Проектирование урока
Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сказать. Прочее все отложить и сказать в подходящее время. Квинт Гораций Флакк (65 до н.э. - 8 до н.э.),
римский поэт
Подготовка к уроку требует от учителя ответа на вопросы, которые отражают суть методики обучения: зачем учить? (цели); чему учить? (содержание); как учить? (методы, формы, средства обучения - технология). При этом учитель должен учитывать особенности процесса проектирования: временной фактор; целенаправленность, нормированность изменений, которые допустимы; специфику организации деятельности (собственной и обучающихся).
Проектировочное умение учителя - важнейший элемент в структуре индивидуального методического стиля деятельности и профессиональной мобильности учителя. Работа в проектном режиме можно рассматривать как результат ценностного самоопределения педагога, проявление его позиции.
Прежде, чем перейти к описанию эталонного проектирования урока учителем, т.е. проектирования, которое предполагает раскрытие творческого потенциала педагога, его опыта, накопленного в систематической работе при избрании определенной стратегии и тактики проведения урока, остановимся на индивидуальном методическом инструментарии учителя.
Индивидуальный методический инструментарий учителя следует, по нашему мнению, рассматривать с двух сторон в контексте ключевого слова «индивидуальный». Во-первых, по отношению к каждому ученику, используя индивидуализированный поход, во-вторых, по отношению к учителю. Прежде всего, определим структуру индивидуального методического инструментария учителя. Уточним, что он может быть универсальным, т.е. составляющим основу управления образовательным процессом на уроке для учителя и избирательным - селективным по отношению к конкретному ученику и в зависимости от ситуации.
Итак, структура универсального методического инструментария учителя (УМИУ) может быть составлена из: методов обучения,
коммуникативно-дидактических техник учителя, образовательных технологий. Структура УМИУ представлена в табл. 1.
Таблица 1.
Структура универсального методического
инструментария учителя
Составляющие элементы | Содержание |
I. Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный |
Эвристический |
Проблемный |
Исследовательский |
II. Коммуникативно-дидактические техники | Монолог: информационный, внушающий, эвристический |
Фронтальный и индивидуальный опросы |
Демонстрация, инструктаж |
Моделирование, деятельностный подход |
Задавание вопросов |
Диалог, полилог. |
III. Образовательные технологии | Технология критического мышления, Кейс-стади, «Шесть шляп мышления», проектная технология, модульные технологии и т.п. |
Для избирательного использования данного инструментария учителю необходимо знать психолого-педагогические особенности класса в целом и каждого ученика в отдельности, и, безусловно, уровни обученности учащихся и владения основными общеучебными умениями и универсальными учебными действиями. Эти знания важны как для определения измеримых целей, так и для обеспечения качественного образовательного процесса.
Понятие «проектирование» определяет два основных направления деятельности педагога:
- мысленное конструирование (замысел, проектная идея), которое воплощается в образовательном или управленческом проекте;
- целенаправленная деятельность по реализации данного проекта, которая заключается в формировании различного рода ресурсов, создании условий для реализации данного проекта, разработке инструментария для оценивания результативности проекта и т.д., то есть факторов, делающих данный проект реалистичным и реализуемым.
Мы уже упоминали, что в зависимости от требований к результату и формам представления продукта педагогическое проектирование может быть выполнено на концептуальном, содержательном, технологическом, процессуальном уровнях. Эти уровни наглядно могут быть представлены при проектировании урока.
На первом концептуальном уровне учитель определяет концепцию своего проекта. Это, прежде всего, обоснование актуальности проекта. Актуальность может быть раскрыта через содержательный аспект учебного материала, комплекс педагогических целей, возрастные особенности учащихся, дидактическую значимость (например, динамика формирования универсальных учебных действий), вариативность сценирования урока. Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание концепции объекта или на его прогностическое модельное представление. Продукт (в нашем случае проект обобщающего урока), полученный на этом уровне, носит универсальный характер
В концептуальной составляющей проектирования учитель также определяет проблемное поле проекта, ставит цели на двух уровнях:1) цели развития образовательного процесса (диагностические, познавательные, исследовательские); 2) цели профессионального и личностного роста учителя.
Рассмотрим сначала возможный вариант проблемного поля проекта на примере повторительно-обобщающего урока физики «Законы Ньютона. Силы в механике» (табл. 2).
