Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность»
Мизеева Анна Германовна.
ГКОУ «Куртамышская Кадетская школа-интернат» г. Куртамыш. Россия.
Проектная деятельность.
Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять исследовательскую работу, быть коммуникабельным. Именно это является залогом его успеха в жизни. Задача современной школы – воспитание успешной личности. Реализация этой задачи предполагает развитие ключевых компетенций обучающихся: учебно-управленческих умений, учебно-информационных умений, учебно-логических умений. Поэтому современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках географии.
В последнее время метод проектов становится все более популярным, с одной стороны, его направленностью на развитие ключевых компетенций, познавательных потребностей и мотивов обучающихся, а с другой стороны, он предоставляет хорошие возможности учителю для его творческой самореализации.
Изучение практики за несколько лет показывает, что роль самостоятельной работы на уроках географии возросла, особенно в ходе изучения нового учебного материала.
Сущность метода проектной деятельности заключается в личностно-ориентированном обучении. Содержание школьной географии обладает широкими возможностями для применения данной методики, что подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников основной и средней школы. Эти требования предполагают, что обучающиеся должны уметь прогнозировать (например, тенденции изменения природных и социально- экономических объектов и природно-территориальных комплексов в целом в результате хозяйственной деятельности человека). В планируемых результатах обучения программ по географии для общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения учащихся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные последствия изменения природных объектов под воздействием человека (например, рек, озер, болот, подземных вод), роста населения, изменение городского и сельского населения, развития системы городских поселений, хозяйства отдельных районов страны, своего региона и своей местности.
Современный выпускник школы должен уметь самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы (применять для их решения полученные на уроках знания), обладать критическим и творческим мышлением, богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.
Проектом называют какой-либо замысел, план, разработку. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной демонстрацией результатов. Главная идея проектной деятельности – стимулирование интереса обучающихся к определенным проблемам, решение которых предполагает овладение некоторой суммой знаний. Данная методика обеспечивает проблемно-поисковую познавательную деятельность обучающихся, выражающуюся в процессе создания проекта – прообраза (модели) предполагаемого или возможного природного или социально-экономического объекта (явления, процесса). Это могут быть макеты, карты, схемы, описания объектов. Таким образом, в основу данной методики положена прагматическая направленность на результат. Итоги выполненных проектов должны быть конкретными: решение теоретической проблемы, конкретная разработка. При этом учитываются развитие критического мышления и познавательных навыков обучающихся, их умение самостоятельно конструировать знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Для организации проектной деятельности в процессе обучения географии применяют учебники, атласы, рабочие тетради, практикумы и другие средства обучения, содержащие вопросы и задания, рассчитанные на использование активных методов обучения. Число таких вопросов возрастает от 6 к 10 классу. Так в учебнике В.П. Дронова и В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство. 9 класс» учитель может найти немало заданий типа «Мы -проектировщики» (создание проектов новых железных дорог, проектов развития нефтехимических комплексов Западной Сибири, проектов решения водных, экологических проблем ряда регионов страны). Обучающимся можно предложить составлять простейшие проекты-прогнозы по синоптическим картам, или свой вариант проекта освоения территории, план которой представлен в атласе. Мною уже накоплен определенный опыт проектирования в процессе изучения курса географии материков и океанов, например, изменений очертаний материков в отдаленном будущем по карте литосферных плит. Проект основывается на базе знаний основ теории движения литосферных плит.