Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа
город Волгореченск Костромской области»
Проектная деятельность на уроках окружающего мира в 1 классе
методическое пособие для учителя начальных классов
Выполнила: Смирнова Наталья Николаевна
Учитель начальных классов
Высшей квалификационной категории
Педагогический стаж 36 лет
Содержание
Пояснительная записка.
Теоретическая часть.
Методическая часть.
Практическая часть.
Список литературы.
Приложение.
Пояснительная записка
В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования определены направления внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое). Особое место в ФГОСе отводится проектной деятельности.
Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1) направлены на достижение конкретных целей;
2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4) в определенной степени неповторимы и уникальны.
Большинство детей приходит в первый класс с желанием учиться и достаточно высокой познавательной активностью. Кто-то уже умеет читать и даже писать, кто-то с родителями побывал в разных уголках нашей страны и в других странах. У всех детей – семилетний опыт освоения окружающего мира и общения с людьми рядом.
Стратегически начальная школа должна развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения возможно привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности. Общеучебные компетенции, сформированные в начальной школе, должны реализоваться впоследствии на всех ступенях образования.
Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация проектной и исследовательской деятельности с использованием информационных технологий. Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям: в рамках урочной деятельности со всеми учащимися и в дополнительном образовании с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы. В нашей школе осуществляется работа по этим двум направлениям, что дает возможность каждому ученику реализовать в полной мере свои устремления и способности.
Само понятие «Проект» заимствовано из латинского языка. Буквальный перевод – это «брошенный вперёд». В древнегреческой культуре оно означает «помеху, препятствие, задачу, вопрос». Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое. Это будет продукт, отношения, книга, фильм, модель, сценарий и так далее.
Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ:
1. Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.
2. Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.
3. Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
4. Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».
Цель работы над проектами в начальной школе: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи, реализующиеся в ходе проектной деятельности:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
Теоретическая часть
Какими дети рождаются, это от них не зависит. Но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умное руководство со стороны взрослых. У каждого ребёнка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться. Развитие творческих способностей не может проходить без развития мышления. Мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли. Не мыслям надо учить, а учить мыслить.
Толкование термина «проектная деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным. Проектная деятельность – это творчество. Но учащихся младших классов надо учить творить и при организации обучения творчеству мы исходим из следующих положений:
- Маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков. Следовательно, практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее.
- Творческую деятельность младшего школьника мы рассматриваем в совокупности с самостоятельной и не проводим резкой грани между ними, так как они тесно взаимосвязаны и одно способствует развитию другого. Самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы. Без такой самостоятельности сколько-нибудь серьёзно о творчестве говорить, пожалуй, нельзя. А творчество в нашей работе проявляется в том, что при единой для всех теме ученик создаёт свой вариант работы.
Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному».
Метод проектной деятельности
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, ощутимым и применимым в реальной практической деятельности.
Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Использование исследовательских методов предусматривает определенную последовательность действий: определение проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение методов исследования, анализ полученных данных, оформление конечных результатов (презентация, защита, демонстрация и пр.) В соответствии с этими определениями метод проектов можно отнести к технологиям обучения.
Метод проектов, как педагогическая технология, предполагает совокупность исследовательских, поисковых (эвристических), проблемных методов, творческих в сочетании с традиционными информационно- репродуктивными методами обучения, направленными на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.
Стадии работы над проектом — это «пять П»:
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация.
Анализируя свою деятельность, педагоги начальных классов часто сталкиваются с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями.
Для разрешения этих и некоторых других проблем необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они погружались бы в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Для решения этих задач как нельзя лучше подходит метод проектов, который позволяет организовать поисковую деятельность учащихся, обеспечить рост коммуникабельности учеников и развивает умения найти пути решения поставленных задач.
В процессе проектной деятельности учащиеся приобретут общеучебные умения и навыки:
1. Интеллектуальные умения:
- целеполагание
- планирование
- моделирование
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у учителя;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
6. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания:
- Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.
- Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».
- Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.
- Развитие у учащихся навыков самостоятельной работы в мыслительной и волевой сфере.
- Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации.
- Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.
- Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.
- Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные, психологические, физиологические и гигиенические особенности младших школьников.
Проблемы начальной школы:
- Низкая мотивация.
- Не могут применять знания.
- Не могут находить информацию.
- Не могут интегрировать знания.
- Не активны.
- Не коммуникабельны.
Необходимо научить учащихся:
- Усваивать информацию.
- Структурировать знания.
- Ориентироваться в обилии информации.
- Целенаправленно искать.
