СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная технология обучения на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для ученика проект – возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, результатом которого становится найденный способ решения проблемы, что носит практический характер, и очень значим для самих участников проектной деятельности. А для учителя учебный проект – дидактическое интегративное средство развития, обучения и воспитания своих учеников.

Просмотр содержимого документа
«Проектная технология обучения на уроках географии»

Проектная деятельность на уроках географии    Работу выполнила учитель географии  I кв. категории  МБОУ «СОШ №57»  г. Чебоксары  Попова О.Н.

Проектная деятельность на уроках географии

Работу выполнила учитель географии

I кв. категории

МБОУ «СОШ №57»

г. Чебоксары

Попова О.Н.

История вопроса Метод проектов возник во второй половине XIX в. в США как метод проблем, авторы - Дж.Дьюи, В.Х.Килпатрик. В 20-х гг. XX века получил распространение в советской школе. Широко стал применяться лишь 90-е годы XX века в связи с модернизацией географического образования.

История вопроса

  • Метод проектов возник во второй половине XIX в. в США как метод проблем, авторы - Дж.Дьюи, В.Х.Килпатрик.
  • В 20-х гг. XX века получил распространение в советской школе. Широко стал применяться лишь 90-е годы XX века в связи с модернизацией географического образования.
Что понимается под методом проектов.    «Проект» (от лат. projectus , брошенный вперед) – план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что-либо, намечать план ( Современный словарь иностранных слов ) ; «Проект» означает план, предположение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс технических документов ( Педагогический  словарь ) ; Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности». ( Е.С.Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования») .

Что понимается под методом проектов.

  • «Проект» (от лат. projectus , брошенный вперед) – план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что-либо, намечать план ( Современный словарь иностранных слов ) ;
  • «Проект» означает план, предположение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс технических документов ( Педагогический  словарь ) ;
  • Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности». ( Е.С.Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования») .
Основные требования к использованию метода проектов:   Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы  Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов  Самостоятельная деятельность учащихся Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов) Использование исследовательских методов , предусматривающих определенную последовательность действий: 1. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода

Основные требования к использованию метода проектов:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
  • Самостоятельная деятельность учащихся
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
  • Использование исследовательских методов , предусматривающих определенную последовательность действий:

1. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

2. выдвижение гипотез их решения;

3. обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

4. обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

5. сбор, систематизация и анализ полученных данных;

6. подведение итогов, оформление результатов, их презентация ;

7. выводы , выдвижение новых проблем исследования.

Типология проектов  Краеведческий проект «Геологическая история моего края» (размещение собранных сведений в стенгазете). По содержанию : Экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические

Типология проектов

Краеведческий проект «Геологическая история моего края» (размещение собранных сведений в стенгазете).

  • По содержанию :

Экологические,

физико-географические,

социально-экономические,

комплексные,

краеведческие,

историко-географические

Типология проектов  Исследовательский проект «Чистую воду – в каждый дом», «Как человек использует айсберги?» По способу преобладающей деятельности : познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские

Типология проектов

Исследовательский проект «Чистую воду – в каждый дом», «Как человек использует айсберги?»

  • По способу преобладающей деятельности :

познавательные,

творческие,

игровые,

практико-ориентированные,

исследовательские

Типология проектов По уровню интеграции : Монопредметные (выполняются на материале географии) Межпредметные(учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике) Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу)  Монопредметный проект «Природные ресурсы мира»

Типология проектов

  • По уровню интеграции :
  • Монопредметные (выполняются на материале географии)
  • Межпредметные(учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике)
  • Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу)
  • Монопредметный проект

«Природные ресурсы мира»

Типология проектов  «Создание туристического маршрута: к Азовскому морю»  По продолжительности выполнения проекта  средней продолжительности долгосрочные По включенность проектов в тематический план  текущие итоговые По количеству участников проекта  индивидуальные, групповые,

Типология проектов

«Создание туристического маршрута: к Азовскому морю»

  • По продолжительности выполнения проекта

средней продолжительности

долгосрочные

  • По включенность проектов в тематический план

текущие

итоговые

  • По количеству участников проекта

индивидуальные,

групповые,

Используемые типы учебных проектов:   информационный проект  – сбор, оформление и представление информации по определенной учебной теме. исследовательский проект  – проекты, требующие проведение эксперимента и анализа результатов творческий проект  – позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра.

