СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект учащихся 9 класса "Считать устно - легко"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное назначение данного проекта - научиться применять приемы быстрого счета

Просмотр содержимого документа
«Проект учащихся 9 класса "Считать устно - легко"»

Считать устно–легко  Подготовили  учащиеся 9 класса  Кубанской ош I-III ступеней  Кузнецов Андрей Лещина Анастасия Плышевский Дмитрий Цюх Анастасия Велюллаева Алие Морбицр Владислав Кулиева  Сабина Шарудилов Мирослав

Считать устно–легко

Подготовили

учащиеся 9 класса

Кубанской ош I-III ступеней

  • Кузнецов Андрей
  • Лещина Анастасия
  • Плышевский Дмитрий
  • Цюх Анастасия
  • Велюллаева Алие
  • Морбицр Владислав
  • Кулиева Сабина
  • Шарудилов Мирослав

Актуальность темы

  • Устный счет – гимнастика для ума. Счет в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает усваивать предметы естественно-математического цикла.
  • Существует много приемов упрощения арифметических действий. Знание упрощенных приемов вычисления особенно важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своем распоряжении таблиц и калькулятора.
  • Мы хотим остановиться на способах сложения, вычитания, умножения, деления, для производства которых достаточно устного счета или применения ручки и бумаги.
  • Мотивацией для выбора темы послужило желание продолжения формирования вычислительных навыков, умения быстро и чётко находить результат математических действий.
  • Правила и приёмы вычислений не зависят от того, выполняются они письменно или устно. Однако, владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладкам и, а э то важно потому, что они ускоряют письменные вычисления, приобретают опыт рациональных вычислений, дают выигрыш в вычислительной работе.
Этапы работы над проектом: Организация двух групп Составление плана работы Распределение обязанностей Сбор и обработка информации Оформление результатов Защита проекта

Этапы работы над проектом:

  • Организация двух групп
  • Составление плана работы
  • Распределение обязанностей
  • Сбор и обработка информации
  • Оформление результатов
  • Защита проекта
Цели и задачи проекта - Изучить способы быстрого (устного) счета. -Отобрать самые актуальные и нужные . -Рассказать о них в работе .  Основное назначение данного проекта – научиться применять приемы быстрого счета. Изучить и научиться применять некоторые способы быстрого счета, для производства которых достаточно устного счета или применения ручки и бумаги.

Цели и задачи проекта

- Изучить способы быстрого (устного) счета.

-Отобрать самые актуальные и нужные .

-Рассказать о них в работе .

Основное назначение данного проекта – научиться применять приемы быстрого счета.

Изучить и научиться применять некоторые способы быстрого счета, для производства которых достаточно устного счета или применения ручки и бумаги.

Введение Современные ученики привыкли использовать калькулятор для более быстрого счета, но не всегда возможно и разрешено его использовать. Существует множество способов быстрого устного счета без калькулятора. Интерес данной темы заключается в том, что использование нестандартных приемов в формировании вычислительных навыков усиливает интерес учащихся к математике и содействует развитию математических способностей. Для того чтобы выяснить, знают ли современные школьники другие способы выполнения арифметических действий, кроме умножения, сложения, вычитания столбиком и деления «уголком» и хотели бы узнать новые способы, был проведен тестовый опрос и подведены итоги.

Введение

  • Современные ученики привыкли использовать калькулятор для более быстрого счета, но не всегда возможно и разрешено его использовать. Существует множество способов быстрого устного счета без калькулятора.
  • Интерес данной темы заключается в том, что использование нестандартных приемов в формировании вычислительных навыков усиливает интерес учащихся к математике и содействует развитию математических способностей.
  • Для того чтобы выяснить, знают ли современные школьники другие способы выполнения арифметических действий, кроме умножения, сложения, вычитания столбиком и деления «уголком» и хотели бы узнать новые способы, был проведен тестовый опрос и подведены итоги.
Итоги анкетирования

Итоги анкетирования

2) Перечисли, при изучении каких школьных предметов тебе понадобится правильно считать?

