приложение 3) Август
Педагог доп. образования, дети
5. Экспериментальная деятельность
Закапывание разного вида мусора:
а) упаковочные материалы;
б) пищевые продукты;
в) опавшие листья;
для дальнейшего наблюдения
за ними.
(Приложение 4) Сентябрь Педагог доп. образования, дети
6. Посещение выставки
«Новая жизнь старым вещам» в ДХШ (художественная школа)
(Приложение 5) Октябрь Педагог доп. образования, воспитатель, дети
7. Опыт.
Сделаем из макулатуры ноновую бумагу
(Приложение 6) Октябрь Педагог доп. образования, дети
8. ИЗО «Как люди речку обидели»
Рисование «Такой разный
Мусор»
Рисование экологических
знаков «Береги природу»,
«Чистый двор», «Не сори»
и др.
(Приложение 7) Октябрь
Сентябрь Педагог доп. образования, дети
9. Просмотр мультипликационных
фильмов, видеосюжетов, телепередач;
Чтение художественной
литературы;
Разучивание стихов, песен по теме проекта.
(Приложение 8) На протяжении
всего
проекта Воспитатель, дети,
родители
10. Выставка «Мусорное рукоделие» (поделки из бросового материала) (Приложение 9)Октябрь Родители, дети, воспитатели
11. «Мусорные фантазии»
работа в
творческой мастерской,
изготовление поделок из
бросового материала
(Приложение 10) Сентябрь-Октябрь Педагог доп. образования, дети
12. Конкурс плакатов на тему «Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить, должна быть чистою земля, и воздух чистым быть»
(Приложение 11) Октябрь Воспитатель, дети, родители
13. Акция «Добрая зима для птиц» (изготовление кормушек для птиц из бросового материала)
(Приложение 12) Сентябрь-Октябрь Воспитатели, дети,
Родители, педагог доп.
образования
14. Итоговое занятие «Мусор земле не к лицу»
(приложение 13) Октябрь Педагог доп. образования, дети
Второй этап предполагал непосредственную работу над проектом. Реализация проектаначалась с экскурсии по экологической тропе, которая располагается рядом с детским садом, в лесопарке. И очень часто, гуляя по лесу, дети не только любовались красотой природы (цветами, слушали пение птиц, собирали грибы и красивые листья, но и наблюдали не очень приятные картины – свалку мусора, загрязнение берегов прудов, сломанные деревья. В зоне отдыха – сломанные скамейки, выжженную костром лужайку, разбитые бутылки и много другого мусора. Во время прогулок, экскурсий и повседневных наблюдений участники проекта изучали и анализировали экологическое состояние объектов ближайшего окружения (участка детского сада, двора, парка и т. д., делали соответствующие выводы. И очень часто дети, отвечая на вопрос: «Что мы можем сделать, чтобы наш посёлок, улица, двор были чистыми и ухоженными?», высказывали свои предположения. Наблюдения, проведенные во время этих экскурсий, послужили основанием для бесед: «Что вы видели хорошее, а что не очень», «Что вам понравилось, а что нет?». Были смоделированы проблемные ситуации «Кто здесь отдыхал?», «Как бы ты поступил?» и другие.
Ребята активно участвовали в природоохранных акциях.
В один из дней был запланирован и проведен экологический десант «Береги природу». Вооружившись подготовленным оборудованием, все отправились на борьбу с мусором. Собирая мусор на экологической тропе, взрослые строго следили за безопасностью детей, все пользовались резиновыми перчатками. Дети брали только относительно чистые банки и бутылки, не трогали аэрозольные баллончики, упаковки от химических веществ, лекарств. Весь собранный мусор сложили в пакет и отнесли в мусорный контейнер. Вот тогда и было решено узнать всё о мусоре. В рамках проекта был разработан и проведен исследовательский мини – проект на тему «Такой разный мусор». Данный проект очень заинтересовал ребят. В ходе его реализации дети узнали много нового и интересного: откуда берется мусор? Каким он бывает? Какой вид мусора самый опасный? Как можно использовать предметы, которые попали в мусорную корзину? Свалка – это хорошо или плохо? Для чего нужно сортировать мусор? О чём говорят экологические знаки на упаковках и многое другое.
На протяжении всего проекта мы с ребятами смотрели видеофильмы о самых загрязненных местах нашей планеты, о перерабатывающих заводах, о правилах поведения в природе. Обсуждали просмотренные мультфильмы по теме проекта («Чебурашка и Крокодил Гена», отдельные сюжеты телепередачи «Спокойной ночи малыши», «Загадочная планета» и др.). Читали много познавательной литературы. Свои впечатления дети отражали в рисунках. Кроме того, ребята узнали, как можно использовать ненужные старые вещи, посетив выставку в художественной школе «Новая жизнь старым вещам».