Используемые типы учебных проектов:

  • информационный проект  – сбор, оформление и представление информации по определенной учебной теме.
  • исследовательский проект  – проекты, требующие проведение эксперимента и анализа результатов
  • творческий проект  – позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра.
Взаимодействие учителя и ученика в зоне ближайшего развития при работе над проектом   Сегодня Завтра

Взаимодействие учителя и ученика в зоне ближайшего развития при работе над проектом

Сегодня

Завтра

Примерная тематика проектов по географии В 5-6 классе чаще всего применяются игровые и познавательные проекты. Например, «Путешествие в глубь Земли», «Путешествие на воздушном шаре», «Природа – учебный географический класс», « В поисках затонувшего корабля», «Войди в природу другом», «По следам великих путешественников» и т. д. В 7 классе большая возможность для творческих проектов. Например, «Удивительная Африка», «Страна «Наоборот», «Репотаж из джунглей», и т.д. В 8-9 классах обширное пространство для творческих и исследовательских проектов. Таковыми могут быть, «Памятники всемирного культурного наследия на территории России», «Этнические традиции народов Поволжья», «Народные промыслы Центральной России» и др. В 10-11 классе тематика проектов очень обширная. Например, «Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем современности».

Примерная тематика проектов по географии

  • В 5-6 классе чаще всего применяются игровые и познавательные проекты. Например, «Путешествие в глубь Земли», «Путешествие на воздушном шаре», «Природа – учебный географический класс», « В поисках затонувшего корабля», «Войди в природу другом», «По следам великих путешественников» и т. д.
  • В 7 классе большая возможность для творческих проектов. Например, «Удивительная Африка», «Страна «Наоборот», «Репотаж из джунглей», и т.д.
  • В 8-9 классах обширное пространство для творческих и исследовательских проектов. Таковыми могут быть, «Памятники всемирного культурного наследия на территории России», «Этнические традиции народов Поволжья», «Народные промыслы Центральной России» и др.
  • В 10-11 классе тематика проектов очень обширная. Например, «Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем современности».
Темы проектов на элективном курсе «География мирового туризма» «Создание визитной карточки сраны»,  «Лучшие туристические маршруты мира», «Маршрут выходного дня по Республике Чувашия», «Просторы Родины моей» и др.  В конце учебного года каждый ученик выступает с защитой своего проекта «Лучшая турфирма».

Темы проектов на элективном курсе «География мирового туризма»

  • «Создание визитной карточки сраны»,
  • «Лучшие туристические маршруты мира»,
  • «Маршрут выходного дня по Республике Чувашия»,
  • «Просторы Родины моей» и др.
  • В конце учебного года каждый ученик выступает с защитой своего проекта «Лучшая турфирма».
Проект

Проект "Природные зоны в жизни людей» (учащиеся 7 – 8 класса)

I этап. Индивидуальные задания

Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов и указанием литературы для изучения по темам:

  • Учение о природных зонах
  • «Безмолвная» Арктика и «чуткая» Субарктика»
  • «Таежная зона»
  • Зона смешанных и широколиственных лесов
  • Лесостепи и степи
  • Полупустыни, пустыни, субтропики
  • «Многоэтажность» природы гор

II этап . Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям

III этап . Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов .

IV этап . Презентация проектов

Проект «Маршрут выходного дня»  (учащиеся 10 класса –эл.курс) I этап.  Индивидуальные задания   Каждый учащийся получает задание с перечнем вопросов и указанием литературы: «Храмы республики» «Святители земли Чувашской» «Лесная зона» «Национальные парки республики» «Старые улицы Чебоксар» «Музеи нашего города» и т.д.   II этап .  Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям  III этап .  Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов .   IV этап . Презентация проектов

Проект «Маршрут выходного дня» (учащиеся 10 класса –эл.курс)

I этап. Индивидуальные задания

Каждый учащийся получает задание с перечнем вопросов и указанием литературы:

  • «Храмы республики»
  • «Святители земли Чувашской»
  • «Лесная зона»
  • «Национальные парки республики»
  • «Старые улицы Чебоксар»
  • «Музеи нашего города» и т.д.

II этап . Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям

III этап . Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов .

IV этап . Презентация проектов

План действий учащихся в проекте Выбор темы проекта (исследования). Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы). Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы). Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага). Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага). Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат). Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой). Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

План действий учащихся в проекте

  • Выбор темы проекта (исследования).
  • Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
  • Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
  • Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
  • Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
  • Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
  • Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
  • Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
  • Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Мини-проекты Для формирования метапредметных результатов обучения и УУД на уроках географии я часто использую мини-проекты. На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются повторительно-обобщающие. Хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий. Возможно применение мини-проектов на 1, 2 или 3 уроках. Например, мини-проект по теме: «Путешествие по России» - два урока (8-9 класс), «Влияние климата на быт и хозяйственную деятельность человека»), «Для чего нужно знать обычаи и традиции народов мира?» (7 – 8 класс). Мини-проекты используются мной и на уроках ИКРК, где определенная темы «Весенне-летние обряды», «Осенне-зимние обряды», и т.д. изучаются в течение нескольких занятий. Возможно применение мини-проектов на нескольких уроках. Например, мини-проект по теме: «Чувашский дом», «Чувашская народная одежда»»Выдающиеся земляки» и т.д.

