СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Музыкальная гостиная"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Музыкальная гостиная" для детей старшей и подготовительной группы.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Музыкальная гостиная"»

Проект музыкального руководителя Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения «Детский сад «Колосок»



Иванниковой С.С.







Название проекта:

«Музыкальная гостиная»



Вид проекта:

Культурно - досуговая деятельность



Тип проекта:

Долгосрочный



Участники проекта:

Старшие дошкольники 5-7 лет, родители, музыкальный руководитель, воспитатели, педагогический персонал.

Цель проекта:

Приобщение детей и родителей к музыкальной культуре, воспитание интереса и любви к классической музыке.

Задачи (направления) проекта:

-Воспитание художественного вкуса, сознательного отношения к отечественному музыкальному наследию и современной музыке;

-Приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой;

- укрепление семейных традиций, семейных отношений.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос:

Нужна ли классическая музыка современному человеку?

Проблемные вопросы:

Где можно послушать классическую музыку у нас в городе?

Куда можно пойти с ребенком в выходной день и провести его интересно и познавательно?

Как организовать праздник для ребенка дома?

Учебные вопросы :

Зачем  нужна музыка?

Есть ли музыка в природе?(Сказка о муз. звуках)  

О чем рассказывает музыка? (П.И.Чайковский)

Что значит классическая музыка?

Кто такой композитор? (В.А.Моцарт)

Какие музыкальные инструменты вы знаете?

Почему инструменты называют "струнными", "ударными", "духовыми"?

Что такое оркестр и кто такой дирижер?



Сроки реализации:

сентябрь-май.



План реализации проекта :

Подготовительный этап. Планирование проекта.

Провести анкетирование родителей (имеет ли кто-то из членов семьи музыкальное образование, играет ли на музыкальном инструменте, какую музыку слушают дома, о творчестве каких композиторов хотели бы узнать);

Составить перспективный план работы на учебный год, подобрать музыкальный материал, наглядные средства.

Организовать с детьми оркестр детских музыкальных инструментов, привлечь родителей к изготовлению вместе с детьми самодельных шумовых музыкальных инструментов.



 Основной этап. Реализация.

Приглашение детей и родителей посетить "Музыкальную гостиную", привлечение их к участию в работе (приготовить небольшое выступление о композиторе, о музыкальном инструменте) Слушание лучших произведений русских и зарубежных композиторов, беседы о них. Знакомство с оркестром русских народных инструментов. Совместная игра в оркестре детей и родителей. Приглашение  учащихся муз. школы (или школы 65) для исполнения музыки на таких инструментах, как фортепиано, баян, гитара, домра, балалайка. Выступление детей и родителей на праздниках в детском саду, участие в организации театральных постановок.



 Заключительный этап. Итоги.

Оформление фотовыставки, организация совместных праздников, конкурсов, развлечений, театральных постановок, создание видеотеки о работе "Музыкальной гостиной".

 

Предполагаемый результат проекта:

Такая совместная творческая деятельность предполагает,  с помощью музыки объединить детей и взрослых, создать обстановку общей радости, хорошего настроения, а состояние счастья и полноты жизни – существенный признак нравственного здоровья. Когда дети живут и воспитываются в доброжелательной и гармоничной среде взрослых, добровольно участвуя в совместных творческих процессах, нравственные качества формируются естественно и целостно, легко становясь нормой и открывая путь к нравственно–здоровому, социально–позитивному образу жизни. Разработанные мероприятия предполагают предоставить возможность выбора и творческого поиска. Сочетание разнообразных методических приёмов, таких, как: сравнение нескольких произведений с одинаковыми названиями, но с разными характерами, использование поэтического слова, сочетание аудиозаписи и "живого" исполнения, игра в оркестре, танцевальные и игровые импровизации - всё это значительно обогатит процесс слушания музыки, сделает его интересным и увлекательным.

Предполагаемые продукты проектной деятельности участников:

Фотоматериалы

Выступление детей в Д/С

Видеоматериалы    

     

 Оценивание работы участников проекта:

Анкетирование, наблюдения, беседы, организация конкурсов и викторин.

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности:

Анкеты, компьютер, видео, музыкальный центр, фотоматериалы, сценарии совместных праздников и развлечений, наглядные пособия, детские музыкальные инструменты.



 Другие материалы:

Буклеты для родителей и детей.



























