Проектная идея «Обучение в потоке»
В последние годы уделяется очень много внимания проблемам математического образования, для решения которых написана и реализуется Концепция развития математического образования в Российской Федерации.




Для повышения качества обучения особое внимание уделяется индивидуализации обучения.
Принципы индивидуального подхода и организации учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся неоднократно обсуждались на конференциях и семинарах нашего города.
Индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения можно, используя технологию «Обучения в потоке». Данная технология зародилась в образовательно-коммуникативной среде «Санкт-Петербургской гимназии “Альма Матер”». Приведём её краткую характеристику.
Планирование и достижение актуальных образовательных результатов учащихся через:
- повышение уровня мотивации изучения учащимися учебных предметов;
- расширение возможностей создания ситуаций успеха путём учета различий в темпах образовательной деятельности учащихся;
- создание условий для более полной реализации профессионального потенциала педагогов за счёт дифференциации учебных групп учащихся и формирования команды педагогов, ориентированных на общий образовательный результат.
Обучение в потоке организуется в том случае, если наблюдается явное расслоение учеников параллели по темпу учебной работы. Потоковое обучение осуществляется в группах переменного состава в зависимости от темпа учебной работы. При изменении показателей по результату работы учащийся может быть переведён в другую предметную группу: как с увеличением, так и с замедлением темпа.
Таким образом, отличительными особенностями обучения в потоке являются:
Дифференциация внутри учебной параллели со сложившимися классными коллективами
Вариативность содержания, методов и интенсивности обучения
Темп учебной работы и его критерии: особенности концентрации внимания и работоспособность, уровень развития познавательного интереса, самостоятельность учебной деятельности (медленный темп (очень медленный темп), средний и высокий).
Особенности организации учебной работы в группах потока
Ученик может обучаться одновременно в разных группах по разным учебным предметам (русский язык - быстрый, английский язык – средний, математика – медленный темп). При изменении показателей по результату работы учащийся может быть переведен в другую группу.
Распределению учащихся по группам потока предшествует согласование позиций психологической службы, врача, учителей потока и классных руководителей. Окончательное формирование групп происходит после согласования их состава с учениками и родителями.
Ротация – одна из отличительных особенностей обучения в потоке – своевременный переход в группу с другим темпом. Для существования возможности ротации занятия по учебному предмету проводятся одновременно, прохождение программного материала идёт параллельно. Возможность перехода в другую группу рассматривается на рабочих совещаниях со специалистами и педагогами. Поэтому должны неукоснительно соблюдаться единые требования во всех группах потока:
- единые организационные правила;
- единое планирование;
- единые задания, с разницей в их количестве по каждому уровню в зависимости от темпа;
- единые контрольные работы.
Положительные результаты обучения в потоке (в чём преимущество данной технологии)
Ученик
Благодаря разделению учащихся на группы со сходным темпом работы по учебному предмету повышается концентрация внимания каждого ученика, его мотивация и степень самостоятельности. В результате ученик, работая с максимально быстрым для него темпом работы, имеет возможность предупреждать неуспешность своей познавательной деятельности.
Учитель
Изменение позиции учителя: развитие личностно-ориентированного подхода, повышение квалификации на основе взаимообучения, удовлетворённость результатами.
Родитель
Изменение позиции родителей: преодоление стереотипа «деление детей по способностям», расширение и углубление представлений родителей о возможностях своего ребёнка, перспективах его развития и, как следствие, повышение ответственного участия родителей в учебном процессе.
Потенциальные риски внедрения технологии «Обучение в потоке»:
- неподготовленность кадрового состава для работы по технологии;
- снижение успеваемости в адаптационный период;
- несвоевременный перевод ученика в группу с другим темпом работы;
- дополнительные финансовые и материальные затраты.