2) Перечисли, при изучении каких школьных предметов тебе понадобится правильно считать?

3)Знаешь ли ты приемы быстрого счета?
  • 3)Знаешь ли ты приемы быстрого счета?
4)Применяешь ли ты при вычислениях приемы быстрого счета? 5) Хотели бы вы узнать приемы быстрого счета, чтобы быстро считать?

4)Применяешь ли ты при вычислениях приемы быстрого счета?

5) Хотели бы вы узнать приемы быстрого счета, чтобы быстро считать?

Интересный факт   Кто создал современную систему нумерации?  Система счисления (система нумерации), которую мы сегодня знаем и используем, является заслугой индийского народа и ученых-математиков, которые изобрели системы счисления.   В I веке н. э. индийские ученые, на основе античной математики, создали привычную для нас сегодня десятичную позиционную систему. Для записи чисел они использовали 10 цифр, которые почти не изменились и до сегодня.

Интересный факт

  •   Кто создал современную систему нумерации? Система счисления (система нумерации), которую мы сегодня знаем и используем, является заслугой индийского народа и ученых-математиков, которые изобрели системы счисления.  В I веке н. э. индийские ученые, на основе античной математики, создали привычную для нас сегодня десятичную позиционную систему. Для записи чисел они использовали 10 цифр, которые почти не изменились и до сегодня.
Счёт на пальцах Способ быстрого умножения чисел в пределах первого десятка на 9.   Допустим, нам нужно умножить 7 на 9. Повернём руки ладонями к себе и загнём седьмой палец (начиная считать от большого пальца слева). Число пальцев слева от загнутого будет равно десяткам, а справа - единицам искомого произведения.

Счёт на пальцах

Способ быстрого умножения чисел в пределах первого десятка на 9.   Допустим, нам нужно умножить 7 на 9.

Повернём руки ладонями к себе и загнём седьмой палец (начиная считать от большого пальца слева).

Число пальцев слева от загнутого будет равно десяткам, а справа - единицам искомого произведения.

 Умножение на однозначное число   Когда одно из умножаемых чисел разлагается на однозначные множители, удобно бывает последовательно умножать на эти множители. Например: 225*6=225*2*3=450*3=1350

Умножение на однозначное число

  • Когда одно из умножаемых чисел разлагается на однозначные множители, удобно бывает последовательно умножать на эти множители. Например: 225*6=225*2*3=450*3=1350
Если оба множителя двузначные, мысленно разбивают один из них на десятки и единицы. Например: 29*12=29*10+29*2=290+58= 348 41*16=41*10+41*6 = 410+246 =656 (или 41*16=16*41 = 16*40+16*1=640+16=656 Разбивать на десятки и единицы выгоднее тот множитель, в котором они выражены меньшими числами.
  • Если оба множителя двузначные, мысленно разбивают один из них на десятки и единицы. Например:
  • 29*12=29*10+29*2=290+58= 348
  • 41*16=41*10+41*6 = 410+246 =656
  • (или 41*16=16*41 = 16*40+16*1=640+16=656
  • Разбивать на десятки и единицы выгоднее тот множитель, в котором они выражены меньшими числами.
Умножение на 9 Чтобы устно умножить число на 9, приписывают к нему ноль и вычитают первый множитель. Например: 62*9=620-62=600—42=558 73*9=730-73=700—43=657

Умножение на 9

  • Чтобы устно умножить число на 9, приписывают к нему ноль и вычитают первый множитель. Например:
  • 62*9=620-62=600—42=558
  • 73*9=730-73=700—43=657

Умножение на 11 Чтобы устно умножить число на 11, приписывают к нему н у ль и прибавляют первый множитель. Например: 87*11=870+87=957