Зачем нужна музыка?

Итак, сложно в принципе и ответить на этот вопрос, хотя если задуматься над этим вопросом, то ответ может показаться не таким уж и сложным. Возможно, будет правильнее ответить,что музыка нужна каждому человеку. Почему же все-таки она нужна? Наверно потому что музыка помогает оставаться людьми, не дает возможности стать грубыми и черствыми. Музыка нужна для того чтобы радовалось сердце и душа. Она необходима для того чтобы плакать, слушая грустную мелодию, а быть может веселиться и смеяться, услышав хорошую и веселую музыку. Если бы музыка не существовала, то весь мир был бы мрачным и угрюмым. Ведь многие начинают свой новый день с музыкой и поднимают себе настроение на весь день. Многих людей музыка сопровождает повсюду и трудно представить, что музыка могла бы не существовать.

Музыка необходима всем абсолютно всем людям без исключения, так как музыка помогает многим открыть свою душу, почувствовать себя другим человеком. Музыка это гармония, это жизнь. Музыка настолько всем необходима, что многим трудно представить свою жизнь без музыки. Она необходима людям как воздух. А ведь очень трудно представить существование без воздуха. Так и музыка, она покоряет сердца и души, дает то, чего так в жизни не хватает. Что дает музыка? Музыка дает нам почувствовать те чувства, которые спрятаны глубоко в душе. Она дарит море  положительных эмоций.

Разве можно представить жизнь человека, который любит искусство без музыки? Скорей всего, что воображение любого человека даже не допускает таких мыслей. Просто у каждого человека своя ассоциация с музыкой, свои воспоминания и переживания, у каждого разные эмоции и мечты. Но главное, что музыка жива, и никто не вправе говорить, что в ней нет необходимости.

Вопросы:

Интересно было бы смотреть мультики, кино, передачи без музыки?

Как бы проходили праздники и концерты без музыки?

Можно бы было устроить дискотеку?























Музыкальные инструменты

Как вы думаете, какой «музыкальный инструмент» самый старейший и в то же время до сих пор находится у каждого человека в буквальном смысле под рукой? Как ни странно, это человеческое тело. Ведь первые звуки, которыми человек сопровождал танцы и обряды, были хлопки в ладоши, шлепки по груди или бедрам. Чем не музыка?

Время шло и стали появляться музыкальные инструменты, которые человек делал из различных подручных материалов. Плоскими камешками и палками хорошо было отстукивать ритм. Из морских раковин, рогов животных и тростника получились отличные духовые инструменты. Из костей животных - погремушки и трещотки. Тетива лука послужила прародительницей струнных - арфы, скрипки.

Мелодии, сыгранные на таких инструментах, получались очень простыми, ритмичными и громкими. Под грозную и возбуждающую музыку охотники плясали, подражая движениям мощных, ловких и хитрых зверей. Под музыку подбирали слова и в песнях рассказывали о себе, о предках, об увиденном вокруг.

Постепенно инструменты совершенствовались, на их основе появлялись более современные. И даже в наше время люди всё ещё продолжают их изобретать.

Музыкальные инструменты принято делить на группы или семейства в зависимости от того, как они устроены и каким образом человек заставляет их звучать. Например, на клавишных инструментах необходимо бегло перебирать клавиши, на струнных смычковых - водить по струнам смычком.

Клавишные инструменты:

струнные: клавесин, фортепиано;

духовые: орган, баян, аккордеон, гармонь.

Струнные инструменты:

щипковые: арфа, гусли, балалайка, домра, банджо, гитара;

смычковые: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Духовые инструменты:

медные: труба, тромбон, валторна, туба;

деревянные: флейта, кларнет, гобой, фагот, саксофон.

Ударные инструменты:

барабан, тарелки, литавры, кастаньеты, маракасы, треугольник.

Знакомство с доступными инструментами и игра на них.

 



























Ударные инструменты

  Мир ударных инструментов очень разнообразен. Играть на них не так просто, как кажется на первый взгляд. Каждый удар должен быть рассчитан и иметь определённую силу. А ещё нужна точная координация движений. Посмотрите, как играет на инструментах ударник в ансамбле или рок-группе: он сидит за целой батареей барабанов и тарелок, руки и ноги его находятся в постоянном движении.