В ходе проекта проводились различные эксперименты с мусором. Совместно с детьми мы провели эксперимент по созданию новой бумаги из макулатуры, а также попробовали из бросового материала сделать интересные полезные вещи.
Следует также отметить активное включение в проектную деятельность и родительской общественности. Ребята совместно с родителями проявили фантазию и творчество и дали мусору вторую жизнь, приняв участие в выставке «Мусорные фантазии», в изготовлении кормушек для птиц, а также в выставке экологических плакатов на тему «Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить, должна быть чистою Земля, и воздух чистым быть»
Заключительный этап был посвящен обобщению полученных знаний. Для детей было проведено итоговое мероприятие, с последующей презентацией проделанной работы на районном семинаре – практикуме для педагогов «Формирование экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность», который состоялся на базе нашего ДОУ.
В заключении хочется отметить, что использование проектного метода в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает формирование у детей норм и правил экологического поведения, которые становятся убеждениями, дают возможность развить у детей устойчивую позицию в отношении к природной среде как к родному дому, за который мы несем ответственность, который должен быть чистым и уютным.
Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Стань природе другом»
АНАСТАСИЯ ПОДЛУЖНАЯ
Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Стань природе другом»
Экологический проект: «Стань природе другом»
Участники проекта : дети группы, воспитатель,родители
Подготовила: Подлужная Анастасия Викторовна,воспитатель
Актуальность проекта:
Экологическое воспитание дошкольников - является важной и неотъемлемой частью воспитания детей. Мир природы очень богат и прекрасен и все его великолепие нужно донести до ребенка. Ребенку нужно с ранних лет внушать,что любить природу - значит творить добро. Заставлять детей задумываться,над своими действиями и поступками
Под экологическим воспитанием подразумевают – непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой,животными,наблюдения за природой, практическая деятельность по уходу за растениями и животными,осмысление увиденного.
Огромную роль играет как практическая деятельность так и занятия по экологическому воспитанию в учебном процессе детского сада. Чем раньше будет начата эта работа,тем больше будет педагогический эффект. Работа по экологическому воспитанию на сегодняшний день является очень актуальной.
Данный проект определяет цели,задачи направленные на экологическое воспитание дошкольников.
Цели проекта:
Формирование начал экологической культура младших дошкольников.
Прививать детям любовь ко всему окружающему.
Создавать условия для познавательных способностей дошкольников.
Изучение детьми живой и не живой природы.
Расширять кругозор детей.
Понимание необходимости жить в гармонии с окружающим миром.
Задачи:
Формировать экологические представления
Формирование основ экологического воспитания, развитие экологического сознания, мышления
Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие окружающего мира.
Формировать умение анализировать поступки людей и свои,делать экологические выводы.
Воспитывать нормы поведения в природе и бережное отношение к ней.
Дать понятия детям,о том, что природа –наш общий дом и для растений, и для животных, и для человека.
Дать понять детям о том, какое место занимает человек в природе
Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей
Ожидаемый результат:
Осознанное правильное отношение детей к природе.
Развитие познавательной активности детей
Развитие у детей устойчивого интереса к представителям живого мира.
Интеллектуально – личностное развитие детей.
Усвоение детьми необходимых знаний о жизни животных в дикой природе.
Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ,укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Вид проекта: групповой, краткосрочный, познавательно – информационный.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Педагогические принципы:
систематичность
наглядность
доступность
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Сезонность
Подготовительный этап:
Поисковая работа по подбору иллюстрационного материала по теме: загадки,поговорки, стихотворения.
Рассматривание картин,иллюстрации в книгах.
Прослушивание аудиозаписей «Звуки природы»,голоса птиц, звуки издаваемые животными дикими и домашними
Наблюдения за живой и не живой природой.
При помощи родителей разрабатывали и дополняли уголок природы.
Этапы реализации проекта
I. Занятия познавательного цикла.
Основы экологии.
Тема: «Дикие животные»
Цель:
Расширять знания о диких животных
Дать представления о жизни животных в диких условиях
Познакомить с характерными особенностями строения тела животных, средой обитания.
Развивать разговорную речь, внимание, память, умение систематизировать полученную информацию.
Воспитывать стремление заботиться о животных.
Основы экологии
Тема: «Живая и не живая природа»
Цель:
Дать представления о живой и не живой природе.
Научить различать формы живой и не живой природы.
Закреплять навыки исследовательской деятельности, умения вести наблюдения.
Умения делать простейшие умозаключения.
Воспитывать любовь и бережное отношение к объектам природы.
Лепка.
Тема: Грибная поляна.
Цель:
Продолжать учить детей раскатывать из пластилина столбики и соединять их с деталями из дополнительного материала.
