13
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» комбинированного вида г.Карабаша
Проект
Тема: «Вода и её свойства».
Выполнила:
Воспитатель
подготовительной группы »А»
Т.В.Селиванова
г.Карабаш
2015г.
Вид проекта: творчески– познавательный, исследовательский, долгосрочный.
Продолжительность проекта: сентябрь – март.
Участники проекта: воспитатели и дети подготовительной группы «А».
Актуальность: В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо познавательное развитие. Оно предполагает, в частности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере,материале, звучании, причинах и следствиях идр.). Активное внедрение детского экспериментирования позволяет включать дошкольников в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаруживать новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Именно детское экспериментирование предоставляет дошкольникам возможность приобретать знания самостоятельно, детям предоставляется возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений об окружающем мире.
Цель проекта:
1.Создание условий для исследовательской деятельности детей.
2.Развитие у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи:
1.Расширять представления детей об окружающем мире.
2.Развивать у детей представления о химических свойствах веществ.
3.Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях.
4.Развивать элементарные математические представления.
5.Развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов.
6.Развивать умственные (мыслительные) способности детей – анализ, классификация, сравнение, обобщение.
7.Формировать способы познания путём сенсорного анализа.
Предполагаемый результат:
В свободной атмосфере дети разовьют свои умения:
- Коммуникативные (умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею);
- Манипулятивные (координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями);
- Социальные (совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные роли, терпимость к другому, самодисциплина).
Эксперимент с водой: Приложение 1
«Вода – растворитель».
Дата проведения:
15 сентября 2015 г.
Руководитель:
М.В.Быстрова.
Цель: Развитие познавательного интереса ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями. Ознакомление детей со свойствами жидкостей на примере воды, показать, что вода имеет свойство растворять некоторые вещества.
Задачи:
1.Развивать умение выслушать и понять задание воспитателя.
2.Развивать умение пользоваться оборудованием.
3.Побуждать детей высказывать свои действия, обсуждать, делать выводы.
4. Воспитывать самостоятельность, интерес, любознательность.
Оборудование:сахар, соль, аскорбиновая кислота, растительное масло, мука, ёмкости для воды, ложки, пипетка.
Ход эксперимента:
1.Опыт дети проводили под руководством воспитателя. Было предложено Вике Черкашиной размешать в воде в первом стакане – сахар, Коле Степанову во втором стакане – соль, Дамиру Хайбуллину в третьем стакане – аскорбиновую кислоту и попробовать её на вкус.
Вопрос к детям: Какая вода стала на вкус?
Ответы детей: сладкая, солёная, кислая.
Результат эксперимента: вещества, которые дети положили в воду, растворились и изменили вкус воды.
2.Опыт выполнил воспитатель. В первом стакане с водой размешала муку, а во второй стакан с водой накапала растительное масло. Дети наблюдали, что мука не растворилась полностью в воде, осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось масло, оно плавало на поверхности воды.
Результат эксперимента: не все вещества могут растворяться в воде.
Фото отчёт к эксперименту «Вода - растворитель»




Эксперимент с водой: Приложение 2
«Куда исчезает вода?»
Дата проведения:
22 сентября 2015г.
Руководитель:
Т.В.Селиванова
Цель:Определение свойств воды (впитывается, не впитывается, испаряется).
Словарная работа: впитывается, не впитывается, испаряется.
Определение материалов, которые впитывают воду.
Задачи:
1.Развивать умение выслушать и понять задание воспитателя.
2.Познакомить детей со свойствами предметов.
3.Развивать умение аккуратно пользоваться оборудованием.
4.Побуждать детей высказывать свои мысли, обсуждать, делать выводы.
5.Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес, любознательность.
Оборудование:губка, ткань, пластилин, тарелка, дерево, газета, полиэтилен, ёмкость с водой, ложки, маркер.
Ход эксперимента:
1.Опыт дети проводили под руководством воспитателя. Было предложено детям аккуратно ложкой лить понемногу воду на предметы. Обсудили, какие предметы впитали в себя воду, а какие не впитали.