Всевозможные шумы играют важную роль в музыке. Для этого придуманы шумовые инструменты: латиноамериканские маракасы, в корпусе которых находятся бусинки или зернышки, испанские кастаньеты, издающие щёлкающий звук, и многие другие.

Многие из ударных инструментов издают не только шумы, но и звуки такой высоты, которая соответствует той или иной ноте. Это различные колокольчики, деревянные и металлические брусочки, гонги.

Клавишные инструменты

При игре на этих инструментах пальцы музыканта легко касаются клавиш, и раздаётся звук. Но, несмотря на то что клавиши у всех одинаковые, инструменты различаются внутренним устройством.

Фортепиано

Своё название этот клавишно-струнный инструмент получил от двух итальянских слов «форте» -громко и «пиано» - тихо.

У фортепиано 88 клавиш: 52 белых и 36 чёрных. Если заглянуть под его лакированную крышку, то можно увидеть, как деревянные молоточки быстрыми ударами касаются металлических струн, их очень много - и молоточков, и струн. От этих касаний появляются звуки. Ещё у фортепиано есть внизу две педали. Когда музыкант во время игры нажимает ногой левую, то звучание инструмента становиться тише, а нажимает на правую клавишу - звучание становится громче и насыщеннее.

Этот музыкальный инструмент достаточно молод. Появился он в 1709 году в мастерской итальянца Бартоломео Кристофори.

У фортепиано есть две разновидности: рояль и пианино. Рояль отличается большими размерами, ярким звуком и используется для игры в концертных залах. Недаром его имя переводится как «королевский». Пианино занимает гораздо меньше места, его можно встретить в учебных классах музыкальных школ, детских садах и дома.

Орган

Это самый большой клавишно-духовой музыкальный инструмент. Звучание органа настолько красиво, что нередко его называют королём музыкальных инструментов. Состоит он из труб разной длины и разного диаметра. Самые низкие звуки органа исходят из труб длиной 10 метров.

Баян

Как и у органа, у баяна звук рождается под силой сжатого воздуха. Меха нагнетают воздух, под его поток колеблются упругие металлические пластинки-язычки. Родом баян из старинного русского города Тулы, а изобрёл его в 1907 году гармошечных дел мастер Пётр Стерлигов. Название своё музыкальный инструмент получил по имени былинного певца Бояна.

Есть у баяна близкие «родственники»: аккордеон и гармонь. Устроены они так же, как и баян, но отличаются по внешнему виду. Например, у аккордеона на одном боку клавиши, а на другом кнопки. У баяна кнопки с обеих сторон.

Струнные инструменты

Извлечь звук из натянутой струны можно по-разному.

На гитаре, арфе, балалайке струну защипывают кончиками пальцев или специальной пластинкой - медиатором. Такие инструменты называются струнные щипковые.

При игре на скрипке, виолончели, альте используют смычок. Это струнные смычковые инструменты. Смычки не отличаются по форме, делают их из деревянной трости (древка) и пучка конского волоса.

Высота звука зависит от длины, толщины струны и силы её натяжения. Когда музыкант играет на струнном инструменте, он пальцами левой руки зажимает струну, тем самым изменяя её длину. Благодаря этому меняется и высота звука.

Струны музыкальных инструментов выдерживают большие нагрузки. Изготавливают их из прочных нейлоновых нитей или стальной проволоки. Но струны сами по себе не могут издавать достаточно громкие звуки. Насыщенное и мощное звучание обеспечивает полый корпус инструмента. А чтобы звук не остался запертым внутри корпуса, на нём есть специальные отверстия. У скрипки это два специальных отверстия в форме буквы f, которые называются эфы. У гитары - одно круглое.

 

Скрипичное семейство

Такой, какой мы знаем её сейчас, скрипку сделали почти три с половиной века назад итальянские мастера из города Кремона Амати, Гварнери и Страдивари. Их инструменты до сих пор остаются непревзойдёнными по звуку.

Скрипка - самый маленький инструмент скрипичного семейства. Во время игры музыкант держит её под подбородком. Немного крупнее скрипки - альт, его звук ниже и бархатистее.

Ещё один струнный смычковый инструмент - виолончель. Музыкант играет на ней сидя, уперев инструмент в пол заострённой металлической ножкой.

Самый большой струнный инструмент, высотой от 180 до 200 сантиметров, - контрабас. На нём музыкант играет стоя. В оркестре контрабас незаменим - из всех инструментов низкого регистра только у него звук такой густой и плотный.