Мини-проекты

  • Для формирования метапредметных результатов обучения и УУД на уроках географии я часто использую мини-проекты. На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются повторительно-обобщающие. Хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий. Возможно применение мини-проектов на 1, 2 или 3 уроках. Например, мини-проект по теме: «Путешествие по России» - два урока (8-9 класс), «Влияние климата на быт и хозяйственную деятельность человека»), «Для чего нужно знать обычаи и традиции народов мира?» (7 – 8 класс).
  • Мини-проекты используются мной и на уроках ИКРК, где определенная темы «Весенне-летние обряды», «Осенне-зимние обряды», и т.д. изучаются в течение нескольких занятий. Возможно применение мини-проектов на нескольких уроках. Например, мини-проект по теме: «Чувашский дом», «Чувашская народная одежда»»Выдающиеся земляки» и т.д.
    Анкетирование  Я решил провести анкетирование среди ребят 5м класса. Я задал им такой вопрос:  Знаете ли вы, как человек может использовать айсберги? Нет 2.Да Если да то напишите для чего _____________________________ Опрос показал, что 17 учеников не знают что такое айсберг. И 5 человек знают, и дали такие ответы: для того чтобы на них плыть пингвинам. Для исследований. Чтобы переработать в воду. Большинство человек ответило: что не все знают, как можно использовать айсберг.  Поэтому я взял эту тему, чтобы рассказать, что такое айсберг  ПРОЕКТНАЯ РАБОТА  тема «Как человек использует айсберги» ВЫПОЛНИЛ УЧАЩИЙСЯ: 5 М КЛАССА КРЫЛОВ МАКСИМ

Анкетирование

Я решил провести анкетирование среди ребят 5м класса. Я задал им такой вопрос:

Знаете ли вы, как человек может использовать айсберги?

  • Нет 2.Да

Если да то напишите для чего _____________________________

Опрос показал, что 17 учеников не знают что такое айсберг.

  • И 5 человек знают, и дали такие ответы: для того чтобы на них плыть пингвинам. Для исследований. Чтобы переработать в воду.
  • Большинство человек ответило: что не все знают, как можно использовать айсберг.
  • Поэтому я взял эту тему, чтобы рассказать, что такое айсберг

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

тема «Как человек использует айсберги»

ВЫПОЛНИЛ УЧАЩИЙСЯ:

5 М КЛАССА КРЫЛОВ МАКСИМ

Макет айсберга. Я решил, что можно сделать макет айсберга. Решив, я захотел сделать столовой айсберг. Подумав, из чего делать, я решил, что можно сделать из пенопласта. В макете, я хотел показать какой айсберг на самом деле большой, сделав макет айсберга я поставил рядом с ним корабль, для сравнения величины. Для макета мне потребовалось: Толстый лист пенопласта размером 50мм Первый шаг: Лист пенопласта разрезать на половины, и еще раз на половины. Второй шаг: Взять маленькую половину листа и вырезать айсберг. Третий шаг Взять платформу для айсберга поставить на бумагу и раскрасить синим цветом и на айсберге нарисовать голубые полосы Четвёртый шаг: Взять другую маленькую половину, сделать отверстие и поставить туда айсберг.

Макет айсберга.

Я решил, что можно сделать макет айсберга. Решив, я захотел сделать столовой айсберг. Подумав, из чего делать, я решил, что можно сделать из пенопласта. В макете, я хотел показать какой айсберг на самом деле большой, сделав макет айсберга я поставил рядом с ним корабль, для сравнения величины.

Для макета мне потребовалось: Толстый лист пенопласта размером 50мм

Первый шаг: Лист пенопласта разрезать на половины, и еще раз на половины.

Второй шаг: Взять маленькую половину листа и вырезать айсберг.

Третий шаг Взять платформу для айсберга поставить на бумагу и раскрасить синим цветом и на айсберге нарисовать голубые полосы

Четвёртый шаг: Взять другую маленькую половину, сделать отверстие и поставить туда айсберг.

Туристический маршрут:  К Азовскому морю. Выполнила:  ученица 10 А  МБОУ «СОШ № 57  города Чебоксары  Ильина Екатерина

Туристический маршрут: К Азовскому морю.

Выполнила:

ученица 10 А

МБОУ «СОШ № 57

города Чебоксары

Ильина Екатерина

День 1  Выезд из Чебоксар в 03:00, едем 8 часов до Сызрани , в 11:50(обед в ресторане Престиж)  Билет только на автобус- 2500руб   Сызраньская область. В 11:50 (обед в ресторане Престиж) стоянка 1 час. Одному человеку можно хорошо поесть в пределах 250руб.

День 1 Выезд из Чебоксар в 03:00, едем 8 часов до Сызрани , в 11:50(обед в ресторане Престиж) Билет только на автобус- 2500руб

  • Сызраньская область. В 11:50 (обед в ресторане Престиж) стоянка 1 час.
  • Одному человеку можно хорошо поесть в пределах 250руб.
Итак, понятие «проект» снова вброшено в российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен.

Итак, понятие «проект» снова вброшено в российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен.