




Выполнили: обучающиеся 2 а класса
МБОУ Новосёлковская СШ
Руководитель: уч. нач. классов
высшей квалификационной категории
Чернышова Наталья Владимировна
д. Бебяево, 2015 г.
Это коллективный проект! Проект всей школы. Данный проект стартует ежегодно и продолжается весь декабрь. Наша совместная дружная работа помогает сплотиться еще больше не только детям, но и родителям и всем членам семьи.
Цель исследования:
К Новому году украсить свой класс и елку игрушками, сделанными своими руками; принять активное участие в конкурсе «Новогодний серпантин», принять участие в конкурсе рисунков, организовать и провести новогодний праздник.
Объект исследования: новогодние украшения.
Предмет исследования: изготовление новогодних украшений своими руками, использование различных материалов для изготовления игрушек.
Задачи исследования:
Изучить историю возникновения традиции украшать елку на Новый год и Рождество.
Узнать, когда в России зародился этот обычай.
Выяснить по различным источникам информации, как раньше украшали елку.
Узнать историю возникновения стеклянных шаров в качестве украшения новогодней елки.
Узнать, как игрушки самим можно сделать для елки.
Сделать новогодние игрушки своими руками.
Украсить класс и елку к Новому году.
Провести новогодний праздник.
Изготовить игрушки на поселковую ёлку.
Проявить своё творчество, аккуратность и трудолюбие в плане изготовления игрушки своими руками.
Пригласить других ребят начальной школы поддержать нас в этом новогоднем начинании.
Участники проекта: начальная школа
Вид проекта по содержанию – информационный и практический, длительность выполнения 30 дней.
Всю работу над проектом мы разделили на 3 этапа:
Информационный, практический и заключительный.
Гипотеза: мы предположили, что сами сделаем новогодние игрушки и украсим ими класс, нашу елочку и поселковую ёлку, организуем праздник, проведём конкурс рисунков.
План работы:
1.Почему наряжают ёлку.
2. Сбор информации из различных источников о том, какие елочные игрушки можно сделать своим руками.
3. Выяснить, какой материал можно использовать для изготовления игрушек.
4. Выбор моделей изделия (каждый самостоятельно с родителями).
5. Практическая часть – изготовление украшений на ёлку по следующим номинациям:
«Креативная ёлка»;
Новогодний сувенир;
Новогодняя поделка;
Новогодняя открытка;
Новогодняя маска;
Символ года.
Новогодняя гирлянда.
6. Украшение класса и новогодней елки.
7..Изготовление игрушек на поселковую ёлку.
8. Участие в школьном конкурсе «Новогодний серпантин» и
«Самый красивый класс».
9. Участие в конкурсе рисунков «Рисуем Новогоднюю сказку»
10. Провести новогодний праздник.
Выводы:
1. Мы выяснили почему наряжают ёлку, смогли сами сделать к Новому году елочные украшения.
2. Сделав игрушки, мы смогли украсить ими свой класс и елку.
3. Украшения для елки можно сделать из всего, что есть под рукой.
4. Мы на собственном опыте узнали, что именно семейное изготовление новогодних украшений всегда было традицией, придающей Новому году и Рождеству радостное настроение. Традицией надолго оставляющей теплые воспоминания!
Перспектива:
Интересно выяснить, почему и как у разных народов принято было украшать свою новогоднюю елку.
В процессе проекта мы узнали, как много украшений для елки можно сделать
из всего, что есть под рукой.
В конце декабря на школьном конкурсе проектов мы представили свои работы, завоевав много призовых мест, положительных откликов на результат нашей
работы, и призвав окружающих к совместному изготовлению елочных украшений на будущий год.
Информационный этап.
В начале нашей работы над проектом мы узнали о традициях встречи Нового года в разных странах. Об этом мы узнали на классном часе. (Приложение 1)
Затем нам захотелось больше узнать об истории ёлочной игрушки. Мы обратились к интернету и вот и узнали много интересного.
Оказывается, обычай украшать к новому году дерево возник очень давно, еще древние племена, поклонявшиеся духу леса, старались задобрить "главное" дерево, принося ему дары и украшая его на все лады. Необязательно это были ели. В Египте, например, это были пальмы. Интересно, что и славяне украшали отнюдь не елку, а дуб или березу, так как в их тогда языческих верованиях именно эти деревья были ближе всего к божественному началу. Ель как рождественское дерево возникло благодаря христианству, ее называли "деревом Христа", воздавая ей особенные почести под Рождество. К XVII в. в большинстве стран Европы она стала признанным символом Рождества и Нового года.
И первые игрушки - это были лишь сладости: орехи, фрукты, пряники, обернутые в золотую и серебреную бумагу, а также бумажными розами и другими цветами.
Верхушку елки венчал звездный шпиль-напоминание о звезде, указавший волхвам путь к месту рождения Христа.
Восторг вызывала, как у детей, так и у взрослых первая елочная позолоченная и посеребренная мишура. Вот что рассказывает легенда о ее происхождении.
Поскольку Младенец Христос родился в яслях, люди считали, что и животные должны принимать участие в рождественском праздновании. Приглашали всех, кроме пауков. Конечно, пауки обиделись и пожаловались Иисусу. Он пожалел их и решил, что поздно вечером впустит их в дом, чтобы показать праздничные деревья. Обрадованные пауки всю ночь напролет ползали в ветвях елок, опутывая их паутиной. Утром домохозяйки увидели оплетенные паутиной елки, но, вместо того чтобы сердиться, были восхищены, поскольку ночью Христос превратил всю паутину в искрящуюся мишуру.