Смычковые инструменты - основа симфонического оркестра.

Щипковые струнные инструменты

Арфа

Считается, что прародителем арфы был охотничий лук. Ведь устроена она почти так же - её струны натянуты на раму. Каждая струна издаёт звук одной высоты. На концертной арфе очень трудно играть: пальцы музыканта управляют 47 струнами, а ноги 7 педалями, с помощью которых струны перестраиваются.

Арфа в оркестре занимает особое положение. Почти всегда её голос звучит в тот момент, когда по замыслу композитора происходит что-то необыкновенное. Она может изображать и тихое дуновение ветерка, и грозную бурю.

Гусли

Как и арфа, гусли - древнейший музыкальный инструмент. Их история насчитывает тысячелетия. Гусли похожи на маленькую лежачую арфу. Но число струн у них непостоянно: встречались 4-, 5-, 6-, 9-струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см.

Балалайка

Самый, пожалуй, известный русский народный инструмент -балалайка. У неё треугольный корпус и всего три струны, но как весело и заливисто она может звучать! Без балалайки трудно представить себе оркестр народных инструментов.















Кто такой композитор?

  Ответ прост: это человек, который создает музыку, то есть сочиняет песни, оперы, симфонии и прочие музыкальные произведения. Но настоящим композитором имеет право называться лишь тот, кто обладает не просто талантом, но и огромным комплексом других важных качеств.

Было время, когда этим словом называли любого, кто занимался композицией, к какой бы области искусства это ни относилось. Ведь латинское composito означает - сочинение, составление. Термин compositor можно перевести как сочинитель, составитель и отнести его к чему угодно, даже к составлению (композиции!) изящных букетов.

Однако уже начиная с XVI века этот термин все чаще стал употребляться в смысле «сочинитель музыки» (сначала говорили, как правило, «композитор музыки»). Сейчас у него имеется только одно это значение.

Очень трудно стать настоящим композитором. Для этого нужно посвятить всю свою жизнь музыке: с детства учиться играть на рояле, хорошо знать все музыкальные науки - теорию музыки, гармонию, полифонию, оркестровку, историю музыкального искусства. Нужно изучить произведения всех крупных композиторов прошлого и современности, понять особенности их творчества; изучить особенности звучания всех музыкальных инструментов. Только тогда можно сочинять настоящую хорошую музыку. Разумеется, если есть творческое дарование.

Те, кто хочет стать композитором, учатся в музыкальном училище и в консерватории на композиторском факультете.

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из  композиторов.

    Маленький Вольфганг Амадей Моцарт, а попросту Вольф, был солнечным мальчиком.  Он почти всегда улыбался, словно ласковое весеннее  солнышко. Потому что в нем жила музыка... Небесная, солнечная, радостная музыка! Музыка наполняла все его существо. Музыка была его дыханием. Музыка была его зрением. Музыка была его слухом. Как это может быть? -  спросите вы, мои дорогие? Очень просто! Просто Вольф с самого рождения мог слышать больше нас, обычных людей. Слышать музыку, радоваться этому,  и радовать других! Ведь композитор должен записать звуки, которые   услышал, чтобы могли исполнить и  послушать другие, то есть мы с вами. Но Дар  слышать  это не только подарок и доверие Бога, но еще и великий труд.    Моцарт  не мог жить без музыки. За свою сравнительно короткую жизнь он создал так много произведений!       Оперы, концерты, сонаты, менуэты, сонатины, кантаты… Голова идет кругом от этого множества и разнообразия… 

