Просмотр содержимого документа
«Проект учащихся 9 класса "Считать устно - легко"»
Считать устно–легко
Подготовили
учащиеся 9 класса
Кубанской ош I-III ступеней
- Кузнецов Андрей
- Лещина Анастасия
- Плышевский Дмитрий
- Цюх Анастасия
- Велюллаева Алие
- Морбицр Владислав
- Кулиева Сабина
- Шарудилов Мирослав
Актуальность темы
- Устный счет – гимнастика для ума. Счет в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает усваивать предметы естественно-математического цикла.
- Существует много приемов упрощения арифметических действий. Знание упрощенных приемов вычисления особенно важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своем распоряжении таблиц и калькулятора.
- Мы хотим остановиться на способах сложения, вычитания, умножения, деления, для производства которых достаточно устного счета или применения ручки и бумаги.
- Мотивацией для выбора темы послужило желание продолжения формирования вычислительных навыков, умения быстро и чётко находить результат математических действий.
- Правила и приёмы вычислений не зависят от того, выполняются они письменно или устно. Однако, владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладкам и, а э то важно потому, что они ускоряют письменные вычисления, приобретают опыт рациональных вычислений, дают выигрыш в вычислительной работе.
Этапы работы над проектом:
- Организация двух групп
- Составление плана работы
- Распределение обязанностей
- Сбор и обработка информации
- Оформление результатов
- Защита проекта
Цели и задачи проекта
- Изучить способы быстрого (устного) счета.
-Отобрать самые актуальные и нужные .
-Рассказать о них в работе .
Основное назначение данного проекта – научиться применять приемы быстрого счета.
Изучить и научиться применять некоторые способы быстрого счета, для производства которых достаточно устного счета или применения ручки и бумаги.
Введение
- Современные ученики привыкли использовать калькулятор для более быстрого счета, но не всегда возможно и разрешено его использовать. Существует множество способов быстрого устного счета без калькулятора.
- Интерес данной темы заключается в том, что использование нестандартных приемов в формировании вычислительных навыков усиливает интерес учащихся к математике и содействует развитию математических способностей.
- Для того чтобы выяснить, знают ли современные школьники другие способы выполнения арифметических действий, кроме умножения, сложения, вычитания столбиком и деления «уголком» и хотели бы узнать новые способы, был проведен тестовый опрос и подведены итоги.
Итоги анкетирования
2) Перечисли, при изучении каких школьных предметов тебе понадобится правильно считать?
- 3)Знаешь ли ты приемы быстрого счета?
4)Применяешь ли ты при вычислениях приемы быстрого счета?
5) Хотели бы вы узнать приемы быстрого счета, чтобы быстро считать?
Интересный факт
- Кто создал современную систему нумерации? Система счисления (система нумерации), которую мы сегодня знаем и используем, является заслугой индийского народа и ученых-математиков, которые изобрели системы счисления. В I веке н. э. индийские ученые, на основе античной математики, создали привычную для нас сегодня десятичную позиционную систему. Для записи чисел они использовали 10 цифр, которые почти не изменились и до сегодня.
Счёт на пальцах
Способ быстрого умножения чисел в пределах первого десятка на 9. Допустим, нам нужно умножить 7 на 9.
Повернём руки ладонями к себе и загнём седьмой палец (начиная считать от большого пальца слева).
Число пальцев слева от загнутого будет равно десяткам, а справа - единицам искомого произведения.
Умножение на однозначное число
- Когда одно из умножаемых чисел разлагается на однозначные множители, удобно бывает последовательно умножать на эти множители. Например: 225*6=225*2*3=450*3=1350
- Если оба множителя двузначные, мысленно разбивают один из них на десятки и единицы. Например:
- 29*12=29*10+29*2=290+58= 348
- 41*16=41*10+41*6 = 410+246 =656
- (или 41*16=16*41 = 16*40+16*1=640+16=656
- Разбивать на десятки и единицы выгоднее тот множитель, в котором они выражены меньшими числами.