Так как стеклянные игрушки стоили дорого, то стали придумывать другие технологии изготовления игрушек. В России игрушки стали изготавливать из ваты, бумаги, пластмассы, пенопласта.
Основой для фигурки ватного человека служил проволочный каркас, обмотанный ватой, лицо в виде маски формировали из мастики, папье-маше или воска, затем грунтовали, окрашивали и кистью вручную писали глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки. Готовую фигуру покрывали клеем, обычно это был крахмальный клейстер, и посыпали стеклянным снегом, придававшим вате сходство с мерцающим искрящимся снежным покровом. Для получения такого искусственного снега выдували шар с тончайшими стенками и сбрасывали шар в специальный ящик, где он рассыпался на мелкие чешуйки. Большие фигурки до 1 метра, обычно изображавшие Деда Мороза и Снегурочку, ставились под елку. Именно эти большие фигуры оказались настоящими долгожителями среди ватных игрушек.
Еще одним популярным видом игрушек, скрученных из крашеной ваты на проволочном каркасе, являлись овощи, фрукты, грибы, ягоды. Они являлись символом изобилия. Округлая симметричная форма большинства плодов позволила механизировать процесс производства.
Станок-веретено
В 1936 году на ленинградской фабрике «Гигровата» стали использовать станок для намотки ваты.
Несмотря на попытки максимально механизировать производство ватных елочных украшений, до 1950-х годов они остаются рукодельными. В дальнейшем ее перестают производить, так как для этого требовался ручной труд.
Еще популярные в то время были игрушки, для изготовления которых использовалась бумага. Эта технология начала развиваться в Германии с середины 19 века. Игрушки из картона- называют «дрезденские».Очень красивые украшения получались из двух склеенных между собой кусочков картона с зеркально расположенным на них рисунком, слегка выпуклым. Игрушки, таким образом, получались двухсторонние и покрытые серебряной или цветной фольгой, ее светящаяся поверхность отражала волшебный свет елочных свечей.
А вот такие игрушки были созданы в конце 19-го первой половине 20-го столетия. Самые захватывающие и хрупкие художественные украшения собирались из стеклянных бусин и цилиндров удлиненной формы (стекляруса). Они производились в области Яблонец-над-Нисой на предприятиях Северной Богемии (в то время – Чешская республика) начиная с середины 19-го столетия. Посеребренные,
отполированные или даже позолоченные бусинки мастерски натягивались и сгибались в различные формы на тонких проводках.
В 1848 году, в городе Лауш в Тюрингии(Германия) были изготовлены первые елочные шары.
Легенда гласит, что в этот год был не урожайный на яблоки, а значит, вешать на елку было нечего. Чтобы не нарушать традицию, немцы заменили яблоки на шары из стекла.
Город Лауш стал известен благодаря своему стеклодувному производству и является родиной стеклодувов с 12 века. Лауш, расположенный в долине реки, имел много факторов, необходимых для развития стеклоделия: древесина (для разжигания стекольных печей) и песок. Мастера из Лауша изготавливали из стекла стаканы, бокалы, бутылки, вазы, бусы, и даже глаза для кукол.
В 1848 году вышел указ об использовании серебряных шаров из Лауши в качестве рождественских украшений.
А далее, в годы ВОВ выпускались елочные игрушки военизированные: солдаты, танки, пистолеты, собаки – санитары. После войны игрушки стали выпускать мирные: персонажи из сказок, елочные хоккеисты, различные звери.
– В 50-е годы появилась мода на стеклянные бусы, после фильма «Карнавальная ночь» появились игрушки часы.
– В освоение человечеством космоса появились: игрушки – спутники, космонавты, ракеты, шарики с росписью на космическую тему.
– Потом стали выпускать игрушки на прищепках
– В наше время дизайн игрушек стал разнообразнее: шишки, пирамидки, сосульки, колокольчики.
– С каждой эпохой создавались своеобразные игрушки. «Писком моды» были самодельные елочные игрушки.
Практический этап.
Теперь мы знаем, какие игрушки нам мастерить. А вот какой материал наиболее прочен для поделки нам рассказали родители, учитель. И интернет. Мы обсудили и поняли, что наиболее доступно выполнять игрушку из плотной фольги. Такие игрушки будут сверкать на солнышке и по-новогоднему украсят елочку. Далее, доступный материал – это разноцветные пластиковые бутылки. Игрушки из такого материала прослужат не один год и многие предложили мягкий полиэтилен. Работа закипела! Увлеклись в нашей новогодней
мастерской не только ребята нашего класса, но и девочки и мальчики из других начальных классов нашей школы.
Целый месяц мы вместе с родителями мы обдумывали модели игрушек, затем вырезали нужные детали, клеили и украшали. Чудеса происходят – у нас получились замечательные ёлочные украшения! А главное, мы справились вовремя и 25 декабря принесли все изделия ёлочке, нарядили её! Приняли активное участие в конкурсе поделок и рисунков. Подвели итоги.
Заключение:
К Новому году мы смогли украсить наш класс и новогоднюю елку собственноручно изготовленными игрушками.
Приняли активное участие в конкурсе «Новогодний серпантин» (Приложение 2)
Провели замечательный праздник «Однажды под Новый год» с активным участием родителей.(Приложение 3)
Участвовали в конкурсе рисунков «Рисуем Новогоднюю сказку» (Приложение 4)