МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №19 «ТОПОЛЁК»
С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФИЗИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
623640, Свердловская обл., Талицкий район, п,Троицкий, ул.Нагорная д.1.
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МКДОУ
Детский сад № 19
«Тополёк»
_____ /Т.А.Шевелева/
ПРОЕКТ
Совершенствование рациональной двигательной здоровьесберегающей развивающей предметно – пространственной среды в образовательном учреждении.
Разработчик: Козарина Е.И.
инструктор по физической культуре
I категория
п.Троицкий
2016г.
В современном российском обществе происходят кардинальные преобразования в социально-экономической и культурной жизни, требующие изменения функционирования всех его социальных институтов, в том числе и дошкольного образования.
Современное дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования.
Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) выступает важнейшим фактором, определяющим условия успешности воспитания и обучения дошкольников в рамках личностно-ориентированного и компетентностного подхода.
Образовательная среда дошкольного учреждения - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также взаимодействие всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, которая:
— гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
— обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
— способствует профессиональному развитию педагогических работников;
— создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
— обеспечивает открытость дошкольного образования;
— создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Образовательная среда ДОУ воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника
Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:
— взаимодействие участников педагогического процесса;
— развивающая предметно-пространственная среда;
— содержание дошкольного образования.
Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.
С учетом специфики развития ребенка дошкольного возраста большое значение в структуре образовательной среды ДОУ придается взаимодействию участников образовательного процесса.
Взаимодействие зависит от профессиональной компетентности коллектива ДОУ: готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности, проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями.
Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать субъектную позицию каждого участника коррекционного и образовательного процесса в наибольшей мере позволяет личностно-ориентированная модель взаимодействия. Педагог как субъект педагогического процесса обеспечивает развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.
Важной стороной образовательного процесса в ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.
Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и общие закономерности развития.
Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
Предметная среда строиться как развивающая, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.
Предметно – развивающая среда ДОУ включает все, что доступно непосредственному восприятию ребенка и использованию им в практической деятельности, она соответствует противопожарным и санитарно-гигиеническим требованиям. Предметно-развивающая среда вовлекает детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.
Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.
Содержание образовательного процесса в группах (2 младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа) выстроено в соответствии с Программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой (2014 г.) и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
творческая организация (креативность) образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения;
следование принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при про ведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ведущими принципами построения содержания являются:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка в зоне его ближайшего развития;
сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования. Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка, уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса. Принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития;
принцип непрерывности образования обеспечивает связь всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.;
принцип системности.
Содержание дошкольного образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, Закон «Об образовании в РФ» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе создание условий для индивидуализации и социализации воспитанников.
Интегрированность, разнообразие форм и методов, учѐт индивидуальных особенностей воспитанников в освоении содержания образования способствует формированию у дошкольников основ творчества, любознательности, познавательной активности, коммуникативности. Эти свойства являются основой успешности дальнейшего обучения детей и важным показателем качества дошкольного образования.
Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Алгоритм проектирования образовательной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования предполагает поиск ответов на следующие вопросы:
«КОГО учить и воспитывать?» - психолого-педагогическая характеристика воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей, учет психологических и физиологических особенностей дошкольников, этнокультурных условий развития.
«ЗАЧЕМ учить и воспитывать?» - определенность целей и задач по всем направлениям развития и образования детей (социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому), расширение направлений развития, социализации и индивидуализации детей.
«ЧЕМУ учить?» - осознанное, ответственное отношение к выбору информационного воздействия и предметного наполнения среды, обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и общении.
«КАК учить и воспитывать?» - рефлексивный выбор методов и технологий образовательного процесса и взаимодействия, ориентация на возрастные особенности развития, использование зоны ближайшего развития.
Проблема здоровья дошкольников, его сохранения и укрепления, остается особенно острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения.
Неслучайно, ведущей задачей концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольной, является здоровьесбережение и здоровьеформирование ребенка.
Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в этом возрасте происходит перестройка функционирования многих систем организма ребенка, определяя его высокую чувствительность к влиянию факторов внешней среды. В дошкольном детстве закладываются основы элементарной культуры здоровья, происходит становление здоровьесберегающей компетентности.
ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 определил следующие направления в организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим видам деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации.
Поэтому наиболее важным и актуальным направлением в работе стало создание и совершенствование двигательной здоровьесберегающей развивающей среды.