2.Воспитатель налила воду в тарелку. Обсудили с детьми, что она не впитала в себя воду, так как она пластмассовая. Воспитатель отметила границу воды в тарелке маркером и поставила его на подоконник на два дня. Ещё на день. Через несколько дней посмотрели, что произошло с водой. Куда же вода делась? Обсудили с детьми и пришли к выводу, что вода исчезла, испарилась.
Результат эксперимента: Вода может впитываться и испаряться.
Эксперимент с водой: Приложение 3
«Прозрачность воды»
Дата проведения:
15октября 2015г.
Руководитель:
Т.В.Селиванова
Цель: Определение свойств воды - «Чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная».
Задачи:
1.Выяснить, как усвоено понятие «прозрачный».
2.Развивать умение внимательно выслушать и понять задания воспитателя.
3.Развивать умение пользоваться оборудованием.
4.Побуждать детей высказывать свои мысли, обобщать, делать выводы.
5.Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес, любознательность.
Оборудование: два стакана с водой, пуговицы, камешки, бусины, тарелочка с землёй, ложка.
1.В ходе опыта воспитатель предложила детям найти в группе прозрачные предметы (стекло в окне, стакан) для того, чтобы выяснить, как усвоено понятие «прозрачный».
2. Далее опыт дети проводили под руководством воспитателя. Было предложено детям аккуратно опустить мелкие предметы в стакан с чистой водой.
Результат: Предметы видны. Следовательно, вода в стакане прозрачная.
Затем, Яна В. высыпала землю во второй стакан с водой, размешала.
Вода стала мутной, непрозрачной.
Дети опустили в стакан предметы и убедились, что они не видны
Результат эксперимента: Чистая вода – прозрачная, через неё видны предметы; мутная вода – непрозрачная, через неё не видны предметы.
Фото отчёт к эксперименту «Прозрачность воды»




Эксперимент с водой Приложение 4
«Вода не имеет формы, вкуса,
запаха и цвета»
Дата проведения:
22 октября 2015г.
Руководитель:
Т.В.Селиванова
Цель: Доказательство свойств воды (вода не имеет формы, запаха, вкуса и цвета).
Задачи:
1.Продолжать развивать умение выслушать и понять задания воспитателя.
2.Продолжать развивать умение пользоваться оборудованием.
3. Продолжать знакомить со свойствами воды.
4.Побуждать детей высказывать свои мысли, сравнивать, делать выводы.
5.Воспитывать самостоятельность, аккуратность, любознательность.
Оборудование: прозрачные сосуды разной формы, стаканчики прозрачные, гуашь белая, синяя, соль, сахар, лимон, большой поднос, чайник с кипячёной водой, чайные ложки.
Ход эксперимента:
1.Воспитатель наливает воду в сосуды разной формы. Вода принимает форму сосудов. Далее выливает воду из сосуда на поднос, она растекается бесформенной лужей.
Результат: это всё происходит потому, что вода не имеет своей формы.
2.Воспитатель предлагает детям понюхать воду, налитую в стакан.
Вопрос: пахнет ли она?
Ответ: нет.
Вспоминаем запахи лимона, жареной картошки, цветов. Всё это действительно имеет запах.
Результат: вода ничем не пахнет, у неё нет своего запаха.
3.Воспитатель предлагает Андрею Букину попробовать воду на вкус. Вопрос: какая она на вкус?
Ответ: Не вкусная, нет вкуса.
Далее предлагается Даше Давыдовой положить в стакан с водой соль и размешать,
Даше Данильцовой положить в стакан с водой сахар и размешать,
воспитатель выжимает сок лимона в третий стакан с водой и размешивает. Затем дети пробуют воду.
Вопрос: какая стала вода?
Ответы детей: солёная, сладкая, кислая.
Сравниваем с водой в первом стакане и делаем вывод.
Результат: чистая вода не имеет вкуса.
4.Продолжая знакомиться со свойствами воды, воспитатель разливает воду в прозрачные стаканы. Вопрос: какая вода по цвету? Ответы детей: белая, не цветная, нет цвета. После высказываний детей предлагается Кате положить в стакан с чистой водой синюю гуашь и размешать, а Радде – белую гуашь.
Результат: чистая вода не имеет цвета, она бесцветная.
Общий результат: вода не имеет формы, запаха, вкуса и цвета.
Фото отчёт к эксперименту
«Вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета»