Материалы: Четыре разных по цвету и форме грибочка, вырезанных из картона и разрезанных по вертикали пополам; скорлупа грецкого ореха, пластилин коричневого цвета, дощечка – подкладка.
Экологический праздник День Земли. Для детей разновозростной группы в рамках проекта «Берегите природу!»
Наталья Исмайылова
Экологический праздник День Земли. Для детей разновозростной группы в рамках проекта «Берегите природу!»
Цель: формирование у детей экологического сознания, убеждение в необходимости беречь и охранять планету Земля, красоту и творение её природы. Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда.
- Знакомить с правилами поведения в природе (не загрязнять окружающую среду,лекарственными растениями Донского края
- Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения.
- Учить детей имитировать характерные действия персонажей (пчёлки летают, передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением)
Дети под музыку входят в зал.
Социально-нравственное воспитание дошкольников
Январь 17th, 2015
admin

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» достаточно разнообразна по своим задачам и охватывает широкий спектр развития предполагаемых личностных качеств дошкольника.
В частности, одной из задач этого направления является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Таким образом, нравственное воспитание является частью социально-коммуникативного развития ребенка.
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Можно сказать, что социально-нравственное воспитание у малышей начинается с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?»
Задачи социально-нравственного воспитания дошкольников:
1. Формирование основ нравственных качеств личности ребенка, его начальных представлений и эмоций, поведенческих позиций.
2. Формирование бережного отношения к морально-этическим, общечеловеческим ценностям.
3. Развитие самоконтроля и самосознания ребенка с целью соответствия его поведения определенным правилам и стандартам, принятым в обществе.
Отсюда следуют основные формы взаимодействия с детьми:
— знакомство с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы;
— нравственно-этические беседы;
— сочинение историй, сказок;
— игровое проектирование проблемных ситуаций.
Возможности обучения значительно возрастут, если применять интегрированные занятия или использовать примеры из жизни самих ребят. Необходимо включать малышей в разнообразные виды деятельности, в которых они приобретают конкретный опыт моральных поступков и отношений.
Основные формы взаимодействия с дошкольниками:
Знакомство детей с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы. Основы нравственности можно преподнести через сюжет хорошо известной сказки или другого литературного произведения.
Например, после прочтения сказки «Три поросенка», можно обсудить ситуацию, в которую попали главные герои, и спросить: «Что плохого сделал волк? Почему нельзя так поступать?».
Прекрасной художественной базой для изучения и обсуждения нравственных понятий могут служить сказки «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Золушка», «Красная шапочка», «Золотой ключик», «Гадкий утенок» и многие другие. В дальнейшем дети сами смогут находить в литературных текстах примеры нарушений нравственных норм и ценностей.
Нравственно-этические беседы. Беседы с детьми нужно строить так, чтобы нравственно-этическое представление приобрело для них яркое, живое содержание. Тогда и моральные чувства развиваются более интенсивно. Поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев литературных произведений или героев реальных ситуаций, о правомочности их поступков.
Сочинение историй, сказок. Процесс обучения станет творческим как для педагога, так и для ребенка, если он будет организован как исследовательская, поисковая деятельность. Например, на основе сюжетов из сказок или собственных сочиненных историй педагог может предложить детям творчески преобразовать ход повествования, придумать различные концовки, ввести непредвиденные ситуации, соединить несколько сюжетов в один и так далее. Эти творческие задания сформируют у ребенка умение думать, рассуждать, подвигнут к самостоятельному поиску решений, к моделированию собственного поведения. Дошкольник сможет на конкретных примерах установить несоответствие нормам поведения и решить, как его исправить. Затем дети сами смогут придумывать небольшие рассказы, включая в них усвоенные знания.
Игровое проектирование проблемных ситуаций. В этом случае желательно организовать практическую деятельность, включая игровые ситуации, ролевые игры, игры-драматизации на нравственные темы, так как моральная этика формируется в единстве слова и дела. Наличие нравственных элементов в игре позволит педагогу легче познакомить дошкольников с духовными ценностями окружающего их мира. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, с их социальным опытом и возрастными особенностями.
Осуществляя взаимодействие с детьми, необходимо придерживаться принципов гуманистической педагогики, а именно:
— создавать атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей, вселяющую уверенность в себе и желание высказываться;
— использовать ошибки детей для формирования нового, позитивного взгляда, а не для осуждения.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Светлана, Вы всё правильно пишите, но ориентируйтесь на задачи ФГОС по социальному развитию (Вам так легче будет «прикрепить» ту или иную деятельность к какой-либо задаче). Вот задачи:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
А психологическими приемами защиты должны заниматься психологи, да и рановато это в дошкольном возрасте.
Ответить