Таблица 2
Проблемное поле |
Возможные блоки | Содержание блока |
Содержательная проблема | Необходимость разрешения противоречия между обязательностью усвоения всеми обучающимися предметных знаний по физике, предусмотренных образовательным стандартом (например, смысл понятия взаимодействие; физические величины: масса, сила; смысл физических законов ньютона, всемирного тяготения; виды взаимодействий и виды сил), подлежащие контролю, и личностными результатами каждого ученика, полученными этими же школьниками в процессе самостоятельной деятельности. Кроме того, формирование универсальных учебных действий (ууд) требует особого подхода к каждому обучающемуся |
Диалектико-технологическая проблема | Необходимость разрешения противоречия между использованием фронтальных средств обучения, необходимых для всего класса в целом и обеспечивающими выполнение плана урока и индивидуальными средствами. Последние предназначены для обеспечения личностного результата каждого ученика, достижение которого не может быть точно запланировано, но может быть спрогнозировано с большей или меньшей степенью вероятности |
Исследовательская проблема | Необходимость разрешения противоречия между традиционной дидактикой и методикой, без которых невозможно предметное обучение и вариативными образовательными технологиями, которые призваны реализовать личностно-ориентированный подход с компетентностным результатом |
Приведем примеры целей на каждом из указанных уровней (табл. 3).
Таблица 3
Цели проекта на двух уровнях
I. Цели развития образовательного процесса |
Диагностические | Определение зоны ближайшего развития учащихся (например, приращение объема вербальной и образной памяти, в чем причины затруднений, насколько эффективен прием табличного обобщения и сравнения, как главные формируемые на уроке надпредметные умения - сравнение и обобщение, способствовали развитию универсальных учебных действий) |
Познавательные | Определение результативности и эффективности, применяемых методических и дидактических приемов |
Исследовательские | Определение возможностей (рамок допусков, границ) проектного, вероятностного подхода к конструированию урока как педагогического события. Выявление достоинств и недостатков нетрадиционного проектно-сценарного варианта подготовки к уроку по сравнению с традиционным планированием. |
II.Цели профессионального и личностного саморазвития учителя |
Освоение учителем технологии «открытого», «вероятностного», вариативного образования. Овладение приемами и техниками планирования и проведения уроков, соответствующих требованиям нового общеобразовательного стандарта |
|
Продолжая рассматривать уровни, отметим, что содержательный уровень на уроке предполагает отбор материала. Например, в нашем случае это могут быть вопросы для фронтальной проверки знаний обучающихся, экспериментальные задания как фронтальные, так и индивидуальные, качественные и количественные задачи, таблицы и схемы и т.п.
На технологическом уровне учитель проектирует организационные формы управления образовательным процессом на уроке, т.е. определяет возможные виды деятельности учеников и их взаимодействие с учителем, отбирает подходящие технологии обучения.
Процессуальный уровень предполагает определение алгоритмов действий, дидактических средств, программных продуктов, методические рекомендации и т.п., которые носят универсальный характер и могут служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня.
В соответствии с замыслом учитель должен выбрать оптимальную дидактическую структуру урока. Для повторения и обобщения материала удобно использовать таблицы сравнения, в которых отражены все элементы знаний, подлежащие обязательному усвоению. В связи с этим дидактическая структура урока должна быть: полной; базироваться на трех основных частях: актуализации знаний, предъявлении ранее изученного материала на новом качественном уровне (систематизация знаний с помощью таблиц, формирование умений обобщения и сравнения) и закреплении, выполнении упражнений. Пример дидактической структуры приведен в табл.4.
Таблица 4
Дидактическая структура урока
№ | Этап урока | Затраты времени, мин. | Основные приемы, методы, формы работы |
1 | Организация начала занятия (мотивация) | 2 | Постановка цели, задачи урока |
2 | Проверка д/з | 7 | Первичная актуализация (проверка умения использовать знания при решении задач, знания основных элементов обязательного минимума содержания) |
3 | Подготовка к основному этапу занятия | | Актуализация знаний — блиц опрос с использованием приема «Светофор» |
4 | Системная актуализация | 28 | Составление обобщающей схемы теоретического материала или составление структурно-логических схем в группах |
5 | Контроль и самопроверка знаний | | Решение задачи с повторением алгоритма или ответы на нестандартные вопросы |
6 | Подведение итогов | 6 | Содержательные итоги, учащихся (оценивание выполнение мини-теста с использованием заданий ГИА, самооценка деятельности с использованием цифровых образовательных ресурсов) педагогические - слово учителя. Рефлексия |
7 | Окончание урока. Информация о д/з. | 2 | Краткое изложение требований к выполнению. Мотивация на будущее |
Приведем некоторые примеры вопросов, которые могут быть заданы учащимся на разных этапах урока (эти вопросы могут быть использованы учителем и в вариативном сценарии).
1. Что вас лично удивило или поразило при изучении теории Ньютона?
2. Вам повезло, вас вызвали к доске. Попробуйте оценить, сколько раз вы приобретали ускорение? Под действием каких тел возникали эти ускорения?
3. Какой из трех законов Ньютона является самым главным?
4. Оцените жесткость собственного позвоночника, если утром вы на 2-3 см длиннее, чем вечером? Проверьте!
5. У вас в руках две пружины. Сможете ли вы найти отношение их жесткостей, имея в распоряжении только линейку?
6. Почему с сумками в руках по скользкой дороге идти легче?
И, наконец, учитель проектирует (конструирует) вариативные сценарии урока.
Как любой проект, проект урока должен предусматривать минимум два саморазвивающихся сценария. При этом за основу учитель берет дидактическую структуру, а элементы вариативности разрабатывает дополнительно.
Следует подчеркнуть, что такая детальная проработка проекта урока особенно важна, когда учитель готовится к проведению открытого занятия. Такие занятия могут проводиться с различными целями. Например, для обобщения передового педагогического опыта, аттестации учителя, в процессе участия педагога в профессиональных конкурсах и т.п. В перечисленных случаях, и особенно в ходе конкурсных мероприятий, учитель должен уметь представить проект своего урока гостям, обосновать его, ответить на вопросы. После окончания урока учитель должен проанализировать проведенное занятие и вновь ответить на возникшие у гостей вопросы. Несмотря на кажущуюся трудоемкость подобного процесса, его результативность не оставляет сомнений в полезности такой работы. Можно отметить, как минимум, пять его положительных моментов этого процесса. Перечислим их: 1) это действенная форма повышения квалификации самого учителя и тех коллег, которые пришли на урок; 2) это фундамент для формирования системно-методического мышления учителя; 3) это способ совершенствования продуктивного взаимодействия учителя и ученика на уроке; 4) это основа для организации проектной деятельности школьников во внеурочное время; 5) это платформа для исследовательской и экспериментальной работы учителя.
Все ежедневные уроки учителей, так или иначе, опираются на описанный процесс проектирования. Все этапы не обязательно, да и не нужно детально прорабатывать каждый раз, готовясь к очередному уроку. В отличие от обычного урока, открытый урок - это итог длительной творческой работы учителя. Именно по этой причине проектирование такого урока обладает перечисленными выше возможностями.
Рекомендуемая литература
1. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская МП. Педагогическое проектирование: Учеб.пособие для высш. учеб. заведений [текст] / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
2. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое посо-бие[текст]/ М.М. Поташник, М.В. Левит- М.: Педагогическое общество России. - 112 с.
3. Чернобай Е.В. Проектирование учебного процесса учителем в современной информационной образовательной среде[текст]/Е.В. Чернобай. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 112 с.
4. Фещенко Т.С. Современный педсовет: руководство к действию. Методическое пособие [текст ] /Т.С. Фещенко •- М.: УЦ «Перспектива», 2010. - 176 с. С. 118.
! Задание
Разработайте проект обобщающе-повторительного урока, используя основные положения теоретического материала, изложенного выше. По схеме:
Тема урока:
Класс
Проблемное поле урока
Проблемное поле |
Возможные блоки | Содержание блока |
| |
Содержательная проблема | |
Диалектико-технологическая проблема | |
| |
Исследовательская проблема | |
|
Таблица 5
Цели проекта на двух уровнях
I. Цели развития образовательного процесса |
Диагностические | |
Познавательные | |
Исследовательские | |
П. Цели профессионального и личностного саморазвития учителя |
Таблица 6
Дидактическая структура урока
№ | Этап урока | Затраты времени, мин. | Основные приемы, методы, формы работы |
1 | Организация начала занятия (мотивация) | | |
2 | Проверка д/з | | |
3 | Подготовка к основному этапу занятия | | |
4 | Системная актуализация | | |
5 | Контроль и самопроверка знаний | | |
6 | Подведение итогов | |
7 | Окончание урока. Информация о д/з. | Краткое изложение требований к выполнению. Мотивация на будущее |
Сценарный (с кратким содержанием конкретного материала) план урока с возможными вариациями:
NB!Проектируя урок, попробуйте спрогнозировать его результаты, в соответствии со следующими положениями:
1. Наличие целеполагания. Измеримость целей?
2. Соответствие названия урока (темы) его назначению и содержанию?
3. Прогноз активности обучающихся на уроке, чем она должна быть обусловлена?
4. Степень и основания индивидуализации педагогических воздействий?
5. Оптимальность дидактической структуры урока.
6. Уместность и качество внутрипредметных связей.
7. Уместность и качество межпредметных связей, интеграции, метапредметных элементов.
8. Оптимальность выбора образовательных технологий.
9. Разнообразие и уместность методических приемов.
10. Оптимальность применения ИКТ, ЦОР(цифровые образовательные ресурсы).
11. Наличие заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий.
12. Реализация деятельностного подхода на уроке.
13. Содержательный и педагогический итог урока.
14. Оптимальность домашнего задания: по объему, по степени разъяснения, по уровню дифференциации и индивидуализации.
Что дает проектная технология учащимся:
- формирует информационную грамотность;
- учит практическому применению знаний;
- организует «учение через желание»;
- развивает самостоятельность и активность в учебном процессе;
- учит общению, сотрудничеству, дает коммуникативные навыки;
- дает возможности проявить творческие способности, выступить в наиболее привлекательной роли.