Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 2
Проект
по внеурочной деятельности на тему:
«Календарь»
Выполнила: ученица 5 «Е» класса
Гладышева Анастасия
Проверила: учитель математики
Петрова Галина Сергеевна
г. Аксай
2016 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………...…...…3
I Теоретическая часть……………………………………………………..…….5
1. Понятие о календарях………………………………………………….5
2. История календаря……………………………………………….…….6
2.1. Древнеегипетский календарь………………………………....6
2.2. Календарь Майя…………………………………………….…7
2.3. Вавилонский календарь…………………………………….…8
2.4. Юлианский календарь……………………………………..…..9
2.5. Григорианский календарь…………………………………....10
3. Календарь на Руси……………………………………………………..11
4. Виды календарей ……………………………………………………....12
II Практическая часть: создание календаря класса с указанием дней рождений………………………………………………………………………...13
Заключение.............................................................................................................14
Список используемой литературы.......................................................................15
Введение
Ещё в древние времена человек столкнулся с проблемой, как определять время, узнавать какой сейчас день, месяц, год. Мы привыкли жить по календарю, но ведь так было не всегда.
Проблема состоит в том, что мы не знаем историю возникновения календаря.
Мне захотелось узнать: когда и как возник календарь, откуда он пришёл в нашу жизнь, что общего, и какие различия у календарей разных народов. Поэтому свою работу я посвятила изучению истории календаря и этапам его развития.
Цель работы: ознакомиться с историей календаря от истоков до наших дней.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1) изучить литературу по данной теме;
2) рассмотреть разнообразие календарей, проанализировать несколько видов календарей прошлого;
3) определить виды календарей;
4) составить календарь дней рождений нашего класса.
На сегодняшний день нет точной даты возникновения первого календаря. Но можно утверждать, что уже первобытный человек каменного века проявлял интерес к солнцу, луне и звездам. При этом древние люди, будучи очень наблюдательными, смогли подметить связь между периодической сменой времен года, видом звездного неба и высотой солнца над горизонтом, хотя еще не осознавали причинной связи. Мной была проделана работа по исследованию календарей разных видов.
Объектом исследования являются календари прошлого и современности. Предмет изучения – история появления календарей, как хранителя дат и времени. После систематизации и обработки всего материала я сделала заключение, обобщила полученные результаты и отобразила их в настоящей работе.
I Теоретическая часть.
1. Понятие о календарях.
Календарь – это система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел.
Происходит это название от латинского слова «calendarium», что буквально переводится как «долговая книжка».
Основными единицами календаря являются: сутки - движение Земли вокруг своей оси, месяц - движение Луны вокруг Земли, год - движении Земли вокруг Солнца.
В результате согласования основных единиц календаря появились
три календарные системы:
Лунные календари, в которых месяц согласован с фазами Луны.
Лунно-солнечные календари, в которых год и месяц согласованы с фазами Луны и с движением Земли вокруг Солнца.
Солнечные календари, в которых год согласован только с движением Земли вокруг Солнца.
Существуют календари, имеющие в своей основе другие астрономические объекты. В древнеегипетском календаре год — это промежуток времени между двумя последовательными гелиакическими восходами Сириуса. На Востоке особое значение придавали самой крупной планете-гиганту Юпитеру, делающему один оборот вокруг Солнца за 12 лет.
2. История календаря.
Наблюдая за небесными светилами, люди определяли благоприятное время для посевов и сбора урожая. И заметили цикличность этих временных периодов. В древние времена каждый народ имел свои календари. Некоторые из них представлены ниже. 
Первобытные люди вели счет дням на пластинке из кости. Отметки на этой кости регистрируют перемещение Луны по небу.
2.1. Древнеегипетский календарь.
Причиной появления были разливы Нила, происходящие через один и тот же промежуток времени, приблизительно равный году. Они губили урожай, если его вовремя не собирали, и приносили плодородную почву. В силу этих причин для успешного ведения хозяйства необходимо было предсказывать разливы Нила с приемлемой точностью.
Потом египтяне заметили, что разлив Нила связан с появлением над горизонтом яркой звезды Сириус.
Позже египтяне изобрели один из самых удачных календарей, являющийся древнейшим солнечным календарем. Сначала они разделили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом. А позже добавили в календарь еще 5 дней. Итого в году стало 365 дней.

2.2. Календарь Майя.
Майя следили за движением небесных светил с сооружений, похожих на башни современных обсерваторий. А свои наблюдения они излагали в рукописях. На этой странице из чудом уцелевшей рукописи описано движение Венеры.
Майя создали особые календарные системы. Они были так сложны, что разобраться в них могли лишь посвящённые жрецы-астрономы.
Календарь Майя берёт начало с мифической даты — 13 августа 3113 года до нашей эры. Именно от неё индейцы отсчитывали прошедшие годы и дни. Начальная точка играет у майя ту же роль, что в европейском летоисчислении дата «Рождества Христова». Почему именно 13 августа 3113 года до нашей эры? Современная наука пока не смогла этого объяснить. Предположительно этот день, в представлениях майя, был ознаменован катаклизмом типа всемирного потопа или чем-то в этом роде.

