СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Совершенствование рациональной двигательной здоровьесберегающей развивающей предметно – пространственной среды в образовательном учреждении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для полноценного физического развития дошкольников в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Совершенствование рациональной двигательной здоровьесберегающей развивающей предметно – пространственной среды в образовательном учреждении"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №19 «ТОПОЛЁК»

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

623640, Свердловская обл., Талицкий район, п,Троицкий, ул.Нагорная д.1.





УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий МКДОУ

Детский сад № 19

«Тополёк»

_____ /Т.А.Шевелева/











ПРОЕКТ

Совершенствование рациональной двигательной здоровьесберегающей развивающей предметно – пространственной среды в образовательном учреждении.



Разработчик: Козарина Е.И.

инструктор по физической культуре

I категория






п.Троицкий

2016г.

В современном российском обществе происходят кардинальные преобразования в социально-экономической и культурной жизни, требующие изменения функционирования всех его социальных институтов, в том числе и дошкольного образования.

Современное дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования.

Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) выступает важнейшим фактором, определяющим условия успешности воспитания и обучения дошкольников в рамках личностно-ориентированного и компетентностного подхода.

Образовательная среда дошкольного учреждения - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также взаимодействие всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, которая:

— гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

— обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

— способствует профессиональному развитию педагогических работников;

— создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

— обеспечивает открытость дошкольного образования;

— создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Образовательная среда ДОУ воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника

Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:

— взаимодействие участников педагогического процесса;

— развивающая предметно-пространственная среда;

— содержание дошкольного образования.

  1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.

С учетом специфики развития ребенка дошкольного возраста большое значение в структуре образовательной среды ДОУ придается взаимодействию участников образовательного процесса.

Взаимодействие зависит от профессиональной компетентности коллектива ДОУ: готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности, проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями.

Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать субъектную позицию каждого участника коррекционного и образовательного процесса в наибольшей мере позволяет личностно-ориентированная модель взаимодействия. Педагог как субъект педагогического процесса обеспечивает развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.

Важной стороной образовательного процесса в ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и общие закономерности развития.

  1. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.

Предметная среда строиться как развивающая, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.

Предметно – развивающая среда ДОУ включает все, что доступно непосредственному восприятию ребенка и использованию им в практической деятельности, она соответствует противопожарным и санитарно-гигиеническим требованиям. Предметно-развивающая среда вовлекает детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.

  1. Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.

Содержание образовательного процесса в группах (2 младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа) выстроено в соответствии с Программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой (2014 г.) и в соответствии с Федеральным государственным  образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

  • творческая организация (креативность) образовательного процесса;

  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  • уважительное отношение к результатам детского творчества;

  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения;

  • следование принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;

  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при про ведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ведущими принципами построения содержания являются:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка в зоне его ближайшего развития;

  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса;

  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования. Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка, уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса. Принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития;

  • принцип непрерывности образования обеспечивает связь всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.;

  • принцип системности.

Содержание дошкольного образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, Закон «Об образовании в РФ» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе создание условий для индивидуализации и социализации воспитанников.

Интегрированность, разнообразие форм и методов, учѐт индивидуальных особенностей воспитанников в освоении содержания образования способствует формированию у дошкольников основ творчества, любознательности, познавательной активности, коммуникативности. Эти свойства являются основой успешности дальнейшего обучения детей и важным показателем качества дошкольного образования.

Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Алгоритм проектирования образовательной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования предполагает поиск ответов на следующие вопросы:

«КОГО учить и воспитывать?» - психолого-педагогическая характеристика воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей, учет психологических и физиологических особенностей дошкольников, этнокультурных условий развития.

«ЗАЧЕМ учить и воспитывать?» - определенность целей и задач по всем направлениям развития и об­разования детей (социально-коммуникативному, по­знавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому), расширение направлений развития, социализации и индивидуализации детей.

«ЧЕМУ учить?» - осознанное, ответственное отношение к выбору информационного воздействия и предметного наполнения среды, обеспечение раз­вития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и общении.

«КАК учить и воспитывать?» - рефлексивный выбор методов и технологий образовательного про­цесса и взаимодействия, ориентация на возрастные особенности развития, использование зоны ближайшего развития.

Проблема здоровья дошкольников, его сохранения и укрепления, остается особенно острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения.

Неслучайно, ведущей задачей концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольной, является здоровьесбережение и здоровьеформирование ребенка.

Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в этом возрасте происходит перестройка функционирования многих систем организма ребенка, определяя его высокую чувствительность к влиянию факторов внешней среды. В дошкольном детстве закладываются основы элементарной культуры здоровья, происходит становление здоровьесберегающей компетентности.

ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 определил следующие направления в организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования:

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим видам деятельности;

- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации.

Поэтому наиболее важным и актуальным направлением в работе стало создание и совершенствование двигательной здоровьесберегающей развивающей среды.

Исходя из выше сказанного, темой моего проекта становится: Совершенствование рациональной двигательной здоровьесберегающей развивающей предметно – пространственной среды в образовательном учреждении.

Паспорт проекта

О проекте

Содержание

1

Наименование проекта

Совершенствование рациональной двигательной здоровьесберегающей развивающей предметно – пространственной среды в образовательном учреждении.

2

Нормативно – правовая база

  • Конституция Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;

  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;

  • Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);

  • Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;

  • Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

3

Цель проекта

Создание условий для полноценного физического развития дошкольников в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы.

4

Задачи проекта

  • Создать условия для развития ключевых профессиональных компетентностей педагогов в ходе методических мероприятий по развитию умений у педагогов строить рациональную двигательную здоровьесберегающую развивающую предметно – пространственной среду.

  • Обеспечить физическое развитие ребёнка через организацию рациональной двигательной здоровьесберегающей развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ.

  • Привлечь родителей к созданию рациональной двигательной здоровьесберегающей развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ.

5

Участники проекта

Администрация ДОУ, педагоги, дети, родители.

6

Сроки реализации проекта

2016-2017год (долгосрочный)

7

Реализация проекта:

Iэтап Организационно – подготовительный

(ноябрь- 2016г)

  • Аудит текущей (существующей) РППС по физическому развитию по методике «Экспертиза образовательной среды» (В.А. Ясвина);

  • Анализ потребностей; разработка и согласование перечня элементов РППС по физическому развитию.

II этап Реализационный

(декабрь – апрель - 2017г)

  • Поставка компонентов РППС по физическому развитию;

  • Специализированное обучение педагогов ДОУ эффективному системному использованию компонентов РППС по физическому развитию;

  • Методическая и техническая поддержка педагогов ДОУ и консультирование родителей по использованию компонентов РППС по физическому развитию.

IIIэтап

Итогово – аналитический

(май -2017г)

  • Осуществление объективной оценки проведенной работы;

  • Анализ результатов по совершенствованию рациональной двигательной здоровьесберегающей развивающей предметно – пространственной среды с представлением опыта работы лучших педагогов (в форме презентации).

8

Ожидаемый результат

  • Рациональная двигательная здоровьесберегающая предметно-развивающая среда ДОУ соответствует всем требованиям ФГОС;

  • Повышение профессиональных компетентностей педагогов по развитию умений у педагогов строить рациональную двигательную здоровьесберегающую развивающую предметно – пространственную среду;

  • Высокое качество дошкольного образования;

  • Комфортность по отношению к воспитанникам, педагогам.



Здоровьесберегающая среда – это здоровое психолого-педагогическое пространство в образовательном учреждении. Это совокупность условий, организуемых администрацией сада, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих воспитанников и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья детей, создания оптимальных условий для профессиональной деятельности педагогов.

В слагаемые этого пространства  входит: взаимоотношения с родителями, со сверстниками, окружающая среда, образовательный процесс и самостоятельная деятельность. Здоровьесберегающая среда воспитывает, обучает, формирует представление о мире в сознании ребенка и остается как основа культуры человека и общества в целом.

Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

По Т.В.Климовой, «здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морaльно-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду».

Согласно ФГОС дошкольного образования, образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в видах деятельности:

  • двигательной (упражнения, направленные на развитие физических качеств);

  • формированию опорно-двигательной системы организма;

  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

  • овладение подвижными играми с правилами.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении.

В основе инновационного подхода к организации среды развития ребенка лежат научно обоснованные положения, отраженные в зарубежной и отечественной педагогики и психологии:

  • Концепция раннего развития «Раннее развитие детей в Свердловской области»;

  • Технология организации центров активности Кирстен А. Хансен, Роксана К. Кауфмани, Кейт Бэрк Уолш.

Предметно-развивающая среда для решения задач физического развития детей должна преследовать следующие цели:

  • Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни.

  • Активизация двигательной деятельности.

  • Развитие движений и совершенствование двигательных функций.

  • Укрепление здоровья и закаливание детского организма.

  • Достижение необходимой для возраста физической подготовленности.

  • Предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата.

  • Создание условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.

  • Приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Требования к РППС в соответствии с ФГОС ДО для развития двигательной активности детей:

  • Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее – участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. (п. 3.3.1.)

  • Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. (п. 3.3.4).

Функции двигательной РППС:

  1. Здоровьесберегающая.

