ТЕМА ПРОЕКТА – «ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА»
ТИП ПРОЕКТА – ТВОРЧЕСКИЙ, ГРУППОВОЙ
ОБЪЕКТ ПРОЕКТА – РАСТЕНИЯ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ И ИХ ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА – СОЗДАНИЕ ПАПКИ «ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА»
СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ – ПОИСК, СБОР И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ, СОЗДАНИЕ ПАПКИ.
ПЛАН ПРОЕКТА:
1.Обговорить в классе идею проекта.
2.Распределить детей в творческие группы по желанию, распределить обязанности.
3.С помощью учителя определить источники информации.
4.Определить форму представления результатов работы.
5.Пригласить гостей и продемонстрировать перед ними результат проекта.
6.Оценить работу участников проекта.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
-углубить знания детей о лечебных свойствах растений;
-формировать элементарные умения применять знания с целью сохранения здоровья;
-формировать умение самостоятельно находить информацию и оформлять её;
-развивать познавательный интерес;
-обогащать словарный запас учащихся;
-воспитывать интерес к науке о растениях – ботанике;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе и к своему здоровью.
ПРОВЕДЁННАЯ РАБОТА:
На уроках Окружающий мир изучались растения и их разновидности; познакомились с понятием лекарственные растения. Определили правила сбора лекарственных растений и безопасного поведения в природе. На уроках русского языка писали картинные и словарные диктанты с названиями лекарственных растений. Читали стихи, загадки, легенды, пословицы и поговорки о лекарственных растениях. В ходе подготовки проекта творческая группа собирала информацию о выбранном лекарственном растении и оформляли свою работу. Была собрана информация о шиповнике, чистотеле, подорожнике, ромашке лекарственной, мяте, липе, календуле и других растениях. Презентация результатов работы была проведена в виде урока-путешествия.
Урок - путешествие
Тема: Лекарственные растения
Цель: углубить знания детей о лечебных свойствах растений; формировать элементарные умения применять знания с целью сохранения здоровья; формировать умения устанавливать причинно – следственные связи; учить самостоятельно находить необходимую информацию;
-развивать память, мышление, внимание, устную речь, познавательный интерес; обогащать словарный запас детей;
-воспитывать интерес к ботанике, бережное отношение к своему здоровью.
Материально – техническое обеспечение: вывеска «Зелёная аптека», высказывание Авиценны, портрет Авиценны, цветы и бабочки из цветной бумаги, аудиозапись пения птиц, иллюстрации лекарственных растений, гербарий, ромашка с вопросами на лепестках для викторины, толковый словарь, карточки с названиями лекарственных растений для физминутки, отвары липы, ромашки, мяты, шиповника, творческие работы детей, мультимедийная доска, ноутбук.
Ход урока:
- Оргмомент
Дети садятся полукругом на стульях. На доске вывеска «Зелёная аптека» .На мультимедийной доске появляется портрет Авиценны и его высказывание:
С гимнастикой дружи
Всегда здоровым будь,
И проживёшь сто лет,
А может быть и боле.
Микстуры, порошки –
К здоровью ложный путь.
Природою лечись –
В саду и в чистом поле.
Авиценна
-Древний врач и философ Авиценна занимался лечением людей природными средствами, к чему призывает и нас.
2. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня у нас в классе открывается аптека. но не обычная, а «зелёная». Догадались о чём мы будем вести сегодня разговор? Наш урок посвящён целебным свойствам растений. Сегодня мы узнаем, почему лечение растениями безопаснее, чем лечение таблетками.
3.Словарная работа.
-Сначала познакомимся с новыми словами, которые встретятся нам на уроке.
(На доске появляются слова: фитотерапия, фиточай, целители, аллергия. Дети дают объяснение этим словам, при необходимости используя Толковый словарь.)
-
Звучит запись пения птиц. Выходят туристы.
1 турист-Как долго мы идём. Пора отдохнуть.
2 турист– Ой!Ой! (салится, держится рукой за ногу)
3 турист – Что случилось? (подбегает)
2 турист – Помогите мне, кровь бежит.
1 турист – Назад идти далеко. Аптечку не взяли.
Выходит Лесовичок.
-Здравствуйте, ребята! Зачем вам аптечка? Знаете ли вы, что человек с самого начала своего существования искал защиты у природы? При травмах, заболеваниях человек искал помощи в мире растений. Постепенно люди узнавали о целебных свойствах растений для организма. Наша земля щедра. Каждое растение имеет чудодейственную силу.
3 турист – Значит, будем искать помощи у природы, ведь мы находимся на лесной поляне.
Лесовичок - Посмотрите вокруг.
1 турист –Я нашёл подорожник.
2 турист – Я нашла чистотел.
3 турист – А как же ими воспользоваться?
Лесовичок – Нужно промыть листочек водой. немножко потереть, приложить к ране и привязать.
Туристы (хором) – Спасибо тебе, Лесовичок, за советы.
Сообщения детей о подорожнике и чистотеле.
По ходу урока дети презентуют свои работы.
5. Загадки.
-А теперь отгадайте загадку
Какая горькая трава имеет тысячи листочков?
Сообщение о тысячелистнике.
-А что это за растение? В саду рыжая красавица, нам лечиться помогает и нам это нравится.
Сообщение о календуле.
-
7. Дидактическая игра «Угадай растение»
-А теперь приглашаю всех отведать чаю необыкновенного – фиточаю.
(Учитель разносит на подносе стаканчики с отварами липы, ромашки, шиповника, мяты).
Упражнение «Интервью»
-Отвар какого растения вы пили? (Отвечают дети и гости)
Сообщения детей о мяте, шиповнике. ромашке и липе.
8. Закрепление.
-А теперь проведём небольшую викторину.
(На доске прикреплена ромашка. На каждом лепестке записан вопрос)
-Какие ещё лекарственные растения вы знаете?
-Когда и как вы лечились травами?
-Какие растения применяют при кашле?
-Что помогает при простуде?
-Какие растения используют для понижения температуры?
-Какой отвар нужно выпить, если болит живот?
-Какой отвар пьют для успокоения и крепкого сна?
-Отвар какого растения пьют для укрепления иммунитета и пополнения организма витамином С?
9. Оценивание.
-Вы сегодня все поработали плодотворно: нашли информацию, подготовили выступления, активно работали на уроке. (Детям вручаются смайлики «За творчество»)
10. Итог урока. Рефлексия.
- Вам понравилось наше путешествие?
-Что нового вы сегодня узнали о растениях?
-Вот и закрывается наша «Зелёная аптека». Вы узнали много нового о лекарственных растениях и их свойствах. И всё же это малая часть того, что известно науке. Я надеюсь в своей жизни вы будете расширять свои знания о чудесных свойствах растений и правильно используя их будете заботиться о своём здоровье.