      Вольфу не было еще и пяти лет, когда  он начал серьезно постигать музыкальную науку. Но к клавесину его тянуло  гораздо раньше. Словно какая-то фея одарила его необычайным желанием. И даром сочинительства! И редким исполнительским даром! Он упражнялся в игре на музыкальных инструментах без устали и капризов, как профессиональный музыкант. И еще он был наделен  легким жизнерадостным характером! Я уверена, что  над Вольфгангом Моцартом поработало множество фей!  И очень может быть, что когда новорожденного Вольфа - будущего Музыкального Принца или Короля Музыки - запеленали и положили в колыбельку, феи собрались вокруг и начали свое волшебное дело. Они одарили его душевным богатством, а про земные блага забыли. Великий Моцарт жил почти в нищете и еле-еле сводил концы с концами. Да еще ему доставалось от злых завистников и недоброжелателей.  Это, наверное, дело рук злой колдуньи, которую, как и полагается,  забыли пригласить на столь великий праздник. А ведь в жизни все гораздо сложнее , чем в сказке.    Кто знает… Нам  не позволяют совать свой нос в такие тонкости! Так что не будем нарушать сказочную  жизнь фей и тем более злых колдуний! Пусть себе живут в своих сказках! К счастью, Моцарт несмотря на все лишения, голод,  холод и каторжный труд, остался до конца своих дней добрым и жизнерадостным.  То есть душа его осталась чистой и легкой, как у ребенка, даже когда он стал именитым композитором. Поэтому его музыка   сказочно красива, легка, тонка, изящна, а главное светла и радостна, будто соткана из самых настоящих солнечных лучей! Должна сказать вам по секрету, что феи  вяжут свои шали  из того же материала!  Только никому об этом не рассказывайте. Это большая тайна…

     Однажды трехлетний Вольф подошел к инструменту и  ударил по клавишам обеими ладошками. Послышался резкий пронзительный звук! Малыш в ужасе закрыл уши  и… потерял сознание. После этого случая он относился к инструменту с великой осторожностью как к живому существу, обладающему волшебными свойствами. Он разговаривал с ним, гладил его, долго слушал каждый  звук и шумно радовался, когда находил гармоничные созвучия.

  Так начался трудный творческий путь великого композитора. Уже ребенком Моцарт много работал. Отец Леопольд Моцарт возил его по странам Европы с концертами. Маленький виртуозный исполнитель в белом парике с косичкой  и в тяжелом шитом золотом камзоле, подаренном мальчику при императорском дворе, выглядел забавной куклой. Еще бы! Ребенок, который виртуозно владеет инструментом! Спешите видеть! Спешите слышать! Маленький музыкант сыграет на клавесине по нотам! И по памяти!! С закрытыми глазами!!! И с закрытой платком клавиатурой!!! Двумя руками!! Одной рукой!!! И одним пальцем!  Угадает любую ноту, названную из публики... Сыграет с листа любые незнакомые произведения... А его музыкальные импровизации на любые темы просто неповторимы... Спешите! Спешите...

 На приеме в императорском дворце с маленьким Вольфом произошла не очень приятная история. Когда он увидел императрицу Марию Терезию,  вспомнил наставления отца и  хотел раскланяться по всем правилам этикета. Но, не удержавшись на скользком полу,  поскользнулся и упал. Хотел встать и опять упал. Все вокруг засмеялись. Можно догадаться,  какие горькие чувства переполнили душу маленького чудо-музыканта, когда он лежал распростертым на полу не где-нибудь, а в императорском дворце! И вдруг к нему подбежала богато одетая девочка. Она протянула Вольфу руку и помогла встать. Вольф встал, оправился, с вызовом огляделся вокруг и твердо заявил: «Ты добрая, я на тебе женюсь…» Девочка была эрц-герцогиня Мария Антуанетта. 

Понятно, что пока Вольф был ребенком,  на него смотрели как на чудо, его ласкали, ему дарили дорогие подарки. Он был предметом развлечения и восторгов! Но почти никому не приходило в голову, что этот малыш гениален! Что он не кукла, он живой, нежный и хрупкий, словно цветок… Ему нужны искренняя забота и тепло солнечного света. 

 

Вот так во многих его произведениях звучит много света, радости и тепла.

















Сказка о музыкальных звуках

  Первый солнечный луч заглянул в окошко и прыгнул на пушистые ресницы спящего мальчика. Другие солнечные лучи влетели в комнату вслед за первым и рассыпались повсюду. Мальчик открыл глаза и сказал: «Ой! Ой, это что?!»

В комнате кружились, сверкали и звенели золотые искорки. Мальчик попытался поймать ладошками звенящие искорки. Они тут же растаяли в солнечном луче, но в ладошках у мальчика шевельнулось что-то горячее. Он осторожно открыл ладошки и увидел одну золотую искорку.

— Спой мне золотую песенку, искорка, — попросил мальчик.

— Я могу спеть только один звук, — пропела искорка звонким голоском. — Остальные звуки унесли мои сестрицы искорки. Отпусти меня к ним, мальчик.

