МКОУ Ясенковская СОШ
Конкурс методических проектов
«Моя малая Родина»
Номинация:
Гордость нашего края
(талантливые люди нашего района)
Проект
«Фольклорный ансамбль «Прялица»
Воспитатель I КК
Цыганова Галина Алексеевна
2016год
О русские песни любимые,
В народе веками хранимые,
Ну чем же вы так хороши?
И в горе вы с нами и в радости,
Вы с нами с рожденья до старости
Звучите в глубинах души!
Информационная карта проекта
Вид проекта:
коллективный, познавательно-творческий, краткосрочный
Срок реализации: 1 месяц - ноябрь
Участники проекта:
Актуальность.
Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой, современной культурой бережно хранит свои традиции, глубоко уходящие корнями в далекое прошлое. Культура народов России одна из самых многообразных в мире. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Можно по-разному относиться к народной песне: любить ее всем сердцем или оставаться равнодушным, считать ее не сопутствующей современной музыкальной моде и собственным вкусам, но не зависимо от субъективных впечатлений, связанных, конечно, и с личным опытом, и с семейным культурным наследием, мы просто обязаны чтить память предков, ибо и мы все, каждый из нас, частица этого народа, хрупкая веточка, немыслимая без мощных корней, питающих ее своей живительной силой. М.Горький отмечал: «Нигде нет такой литературы, как у нас у русских. А народные песни? Такие песни могли родиться только в народе великой души…».
Русский народ – певец, песнетворец. Он сложил беспредельное множество прекрасных песен, помогающих ему в труде, радости и в горе. Могучее значение песни как выразительнице дум и чаяний народа не раз отмечали величайшие деятели русской культуры: Пушкин, Белинский, Чайковский, Глинка, Тургенев, Чехов и другие.
Пение, и в особенности хоровое, самый любимый, популярный и массовый жанр искусства в нашей стране. Традиции хорового пения уходят далеко в глубь истории, бережно сохраняются и развиваются народом.
Актуальность данной темы заключается в том, что патриотическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается и приобщение к истокам народной культуры помогут ребенку не потерять в современном обществе богатейшие традиции и опыт культурно – исторического наследия нашей малой родины.
Важный аспект - это развитие патриотического чувства, гордости за замечательных талантливых людей, живущих рядом с нами.
Цель:
Познакомить детей с творчеством фольклорного ансамбля «Прялица», приобщать детей к песенному творчеству.
Задачи:
познакомить детей с фольклорным наследием русского народа;
познакомить со старинным бытом, существовавшим на Руси;
познакомить с пословицами и поговорками;
обогащать словарный запас детей разнообразными художественными эпитетами;
познакомить с русскими народными инструментами;
развивать познавательный интерес к песенному творчеству через практическую деятельность.
прививать любовь к народной песне, восприятию ее красоты и многообразия.
формировать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут.
Методы работы над проектом:
Теоретический (тематические беседы, анкетирование)
Наглядный (наблюдение, получение информации через слайдовые презентации).
Практический (встреча с руководителем ансамбля, разучивание народной песни).
Проведение занятий (игровые ситуации, путешествия, экскурсии).
Реализация проекта:
Реализация проекта направлена на формирование патриотического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о культуре родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать патриотическую работу в старшем дошкольном возрасте.
Первый этап – подготовительный.
Сбор банка данных.
Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления представлений о культуре родного края.
С детьми (наблюдения, беседы).
Второй этап – практический.
Разработка проекта. Определение конкретной темы проекта.
Сбор информации, литературы, дополнительного материала по теме проекта.
Составление плана реализации проекта.
Взаимодействие ДОУ с краеведческим музеем.
Взаимодействие ДОУ с МКУК «ЦК и ИЯСП»
Взаимодействие с семьей:
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в соответствии с планом проекта «Фольклорный ансамбль «Прялица».
Информация в родительских уголках.
Совместная работа родителей и детей по изготовлению кукол в народном костюме
Третий этап – презентационный.
Работа над реализацией проекта.
Четвертый этап – формирование выводов (оценочный).
Подведение итогов реализации проекта.
План реализации проекта.
Анкетирование родителей «Определяющее отношение родителей к культурному наследию нашей малой родины».
Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка».
Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная».
Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Русский народный костюм».
Консультация для родителей «Музыкотерапия»
Экскурсия в школьный музей «Истоки» - «Золотое веретено»
Цель: познакомить детей с предметами обихода в «русской избе»: прялкой, и веретеном. Показать, как ими пользовались в старину. Напевать детям песни, которые пелись за работой. Продолжать разучивание «Русского танца». Учить правильно, выполнять дробный шаг.
Просмотр презентации «Наряд русских крестьян».
Цели: приобщать детей к культуре русского народа; знакомить детей с нарядами русского крестьянства; воспитывать патриотические чувства к русским традициям.
ООД - «Сошьём Дуне сарафан» (аппликация).
Цель: познакомить детей с женской русской народной одеждой, используя образцы и иллюстрации. Пополнить фольклорный словарный запас новыми словами: сарафан, телогрейка, кушак, лапти. Учить детей понимать и любить старину. Учить обыгрывать народную песню «Во кузнице».
Экскурсия в ДК «Живет в народе песня»
Цель: знакомство с руководителем ансамбля «Прялица» - Вороновой Л.П.. Рассказать детям о видах народной песни (колыбельная, частушки, трудовые песни, свадебные, календарные и обрядные). Прививать любовь к народной песне, уметь использовать ее в игре, учить петь песню без аккомпанемента и под народные инструменты (баян, ложки, трещётки и т.д.).
ООД - «Веселая викторина»
Цель: отгадывание знакомых фольклорных произведений, по демонстрируемым предметам, песенкам, отдельным выражениям. Вспомнить и поиграть в народные игры на воздухе.
Итоговое интегрированное занятие «Песня – душа народа»
Цель: сохранять национальные традиции, приобщать детей к истокам русской народной культуры, воспитывать у детей умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развивать умения и навыки исполнительской деятельности.
Заключение
В результате проведенной работы предполагаем положительные тенденции в приобщении дошкольников к культурному наследию родного края.
Благодаря проектной работе, дети с интересом стали относиться к фольклору, различать жанры народного творчества, узнавать и называть элементы народного костюма, старинные музыкальные инструменты.
Культурное наследие народа — огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.
Итак, патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Базой формирования патриотизма, особенно у дошкольника, являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле.
Анкетирование родителей группы показало, что родители довольны проделанной работой. Совместные мероприятия сблизили детей, родителей и воспитателей группы.
С большой уверенностью можно сказать, что из наших детей вырастут настоящие ценители народного творчества.
Литература
1. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 1998г.
2. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева и другие. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб: Детство-Пресс, 1999г.
3. Разина Т. М. Русское народное творчество. М., 2009г.
4. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999г.
5. Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие /Сост. Шамина Л. В. - М., 2012г.
6. Науменко Г. М. Детский музыкальный фольклор. - М., 2008г.
7. Науменко Г. М. Фольклорный праздник. М., 2010г.
8. Программа эстетического воспитания. /авторы Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. - М., 2002г.