МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРЕВАЛЬСКОГО РАЙОНА
РАЙОННОЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ
ОБЩЕСТВО «МЕРИДИАНЫ НАУК»
ПРОЕКТ «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ »
Работу выполнили:
учащиеся 4-А класса
ГОУ ЛНР «Артёмовская
специализированная школа №8»
Научный руководитель:
Куликова Елена Николаевна
Учитель начальных классов
ГОУ ЛНР «Артёмовская
специализированная школа №8»
Артёмовск – 2016
ПРОЕКТ «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ »
Дидактическая характеристика проекта
1.Тематическое направление проекта: социальное.
Проект направлен на поддержание активности и творчества учащихся, развитие навыков проблемного мышления.
2.Тип проекта: информационно – творческий, групповой.
3.Исполнители проекта: учащиеся и родители 4–А класса ГОУ ЛНР «Артёмовская школа №8, руководитель Куликова Е.Н.
4. Срок действия проекта: долгосрочный.
Проект «Земля - наш общий дом» рассчитан на учебный год, выполняется в учебное и во внеурочное время.
5. Объекты познания: экологические проблемы нашей планеты, родного города.
6. Ведущая проблема: познакомить ребят с проблемами, стоящими перед человечеством, сделать участниками созидательных процессов в развитии человеческого общества. «Детская проблема»: изучить экологические проблемы родного края, стать заботливым другом природы.
7. Способ решения проблемы: сбор информации, её обобщение, выполнение творческих заданий.
8. Образовательный продукт: презентация «Чем живёт планета Земля?», фотовыставка «Мой город», презентация «Наши добрые дела», памятки «Правила на всю жизнь», «Бережное отношение к природным ресурсам».
Дидактические цели проекта:
«Детская» цель проекта: «открыть» свою « планету» и стать её заботливыми хозяевами, как маленький принц из сказки А.Экзюпери.
Задачи проекта:
1)Усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;
2)Составление памяток экологической безопасности;
3)Поиск путей решения проблемы «Окружающий мир - Человек».
Актуальность проекта: работа по данной теме в рамках проекта позволит познакомить ребят с проблемами, стоящими перед человечеством, сделать школьников живыми участниками созидательных процессов в развитии человеческого общества. В процессе работы над проектом учащиеся смогут соотнести свое отношение к действительности с общечеловеческими мерками и ценностями. Данная тема призвана показать причастность каждого человека на планете к вопросам охраны окружающей среды.
Основная мысль проекта: «Земля - наш общий дом.
Этапы реализации проекта:
I.Подготовительный этап.
Подготовка к работе над проектом включает:
-формулирование цели проекта;
-постановка конкретных задач, планирование предстоящей деятельности.
На данном этапе ведется поисковая работа в группах по сбору интересных фактов по следующим темам:
Экологические проблемы планеты. I группа – «Экологи планеты»
Сбор материалов об экологических проблемах нашей планеты. На уроках и во внеурочное время учащиеся готовят сообщения, используя дополнительную научно-популярную литературу.
Экологические проблемы города . II группа – «Экологи города»
Сбор материалов об экологических проблемах нашего города.
Школьные экологические мероприятия. III группа – «Экологи школы»
Информирование о школьных экологических мероприятиях.
Учащимся предлагается оформить свои наблюдения в виде творческих работ.
Презентация «Наша планета» - I группа;
Фотовыставка «Пейзажи родного края» - II группа;
Презентация «Наши добрые дела» - III группа
II.Основной этап.
Во время заочного экологического путешествия учитель осуществляет знакомство учащихся с экологическими проблемами человечества, ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей .
Проблемные вопросы для поиска решения проблемы:
-Как человек связан с природой?
-Зависит ли здоровье человека от состояния окружающей среды?
-Каковы пути загрязнения природы?
-Какова роль человека в природе?
-Что мы можем сделать для сохранения своей планеты?
-Нужно ли человека занести в Красную книгу?
-Понятие «Экологическая безопасность»
- Загрязнение воды. Опасность для человека.
В чем опасность загрязнения воды? Рассмотри цепочку загрязнения. Сделай выводы.
- Загрязнение воздуха. Опасность для человека.
В чем опасность загрязнения воздуха? Рассмотри цепочку загрязнения. Сделай выводы.
-Организация свалок - самый дешёвый, но при этом недальновидный способ утилизации мусора.
2.Совместное «открытие» знаний.
Активное загрязнение окружающей среды привело к глобальной экологической
проблеме – разрушению среды существования человечества.
3.Практическая работа
Учащиеся получают задания по группам составить :
1 группа: памятку «Правила на всю жизнь» (экономия природных ресурсов)
2 группа: памятку «Запрещающие знаки» (правила поведения в лесу)
3 группа: Экологический словарик ( см. Приложение1)
III. Цикл практических дел на планете Земля.
- Операция «Галерея комнатных растений».
- Акция «Кормушка для птиц».
- Трудовой десант «Чистый мир».
- Работа по благоустройству цветников. Сбор семян для будущей клумбы.
- Практическая работа в микрорайоне школы (озеленение, операция «Птичий городок»).
- Экскурсии экологической направленности
Акция «Чтобы книжки дольше жили»
«Природа в нашем доме».
Учащимся предлагается разбиться на группы и провести природоведческие акции, поучаствовать в проектах.
Полученные материалы каждая группа обсуждает, анализирует, выбирает наиболее интересные для демонстрации и презентации. Учитель корректирует итоговые материалы.
Результаты и наблюдения оформляются в виде творческих работ.
IY.Обобщающий этап. Рефлексия.
Классный час «Чем живет планета Земля» с отчетами и презентациями групп.
(см. Приложение 2)
Презентация «Наша планета» - I группа;
Фотовыставка «Пейзажи родного края» - II группа;
Презентация «Наши добрые дела» - III группа.
Критерии оценивания:
-активность
-взаимодействие в группе
-самостоятельность
-поисковая деятельность
Рекомендуется оценивание по 10-бальной шкале.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Теоретические знания и навыки, полученные учеником в ходе реализации проекта «Земля – наш общий дом», станут базой:
• для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений;
•для проведения собственных исследований, наблюдений, умения сформировывать, обобщать результаты своих наблюдений;
• будут способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Влияние проекта на учащихся: у младших школьников на основе реализации проекта будет сформировано понимание о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности, нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным ценностям, в том числе и себе подобным, начальный опыт защиты окружающей среды.