- Работать в группе, коллективе.
- Критически и творчески мыслить.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Методическая часть
Виды проектов по доминирующей деятельности:
- Исследовательский
- Практико-ориентированный
- Информационный
- Творческий
- Ролевой
Последовательность работы над проектом:
1. Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.
2. Выбор проблемы. Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя.
3. Выбор темы проекта по поставленной проблеме.
4. Определение цели и задач проекта.
5. Составление плана работы над проектом.
6. Сбор информации:
- анализ предметной и дополнительной литературы;
- опрос;
- использование коммуникативных источников;
- посещение музеев, выставок, библиотек.
7. Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.
8. Подведение итогов.
9. Защита проекта.
10. Конечный этап работы над проектом – рефлексия.
Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с учётом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.
Проекты отличаются друг от друга:
1. Результатом:
- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);
- мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
2. Числом детей:
-индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
-работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
-коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями,
одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т.д.);
3. Продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
4. Числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
5. Соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
6. Необходимостью привлечения взрослых.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. И вот таким завершением математической недели является концерт, сценарий которого разрабатывают сами ребята совместно с педагогом.
Подобная работа необходима в начальной школе. Она благоприятно сказывается на развитии детей, поэтому проектная деятельность должна стать обязательной частью учебного процесса. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные. совместно с родителями, индивидуальные проекты.
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом
I. Роль учителя.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
- консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;
- мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности - залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
- наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой.
II. Роль ученика.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
- выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
- выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций.
- оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.
Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.
Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Однако при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Практическая часть
В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.
В начале учебного года я провожу подготовительный этап, в который включаю: творческие работы учащихся (рисунки, поделки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
Затем дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, я расширяю рамки работы над проектом и включаю сюда не только рисунки и поделки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем, презентации проектов, видео проектов, защиту проектов.
По продолжительности подготовки, конечно, проект не превышает одной недели, в соответствии с возрастными особенностями детей. При оформлении своих проектов дети используют чаще всего бумажный вариант-это рисунки, небольшие тексты с информацией, фотографии, печатный вариант текстов и редко электронный вариант, презентацию (требуется помощь родителей). При защите своих проектов учащиеся учатся выступать перед аудиторией, уметь использовать наглядный материал, ориентироваться в нем, артистические умения. Делая первые шаги в проектной деятельности мы, конечно же, будем совершенствоваться в своих работах. Хочется, чтобы ученики научились находить разные способы добычи информации, ее представление. Совершенствовали свои познания и умения не только при работе с информацией, но и научались выбирать те темы, которые им интересны, и, через работу над проектами, могли самовыражаться, используя современные технологии; ставить самостоятельно проблему и решать ее. Взрослый будет выступать как направляющий.
Порядок действий в работе с проектами:
1. Знакомство с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Работа нал проектами
Паспорт проекта (На примере проекта « Наша малая родина»)
Участники проекта: учащиеся 1а класса
Руководитель: Смирнова Наталья Николаевна
Тема проекта: « Наша малая родина»
Тип проекта: исследовательский, индивидуальный
Учебный предмет: окружающий мир
Продолжительность проекта: 7 дней
Актуальность:
Наша малая родина – это место, где мы родились и живем. У нас есть места, которые нам очень нравятся, бываем там часто. Есть люди, живущие рядом с нами, мы их очень любим и можем рассказать о них.
Основополагающий вопрос: Что мы знаем о своем городе?
Цели проекта:
учить работать самостоятельно;
учить находить ответ на поставленный вопрос;
учить пользоваться дополнительными источниками информации;
формировать навыки мыслительной деятельности.
Задачи проекта:
организовать деятельность детей по сбору информации;
как можно больше узнать о своём городе;
сделать творческую работу: выполнить рисунок, аппликацию, фотомонтаж
Формирование УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Продукт: творческая работа
Область применения:
Защита учащимися проектов «Моя малая родина» на уроке окружающего мира.
Этапы проекта:
Ход проекта:
Организационный этап:
Проводится беседа, в результате которой ученики приходят к выдвижению гипотезы «Много ли мы знаем о своем городе?»
Формулирование исследовательских вопросов: о чем хочется узнать?
Каждый ученик выбирает одну из предложенных тем:
Основной этап:
1. Идет сбор информации по темам (самостоятельная работа)
2. Анализ собранной информации (в школе с учителем)
3. Оформление работ (самостоятельная работа)
4. Выполняются творческие работы (самостоятельная работа)
Заключительный этап:
1. Отчет о проделанной работе (на одном из уроков окружающего мира):
- выставка работ;
- выступление учащихся
- фотографирование проектов (учителем и учащимися )
- составление презентации проектов (учителем, с последующим показом на одном из уроков)
Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».