  • укреплять здоровье детей,

  • осуществлять профилактику простудных заболеваний с помощью дыхательной гимнастики, профилактику плоскостопия, коррекцию осанки,

  • создавать положительную эмоциональную и психологическую атмосферу.

  1. Образовательная.

  • развивать навыки основных видов движений.

  • формировать мотивацию к совместной деятельности.

  1. Развивающая.

  • развивать физические качества (быстроту, ловкость, гибкость, выносливость).

  • развивать мышление, воображение, память, зрительное восприятие,

  • развивать пространственные и координационно – ритмические способности.

  1. Воспитательная.

  • воспитывать нравственные и морально волевые качества,

  • навыки здорового образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью.

  1. Стимулирующая.

  • формировать мотивацию к самостоятельной двигательной деятельности.

Для удовлетворения потребности детей в движении, а также для их мотивации к занятиям физкультурой должны быть созданы следующие условия:

  • в группах должно быть выделено достаточно места для активного движения;

  • физкультурные уголки, которые должны содержать разнообразные пособия и оборудование для спортивных занятий, упражнений, гимнастики: основные цели физкультурной зоны: удовлетворение потребности детей в двигательной активности; организация самостоятельной двигательной активности; развитие потребности в творческом самовыражении через физическую активность; развитие навыков успешной коммуникации и взаимодействия со сверстниками в совместных видах физической деятельности и т.д.;

  • должны быть оборудованы спортивные залы и площадки на улице с зонами для подвижных и спортивных игр, «полосами препятствий» и т.д.

Требования к центрам двигательной активности:

  • Наличие атрибутов для подвижных игр;

  • Наличие спортивных игр (городки, бадминтон, теннис и др.);

  • Наличие в группе условий для проведения закаливания и профилактики плоскостопия;

  • Наличие нестандартного оборудования, изготовленного воспитателями и родителями;

  • Наличие выносного материала для проведения подвижных игр на прогулке.

Центры здоровья и зоны двигательной активности содержат:

  • инвен­тарь и оборудование для физической активности детей, нестан­дартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий;

  • картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчико­вой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнас­тики и гимнастики пробуждения;

  • атрибуты, маски-шапочки для под­вижных и спортивных игр, которые организуются как в группах, так и на улице

Наполняемость РППС зависит от реализуемой ДОУ Программы. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).

Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач.

Функциональный модуль – это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря (далее – Перечень) по видам детской деятельности для организации пространства (группы, уличного участка и т. п.) для решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы ДОУ.

Назначение функционального модуля:

Для детей:

  • приобретение дошкольниками опыта двигательной активности;

  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

  • становления ценности ЗОЖ;

  • приобретение дошкольниками знаний о некоторых видах спорта.

Для педагогов:

  • способствование правильному формированию опорно-двигательного аппарата;

  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

  • создание основы для становления ценностей здорового образа жизни;

  • ознакомление и формирование представлений о различных видах спорта и спортивных состязаний.

Для родителей:

  • способствование правильному формированию опорно-двигательного аппарата;

  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

  • создание основы для становления ценностей здорового образа жизни;

  • ознакомление и формирование представлений о различных видах спорта и спортивных состязаний.

Перечень компонентов функционального модуля

Наименование

Количество в спортивном зале / наличие

Наличие в спортивном уголке в групповом помещении

Рекомендовано для организации РППС в семье

1

Атрибуты для подвижных игр

+

+


2

Атрибуты для спортивных игр

+

+

+

3

Атрибуты для утренней гимнастики

+

+

+

4

Балансиры разного типа

2

+


5

Бревно гимнастическое напольное

2



6

Выносной набор атрибутов для проведения подвижных и спортивных игр на улице

+

+

+

7

Гимнастическая палка

26



8

Дидактические игры

+

+

+

9

Дорожки (длина 2,5м, ширина 25см; длина 2,5м, ширина 15см)

2

+


10

Доска наклонная

2



11

Доска с ребристой поверхностью

2

+


12

Дуга («воротики») большая

2



13

Дуга («воротики») средняя

2



14

Дуга («воротики») малая

2



15

Канат для перетягивания

1



16

Коврик массажный

2

+


17

Кольцеброс

2

+

+

18

Кольцо плоское

10



19

Лента короткая

26



20

Мат гимнастический (складной)

2



21

Мат с разметками

2



22

Мат малый

+

+


23

Мяч баскетбольный

2



24

Мяч набивной

10



25

Мяч (диаметр 22см)

26

+

+

26

Мяч (диаметр 12см)

26

+

+

27

Мяч (диаметр 6-8см)

26

+

+

28

Мяч футбольный

2

+

+

29

Набор атрибутов для метания (мишени, мячи для метания, мешочки с песком)

2

+


30

Набор атрибутов для ползания, перелезания и т.д.