Исходя из выше сказанного, темой моего проекта становится: Совершенствование рациональной двигательной здоровьесберегающей развивающей предметно – пространственной среды в образовательном учреждении.
Паспорт проекта
№ | О проекте | Содержание | 1 | Наименование проекта | Совершенствование рациональной двигательной здоровьесберегающей развивающей предметно – пространственной среды в образовательном учреждении. | 2 | Нормативно – правовая база | Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»; Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»); Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»; Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье». | 3 | Цель проекта | Создание условий для полноценного физического развития дошкольников в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы. | 4 | Задачи проекта | Создать условия для развития ключевых профессиональных компетентностей педагогов в ходе методических мероприятий по развитию умений у педагогов строить рациональную двигательную здоровьесберегающую развивающую предметно – пространственной среду. Обеспечить физическое развитие ребёнка через организацию рациональной двигательной здоровьесберегающей развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ. Привлечь родителей к созданию рациональной двигательной здоровьесберегающей развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ. | 5 | Участники проекта | Администрация ДОУ, педагоги, дети, родители. | 6 | Сроки реализации проекта | 2016-2017год (долгосрочный) | 7 | Реализация проекта: Iэтап Организационно – подготовительный (ноябрь- 2016г) | | II этап Реализационный (декабрь – апрель - 2017г) | Поставка компонентов РППС по физическому развитию; Специализированное обучение педагогов ДОУ эффективному системному использованию компонентов РППС по физическому развитию; Методическая и техническая поддержка педагогов ДОУ и консультирование родителей по использованию компонентов РППС по физическому развитию. | IIIэтап Итогово – аналитический (май -2017г) | Осуществление объективной оценки проведенной работы; Анализ результатов по совершенствованию рациональной двигательной здоровьесберегающей развивающей предметно – пространственной среды с представлением опыта работы лучших педагогов (в форме презентации). | 8 | Ожидаемый результат | Рациональная двигательная здоровьесберегающая предметно-развивающая среда ДОУ соответствует всем требованиям ФГОС; Повышение профессиональных компетентностей педагогов по развитию умений у педагогов строить рациональную двигательную здоровьесберегающую развивающую предметно – пространственную среду; Высокое качество дошкольного образования; Комфортность по отношению к воспитанникам, педагогам. |
|
Здоровьесберегающая среда – это здоровое психолого-педагогическое пространство в образовательном учреждении. Это совокупность условий, организуемых администрацией сада, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих воспитанников и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья детей, создания оптимальных условий для профессиональной деятельности педагогов.
В слагаемые этого пространства входит: взаимоотношения с родителями, со сверстниками, окружающая среда, образовательный процесс и самостоятельная деятельность. Здоровьесберегающая среда воспитывает, обучает, формирует представление о мире в сознании ребенка и остается как основа культуры человека и общества в целом.
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
По Т.В.Климовой, «здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морaльно-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду».
Согласно ФГОС дошкольного образования, образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в видах деятельности:
двигательной (упражнения, направленные на развитие физических качеств);
формированию опорно-двигательной системы организма;
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
овладение подвижными играми с правилами.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении.
В основе инновационного подхода к организации среды развития ребенка лежат научно обоснованные положения, отраженные в зарубежной и отечественной педагогики и психологии:
Концепция раннего развития «Раннее развитие детей в Свердловской области»;
Технология организации центров активности Кирстен А. Хансен, Роксана К. Кауфмани, Кейт Бэрк Уолш.
Предметно-развивающая среда для решения задач физического развития детей должна преследовать следующие цели:
Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни.
Активизация двигательной деятельности.
Развитие движений и совершенствование двигательных функций.
Укрепление здоровья и закаливание детского организма.
Достижение необходимой для возраста физической подготовленности.
Предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата.
Создание условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.
Приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
Требования к РППС в соответствии с ФГОС ДО для развития двигательной активности детей:
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее – участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. (п. 3.3.1.)
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. (п. 3.3.4).
Функции двигательной РППС:
Здоровьесберегающая.
укреплять здоровье детей,
осуществлять профилактику простудных заболеваний с помощью дыхательной гимнастики, профилактику плоскостопия, коррекцию осанки,
создавать положительную эмоциональную и психологическую атмосферу.
Образовательная.
Развивающая.
развивать физические качества (быстроту, ловкость, гибкость, выносливость).
развивать мышление, воображение, память, зрительное восприятие,
развивать пространственные и координационно – ритмические способности.
Воспитательная.
воспитывать нравственные и морально волевые качества,
навыки здорового образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью.