Умножение на 11

  • Чтобы устно умножить число на 11, приписывают к нему н у ль и прибавляют первый множитель. Например:
  • 87*11=870+87=957
Возведение в квадрат Чтобы воз вести в квадрат число, оканчивающееся цифрой 5 (например 85), умножают число десятков (8) на него же плюс единица (8*9=72) и приписывают 25 (в нашем примере получается 7225). Еще примеры: 25 2 ; 2*3=6; 625 45 2 ; 4*5= 20; 2025 145 2 ; 14*15 = 210; 21025

Возведение в квадрат

  • Чтобы воз вести в квадрат число, оканчивающееся цифрой 5 (например 85), умножают число десятков (8) на него же плюс единица (8*9=72) и приписывают 25 (в нашем примере получается 7225). Еще примеры:
  • 25 2 ; 2*3=6; 625
  • 45 2 ; 4*5= 20; 2025
  • 145 2 ; 14*15 = 210; 21025
Указанный прием применяется и к десятичным дробям, оканчивающимся цифрой 5: 8,5 2  = 72,25 14,5 2= 210,25 0,35 2  = 0,1225 
  • Указанный прием применяется и к десятичным дробям, оканчивающимся цифрой 5:
  • 8,5 2  = 72,25
  • 14,5 2= 210,25
  • 0,35 2  = 0,1225 
Так как 0,5= 1/2 , а 0,25 = 1/4, то приведенным выше приемом можно пользоваться также и для воз веде ния в квадрат чисел, оканчивающихся дробью 1/2 : (8 1/2 ) 2  =72 1/4 (14 1/2 ) 2  = 210 1/4
  • Так как 0,5= 1/2 , а 0,25 = 1/4, то приведенным выше приемом можно пользоваться также и для воз веде ния в квадрат чисел, оканчивающихся дробью 1/2 :
  • (8 1/2 ) 2  =72 1/4
  • (14 1/2 ) 2  = 210 1/4
Умножение на 4 Чтобы устно умножить число на 4, его дважды удваивают. Например: 112*4 = (112 *2 )*2 = 224*2= 448 335*4 = (335 *2 )*2 = 670*2= 1340

Умножение на 4

  • Чтобы устно умножить число на 4, его дважды удваивают. Например:
  • 112*4 = (112 *2 )*2 = 224*2= 448
  • 335*4 = (335 *2 )*2 = 670*2= 1340

Деление на 4 Чтобы устно разделить число на 4, его дважды делят пополам. Например: 76:4 = (76:2):2= 38:2=19 236:4= (236:2):2= 118:2=59

Деление на 4

  • Чтобы устно разделить число на 4, его дважды делят пополам. Например:
  • 76:4 = (76:2):2= 38:2=19
  • 236:4= (236:2):2= 118:2=59
Умножение на 5 Чтобы устно умножить число на 5 умножают его на 10/2, т. е. приписывают к числу н у ль и делят пополам. Например: 74*5= 740:2= 370 243*5=2430:2=1215 При умножении на 5 четного числа удобнее сначала делить пополам и к полученному результату приписать н у ль. Например: 74X5 = 74/2*10=370

Умножение на 5

  • Чтобы устно умножить число на 5 умножают его на 10/2, т. е. приписывают к числу н у ль и делят пополам. Например:
  • 74*5= 740:2= 370
  • 243*5=2430:2=1215
  • При умножении на 5 четного числа удобнее сначала делить пополам и к полученному результату приписать н у ль. Например:
  • 74X5 = 74/2*10=370
Умножение на 25 Чтобы устно умножить число на 25, умножают его на 100/4 , т. е.—если число кратно 4- м —делят на 4 и к частному приписывают два н у ля. Например: 72*25 = 72/4*100= 1800  Если же число при делении на 4 получается не целым, то запятую в частном переносим на два знака вправо. 65*25=65/4*100=16,25*100=1625

Умножение на 25

  • Чтобы устно умножить число на 25, умножают его на 100/4 , т. е.—если число кратно 4- м —делят на 4 и к частному приписывают два н у ля.
  • Например:
  • 72*25 = 72/4*100= 1800
  • Если же число при делении на 4 получается не целым, то запятую в частном переносим на два знака вправо.
  • 65*25=65/4*100=16,25*100=1625
Старинные способы вычислений В России несколько веков назад среди крестьян некоторых губерний был распространен способ, который не требовал знание всей таблицы умножения. Надо было лишь уметь умножать и делить на 2. Этот способ получил название КРЕСТЬЯНСКИЙ.