Умножение на 9
- Чтобы устно умножить число на 9, приписывают к нему ноль и вычитают первый множитель. Например:
- 62*9=620-62=600—42=558
- 73*9=730-73=700—43=657
Умножение на 11
- Чтобы устно умножить число на 11, приписывают к нему н у ль и прибавляют первый множитель. Например:
- 87*11=870+87=957
Возведение в квадрат
- Чтобы воз вести в квадрат число, оканчивающееся цифрой 5 (например 85), умножают число десятков (8) на него же плюс единица (8*9=72) и приписывают 25 (в нашем примере получается 7225). Еще примеры:
- 25 2 ; 2*3=6; 625
- 45 2 ; 4*5= 20; 2025
- 145 2 ; 14*15 = 210; 21025
- Указанный прием применяется и к десятичным дробям, оканчивающимся цифрой 5:
- 8,5 2 = 72,25
- 14,5 2= 210,25
- 0,35 2 = 0,1225
- Так как 0,5= 1/2 , а 0,25 = 1/4, то приведенным выше приемом можно пользоваться также и для воз веде ния в квадрат чисел, оканчивающихся дробью 1/2 :
- (8 1/2 ) 2 =72 1/4
- (14 1/2 ) 2 = 210 1/4
Умножение на 4
- Чтобы устно умножить число на 4, его дважды удваивают. Например:
- 112*4 = (112 *2 )*2 = 224*2= 448
- 335*4 = (335 *2 )*2 = 670*2= 1340
Деление на 4
- Чтобы устно разделить число на 4, его дважды делят пополам. Например:
- 76:4 = (76:2):2= 38:2=19
- 236:4= (236:2):2= 118:2=59
Умножение на 5
- Чтобы устно умножить число на 5 умножают его на 10/2, т. е. приписывают к числу н у ль и делят пополам. Например:
- 74*5= 740:2= 370
- 243*5=2430:2=1215
- При умножении на 5 четного числа удобнее сначала делить пополам и к полученному результату приписать н у ль. Например:
- 74X5 = 74/2*10=370
Умножение на 25
- Чтобы устно умножить число на 25, умножают его на 100/4 , т. е.—если число кратно 4- м —делят на 4 и к частному приписывают два н у ля.
- Например:
- 72*25 = 72/4*100= 1800
- Если же число при делении на 4 получается не целым, то запятую в частном переносим на два знака вправо.
- 65*25=65/4*100=16,25*100=1625
Старинные способы вычислений
- В России несколько веков назад среди крестьян некоторых губерний был распространен способ, который не требовал знание всей таблицы умножения. Надо было лишь уметь умножать и делить на 2. Этот способ получил название КРЕСТЬЯНСКИЙ.
РУССКИЙ КРЕСТЬЯНСКИЙ СПОСОБ УМНОЖЕНИЯ
- Пример: умножим 47 на 35,
- запишем числа на одной строке, проведём между ними вертикальную черту;
- левое число будем делить на 2, правое – умножать на 2 (если при делении возникает остаток, то остаток отбрасываем);
- деление заканчивается, когда слева появится единица;
- вычёркиваем те строки, в которых стоят слева чётные числа; 35 + 70 + 140 + 280 + 1120 = 1645
- далее оставшиеся справа числа складываем – это результат.
Еще один старинный метод
- Выдающийся арабский математик и астроном Абу Абдалах Мухаммед Бен Мусса аль – Хорезми жил и работал в Багдаде. Учёный работал в Доме мудрости, где были библиотека и обсерватория, здесь работали почти все крупные арабские учёные.
- Сведений о жизни и деятельности Мухаммеда аль – Хорезми очень мало. Сохранились лишь две его работы – по алгебре и по арифметике. В последн е й из этих книг даны четыре правила арифметических действий, почти такие же, что используются в наше время.
- В своей «Книге об индийском счете» учёный описал способ, придуманный в Древней Индии, а позже названный «МЕТОДОМ РЕШЁТКИ» . Этот метод даже проще, чем применяемый сегодня.
Метод «Решетки»
- Начертим таблицу, в которой две клетки по длине и две по ширине . З апишем одно число по длине , другое по ширине. В клетках запишем результат умножения данных цифр, на их пересечении отделим десятки и единицы диагональю. Полученные цифры сложим по диагонали, и полученный результат можно прочитать по стрелке (вниз и вправо).