2.3. Вавилонский календарь.
Родиной первого лунного календаря считается Вавилон. Появился он примерно в середине третьего тысячелетия до н. э. в Шумере.
Первоначально год состоял из 12 месяцев. Каждый месяц календаря начинался с новолуния и состоял из 29 или 30 дней.
Сутки делились на 12 равных двойных часов. Двойные часы разделялись на 30 частей (минут).

2.4. Юлианский календарь.
В 46 году нашей эры римский император Юлий Цезарь с помощью известного александрийского астронома Созигена ввел новый календарь в Древнем Риме.
По «Юлианскому календарю» (сейчас говорят “по старому стилю”) год содержит 365 суток, но каждый четвертый год (високосный) содержит 366 суток.

Этот календарь использовался до 16 века. К тому времени ошибка в счете, накапливаясь за каждые 128 лет на 1 сутки, составила уже 10 суток.
В 1582 г. весеннее равноденствие сместилось назад на (1582-325)/128 = 10 дней. Из-за важности этого праздника для христианского мира католическая церковь была убеждена в необходимости календарной реформы.
2.5. Григорианский календарь.
Пришедший в 1572 году Папа римский Григорий XIII провел реформу календаря 24 февраля 1582. Всем христианам повелевалось считать 5 октября 1582 года 15 октября. Календарь стал именоваться Григорианским.

3. Календарь на Руси.
В Древней Руси до принятия христианства счет времени вели по четырем временам года. Новый год начинался 1 марта. В 1492 г. Иван III повелел считать началом года 1 сентября. В 1700 г. Петр I перевел Россию на европейское летоисчисление – новый год стал начинаться 1 января, а 7208 г. от сотворения мира стали считать 1700 г. от Рождества Христова.
Юлианский календарь просуществовал в России с XVII века до 1918 года, когда декретом Совнаркома был введен григорианский календарь, и после 31 января сразу наступило 14 февраля.
С середины ХХ века григорианским календарем пользуются практически все страны мира.
4. Виды календарей.
По размеру календари бывают: | По содержанию информации календари бывают: |
- карманные; - настольные; - настенные; - перекидные; - плакатные. | - профессиональные (учительские, бухгалтерские, медицинские) - исторические; - производственные; - календари знаменательных дат; - православные; - календари рыболова; - рекламные; - календари народных примет и обычаев. |
II Практическая часть.
Создание календаря класса с указанием дней рождений.
Создание календаря проходило в несколько этапов:
Определение темы календаря. Выбор: по размеру – настенный, формат
А5; по содержанию информации – календарь знаменательных дат.
2. Подбор материала (картинок) из интернета.
3. Оформление календаря.
4. Создание электронного варианта.
5. Распечатка полученного календаря. Приложение 1.
Заключение.
Работая над проектом, я изучила историю календарей, рассмотрела разнообразие календарей, проанализировала несколько видов календарей прошлого, определила более известные календарные системы, а также классифицировала по направлениям календари.
В результате я создала собственный календарь на 2016 год с указанием знаменательных дат нашего класса, то есть с указанием дней рождений учащихся.
Выводы:
1) календарь является хитроумным изобретением человечества;
2) гениальность календаря заключается в периодичности повторения циклов движения небесных тел;
3) календарь имеет важное значение в жизни современного человека.
Список используемой литературы.
Брагинская Н. В. Календарь // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1991, с.
612-615.
Володомонов Н. В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. - Изд.
2-е, перераб. и доп. - М.: Наука (ГРФМЛ), 1987.- С. 33-35.
3. Климишин И. А. Календарь и хронология. - Изд. 3. - М.: Наука, 1990-
С. 351-355. - 478 с.
4. Куликов С. Нить времён. Малая энциклопедия календаря с
заметками на полях газет. - М.: Наука, 1991- С. 162- 288 с.
5. Полак И. Ф. Время и календарь.- М.: Гостехиздат, 1947. - 44 с.
6. Хренов Л. С., Голуб И. Я. Время и календарь. - М.: Наука (ГРФМЛ),
1989. - С. 83-93. - 128 с
7. http://calendareveryday.ru
8. http://kref.ru/infotsennyebumagi2/57815/13.html
9. http://coolreferat.com/История_календарей_часть=3
10. http://kruzhalov.ru/html/history-of-russia/lesson8/lesson8.html
11. http://www.abc-people.com/typework/history/hist13.htm
Приложение 1
