МБОУ « Белорецкий лицей-интернат»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Подвижные игры как средство повышения интереса у детей младшего школьного возраста к физической культуре»
Разработчик проекта:
Косарева Виктория Петровна
Учитель физической культуры
МБОУ «Белорецкий лицей-интернат»
Руководитель проекта:
Зайнетдинова Г.З.
Белорецк-2016
Актуальность. В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются среди отстающих не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.
Изучение материалов исследований (Глазырина Л.Д., Кудрявцев В.Г., Ефименко Н.И., Симошина Л.К., Чернышенко Ю.К., Шебеко В.М.) показало, что в настоящее время активно ведется поиск путей физического и духовного оздоровления школьников, формирования у них нравственно-ценностной мотивации занятий физической культурой, воспитания интереса к физическим упражнениям на основе жизненной потребности быть здоровым, ловким, сильным.
На сегодняшний день основной целью физического воспитания на любом этапе онтогенеза является формирование физической культуры личности. Начало этого процесса приходится на ранний школьный возраст. Именно в эти годы, от 7 до 12 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка. Поэтому основной задачей школьных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка.
Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в школе и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Чрезмерно большая двигательная активность, в результате также происходит нарушение оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка.
Следовательно, нашим детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.
Игра представляет собой первую доступную для школьников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое школьником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьника (Запорожец А.В.).
На наш взгляд, ведущее место в удовлетворении биологических потребностей ребенка-школьника в движении занимают подвижные игры. Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.
По определению А.В. Запорожца, подвижные игры представляют собой первую доступную для школьников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений.
Многие исследователи: Кокорева О.И., Осокина Т.П., Тимофеева Е.А., Полтавцева Н.В., Степаненкова Э.Я. – констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния, школой управления собственным поведением.
Когда речь заходит о физическом воспитании детей младшего школьного возраста, мы все, следуя традиции, прежде всего, представляем себе бег, прыжки, лазание по канату и другие гимнастические упражнения. Однако, обучая детей спортивным играм, можно решать следующие задачи: укреплять здоровье, прививать спортивные навыки, которые обязательно понадобятся во взрослой жизни, формировать такие нравственные качества, как умение добиваться цели и сотрудничать, проявлять выдержку и настойчивость, действовать в коллективе, в команде. Следовательно, физическое воспитание – есть основа основ школьного воспитания. Физическое упражнения, спортивные игры и развлечения создают хорошее самочувствие, “заряжают” ребенка бодростью и энергией.
Знакомясь с играми разных времен и народов, в основе которых лежат активные двигательные действия, школьник включается в осознанный процесс совершенствования своих двигательных навыков, различных физических качеств, необходимых в дальнейшей жизни, вырабатывает волевое поведение. Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игры-аттракционы, игры с речитативом и счетом, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, улучшают качество звукопроговаривания, помогают усвоению математических представлений, т.е. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.
Использование в школьном возрасте игр с элементами спорта, как средства и формы организации физического воспитания, обеспечивает единство личностного, физического и психического развития ребенка, создает условия для гуманизации педагогического процесса, превращает ребенка из объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию. Обучение этим играм обеспечивает всем детям равные права в овладении ценностями физической культуры и каждому ребенку право выбора, предоставляет возможности для проявления личных интересов и способностей. Естественно, что достичь этих результатов возможно при условии ненасильственного стимулирования моторного развития.
Игры с элементами спорта требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве. Они являются высшей формой обычных подвижных игр. Ребенок в кратчайшие промежутки времени должен увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника, положение мяча, шайбы), оценить, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это требует от играющих развития определенных умений и навыков.
Игры с элементами спорта отличаются большим разнообразием взаимодействия сенсорных систем различной модальности, что также является важнейшим фактором совершенствования организации движений. По сравнению с подвижными играми, игры с элементами спорта более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм занимающихся шире и глубже.
Однако здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. У современных родителей необходимо формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребенка. “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте”. Поэтому одной из задач, стоящей перед педагогом, является установление доверительного делового контакта с родителями воспитанников, в ходе которого корректируется воспитательная позиция и родителей и педагога. Современные мамы и папы должны выступать не в качестве “зрителей” на спортивных праздниках и развлечениях, а в качестве активных участников.
Только совместная деятельность педагога, родителей и детей может дать значительные результаты. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение школьника к культуре здоровья.
Таким образом, назрела необходимость изменений в организации, содержании и методике использования подвижных игр в системе физического воспитания школьников, разработке новых педагогических, здоровьеформирующих технологий на их основе. Поэтому роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка школьного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
Это определило тему моего проекта: “Подвижные игры как средство повышения интереса у детей младшего школьного возраста к физической культуре”.
Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей школьного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх, отдельные элементы соревнования, не только возможны, но и целесообразны.
При обучении спортивным играм в школе необходимо формировать у детей положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям.
Цель проекта:
Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта.
Задачи:
Оздоровительные
1. Формировать представления о своем теле, о необходимости сохранения своего здоровья.
2. Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.
3. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
4. Удовлетворять потребность детей в движении.
Образовательные
1. Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д.).
2. Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).
3. Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
4. Развивать культуру движений и телесную рефлексию.
Воспитательные
1. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.
2. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.
3. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
4. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.
Гипотеза: если использовать подвижные игры, то повышается интерес у детей младшего школьного возраста к физической культуре.
Объект : подвижные игры.
Предмет: подвижные игры как средство повышения интереса у детей младшего школьного возраста к физической культуре.
База исследования: МБОУ «Белорецкий лицей-интернат».
Участники проекта.
Дети.
Педагоги.
Учитель по физической культуре.
Старшая медицинская сестра.
Директор.
Заместитель директора по учебной работе.
Родители.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.
2. Сформированность гигиенической культуры.
3. Улучшение соматических показателей здоровья.
4. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей.
2. Физическая и психологическая готовность детей к обучению в школе.
3. Педагогическая, психологическая помощь.
4. Повышение уровня комфортности.
Ресурсное обеспечение проекта:
Физкультурные уголки в классе.
Спортивный зал .
Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
Методический инструментарий (картотека подвижных игр, конспекты бесед, занятий и т.д.).
Подборка методической литературы “Физическая культура и оздоровление детей младшего школьного возраста”.
Литература:
1. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ОУ / Под ред. З.И. Берестовой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта для детей 7–12 лет. Программа “Играйте на здоровье” и технология ее применения в ОУ. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2004.
3. Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. – Режим для младшего школьника. – М.: Вентана – Графф, 2003. – 24 с.
4. Вареник Е.Н. – Физкультурное- оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
5. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. – Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.