Старинные способы вычислений

  • В России несколько веков назад среди крестьян некоторых губерний был распространен способ, который не требовал знание всей таблицы умножения. Надо было лишь уметь умножать и делить на 2. Этот способ получил название КРЕСТЬЯНСКИЙ.
РУССКИЙ КРЕСТЬЯНСКИЙ СПОСОБ УМНОЖЕНИЯ Пример: умножим 47 на 35, запишем числа на одной строке, проведём между ними вертикальную черту; левое число будем делить на 2, правое – умножать на 2 (если при делении возникает остаток, то остаток отбрасываем); деление заканчивается, когда слева появится единица; вычёркиваем те строки, в которых стоят слева чётные числа;  35 + 70 + 140 + 280 + 1120 = 1645 далее оставшиеся справа числа складываем – это результат.

РУССКИЙ КРЕСТЬЯНСКИЙ СПОСОБ УМНОЖЕНИЯ

  • Пример: умножим 47 на 35,
  • запишем числа на одной строке, проведём между ними вертикальную черту;
  • левое число будем делить на 2, правое – умножать на 2 (если при делении возникает остаток, то остаток отбрасываем);
  • деление заканчивается, когда слева появится единица;
  • вычёркиваем те строки, в которых стоят слева чётные числа; 35 + 70 + 140 + 280 + 1120 = 1645
  • далее оставшиеся справа числа складываем – это результат.
Еще один старинный метод Выдающийся арабский математик и астроном Абу Абдалах Мухаммед Бен Мусса аль – Хорезми жил и работал в Багдаде. Учёный работал в Доме мудрости, где были библиотека и обсерватория, здесь работали почти все крупные арабские учёные. Сведений о жизни и деятельности Мухаммеда аль – Хорезми очень мало. Сохранились лишь две его работы – по алгебре и по арифметике. В последн е й из этих книг даны четыре правила арифметических действий, почти такие же, что используются в наше время. В своей «Книге об индийском счете» учёный описал способ, придуманный в Древней Индии, а позже названный «МЕТОДОМ РЕШЁТКИ» . Этот метод даже проще, чем применяемый сегодня.

Еще один старинный метод

  • Выдающийся арабский математик и астроном Абу Абдалах Мухаммед Бен Мусса аль – Хорезми жил и работал в Багдаде. Учёный работал в Доме мудрости, где были библиотека и обсерватория, здесь работали почти все крупные арабские учёные.
  • Сведений о жизни и деятельности Мухаммеда аль – Хорезми очень мало. Сохранились лишь две его работы – по алгебре и по арифметике. В последн е й из этих книг даны четыре правила арифметических действий, почти такие же, что используются в наше время.
  • В своей «Книге об индийском счете» учёный описал способ, придуманный в Древней Индии, а позже названный «МЕТОДОМ РЕШЁТКИ» . Этот метод даже проще, чем применяемый сегодня.
Метод «Решетки» Начертим таблицу, в которой две клетки по длине и две по ширине .  З апишем одно число по длине , другое по ширине. В клетках запишем результат умножения данных цифр, на их пересечении отделим десятки и единицы диагональю. Полученные цифры сложим по диагонали, и полученный результат можно прочитать по стрелке (вниз и вправо). Нами рассмотрен простой пример, однако, этим способом можно умножать любые многозначные числа. 2 1 1  2 5 5  0  6 3  0 6 7 1  5 3 5

Метод «Решетки»

  • Начертим таблицу, в которой две клетки по длине и две по ширине . З апишем одно число по длине , другое по ширине. В клетках запишем результат умножения данных цифр, на их пересечении отделим десятки и единицы диагональю. Полученные цифры сложим по диагонали, и полученный результат можно прочитать по стрелке (вниз и вправо).
  • Нами рассмотрен простой пример, однако, этим способом можно умножать любые многозначные числа.