Стимулирующая.
Для удовлетворения потребности детей в движении, а также для их мотивации к занятиям физкультурой должны быть созданы следующие условия:
в группах должно быть выделено достаточно места для активного движения;
физкультурные уголки, которые должны содержать разнообразные пособия и оборудование для спортивных занятий, упражнений, гимнастики: основные цели физкультурной зоны: удовлетворение потребности детей в двигательной активности; организация самостоятельной двигательной активности; развитие потребности в творческом самовыражении через физическую активность; развитие навыков успешной коммуникации и взаимодействия со сверстниками в совместных видах физической деятельности и т.д.;
должны быть оборудованы спортивные залы и площадки на улице с зонами для подвижных и спортивных игр, «полосами препятствий» и т.д.
Требования к центрам двигательной активности:
Наличие атрибутов для подвижных игр;
Наличие спортивных игр (городки, бадминтон, теннис и др.);
Наличие в группе условий для проведения закаливания и профилактики плоскостопия;
Наличие нестандартного оборудования, изготовленного воспитателями и родителями;
Наличие выносного материала для проведения подвижных игр на прогулке.
Центры здоровья и зоны двигательной активности содержат:
инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий;
картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения;
атрибуты, маски-шапочки для подвижных и спортивных игр, которые организуются как в группах, так и на улице
Наполняемость РППС зависит от реализуемой ДОУ Программы. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).
Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач.
Функциональный модуль – это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря (далее – Перечень) по видам детской деятельности для организации пространства (группы, уличного участка и т. п.) для решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы ДОУ.
Назначение функционального модуля:
Для детей:
приобретение дошкольниками опыта двигательной активности;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становления ценности ЗОЖ;
приобретение дошкольниками знаний о некоторых видах спорта.
Для педагогов:
способствование правильному формированию опорно-двигательного аппарата;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
создание основы для становления ценностей здорового образа жизни;
ознакомление и формирование представлений о различных видах спорта и спортивных состязаний.
Для родителей:
способствование правильному формированию опорно-двигательного аппарата;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
создание основы для становления ценностей здорового образа жизни;
ознакомление и формирование представлений о различных видах спорта и спортивных состязаний.
Перечень компонентов функционального модуля
№ | Наименование | Количество в спортивном зале / наличие | Наличие в спортивном уголке в групповом помещении | Рекомендовано для организации РППС в семье |
1 | Атрибуты для подвижных игр | + | + | |
2 | Атрибуты для спортивных игр | + | + | + |
3 | Атрибуты для утренней гимнастики | + | + | + |
4 | Балансиры разного типа | 2 | + | |
5 | Бревно гимнастическое напольное | 2 | | |
6 | Выносной набор атрибутов для проведения подвижных и спортивных игр на улице | + | + | + |
7 | Гимнастическая палка | 26 | | |
8 | Дидактические игры | + | + | + |
9 | Дорожки (длина 2,5м, ширина 25см; длина 2,5м, ширина 15см) | 2 | + | |
10 | Доска наклонная | 2 | | |
11 | Доска с ребристой поверхностью | 2 | + | |
12 | Дуга («воротики») большая | 2 | | |
13 | Дуга («воротики») средняя | 2 | | |
14 | Дуга («воротики») малая | 2 | | |
15 | Канат для перетягивания | 1 | | |
16 | Коврик массажный | 2 | + | |
17 | Кольцеброс | 2 | + | + |
18 | Кольцо плоское | 10 | | |
19 | Лента короткая | 26 | | |
20 | Мат гимнастический (складной) | 2 | | |
21 | Мат с разметками | 2 | | |
22 | Мат малый | + | + | |
23 | Мяч баскетбольный | 2 | | |
24 | Мяч набивной | 10 | | |
25 | Мяч (диаметр 22см) | 26 | + | + |
26 | Мяч (диаметр 12см) | 26 | + | + |
27 | Мяч (диаметр 6-8см) | 26 | + | + |
28 | Мяч футбольный | 2 | + | + |
29 | Набор атрибутов для метания (мишени, мячи для метания, мешочки с песком) | 2 | + | |
30 | Набор атрибутов для ползания, перелезания и т.д. | + | + | |
31 | Набор атрибутов для перешагивания, перепрыгивания | 2 | + | |
32 | Набор мягких модулей «Альма» | 2 | | |
33 | Набор разноцветных кеглей с мячом | 2 | + | + |
34 | Нестандартное оборудование | + | + | |
35 | Обруч (малого диаметра) | 26 | + | + |
36 | Пособия и инвентарь для проведения тематических занятий | + | | |
37 | Разноцветные цилиндры | 10 | | |
38 | Скакалка детская (короткая) | 10 | + | + |
39 | Скакалка (длинная) | 2 | + | + |
40 | Скамейка гимнастическая | 3 | | |
41 | Султанчики для упражнений | 26 | | |
42 | Флажки разноцветные | 40 | | |
43 | Хвостики (косички) | 26 | + | |
44 | Шведская стенка | 3 | + | + |
45 | Шнуры длинные | 4 | + | |
Образовательные и развивающие информационные технологии
Перечень технических и электронных средств, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности | Музыкальный центр; Акустическая система; Мультимедийный проектор; Настенный экран |
Перечень ЭОР, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности | Тематические мультимедийные презентации; CD – диски; Страница на официальном сайте, Образовательные дистанционные сайты. |
В методической работе с педагогическими кадрами используется система принципов:
Принцип научности. Он предполагает опору в управлении на достижения науки, прежде всего педагогики, психологии, дидактики, менеджмента.