- Нами рассмотрен простой пример, однако, этим способом можно умножать любые многозначные числа.
2
1
1
2
5
5
0
6
3
0
6
7
1
5
3
5
Различные способы сложения и вычитания
1)СЛОЖЕНИЕ
- Основное правило для выполнения сложения в уме звучит так: Чтобы прибавить одно число к числу 9, прибавьте к нему 10 и отнимите 1; чтобы прибавить 8, прибавьте 10 и отнимите 2; чтобы прибавить 7, прибавьте10 и отнимите 3 и т.д.
- Например:
56+8=56+10-2=64;
65+9=65+10-1=74.
2) СЛОЖЕНИЕ В УМЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
- Если цифра единиц в прибавляемом числе больше 5, то число необходимо округлить в сторону увеличения, а затем вычесть ошибку округления из полученной суммы. Если же цифра единиц меньше чем 5, то прибавляем сначала десятки, а потом единицы.
- Например:
34+48=34+50-2=82;
27+31=27+30+1=58.
3 )СЛОЖЕНИЕ ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
- Складываем слева направо, то есть сначала сотни, потом десятки, а затем единицы. Например:
359+523= 300+500+50+20+9+3=882;
456+298=400+200+50+90+6+8=754.
4 )ВЫЧИТАНИЕ
- Чтобы вычесть два числа в уме, нужно округлить вычитаемое, а затем подкорректир овать полученный ответ.
56-9=56-10+1=47;
436-87=436-100+13=349.
5) ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА МЕНЬШЕ 100 ИЗ ЧИСЛА БОЛЬШЕ 100
- Если вычитаемое меньше 100 , а уменьшаемое больше 100 , но меньше 200 , есть простой способ вычислить разность в уме.
- Например:
- Найдем разность чисел 134 и 76
134-76=..
76 на 24 меньше 100 . 134 на 34 больше 100 . Прибавим 24 к 34 и получим ответ: 58 .
134-76=24+34=58
- Найдем разность чисел 152 и 88
152-88=..
88 на 12 меньше 100 , а 152 больше 100 на 52 , значит к 12 прибавим 52
152-88=12+52=64
Вычитание из 1000
- Чтобы выполнить вычитание из 1000, може м пользоваться этим простым правилом:
Отнимите от 9 все цифры, кроме последней. А последнюю цифру отнимите от 10 :
1000-648
- Шаг1: от 9 отнимите 6 = 3 Шаг2: от 9 отнимите 4 = 5 Шаг3: от 10 отнимите 8 = 2 Ответ: 352
- И, напоследок, математический трюк:
- Возведение во вторую степень чисел: 11,111,1111,11111…
Закономерность такова: Если взять за основу бесконечный ряд натуральных чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 ..и т. д., то при возведении в квадрат чисел из х единиц (111111...и так х раз!), получается зеркально симметричное число, состоящее из двух частей. Первая часть есть числа натурального ряда от 1 до х , а зеркальная часть - в обратном порядке, начиная с полученного числа х .
Выводы:
- Существуют способы быстрого сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень …Мы рассмотрели лишь немногие способы быстрого счета.
- Все рассмотренные нами методы устного вычисления говорят о многолетнем интересе ученых и простых людей к игре с цифрами. Используя некоторые из этих методов на уроках или дома можно развить скорость вычислений, добиться успехов в изучении всех школьных предметов.
- Умножение без калькулятора – тренировка памяти и математического мышления. Вычислительная техника совершенствуется и по сей день, но любая машина делает то, что в нее закладывают люди, а мы узнали некоторые приемы устного счета, которые помогут нам в жизни.
- Нам было интересно работать над проектом. Пока мы только изучали и анализировали уже известные способы быстрого счета.
- Но кто знает, возможно, в будущем мы сами сможем открыть новые способы быстрых вычислений.
Устный счёт – гимнастика ума.
Умеете ли вы считать? Каждый, конечно ответит: «Да!»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!