— Хорошо, лети, — мальчик подбросил искорку в воздух. Она сверкнула и исчезла в солнечном свете. Дверь открылась, и в комнату вошла мама.

— Мама, здесь звенели и пели золотые искорки, но потом они улетели, — сказал мальчик.

— Это была музыка — песенка солнышка. Она всегда летает вместе с солнечными лучами, — засмеялась мама и поцеловала сына.

Днем мальчик побежал гулять на поляну за домом. По краю поляны тек прозрачный ручей. Мальчик присел на корточки и смотрел, как прозрачные струи журчат и обтекают разноцветные камушки. Некоторые журчащие хрустальные капельки выпрыгивали из бегущей воды и кружились над ручьем.

Мальчик протянул ладошки, чтобы поймать их. Все капельки нырнули в ручей, а в ладошках мальчика осталась только одна маленькая капелька.

— Спой мне журчащую песенку, капелька, — попросил мальчик.

— Я могу спеть только один звук, — пропела капелька журчащим голоском. — Остальные звуки унесли мои сестрицы капельки. Отпусти меня к ним мальчик.

Мальчик наклонил ладошку, капелька скатилась в ручей и исчезла.

Мальчик побежал домой и пожаловался маме:

- Мама, над ручьем прыгали журчащие капельки, но потом они уплыли вместе с ручьем.

- Это была музыка - песенка ручья. Она всегда бежит вместе с ручьем, — объяснила мама.

Пошел дождик, а потом выглянуло солнышко, и над поляной повисла красавица радуга. Её разноцветные дуги гудели и вибрировали. Мальчик побежал к радуге. Он хотел взять маленький кусочек поющей радуги, но радуга быстро погасла. Мальчик чуть не заплакал от огорчения, но тут увидел, что кусочек разноцветной радуги лежит на цветке.

Мальчик быстро накрыл этот кусочек ладошкой и попросил: — Спой мне песню радуги, радужный кусочек. -Жжж, — зажжужало под ладошкой. - Я не радужный кусочек, а жук. Радуга подарила мне только капельку сверкающей краски для спинки и один свой жужжащий звук.

- А где остальные звуки радужной песни? - спросил мальчик.

- Добрая радуга подарила се кусочки бабочкам, жукам, цветам, птицам - всем, кто украшает Землю. Отпусти меня, пожалуйста. Мальчик убрал ладошку, и жук улетел.

- Я не смог поймать радужную песенку. Она разделилась на много тысяч кусочков и разлетелась по всей Земле, — сказал расстроенный мальчик маме.

- Не горюй, сынок. Пусть ты не поймал песенку, но тебе дан великий дар - слышать Музыку, — успокоила мама сына.

- Откуда берется Музыка, мама? - спросил мальчик.

- Наверное, она спускается с небес, чтобы подарить людям свои мелодии, - задумчиво произнесла мама.

Я все-таки поймаю эти мелодии, - упрямо сказан мальчик.

Вопросы и задания

Представьте, что солнышко спело вам свою песенку. Нарисуйте, о чем пело солнышко.

Нарисуйте солнышко с музыкальными лучиками. В какое время года и как поет солнышко? Чем утренняя песенка солнышка отличается от дневной и вечерней?

Как вы думаете, о чем журчат капельки дождя, росы, ручья, морские капельки?

Придумайте сказку о том, как радуга дарила всему вокруг свои

разноцветные песенки.

Каким талантом обладал мальчик?

Как человек может открыть в себе талант слышать музыку в окружающем его мире?

Как вы думаете, откуда берется музыка и для чего она дана людям?

Послушайте звуки природы.

 





































































Что значит классическая музыка

  Пожалуй, никому еще не удалось точно сформулировать, что такое классическая музыка в сегодняшнем понимании. Кто-то говорит, что это просто серьезная музыка. Дело в том, что не существует единого понятия. Ведь слово «классический» происходит от латинского classicus, что значит «образцовый». Вот и получается, какая музыка для тебя образцовая, та для тебя и классическая. Для одного классика произведения композитора-романтика Ф. Шопена, а для другого классикой является творчество группы «Битлз».

