СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно – исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете по теме «Проектно – исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя»

Просмотр содержимого документа
«Проектно – исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Высоковская средняя школа»

Новодугинского района Смоленской области



















«Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя»

Автор: Круглова Н.А.

Учитель физической культуры













2017 год

Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя»

1 слайд: В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности обучающихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения ими задач теоретического и прикладного характера. Эта задача обуславливает необходимость повышения эффективности обучения, вооружению обучающихся методами и приемами самостоятельной учебной работы, выработке умения и потребности самостоятельного добывания знаний. От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Очень часто в современной педагогической литературе как синонимы рассматриваются понятия «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» или «проектное обучение». На самом деле между ними есть существенные отличия.

2 слайд: Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

3 слайд: Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

4 слайд: Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

5 слайд: Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

6 слайд: Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации. Но вместе с тем исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск, а, следовательно, отвечать как минимум трем условиям: 1) стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного; 2) непременно измерять все, что может быть измерено, по возможности показывать численное отношение изучаемого к известному; 3) всегда определять место изучаемого в системе известного.

7 слайд: Основными этапами проектной деятельности являются:

- Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

- Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

- Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

- Подготовка и защита презентации;

- Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

8 слайд: Основные этапы исследования:

- Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

- Постановка цели и конкретных задач исследования.

- Определение объекта и предмета исследования.

- Выбор метода (методики) проведения исследования.

- Описание процесса исследования.

- Обсуждение результатов исследования.

- Формулирование выводов и оценка полученных результатов

9 слайд: В настоящее время проектно-исследовательская деятельность классифицируется: 1) по составу участников; 2) по целевой установке; 3) по тематике; 4) по срокам реализации.

10 слайд: В практике используются следующие виды проектов:

- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

- творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

По срокам реализации работа может выполняться от одного урока до одного года.

11 слайд: Вам необходимо организовать проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися, если Вы хотите:

повысить мотивацию школьников к учению;

расширить свой творческий потенциал;

способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;

создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;

способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;

наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;

получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.

12 слайд: Проект - это «пять П.»:

Проблема

Проектирование (планирование)

Поиск информации

Продукт

Презентация

Шестое «П» проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

слайд: Виды презентаций проектов: деловая игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, игра с залом, научная конференция, доклад, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, реклама, ролевая игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д.

слайд: Проектная деятельность: роль учителя

Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

слайд: Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности?

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

Навыки коллективного планирования

Умение взаимодействовать с любым партнером

Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

Навыки делового партнерского общения

Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Менеджерские умения и навыки:

- Умение проектировать процесс (изделие).

- Умение планировать деятельность, время, ресурсы.

- Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

- Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов.)

16 слайд: Коммуникативные умения:

- Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

- Умение вести дискуссию

- Умение отстаивать свою точку зрения

- Умение находить компромисс

- Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки:

- Навыки монологической речи

- Умение уверенно держать себя во время выступления

- Артистические умения

- Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

- Умение отвечать на незапланированные вопросы

17 слайд: Рефлексивные умения:

- Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

- Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; - Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); - Умение находить несколько вариантов решения проблемы; - Умение выдвигать гипотезы; - Умение устанавливать причинно-следственные связи.

18 слайд: Вывод:

Школа будущего – школа проектов?
Проект - это метод обучения

- Может применяться на уроке и во внеурочное время.

- Ориентирован на достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален.

- Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

- Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проектирование - это содержание обучения

- Может быть частью предмета "Технологии", самостоятельным предметом, лечь в основу профильных спецкурсов.

Проект - это форма организации учебного процесса

- Может стать альтернативой классно-урочному обучению.