Принцип системности управления. Необходимо охватить управлением весь педагогический коллектив.
Принцип регионализации. В условиях децентрализации управления и передачи ряда управленческих полномочий “сверху вниз”, появляется право выбора собственной образовательной стратегии, создание собственной программы развития в соответствии с региональными, социально-экономическими, демографическими, национальными и культурными особенностями.
Принцип гибкости и вариативности. Требует периодического пересмотра организационной структуры, содержания и технологии в системе методической работы в соответствии с потребностями и интересами кадров, федеральной и региональной стратегией образования и т.д. Вариативность предусматривает наличие максимального выбора и разнообразия структур, содержания, форм и технологий в совершенствовании профессиональной компетентности.
Принцип непрерывности и преемственности. Обеспечение непрерывности развития методической и общей культуры, выбор в течение всей своей карьеры видов, темпов и сроков повышения квалификации.
План методической работы с педагогами
Мероприятие | Тема | Сроки |
Консультация | Организация предметно – развивающей среды в группе по физическому развитию. | ноябрь |
Смотр - конкурс | Конкурс на лучший творческий проект между группами ДОУ «Лучшая ПРС по физическому развитию в группе». | январь |
Смотр – конкурс | Нетрадиционное спортивное оборудование руками родителей. | март |
Площадка успешности | Конкурс-презентация «ПРС по физическому развитию детей моей группы». | май |
Своевременному физическому развитию детей, обучение и привитие детям навыков здорового образа жизни, способствует правильно организованная предметно-развивающая среда, которая стимулирует детскую двигательную активность, мотивирует их интерес к занятием спортом, физическими упражнениями. Решение этих задач возможно при условии разнообразия предметной среды, ее насыщенности (разнообразия спортивного инвентаря и оборудования), нестандартности (например, создание нового нестандартного оборудования), изменчивости (мобильности, многофункциональности) и интегрированности.
Посредством интенсивно развивающейся среды создадутся условия для физического развития детей.
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ повысит качество образования и конкурентоспособность дошкольного учреждения. Влияние на устойчивость результатов проекта является формирование в коллективе ДОУ педагогов - единомышленников.
Список литературы
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Наука, 2008. - 208с.
Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду// Дошкольное воспитание. - № 5. - 2009.
Гогоберидзе А.Г. Вербенец А.М Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - №4. - 2010. С. 64.
Глушкова, Г. Предметная среда действительно развивающая? [Текст] / Г. Глушкова, С. Мусиенко // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С. 107-112.
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М.Марич. –М.: Федеральный институт развития образования, 2014. –96 с.
Меремьянина О.Р., Казанцева А.С. Предметно-развивающее пространство в ДОУ //Воспитатель ДОУ. - 2008. №7
Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс -Пресс, 2007. – 119 с.
Микляева, Н. В., Микляева, Ю. В., Толстикова, С. Н. Детский сад Будущего: Методическое пособие / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, С. Н. Толстикова / Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада.//Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения», 2010.
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н.В. Нищева. - СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 128 с.
Предметно-развивающая среда: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Автор-составитель Л.А. Пасекова. – СПб.: Астерион, 2012. – 24 с.
Ясвин, В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. Режим доступа [электронный ресурс]: http://www.burnlib.com/x/psylib/info/1141.html.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
Модель образовательной среды по физическому развитию детей дошкольного возраста
