СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к уроку требует от учителя ответа на вопросы, которые отражают суть методики обучения: зачем учить? (цели); чему учить? (содержание); как учить? (методы, формы, средства обучения - техно­логия). При этом учитель должен учитывать особенности процесса проектирования: временной фактор; целенаправленность, нормиро­ванность изменений, которые допустимы; специфику организации деятельности (собственной и обучающихся).

Проектировочное умение учителя - важнейший элемент в струк­туре индивидуального методического стиля деятельности и профес­сиональной мобильности учителя. Работа в проектном режиме мож­но рассматривать как результат ценностного самоопределения педа­гога, проявление его позиции.

Прежде, чем перейти к описанию эталонного проектирования урока учителем, т.е. проектирования, которое предполагает раскры­тие творческого потенциала педагога, его опыта, накопленного в систематической работе при избрании определенной стратегии и тактики проведения урока, остановимся на индивидуальном методи­ческом инструментарии учителя.

Индивидуальный методический инструментарий учителя следу­ет, по нашему мнению, рассматривать с двух сторон в контексте ключевого слова «индивидуальный». Во-первых, по отношению к каждому ученику, используя индивидуализированный поход, во-вторых, по отношению к учителю. Прежде всего, определим струк­туру индивидуального методического инструментария учителя. Уточним, что он может быть универсальным, т.е. составляющим ос­нову управления образовательным процессом на уроке для учителя и избирательным - селективным по отношению к конкретному уче­нику и в зависимости от ситуации.

Итак, структура универсального методического инструментария учителя (УМИУ) может быть составлена из: методов обучения,

коммуникативно-дидактических техник учителя, образовательных технологий. Структура УМИУ представлена в табл. 1

 

Просмотр содержимого документа
«Проектирование урока»

Проектирование урока

Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сказать. Прочее все отложить и сказать в подходящее время. Квинт Гораций Флакк (65 до н.э. - 8 до н.э.),

римский поэт


Подготовка к уроку требует от учителя ответа на вопросы, которые отражают суть методики обучения: зачем учить? (цели); чему учить? (содержание); как учить? (методы, формы, средства обучения - техно­логия). При этом учитель должен учитывать особенности процесса проектирования: временной фактор; целенаправленность, нормиро­ванность изменений, которые допустимы; специфику организации деятельности (собственной и обучающихся).

Проектировочное умение учителя - важнейший элемент в струк­туре индивидуального методического стиля деятельности и профес­сиональной мобильности учителя. Работа в проектном режиме мож­но рассматривать как результат ценностного самоопределения педа­гога, проявление его позиции.

Прежде, чем перейти к описанию эталонного проектирования урока учителем, т.е. проектирования, которое предполагает раскры­тие творческого потенциала педагога, его опыта, накопленного в систематической работе при избрании определенной стратегии и тактики проведения урока, остановимся на индивидуальном методи­ческом инструментарии учителя.

Индивидуальный методический инструментарий учителя следу­ет, по нашему мнению, рассматривать с двух сторон в контексте ключевого слова «индивидуальный». Во-первых, по отношению к каждому ученику, используя индивидуализированный поход, во-вторых, по отношению к учителю. Прежде всего, определим струк­туру индивидуального методического инструментария учителя. Уточним, что он может быть универсальным, т.е. составляющим ос­нову управления образовательным процессом на уроке для учителя и избирательным - селективным по отношению к конкретному уче­нику и в зависимости от ситуации.

Итак, структура универсального методического инструментария учителя (УМИУ) может быть составлена из: методов обучения,

коммуникативно-дидактических техник учителя, образовательных технологий. Структура УМИУ представлена в табл. 1.

Таблица 1.

Структура универсального методического

инструментария учителя

Составляющие элементы

Содержание

I. Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный

Эвристический

Проблемный

Исследовательский

II. Коммуникативно-дидактические техники

Монолог: информационный, внушающий, эвристиче­ский

Фронтальный и индивидуальный опросы

Демонстрация, инструктаж

Моделирование, деятельностный подход

Задавание вопросов

Диалог, полилог.

III. Образовательные тех­нологии

Технология критического мышления, Кейс-стади, «Шесть шляп мышления», проектная технология, мо­дульные технологии и т.п.


Для избирательного использования данного инструментария учи­телю необходимо знать психолого-педагогические особенности класса в целом и каждого ученика в отдельности, и, безусловно, уровни обученности учащихся и владения основными общеучебны­ми умениями и универсальными учебными действиями. Эти знания важны как для определения измеримых целей, так и для обеспечения качественного образовательного процесса.

Понятие «проектирование» определяет два основных направле­ния деятельности педагога:

- мысленное конструирование (замысел, проектная идея), кото­рое воплощается в образовательном или управленческом проекте;

- целенаправленная деятельность по реализации данного проекта, которая заключается в формировании различного рода ресурсов, создании условий для реализации данного проекта, разработке инст­рументария для оценивания результативности проекта и т.д., то есть факторов, делающих данный проект реалистичным и реализуемым.

Мы уже упоминали, что в зависимости от требований к результа­ту и формам представления продукта педагогическое проектирование может быть выполнено на концептуальном, содержательном, технологическом, процессуальном уровнях. Эти уровни наглядно могут быть представлены при проектировании урока.

На первом концептуальном уровне учитель определяет концеп­цию своего проекта. Это, прежде всего, обоснование актуальности проекта. Актуальность может быть раскрыта через содержательный аспект учебного материала, комплекс педагогических целей, возрас­тные особенности учащихся, дидактическую значимость (например, динамика формирования универсальных учебных действий), вариа­тивность сценирования урока. Концептуальный уровень проектиро­вания ориентирован на создание концепции объекта или на его про­гностическое модельное представление. Продукт (в нашем случае проект обобщающего урока), полученный на этом уровне, носит универсальный характер

В концептуальной составляющей проектирования учитель также определяет проблемное поле проекта, ставит цели на двух уров­нях:1) цели развития образовательного процесса (диагностические, познавательные, исследовательские); 2) цели профессионального и личностного роста учителя.

Рассмотрим сначала возможный вариант проблемного поля про­екта на примере повторительно-обобщающего урока физики «Зако­ны Ньютона. Силы в механике» (табл. 2).

Таблица 2

Проблемное поле

Возможные блоки

Содержание блока

Содержательная проблема

Необходимость разрешения противоречия меж­ду обязательностью усвоения всеми обучающи­мися предметных знаний по физике, предусмот­ренных образовательным стандартом (например, смысл понятия взаимодействие; физические ве­личины: масса, сила; смысл физических законов ньютона, всемирного тяготения; виды взаимо­действий и виды сил), подлежащие контролю, и личностными результатами каждого ученика, полученными этими же школьниками в процес­се самостоятельной деятельности. Кроме того, формирование универсальных учебных дейст­вий (ууд) требует особого подхода к каждому обучающемуся

Диалектико-технологическая проблема

Необходимость разрешения противоречия меж­ду использованием фронтальных средств обуче­ния, необходимых для всего класса в целом и обеспечивающими выполнение плана урока и индивидуальными средствами. Последние пред­назначены для обеспечения личностного резуль­тата каждого ученика, достижение которого не может быть точно запланировано, но может быть спрогнозировано с большей или меньшей степенью вероятности

Исследовательская проблема

Необходимость разрешения противоречия меж­ду традиционной дидактикой и методикой, без которых невозможно предметное обучение и ва­риативными образовательными технологиями, которые призваны реализовать личностно-ориентированный подход с компетентностным результатом




Приведем примеры целей на каждом из указанных уровней (табл. 3).

Таблица 3

Цели проекта на двух уровнях

I. Цели развития образовательного процесса

Диагностические

Определение зоны ближайшего развития учащихся (напри­мер, приращение объема вербальной и образной памяти, в чем причины затруднений, насколько эффективен прием таб­личного обобщения и сравнения, как главные формируемые на уроке надпредметные умения - сравнение и обобщение, способствовали развитию универсальных учебных действий)

Познавательные

Определение результативности и эффективности, применяе­мых методических и дидактических приемов

Исследователь­ские

Определение возможностей (рамок допусков, границ) про­ектного, вероятностного подхода к конструированию урока как педагогического события. Выявление достоинств и недос­татков нетрадиционного проектно-сценарного варианта под­готовки к уроку по сравнению с традиционным планировани­ем.

II.Цели профессионального и личностного саморазвития учителя

Освоение учителем технологии «открытого», «вероятностного», вариативного об­разования. Овладение приемами и техниками планирования и проведения уроков, соответствующих требованиям нового общеобразовательного стандарта



Продолжая рассматривать уровни, отметим, что содержательный уровень на уроке предполагает отбор материала. Например, в на­шем случае это могут быть вопросы для фронтальной проверки знаний обучающихся, экспериментальные задания как фронталь­ные, так и индивидуальные, качественные и количественные зада­чи, таблицы и схемы и т.п.

На технологическом уровне учитель проектирует организацион­ные формы управления образовательным процессом на уроке, т.е. определяет возможные виды деятельности учеников и их взаимо­действие с учителем, отбирает подходящие технологии обучения.

Процессуальный уровень предполагает определение алгоритмов действий, дидактических средств, программных продуктов, методи­ческие рекомендации и т.п., которые носят универсальный характер и могут служить методологической основой для создания аналогич­ных продуктов следующего уровня.

В соответствии с замыслом учитель должен выбрать оптималь­ную дидактическую структуру урока. Для повторения и обобщения материала удобно использовать таблицы сравнения, в которых от­ражены все элементы знаний, подлежащие обязательному усвоению. В связи с этим дидактическая структура урока должна быть: полной; базироваться на трех основных частях: актуализации знаний, предъ­явлении ранее изученного материала на новом качественном уровне (систематизация знаний с помощью таблиц, формирование умений обобщения и сравнения) и закреплении, выполнении упражнений. Пример дидактической структуры приведен в табл.4.

Таблица 4

Дидактическая структура урока

Этап урока

Затраты вре­мени, мин.

Основные приемы, методы, формы работы

1

Организация начала занятия (мотивация)

2

Постановка цели, задачи урока

2

Проверка д/з

7

Первичная актуализация (проверка умения использовать знания при решении задач, знания основных элементов обязательного минимума содержания)

3

Подготовка к основ­ному этапу занятия



Актуализация знаний — блиц опрос с использованием приема «Свето­фор»

4

Системная актуали­зация

28

Составление обобщающей схемы теоретического материала или со­ставление структурно-логических схем в группах

5

Контроль и самопро­верка знаний


Решение задачи с повторением ал­горитма или ответы на нестандарт­ные вопросы

6

Подведение итогов

6

Содержательные итоги, учащихся (оценивание выполнение мини-теста с использованием заданий ГИА, са­мооценка деятельности с использо­ванием цифровых образовательных ресурсов) педагогические - слово учителя. Рефлексия

7

Окончание урока. Информация о д/з.

2

Краткое изложение требований к выполнению. Мотивация на буду­щее

Приведем некоторые примеры вопросов, которые могут быть за­даны учащимся на разных этапах урока (эти вопросы могут быть ис­пользованы учителем и в вариативном сценарии).

1. Что вас лично удивило или поразило при изучении теории Ньютона?

2. Вам повезло, вас вызвали к доске. Попробуйте оценить, сколько раз вы приобретали ускорение? Под действием каких тел возникали эти ускорения?

3. Какой из трех законов Ньютона является самым главным?

4. Оцените жесткость собственного позвоночника, если утром вы на 2-3 см длиннее, чем вечером? Проверьте!

5. У вас в руках две пружины. Сможете ли вы найти отношение их жесткостей, имея в распоряжении только линейку?

6. Почему с сумками в руках по скользкой дороге идти легче?

И, наконец, учитель проектирует (конструирует) вариативные сценарии урока.

Как любой проект, проект урока должен предусматривать мини­мум два саморазвивающихся сценария. При этом за основу учитель берет дидактическую структуру, а элементы вариативности разраба­тывает дополнительно.

Следует подчеркнуть, что такая детальная проработка проекта урока особенно важна, когда учитель готовится к проведению откры­того занятия. Такие занятия могут проводиться с различными целями. Например, для обобщения передового педагогического опыта, атте­стации учителя, в процессе участия педагога в профессиональных конкурсах и т.п. В перечисленных случаях, и особенно в ходе конкурсных мероприятий, учитель должен уметь представить проект своего урока гостям, обосновать его, ответить на вопросы. После окончания урока учитель должен проанализировать проведенное занятие и вновь ответить на возникшие у гостей вопросы. Несмотря на кажущуюся трудоемкость подобного процесса, его результативность не оставляет сомнений в полезности такой работы. Можно отметить, как минимум, пять его положительных моментов этого процесса. Перечислим их: 1) это действенная форма повышения квалификации самого учителя и тех коллег, которые пришли на урок; 2) это фундамент для формирования системно-методического мышления учителя; 3) это способ совер­шенствования продуктивного взаимодействия учителя и ученика на уроке; 4) это основа для организации проектной деятельности школь­ников во внеурочное время; 5) это платформа для исследовательской и экспериментальной работы учителя.

Все ежедневные уроки учителей, так или иначе, опираются на описанный процесс проектирования. Все этапы не обязательно, да и не нужно детально прорабатывать каждый раз, готовясь к очередно­му уроку. В отличие от обычного урока, открытый урок - это итог длительной творческой работы учителя. Именно по этой причине проектирование такого урока обладает перечисленными выше воз­можностями.

Рекомендуемая литература

1. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская МП. Педагогическое проектирование: Учеб.пособие для высш. учеб. заведений [текст] / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Ко­лесниковой - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

2. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести от­крытый урок (современная технология). Методическое посо-бие[текст]/ М.М. Поташник, М.В. Левит- М.: Педагогическое обще­ство России. - 112 с.

3. Чернобай Е.В. Проектирование учебного процесса учителем в современной информационной образовательной среде[текст]/Е.В. Чернобай. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 112 с.

4. Фещенко Т.С. Современный педсовет: руководство к дейст­вию. Методическое пособие [текст ] /Т.С. Фещенко •- М.: УЦ «Пер­спектива», 2010. - 176 с. С. 118.

! Задание

Разработайте проект обобщающе-повторительного урока, ис­пользуя основные положения теоретического материала, изложен­ного выше. По схеме:

Тема урока:





Класс




Проблемное поле урока

Проблемное поле

Возможные блоки

Содержание блока



Содержательная проблема


Диалектико-технологическая проблема





Исследовательская проблема



Таблица 5

Цели проекта на двух уровнях

I. Цели развития образовательного процесса

Диагностические


Познавательные


Исследовательские


П. Цели профессионального и личностного саморазвития учителя

Таблица 6

Дидактическая структура урока

Этап урока

Затраты вре­мени, мин.

Основные приемы, мето­ды, формы работы

1

Организация начала за­нятия (мотивация)



2

Проверка д/з



3

Подготовка к основно­му этапу занятия




4

Системная актуализация



5

Контроль и самопро­верка знаний




6

Подведение итогов


7

Окончание урока. Ин­формация о д/з.

Краткое изложение требова­ний к выполнению. Мотива­ция на будущее

Сценарный (с кратким содержанием конкретного материала) план урока с возможными вариациями:










NB!Проектируя урок, попробуйте спрогнозировать его результа­ты, в соответствии со следующими положениями:

1. Наличие целеполагания. Измеримость целей?

2. Соответствие названия урока (темы) его назначению и содер­жанию?

3. Прогноз активности обучающихся на уроке, чем она должна быть обусловлена?

4. Степень и основания индивидуализации педагогических воз­действий?

5. Оптимальность дидактической структуры урока.

6. Уместность и качество внутрипредметных связей.

7. Уместность и качество межпредметных связей, интеграции, метапредметных элементов.

8. Оптимальность выбора образовательных технологий.

9. Разнообразие и уместность методических приемов.

10. Оптимальность применения ИКТ, ЦОР(цифровые образовательные ресурсы).

11. Наличие заданий, направленных на формирование универ­сальных учебных действий.

12. Реализация деятельностного подхода на уроке.

13. Содержательный и педагогический итог урока.

14. Оптимальность домашнего задания: по объему, по степени разъяснения, по уровню дифференциации и индивидуализации.

Что дает проектная технология учащимся:

- формирует информационную грамотность;

- учит практическому применению знаний;

- организует «учение через желание»;

- развивает самостоятельность и активность в учебном процессе;

- учит общению, сотрудничеству, дает коммуникативные навыки;

- дает возможности проявить творческие способности, высту­пить в наиболее привлекательной роли.