«Проектная деятельность»
«Человек рождён для мысли и действий»,- говорили мудрецы
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Основоположником метода проектов является
американский философ-идеалист
Джон Дьюи (1859-1952)
Человек, по-настоящему мыслящий,
черпает из своих ошибок не меньше
познаний, чем из своих успехов.
Дж. Дьюи
В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г.
П.П. Блонский – философ, педагог-психолог
С.Т. Шацкий – педагог
Ученики и последователи Дж. Дьюи- развивали основную идею метода проектов - о рганизацию деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся.
« Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить…»
Проект
(«брошенный вперед» -лат.) 1) Реалистичный замысел, план о желаемом будущем, а также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т. д.) для создания какого-либо продукта. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. 2) Метод обучения , основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован при изучении любого предмета, а также межпредметного курса.
Проектирование –
процесс разработки проекта с фиксацией результата в какой-либо форме.
Основные этапы проектирования :
- обоснованный выбор будущего продукта;
- разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование;
- оформление;
- экономическая и экологическая оценка проекта и технологии.
Проектная деятельность –
процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей
Проектная деятельность
- форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.
Критерии
Традиционное обучение
Целевая установка учащихся
Проектное обучение
Получить хорошую отметку
Формы работы
Источники информации
Проявить свои способности
Индивидуальная
Как правило, один – два источника
Сочетание парной и индив. работы
Предметная область
источники из разных областей знания
Один учебный предмет
Характер работы по содержанию
Реферирование
Содержание полипредметно
Защита работы
Сочетание теор. и практ.методов исследования
Не обязательна
Обязательна
Типы учебных проектов
- Исследовательские
- Творческие
- Информационные
- Социально значимые
- Игровые
исследовательский
главной целью является
выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов
информационный
акцент поставлен на работу с информацией
и презентацию продукта
практико-ориентированный
нацелен на решение социальной проблемы прикладного характера
творческий
проект, центром которого является
творческий продукт -
результат самореализации
участников проектной группы
игровой
изначально определены лишь
роли участников и правила взаимоотношений
между ними, тогда как структура, форма
продукта и результаты остаются открытыми
Типы учебных проектов по затратам времени:
Краткосрочные (2-6 ч)
Среднесрочные (12-15 ч)
Долгосрочные
( четверть,триместр), полугодие,год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.
Классификация проектов по участникам
- групповые
- индивидуальные
- коллективные
Классификация проектов по уровню представления
- внутриклассные
- внутришкольные
- региональные
- международные
Классификация проектов по содержанию
- монопроекты
- межпредметные
- надпредметные
1 этап
подготовительный
практический
(конструкторский, технологический, создание продукта)
2 этап
заключительный (анализ полученных результатов,
выводы,оформление проекта, защита
3 этап
Подготовительный этап
- Проблема и выбор темы.
- Актуальность темы.
- Замысел и идея исследования.
- Объект и предмет исследования.
- Цель и задачи исследования.
- Гипотезы.
- Методы исследования.
- Критерии оценки результатов.
- Прогноз возможных негативных последствий.
- Способы коррекции, компенсации негативных последствий.
2 этап
ПРАКТИЧЕСКИЙ Начинание ( Погружение в проект)
- Формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися .
- Практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.
Планирование (Организационный)
2 этап
- Выбор и организация группы участников проекта.
- Определение направления работы, распределение ролей.
- Формулировка задачи для каждой группы,
- Способы источников информации по каждому направлению.
- Составление детального плана работы.
2 этап
Исследование. ( Осуществление деятельности)
- Поиск необходимой информации.
- Сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач.
- Изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.
- Изготовление продукта.
Заключительный
Выполнение . Защита проекта.
Обработка и оформление результатов проекта (презентация) Обсуждение полученных результатов.
3 этап
- На этом этапе определяются способы обработки полученных данных.
- Демонстрация творческой работы.
- Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию, выставку и т.д.
Виды презентаций проектов:
- Деловая игра
- Демонстрация видеофильма
- Научная конференция
- Научный доклад
- Путешествие
- Ролевая игра
- Соревнование
- Спектакль
- Экскурсия
Формы продуктов проектной деятельности
- Web – сайт
- Мультимедийный проект
- Анализ данных социологического опроса
- Праздник
- Видеофильм
- Выставка
- Газета, журнал
- Игра
- Коллекция
- Экскурсия
- Театральная постановка
Использование технологии проектного обучения способствует развитию таких качеств личности:
- самостоятельность
- целеустремленность
- ответственность
- инициативность
- настойчивость
- толерантность
Группа компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
- исследовательские
- социального взаимодействия
- оценочные
- информационные
- презентационные
- рефлексивные
Участвуя в проектной деятельности школьники демонстрируют:
- готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами;
- готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой;
- владение коммуникативными навыками, толерантностью;
- умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь»
Китайская пословица
Даже неудачно выполненный проект имеет положительное педагогическое значение.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!