2

1

1

2

5

5

0

6

3

0

6

7

1

5

3

5

Различные способы сложения и вычитания    1)СЛОЖЕНИЕ Основное правило для выполнения сложения в уме звучит так: Чтобы прибавить  одно число к числу 9, прибавьте к нему 10 и отнимите 1; чтобы прибавить 8, прибавьте 10 и отнимите 2; чтобы прибавить 7, прибавьте10 и отнимите 3 и т.д. Например: 56+8=56+10-2=64; 65+9=65+10-1=74.

Различные способы сложения и вычитания

1)СЛОЖЕНИЕ

  • Основное правило для выполнения сложения в уме звучит так: Чтобы прибавить одно число к числу 9, прибавьте к нему 10 и отнимите 1; чтобы прибавить 8, прибавьте 10 и отнимите 2; чтобы прибавить 7, прибавьте10 и отнимите 3 и т.д.
  • Например:

56+8=56+10-2=64;

65+9=65+10-1=74.

2) СЛОЖЕНИЕ В УМЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ Если цифра единиц в прибавляемом числе больше 5, то число необходимо округлить в сторону увеличения, а затем вычесть ошибку округления из полученной суммы. Если же цифра единиц меньше чем 5, то прибавляем сначала десятки, а потом единицы. Например: 34+48=34+50-2=82; 27+31=27+30+1=58.

2) СЛОЖЕНИЕ В УМЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

  • Если цифра единиц в прибавляемом числе больше 5, то число необходимо округлить в сторону увеличения, а затем вычесть ошибку округления из полученной суммы. Если же цифра единиц меньше чем 5, то прибавляем сначала десятки, а потом единицы.
  • Например:

34+48=34+50-2=82;

27+31=27+30+1=58.

3 )СЛОЖЕНИЕ ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ Складываем слева направо, то есть сначала сотни, потом десятки, а затем единицы. Например: 359+523= 300+500+50+20+9+3=882; 456+298=400+200+50+90+6+8=754.  4 )ВЫЧИТАНИЕ Чтобы вычесть два числа в уме, нужно округлить вычитаемое, а затем подкорректир овать полученный ответ. 56-9=56-10+1=47; 436-87=436-100+13=349.  

3 )СЛОЖЕНИЕ ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

  • Складываем слева направо, то есть сначала сотни, потом десятки, а затем единицы. Например:

359+523= 300+500+50+20+9+3=882;

456+298=400+200+50+90+6+8=754.

4 )ВЫЧИТАНИЕ

  • Чтобы вычесть два числа в уме, нужно округлить вычитаемое, а затем подкорректир овать полученный ответ.

56-9=56-10+1=47;

436-87=436-100+13=349.

 

5) ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА МЕНЬШЕ 100 ИЗ ЧИСЛА БОЛЬШЕ 100 Если вычитаемое меньше 100 , а уменьшаемое больше 100 , но меньше 200 , есть простой способ вычислить разность в уме. Например: Найдем разность чисел 134 и 76 134-76=..  76 на 24 меньше 100 . 134 на 34 больше 100 . Прибавим 24 к 34 и получим ответ: 58 . 134-76=24+34=58 Найдем разность чисел 152 и 88 152-88=.. 88 на 12 меньше 100 , а 152 больше 100 на 52 , значит к 12 прибавим 52 152-88=12+52=64

5) ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА МЕНЬШЕ 100 ИЗ ЧИСЛА БОЛЬШЕ 100

  • Если вычитаемое меньше 100 , а уменьшаемое больше 100 , но меньше 200 , есть простой способ вычислить разность в уме.
  • Например:
  • Найдем разность чисел 134 и 76

134-76=..

