ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«ЦАРИЦА - ВОДИЦА»
Подготовили :
воспитатель : Байбулова И.Р
музыкальный руководитель :Частухина С.А
Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий;
Продолжительность: среднесрочный;
Участники проекта: воспитатель, музыкальный руководитель, дети 6 -7лет, родители;
Сроки реализации: май
Актуальность: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель: Формировать у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.
Задачи:
1.Способствовать развитию понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого;
2.Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды;
3.Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
4.Прививать бережное отношение к воде;
5Привлекать родителей к активному участию в реализации проекта.
Предполагаемый результат:
- воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
- формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
- умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
- обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
- ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
- появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Формы работы:
• Чтение художественной литературы;
• Игры –подвижные, малоподвижные, дидактические, словесные;
• Беседы;
• Просмотр презентации;
• Рассматривание альбомов по теме «Вода в природе», «Где живёт вода?»;
• Заучивание пословиц, поговорок, стихотворений;
• Викторина, игра «Что? Где? Когда?»;
• Опыты, конструирование;
• Экскурсии;Выставка рисунков, поделок «Кому нужна вода?»;
• Уголок для родителей (консультации, , информационная копила «Народная мудрость гласит» и т.д).
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
II этап – практический.
III этап – заключительный .
Пути реализации проекта:
I этап. Подготовительный.
- постановка целей, задач;
- составление плана реализации проекта;
- изучение проблемы по данному вопросу через методическую литературу;
- подготовка консультаций, рекомендаций для родителей;
- составление картотеки опытов с водой;
- подбор художественной литературы по данной теме;
- подбор игр в соответствии с возрастом детей.
II этап. Практический.
План мероприятий.
Беседы:
«Вода вокруг нас», «Путешествие капельки», «Вода нужна всем», «Волшебница Вода», «Берегите воду», «Явления природы», «Водоёмы», «Водный транспорт».
Презентация : «Царица-Водица», «Река Иргиз», «Как люди речку обидели», «Жители воды»
Чтение художественной литературы:
-чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»;
-чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой;
-чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»;
-чтение сказки «Путешествие Капельки»;
-чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр»;
- чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” А. Тараскин.
Слушание музыки:
«Гром и дождь» муз. Т. Чудовой, «Лягушки» муз .Ю. Слонова, «Утки идут на речку» муз. Д.Львова –Компанейца, «Звуки природы»( шум дождя, шум ливня, шум ручья, шум моря с чайками, водопад и т.д)
Выставка рисунков, поделок, знаков:
«Водный мир», «Водоохранные знаки».
Рассматривание иллюстраций ,альбомов :
- «Где живёт вода?», «Вода в природе»;
- рассматривание энциклопедии “Жизнь в пресной воде”, «Тайны воды»
Экспериментальная деятельность:
«Какого цвета вода?», «Вода не имеет собственного запаха», «Вода не имеет вкуса», «Какой формы вода?», «Вода - растворитель» и т.д
Экскурсии:
«Наши водоёмы»
. Посещение с детьми библиотеки для накопления информации о воде «Капелька воды»
Посещение библиотеки тема «Большой Иргиз»
Изодеятельность:
- оригами «Лягушка», «Бабочка»;
-аппликация «Камыши»;
- лепка «Аквариум»;
- раскраски по теме «Обитатели водоёмов»
Коллективная работа: панно «Царство Воды»
Подвижные и малоподвижные игры:
- хороводная игра «Ходит капелька по кругу»;
- подвижные игры «Ручеек», «Море волнуется», «Лягушки и цапля», «Озёра и ручейки», игра с мячом «Где живёт вода в природе»
- танец «Капельки».
Взаимодействие с родителями:
-Консультации: «Питьевая вода и здоровье ребёнка», «Водяное царство» «Безопасность на водоёмах», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
-«Народная мудрость гласит»(пословицы, поговорки о воде);
-Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой;
-Совместные работы с детьми по изодеятельности
СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
III этап. Заключительный
- игра «Что? Где? Когда?»;
- коллективная работа: панно «Царство Воды»
Результат
- у детей сформировалось бережное отношение к объектам окружающего мира, умение видеть красоту окружающего мира.
- сформировались представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.
- сформировалось умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
- обогатился словарь, развилась наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.
- сформировалось у детей умение ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
- у детей сформировались опытно – исследовательские навыки.
- повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Список используемой литературы:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
4. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
7. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
8. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
9. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
10. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
11. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
12. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
13. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
14. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.