Проект "Экологическая тропа детского сада".
Цель: Воспитание экологического мышления и мировоззрения.
Задачи проекта:
1.Знакомство с объектами природы и их взаимосвязи.
2. Использование прогулки для общения детей с природой и оздоровления на свежем воздухе.
3. Развитие познавательного интереса к миру природы, осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ее сохранность.
4. Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы с включением игровых обучающих ситуаций с последующими зарисовками и составлением схем.
5.Сенсорное развитие.
6. Развитие умения передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
7. Расширение кругозора.
8. Воспитание познавательного интереса и бережного отношения к миру растений.
Актуальность проекта: Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития детей дошкольного возраста. Одним из важнейших условий формирования экологических представлений - это непосредственное наблюдение за объектами и явлениями в живой природе. Экологическая тропа, созданная на территории детского сада, выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Совместная работа детей, родителей и педагогов на экологической тропе, оказывают особое эмоциональное воздействие на дошкольников, и помогают по-новому посмотреть на окружающий мир.
Методы и формы:
1.Беседы с включением игровых ситуаций.
2.Наблюдения за объектами живой и неживой природы с последующими зарисовками и составлениями схем.
3.Трудовая деятельность.
4.Исследовательская деятельность.
5.Экологические праздники, развлечения, викторины.
6.Дидактические и подвижные игры.
7.Детская проектная деятельность.
Предполагаемый результат:
Создание экологической тропы с разнообразными видовыми точками. Обогащение опыта по экологическому воспитанию. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
Вид проекта: Долгосрочный.
Участники проекта: Дети разновозрастных групп, родители, воспитатели.
Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие познавательную, эстетическую, природоохранную ценность. На тропе можно получить устную информацию об эко - объекта, а также провести наблюдения, игры, театрализованные занятия.
Алгоритм создания экологической тропы:
1.Этап: Выбор основных объектов:
1) "Смешанный лес" (береза обыкновенная, ель, клен, туя, липа, рябина). Деревья произрастают по всей территории детского сада, на достаточном расстоянии друг от друга. Это очень удобно при организации наблюдения.
2) "Сад" (включает в себя плодово-ягодные растения).
3) «Огород» (лук, картофель, морковь, кабачки, томаты). Это отдельно расположенный ухоженный уголок на участке детского сада, где расположены несколько грядок земли.
4)"Лекарственные травы"( подорожник, крапива, одуванчик, лопух, хвощ, ромашка, мята, мелиса, душица, роза коричная).
5)"Цветник" ( Это комплекс клумб, на котором собраны растения, с разными требованиями к условиям обитания. Цветы подобраны таким образом, чтобы обеспечить поочередное цветение с весны до поздней осени (тюльпаны, нарциссы, ромашки, пионы, маргаритки, эшольцы, петуньи, гвоздики, календулы, циннии, флоксы, хризантемы).
6) "Исследовательский комплекс": "Метеостанция"( флюгер, осадкомер, термометр) , "Пень";
7) «Скворечник»;
8) «Место отдыха»( это специально выделенное место, где в любое время одна или несколько групп может провести экологический праздник, досуг).
2.Этап: Разработка методического и информационного обеспечения маршрута:
1) Составление картосхемы тропы с нанесением маршрута и всех его объектов.
2) Выбор вместе с детьми хозяина тропы. Конкурс между детьми разновозрастных групп.
3) Составление паспорта экологической тропы. В паспорте указывается краткое описание объектов с фотографиями в разное время года.
4) Изготовление выносных табличек для каждого объекта тропы.
5) Разработка правил поведения и работы на экологической тропе для педагогов и детей.
6) Составление картотеки естественно - научных сведений о природных объектах.
7) Разработка примерных конспектов для организации наблюдений и деятельности на эко - объектах.
8) Подборка картотеки поэтических текстов и музыкальных произведений, игр на экологическую тематику.
Конечный результат: Комплексная эколого-развивающая тропа, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.