76 на 24 меньше 100 . 134 на 34 больше 100 . Прибавим 24 к 34 и получим ответ: 58 .

134-76=24+34=58

  • Найдем разность чисел 152 и 88

152-88=..

88 на 12 меньше 100 , а 152 больше 100 на 52 , значит к 12 прибавим 52

152-88=12+52=64

Вычитание из 1000   Чтобы выполнить вычитание из 1000, може м пользоваться этим простым правилом: Отнимите от 9 все цифры, кроме последней. А последнюю цифру отнимите от 10 : 1000-648 Шаг1: от 9 отнимите 6 = 3  Шаг2: от 9 отнимите 4 = 5  Шаг3: от 10 отнимите 8 = 2  Ответ: 352

Вычитание из 1000

  • Чтобы выполнить вычитание из 1000, може м пользоваться этим простым правилом:

Отнимите от 9 все цифры, кроме последней. А последнюю цифру отнимите от 10 :

1000-648

  • Шаг1: от 9 отнимите 6 = 3 Шаг2: от 9 отнимите 4 = 5 Шаг3: от 10 отнимите 8 = 2 Ответ: 352
И, напоследок, математический трюк: Возведение во вторую степень чисел: 11,111,1111,11111…  Закономерность такова:  Если взять за основу бесконечный ряд натуральных чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 ..и т. д., то при возведении в квадрат чисел из х единиц (111111...и так х раз!), получается зеркально симметричное число, состоящее из двух частей. Первая часть есть числа натурального ряда от 1 до х , а зеркальная часть - в обратном порядке, начиная с полученного числа х .
  • И, напоследок, математический трюк:
  • Возведение во вторую степень чисел: 11,111,1111,11111…

Закономерность такова: Если взять за основу бесконечный ряд натуральных чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 ..и т. д., то при возведении в квадрат чисел из х единиц (111111...и так х раз!), получается зеркально симметричное число, состоящее из двух частей. Первая часть есть числа натурального ряда от 1 до х , а зеркальная часть - в обратном порядке, начиная с полученного числа х .

Выводы:   Существуют способы быстрого сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень …Мы рассмотрели лишь немногие способы быстрого счета. Все рассмотренные нами методы устного вычисления говорят о многолетнем интересе ученых и простых людей к игре с цифрами. Используя некоторые из этих методов на уроках или дома можно развить скорость вычислений, добиться успехов в изучении всех школьных предметов. Умножение без калькулятора – тренировка памяти и математического мышления. Вычислительная техника совершенствуется и по сей день, но любая машина делает то, что в нее закладывают люди, а мы узнали некоторые приемы устного счета, которые помогут нам в жизни. Нам было интересно работать над проектом. Пока мы только изучали и анализировали уже известные способы быстрого счета.  Но кто знает, возможно, в будущем мы сами сможем открыть новые способы быстрых вычислений. Устный счёт – гимнастика ума.  Умеете ли вы считать? Каждый, конечно ответит: «Да!»

Выводы:

  •   Существуют способы быстрого сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень …Мы рассмотрели лишь немногие способы быстрого счета.
  • Все рассмотренные нами методы устного вычисления говорят о многолетнем интересе ученых и простых людей к игре с цифрами. Используя некоторые из этих методов на уроках или дома можно развить скорость вычислений, добиться успехов в изучении всех школьных предметов.
  • Умножение без калькулятора – тренировка памяти и математического мышления. Вычислительная техника совершенствуется и по сей день, но любая машина делает то, что в нее закладывают люди, а мы узнали некоторые приемы устного счета, которые помогут нам в жизни.
  • Нам было интересно работать над проектом. Пока мы только изучали и анализировали уже известные способы быстрого счета.
  • Но кто знает, возможно, в будущем мы сами сможем открыть новые способы быстрых вычислений.

Устный счёт – гимнастика ума.

Умеете ли вы считать? Каждый, конечно ответит: «Да!»

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!