Тематическое планирование проектов по окружающему миру в 1 классе
№ | Тема | Базовые понятия | Виды деятельности учащихся | Универсальные учебные действия (УУД) |
1. | «Моя малая родина» Приложение 1 | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся: — фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; — находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; — интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; — составлять устный рассказ; — выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. |
2. | «Чудесные камни» Приложение 2 | Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — группировать объекты неживой природы (камешки); — различать гранит, кремень, известняк; —использовать представленную информацию для получения новых знаний, | Личностные УУД: Развивать эколого-этическую деятельность, формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы. Коммуникативные УУД: Отвечать на итоговые вопросы. Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения. |
3. | «Чудеса из листьев и их семян» Приложение 3 | Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; — узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; — группировать листья по различным признакам; — описывать внешний вид листьев какого-либо дерева; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Личностные УУД: Развивать эколого-этическую деятельность. Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Оценивать жизненные ситуации. Познавательные УУД: Сравнивать и группировать листья по различным признакам. Коммуникативные УУД: Отвечать на итоговые вопросы. Описывать внешний вид листьев какого-либо дерева. Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке. |
4. | «Моя семья» Приложение 4 | Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о жизни семьи; — называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; — рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; — оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; — интервьюировать членов семьи; — оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; — составлять экспозицию выставки; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Личностные УУД: Оценивать значение семьи для человека и общества; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи Познавательные УУД: Отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; интервьюировать членов семьи; оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; составлять экспозицию выставки. Коммуникативные УУД: Рассказывать о жизни семьи по рис. учебника; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи. Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать по плану; оценивать свои достижения на уроке. |
5. | «Собираем электрическую цепь» Приложение 5 | Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; — анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; - собирать простейшую электрическую цепь; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Личностные УУД: Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Познавательные УУД: Современные энергосберегающие бытовые приборы. Практическая работа: собирать простейшую электрическую цепь. Коммуникативные УУД: Обсуждать необходимость экономии электроэнергии; работать в паре; отвечать на итоговые вопросы. Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать по плану; оценивать свои достижения на уроке. |
6. | «Загрязнение и очищение воды» Приложение 6 | Расширение и уточнение представлений детей о загрязнении и очищении воды. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — прослеживать путь загрязнения и очищения воды; — практическая работа: проводить опыт по очистке загрязнённой воде; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Личностные УУД: Развивать эколого-этическую деятельность. Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Оценивать жизненные ситуации. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения. Познавательные УУД: Прослеживать по опыту путь загрязнения и очистки воды. Коммуникативные УУД: Уметь связно рассказывать о загрязнении и очищении воды. Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке. |
7. | «Исследуем снеговую воду» Приложение 7 | Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; — обсуждать источники появления загрязнений в снеге; — формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Личностные УУД: Развитие экологической этики. Познавательные УУД: Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений. Коммуникативные УУД: Обсуждать источники появления загрязнений в снеге. Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений. |
8. | «Мой класс и моя школа» Приложение 8 | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д. — коллективно составлять рассказ о школе и классе; — презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); — оформлять фотовыставку; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | Личностные УУД: Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности; умение слушать и уважать мнение других. Познавательные УУД: Фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д. Коммуникативные УУД: Формирование умений работы в группах, парах; коллективно составлять рассказ о школе и классе; умение доказать свою точку зрения; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); оформлять фотовыставку. Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по плану; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
9. | «Эти удивительные слоны» Приложение 9 | Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов. | Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить; — приводить примеры животных жарких районов; - описывать внешний вид слонов — устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Личностные УУД: Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Познавательные УУД: Находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку; рассказывать по плану о полученной информации; приводить примеры животных жарких районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли, участвовать в диалоге; отвечать на вопросы; составлять рассказ. Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять самоконтроль; оценивать свои достижения на уроке; формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по плану. |
10. | «Мои домашние питомцы» Приложение 10 | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; — фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; — составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; — презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); — оформлять фотовыставку; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | Личностные УУД: Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Познавательные УУД: Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы; фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; оформлять фотовыставку. Коммуникативные УУД: Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); фиксировать результаты наблюдений; обсуждать отношение к домашним питомцам; составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов). Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей, проговаривать последовательность действий. |
Список литературы.
1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач. школа. – 2005. - №9.
4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач. школа. – 2004. - №2.
5. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.
6. .Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
8. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
9. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
11. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.