+

+


31

Набор атрибутов для перешагивания, перепрыгивания

2

+


32

Набор мягких модулей «Альма»

2



33

Набор разноцветных кеглей с мячом

2

+

+

34

Нестандартное оборудование

+

+


35

Обруч (малого диаметра)

26

+

+

36

Пособия и инвентарь для проведения тематических занятий

+



37

Разноцветные цилиндры

10



38

Скакалка детская (короткая)

10

+

+

39

Скакалка (длинная)

2

+

+

40

Скамейка гимнастическая

3



41

Султанчики для упражнений

26



42

Флажки разноцветные

40



43

Хвостики (косички)

26

+


44

Шведская стенка

3

+

+

45

Шнуры длинные

4

+




Образовательные и развивающие информационные технологии

Перечень технических и электронных средств, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности

Музыкальный центр;

Акустическая система;

Мультимедийный проектор;

Настенный экран

Перечень ЭОР, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности


Тематические мультимедийные презентации;

CD – диски;

Страница на официальном сайте,

Образовательные дистанционные сайты.










В методической работе с педагогическими кадрами используется система принципов:

  • Принцип научности. Он предполагает опору в управлении на достижения науки, прежде всего педагогики, психологии, дидактики, менеджмента.

  • Принцип системности управления. Необходимо охватить управлением весь педагогический коллектив.

  • Принцип регионализации. В условиях децентрализации управления и передачи ряда управленческих полномочий “сверху вниз”, появляется право выбора собственной образовательной стратегии, создание собственной программы развития в соответствии с региональными, социально-экономическими, демографическими, национальными и культурными особенностями.

  • Принцип гибкости и вариативности. Требует периодического пересмотра организационной структуры, содержания и технологии в системе методической работы в соответствии с потребностями и интересами кадров, федеральной и региональной стратегией образования и т.д. Вариативность предусматривает наличие максимального выбора и разнообразия структур, содержания, форм и технологий в совершенствовании профессиональной компетентности.

  • Принцип непрерывности и преемственности. Обеспечение непрерывности развития методической и общей культуры, выбор в течение всей своей карьеры видов, темпов и сроков повышения квалификации.

План методической работы с педагогами

Мероприятие

Тема

Сроки

Консультация

Организация предметно – развивающей среды в группе по физическому развитию.

ноябрь

Смотр - конкурс

Конкурс на лучший творческий проект между группами ДОУ «Лучшая ПРС по физическому развитию в группе».

январь

Смотр – конкурс

Нетрадиционное спортивное оборудование руками родителей.

март

Площадка успешности

Конкурс-презентация «ПРС по физическому развитию детей моей группы».

май


Своевременному физическому развитию детей, обучение и привитие детям навыков здорового образа жизни, способствует правильно организованная предметно-развивающая среда, которая стимулирует детскую двигательную активность, мотивирует их интерес к занятием спортом, физическими упражнениями. Решение этих задач возможно при условии разнообразия предметной среды, ее насыщенности (разнообразия спортивного инвентаря и оборудования), нестандартности (например, создание нового нестандартного оборудования), изменчивости (мобильности, многофункциональности) и интегрированности.

Посредством интенсивно развивающейся среды создадутся условия для физического развития детей.

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ повысит качество образования и конкурентоспособность дошкольного учреждения. Влияние на устойчивость результатов проекта является формирование в коллективе ДОУ педагогов - единомышленников.













Список литературы


Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Наука, 2008. - 208с.

Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду// Дошкольное воспитание. - № 5. - 2009.

Гогоберидзе А.Г. Вербенец А.М Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - №4. - 2010. С. 64.

Глушкова, Г. Предметная среда действительно развивающая? [Текст] / Г. Глушкова, С. Мусиенко // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С. 107-112.

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М.Марич. –М.: Федеральный институт развития образования, 2014. –96 с.

Меремьянина О.Р., Казанцева А.С. Предметно-развивающее пространство в ДОУ //Воспитатель ДОУ. - 2008. №7

Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс -Пресс, 2007. – 119 с.

Микляева, Н. В., Микляева, Ю. В., Толстикова, С. Н. Детский сад Будущего: Методическое пособие / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, С. Н. Толстикова / Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада.//Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения», 2010.

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н.В. Нищева. - СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 128 с.

Предметно-развивающая среда: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Автор-составитель Л.А. Пасекова. – СПб.: Астерион, 2012. – 24 с.

Ясвин, В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. Режим доступа [электронный ресурс]: http://www.burnlib.com/x/psylib/info/1141.html.

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.



Модель образовательной среды по физическому развитию детей дошкольного возраста