Классическая музыка – это музыка прошлого, которая пережила испытание временем и имеет слушателей в современном обществе. Классическая музыка зародилась в средневековье и развивалась вплоть до ХХ в. При словосочетании классическая музыка сразу вспоминается нежное звучание знакомых с детства симфоний. Великие композиторы: Бах, Сальери, Моцарт, Шостакович, Чайковский, Римский-Корсаков, Скрябин, Хачатурян подарившие миру  музыку. Классическая музыка позволяет обрести душевное равновесие, ведь недаром её рекомендуют, как прекрасное успокаивающее средство. Так же учёные отметили её помощь в борьбе со стрессом, усталостью и плохим настроением. Классическую музыку известных композиторов, и не только, можно слушать  много и постоянно.

 Музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставлять наслаждение или же, напротив, вызывать беспокойство. Именно в музыке дано выразить чувства столь сложные, что их порой невозможно описать словами.

Классическая музыка подразумевает, что произведение заключает в себе серьезное содержание. Именно поэтому в истории классической музыки можно встретить теже направления, что и в истории изобразительного искусства, архитектуры или литературы. Музыка позволяет осознать сложные проблемы не только умом, но и сердцем, как бы почувствовать их изнутри, не только размышлять, но и сопереживать.

Слушать классическую музыку нелегко, она требует сосредоточения, моральной и интеллектуальной подготовленности. Однако это не обозначает, что мир классической музыки не доступен. Чтобы войти в него, необходимы лишь большое желание и немного терпения – и тогда слушатель с удивлением обнаружит, что произведение, написанное много лет назад, рассказывает о его собственных чувствах и надеждах, словно композитор смог знать душу человека, которого никогда не видел.

Глубокое понимание музыки требует от слушателя определенного усилия, но как много обретает человек, сделавший это усилие! Перед ним открывается чудесный мир, наполненный звуками, покоряющими красотой и одухотворенностью. Этот мир открыт людям, главное – слушать музыку.

 

















Что такое оркестр и зачем ему дирижёр?

  В Средние века, примерно с 16 века, музыканты стали собираться по нескольку человек, чтобы музицировать. Но участники и инструменты в этих коллективах часто менялись. Когда же постоянный состав закрепился, а исполнители заиграли написанную специально для него музыку, такой коллектив стали называть оркестром. У каждого оркестра есть своё имя, которое зависит от инструментов музыкантов: симфонический, струнный, духовой, шумовой. Народными называют оркестры, в которых играют на народных инструментах: балалайках, домрах, гуслях, баянах. В начале 20 века, когда в моду вошла эстрадная музыка, особую  популярность завоевал джаз-оркестр.

Самый сложный вид оркестра - симфонический. На первый взгляд, кажется, что его участники располагаются на сцене беспорядочно. Однако место каждого инструмента чётко определено и продумано.

Впереди, на первом плане, располагается семейство 25 струнных смычковых инструментов: скрипки, альты, виолончели.  Чуть поодаль стоят контрабасы. За виолончелями - семейство деревянных духовых: флейты, кларнеты, гобои, фаготы. Справа от них размещаются ближайшие их родственники - медные оо духовые инструменты: трубы, валторны, тромбоны и тубы. За ними стоят музыканты, играющие на ударных инструментах: это барабаны, тарелки, литавры. Часто в состав симфонического оркестра входит арфа и челеста.

Оркестр, как хорошо организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент - управляющий оркестром, которого называют дирижёром. Он умеет заставлять инструменты играть так, как ему нравится, хотя при этом не произносит ни одного слова. Дирижёр пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонечко о подставку для нот - пюпитр - и в оркестре воцаряется мёртвая тишина. Взмахнет ею, и все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно. Дирижёр нужен в опере и в симфоническом оркестре, в хоре и в ансамбле - везде, где музыку исполняет большой коллектив.

Помощницей дирижёра в управлении оркестром не сразу стала тонкая деревянная палочка. Например, в древнегреческом театре хором управлял корифей, который отбивал ритм подошвой, окованной железом, а дирижировал руками. В опере 18 века дирижёра называли «дровосеком», потому что в его руках была палка длиной 1 метр 80 сантиметров. А в итальянской опере дирижёров было двое: один, скрипач, руководил оркестром, другой, кпавесинист, - певцами.

Впервые палочку для дирижирования применили в XIX веке независимо друг от друга композиторы и дирижёры Карл Вебер и Людвиг Шпор. И с тех пор она прочно закрепилась в руках руководителя оркестра.