Цель данного проекта: апробация технологии «Обучение в потоке» на уроках математики
Задачи:
- собрать команду коллег-единомышленников, желающих участвовать в эксперименте;
- изучить теоретические основы технологии и ознакомиться с результатами её внедрения (изучить опыт коллег гимназии Альма Матер);
- составить план внедрения технологии «Обучение в потоке»;
- провести серьёзную работу по информированию учащихся и их родителей для привлечения в эксперимент;
- разработать основные критерии организации обучения в потоке на основе дифференциации обучения групп переменного состава в зависимости от темпа учебной работы;
- подготовить материально-техническое оснащение для работы;
- составить смету расходов на внедрение технологии.
Почему мы, учителя математики лицея, решили использовать данную технологию:
- явное расслоение учеников по темпу учебной работы;
- подготовка к сдаче ЕГЭ по математике на разных уровнях (базовый, профильный);
- количество учащихся в параллели позволяет ввести новую форму организации образовательного процесса;
- многие старшеклассники готовы самостоятельно сделать осознанный выбор;
- достаточное количество учителей математики, готовых работать в команде;
- возможность осуществить движение учебных групп по учебному плану на одном уроке.
Понятно, что любой эксперимент требует ответственного отношения от организаторов и участников. Серьёзная нагрузка ложится на педагога-психолога, учителей-предметников (задания на предпочтение учебного материала, обсуждение, дополнительные совещания, анализ результатов, отслеживание динамики и т.п.). Предполагаем, что будут проблемы с формированием групп на организационном этапе, проблемы с изменением позиции родителей. Необходимо учитывать и то, что дети будут прибывать в лицей из других учреждений, будут находиться в состоянии выбора профиля обучения, попадут в новый классный коллектив. Это – стрессовая ситуация, и не каждый согласится участвовать ещё в каком-то эксперименте.
Поэтому на начальном этапе не нужно стремиться создать множество групп, принуждать детей и родителей к участию в апробации технологии. Но, вероятно, мы сможем сформировать несколько групп и начать эту работу в следующем учебном году. Предполагаем, что количество детей в группах с высоким темпом учебной работы на уроках математики будет небольшим. Для апробации технологии выбран элективный учебный предмет «Практикум по математике», изучаемых во всех классах параллели (1 ч в неделю), программу которого мы и так собирались изменить в следующем учебном году.
Первоначально необходимо решить следующие вопросы:
Передача психолого-педагогических характеристик учащихся из основных школ специалистам лицея для более качественного формирования групп потока;
Обмен опытом с авторами технологии;
Увеличение кадрового состава психологической службы;
Решение организационных вопросов перед началом учебного процесса (расписание);
Материальное поощрение специалистов и педагогов, участвующих в эксперименте.
По итогам эксперимента, в конце учебного года, должен быть сделан вывод о целесообразности использования технологии обучения в потоке, опыт осмыслен, обобщён и только потом описан в нормативных документах (программа развития и т.п.)
Не ошибается тот, кто ничего не делает!
Дополнительно
Домашняя работа направлена на отработку одного навыка, но различается степенью сложности, самостоятельности, объёмом и содержанием. Подбирается так, чтобы время на выполнение в группах было примерно одинаковым.
Монографическое изучение учащихся (з ребёнка)
Эффективное ускорение темпа учебной работы ребёнка обеспечивается: за счёт мотивации, за счёт самостоятельности познавательной деятельности.
Работа с родителями
Подготовительный этап – изучаются запросы родителей в отношении темпа обучения их детей (индивидуальные и групповые беседы, анкеты).
Организационный этап – общее родит собрание, разные виды информационного пространства, определение группы потока.
Адаптационный период – тесная связь с родителями, индивид встречи с учителями, открытость к диалогу.
Конструктивно-диагностический этап – коллективные и индивид встречи,, конкретные рекомендации.
Обобщающий этап – итоговое анкетирование родителей, отзывы о потоковом обучении.
План внедрения технологии «Обучение в потоке». Этапы: подготовительный, организационный, адаптационный, конструктивно-диагностический (диагностика, рефлексия и т.д., раз в триместр), перспективный план (на следующий год, 11 классы и обсуждение в сетевых группах).